Проект : "В игры мы играем, речь развиваем"
учебно-методический материал по развитию речи

Воронина Юлия Владимировна

Проект : "В игры мы играем, речь развиваем"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_igry_my_igraem_rech_razvivaem.docx192.17 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №5 «Радость»  Базарный  Карабулак

Саратовской области»

ПРОЕКТ

«В игры играм,http://www.edu42.ru/sites/mbdou203/files/2014/11/17787_html_m31619f84-1024x775.jpg

речь развиваем»

Подготовил:

Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 5 «Радость»

                                        Воронина Юлия Владимировна

2015

Проект «В игры играем, речь развиваем».

Тип проекта познавательно – творческий

Участники проекта: дети, воспитатели, родители

Актуальность темы.

 Почему мы решили обратить свое внимание  к проблеме развития речи ребенка?

Человек не обладает речью при рождении, она формируется и развивается вместе с егоростом и развитием, то есть, практически, всю жизнь. Но это не означает, что речьразвивается сама по себе, без участия взрослых. Именно дошкольный возраст являетсясамым благоприятным для развития речи. То, что ребёнок не усвоил в дошкольномвозрасте, восполняется в более поздний период с большим трудом, а то и не восполняется совсем. Для того, чтобы ребёнок успешно обучался в школе, надо целенаправленнозаниматься развитием его речи. Ведь именно речь является источником получения знанийпо всем предметам школьного курса (от того, как ребёнок прочтёт и поймёт параграф,зависит, как он его потом расскажет). Именно с помощью речи ребёнок общается сокружающими, в том числе, с учителями, соответственно, чем правильнее он будетвыражать свои мысли, тем лучше его будут понимать.

По наблюдениям педагогов начальных классов, одна из основных проблем начинающих первоклассников — неумение говорить связно.

По данным российских учёных от 15 до 30 % дошкольников не развита связная речь, детине могут грамматически правильно оформить речевое высказывание.

Чаще всего у дошколят:

• Односложная речь, состоящая из одних простых предложений.

• Бедная речь - недостаточный словарный запас

• Замусоривание речи, употребление нелитературных слов и выражений, слов –«паразитов» А это результат просмотра телевизионных передач для взрослых

• Неумение грамотно и доступно сформулировать предложение, вопрос. Неспособностьпостроить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказатьтекст. (А к школе это умение приобрести просто необходимо)

Что порекомендовать для спасения положения? Игру.

Игру в разном её проявлении: в куклы и в настольную, дома и на сцене, на прогулке, в автомобиле, на природе — везде, где только можно.


Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Игра, протекающая в коллективе, предоставляет исключительно благоприятное условие для развития языка. Игра развивает язык, а язык организует игру. Играя, ребёнок учится, а ни одно учение немыслимо без помощи основного учителя – языка.

Известно, что в дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребёнку понятна сама необходимость приобретения знаний и способов действия. Ребёнок, увлечённый привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, усваивает новые речевые конструкции.

Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и самого себя, своё место в этом мире, накапливает знания, осваивает язык, общается.

Именно игра позволяет скорректировать возникающие возрастные проблемы и сложности в отношениях. Без игры жизнь ребѐнка  невозможна!

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и

всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Выполняя

игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные

импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и

запоминают, чем по прямому заданию взрослого.

Организуя игру, педагог занимает позицию включѐнного партнѐра:

он просит ребѐнка пояснить смысл действий, побуждая к ролевой речи и

беря на себя определѐнную роль.

Дети свободно проявляют свои игровые умения, самостоятельно сочиняют игру, придумывают новые сюжеты, обсуждая их, моделируют еѐ среду, изменяя еѐ в ходе развития сюжета.

Педагогическое сопровождение игр направлено на сохранение

самостоятельной игры и побуждения игрового творчества. Педагоги

стремятся пробудить у детей способность к импровизации, насыщении

сюжетов речью и  оригинальными событиями.

Таким образом, к феномену игры стоит относиться как к уникальному

явлению детства. Игра - это не только имитация жизни, это очень серьезная

деятельность, которая позволяет ребенку самоутверждаться, самовыражаться. Участвуя в различных играх, ребенок выбирает для себя

персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным

ценностям и социальным установкам. Игра становится фактором социального развития личности.

Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей. Игра — подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников.

Методологическая база проекта.

Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»  под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.- М.: «Мозаика – синтез», 2015 г.

В.В. Гербова Развитие речи в детском саду: старшая группа – М.: Мозаика –синтез, 2014 г.

О.С. Ушакова развитие речи детей 5-6 лет – М.: ТЦ СФЕРА, 2015 г.

