Долгосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе «Юные артисты».
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Титова Олёна Олеговна

Многие исследователи отмечают интерес детей к произведениям устного народного творчества. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Получает первое впечатление о ней. В разработке представлена работа по развитию речетворчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_yunye_artisty.doc901 КБ

Предварительный просмотр:

Долгосрочный творческий проект

по развитию речи в подготовительной группе 

«Юные артисты».

Актуальность проекта:

Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребёнок с малых лет.

Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской деятельности, и прежде всего в игре, в действиях с игрушками. Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки, выразительные песни, красочные предметы декоративно-прикладного творчества. Впечатления, полученные от их восприятия. Отражаются в самостоятельном словесном, песенном, изобразительном творчестве ребёнка.

Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование  в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.

Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Получает первое впечатление о ней.

Многие исследователи отмечают интерес детей к произведениям устного народного творчества. Формирование связной речи – одна из важнейших задач в качественной подготовке ребенка к школе. В разработке представлена работа по развитию речетворчества.

 Цель проекта:

- Формирование грамматического строя речи.

- Развитие познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества.

- Вызвать интерес к устному народному творчеству и помочь детям успешно войти в мир сказок, прибауток, с использованием различных методов и приёмов. 

- развивать внимание к языку, чувствовать и осознавать средства речевой выразительности.

Задачи проекта:

- Обосновать значение устного народного творчества в развитии речи детей.

- Знакомить детей с окружающим миром-природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.

- Приобщать родителей к процессу развития ребёнка средствами устного народного творчества используя различные методы и приёмы работы с родителями.

- развитие творческого мышления, детской фантазии.

Задачи:

Образовательные:

-учить развивать сюжет, использовать «сказочные» языковые средства;

-формировать творческое рассказывание, умение раскрывать тему, подчинять свою сказку определённой (основной) мысли;

-учить детей устанавливать многообразные связи в тексте произведения, давать оценку действиям и поступкам героев.

Развивающие:

-развивать традиции семейного чтения;

-развивать внимание к языку, чувствовать и осознавать средства речевой выразительности.

Воспитательные:

-создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки;

-прививать умение прийти на помощь в трудную минуту;

-воспитывать интерес и стремление к постоянному общению с книгой.

Ожидаемые результаты:

-дети знают алгоритм составления текстов сказочного содержания и умеют дополнять их описаниями и диалогами;

-пользуются речевыми формами выразительности речи в разных видах деятельности и повседневной жизни;

-повысился уровня речевого развития детей;

-повысился интерес к книге;

- активизировалась познавательная деятельность детей;

- пополнить знания о влиянии средств устного народного творчества на развитие речи детей. 

Участники проекта:  дети подготовительной группы, родители, воспитатели.

Тип проекта: творческо - театрализованный.

Продолжительность: 01.09.2016 г. - 30.05.2017 г.

Приоритетная познавательная область: речевое развитие, художественно - эстетическое развитие.

Необходимое оборудование: наглядный, иллюстрационный материал, подбор художественной литературы, материал для художественного творчества, дидактические игры, словесные игры, костюмы, аудио записи.

Этапы реализация долгосрочного проекта:

 1 этап - подготовительный

- составление плана работы:

- развитие речи детей  средствами народного творчества;

- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2 этап - практический

- работа с детьми в развитии речи дошкольников средствами устного народного творчества:

- разработать цикл занятий, мероприятий, развлечений, игр-имитаций по теме проекта;

- разработать систему педагогических воздействий по развитию речи детей  средствами фольклора (чтение стихов, потешек, сказок).

3 этап - заключительный

- работа с родителями:

- консультации по теме проекта;

-  создание тематических папок с приобщением родителей;

- выявить знания родителей о народном творчестве, о значении привития знаний их детям через анкетирование.

Методы и приёмы, используемые на проекте:

Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий.

Словесный метод: коллективное чтение, заучивание наизусть с детьми старшего и среднего возраста, сочинение сказок.

Игровой метод: игры - драматизации, игры - инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры.

План - график реализации проекта:

1-й этап - подготовительный: изучение литературы,

Работа с родителями

Цель: донести до сведения родителей важность использования малых форм фольклора в развитии речи детей.

2-й этап - практический

Работа с родителями

Реализация поставленных задач возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Очень важно убедить родителей в значимости устного народного творчества как средства формирования ценностных личностных ориентиров, заручиться их поддержкой и помощью. Именно такое взаимодействие способствует приобщению родителей к проблемам детского сада, оказывает помощь в создании благоприятного микроклимата в семье, дает возможность для общения.

Консультация для родителей на тему: «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами различных форм фольклора».

Содержание практической деятельности с детьми:

Наши дети, наши звездочки стали Победителями Муниципального конкурса 2016 «Вифлеемская звезда» в номинации «Художественное слово».

ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ              

 Валентин Берестов

“И зачем ты, мой глупый малыш,
Нос прижимая к стеклу,
Сидишь в темноте и глядишь
В пустую морозную мглу?
Пойдем-ка со мною туда,
Где в комнате блещет звезда,
Где свечками яркими,
Шарами, подарками
Украшена елка в углу!” -

“Нет, скоро на небе зажжется звезда.
Она приведет этой ночью сюда,
как только родится Христос
(Да-да, прямо в эти места!
Да-да, прямо в этот мороз!),
Восточных царей, премудрых волхвов,
Чтоб славить младенца Христа.
И я уже видела в окно пастухов!
Я знаю, где хлев! Я знаю, где вол!
А ослик по улице нашей прошел!”

Автор: Алымова Галина Ивановна

Видишь, в небе горит над тобою звезда?
И тебе и всем нам есть, что ей рассказать.
В ночь рождественскую в безмолвной тиши
О Христе ты её потихоньку спроси.

Она с неба средь звёзд наблюдала за тем,
Как Сын Божий во плоти явился нам всем.
В мире чудо великое произошло,
К нам спасение в дом незаметно пришло.

Ещё видела яркая звёздочка та,
Как на небе хор Ангелов пел пастухам,
Как он радость великую им возвещал,
И Младенца Иисуса Христа прославлял.
Звезда видела также Марию в хлеву,
Колыбельную пела мать Малышу,
Для Сыночка, Который пришёл мир спасти,
И ещё жизнь с избытком всем нам принести.
Мудрецов за собою с Востока вела,
Вифлеемская яркая звёздочка та,
Чтоб Младенцу Иисусу смогли те волхвы
Ладан, золото, смирну в дары принести.

В колыбели с соломой Господь наш лежал,
Безграничную Бога любовь отражал.
Осознав нужно также и нам всем прийти,
С покаяньем Христу сердце в дар принести.

Вифлеемская звёздочка там в вышине
Говорит о рождённом Иисусе Христе.
Вифлеемская звёздочка светит всем нам,
Чтоб поверили люди Господним словам. 

 

 

18 апреля, ребята нашей группы выступали в КЦСОН  с Пасхальной сказкой.

11 мая, мы с