Занятия с детьми 5-6 лет по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром. А.В. Никитина – СПб.: КАРО, 2011 г.

Г.Я. Затулина Конспекты комплексных занятий по развитию речи (старшая группа) – М.:, Педагогическое  общество России, 2007 г.

А.В. Печерога развивающие игры для дошкольников  - М.: ВАКО, 2008 г.

Лексические темы по развитию речи детей дошкольного возраста (старшая группа). Учебно -  методическое пособие – М., Центр педагогического образования, 2010 г.

Игровая деятельность на занятиях по развитию речи. Старшая группа. Автор – составитель О.И. Бочкарева – Волгоград: ИТД «Корифей»

З.И. Курцева Ты -  словечко, я – словечко … . Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей – М., изд. Баласс, 2002 г.

О.Жукова Развиваем логику и речь – М.: Астрель; СПб.: Сова, 2008 г.

Цели проекта:

Развитие речи детей как средства свободного общения с взрослыми и детьми  через игровую деятельность

Задачи проекта:

Создатьусловиядля игровой деятельности в группе и на участке;

Развивать все компоненты устной речи;

Формировать грамматический строй речи;

Обогащать активный, пассивный и потенциальный словарь детей;

Развивать связную речь, опираясь на речевой опыт детей, приобретенный во время игровой деятельности;

Учить вести диалог;

Развивать умения задавать вопросы;

Продолжать воспитывать интерес и любовь к чтению; развивать литературную речь;

Воспитывать желания и умения слушать литературные произведения, следить за развитием действия.

Продолжительность проекта: средней срочности

Сроки реализации проекта: декабрь 2014– февраль 2015г.

Планируемый результат проектной деятельности:

Повышение интереса детей к родному языку;

Обогащение активного и пассивного словаря детей;

Улучшение звуковой культуры речи, грамматического строя речи, связной речи детей;

Пополнение развивающей предметно – пространственной среды группы;

Изготовление творческих детско – родительских работ.

Этапы реализации проекта.

1 этап. Организационный

- определение задач воспитательно – образовательной работы;

- составление и обсуждение поэтапного плана работы;

- анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать;

- создание банка идей и предложений;

- планирование деятельности всех участников проекта;

- подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике;

- подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

- объединение  результатов коллективной деятельности в логике общего замысла

2 этап. Реализация проекта.

Включение каждого ребенка в игровую деятельность. Активное использование в совместной деятельности настольных дидактических игр.

Чтение художественной литературы. Развитие всех компонентов речи в ходе обсуждения прочитанных произведений, их обыгрывания, совместного сочинения сказок.

Развитие общения взрослых и детей в семье в процессе совместного чтения и творчества.

Рисование иллюстраций к сказкам по выбору детей.

Анкетирование родителей: анкета « Ребенок и книга».

Консультации для родителей: «Будем говорить правильно», «Игры с детьми по развитию речи детей».

Памятка для родителей  по развитию речи детей.

Памятка для родителей по развитию связной речи детей.

Выставка игрушек, созданных своими руками при помощи родителей.

Изготовление  дидактических игр по развитию речи воспитателями и родителями.

  1. этап. Заключительный.

1. Создание книги  сказок «Литературный альманах»

 2. Анализ проделанной работы.

     3. Смотр – конкурс дидактических игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Играем пальчики и речь развиваем»

«Играем пальчики и речь развиваем»О том, что тонкая (пальцевая) моторика и речевое развитие взаимосвязаны известно уже давно… В давние времена еще наши прапрабабушки, воспитывая детей, использовали та...

Играем с пальчиками - речь развиваем. Папка-передвижка

Предлогаю Вам папку-передвижку "Играем с пальчиками - речь развиваем". Здесь раскрыта взаимосвязь пальчиковых игр и развития речи. Приведены примеры игр и разбор их по уровням сложности....

"Играем по дороге речь развиваем"

Играть и заниматься с ребёнком не только в специальной обстановке, но так же можно поиграть по дороге домой или в детский сад. Данные игры помогают малышам развивать наблюдательность, внимание, память...

Семинар практикум для родителей "Пальчиками играем - маме помогаем - речь развиваем"

Семинар практикум для родителей "Пальчиками играем - маме помогаем - речь развиваем"...

«Пальчиками играем – моторику и речь развиваем»

laquo;Пальчиками играем – моторику и речь развиваем»Проблема развития мелкой моторики детей дошкольного возраста на протяжении многих лет актуальна для теории и практики дошкольного образ...

дидактические игры по развитию речи "Развиваем речь ирая"

Подборка дидактических игр по развитию речи для старших дошкольников. Предшкольная подготовка....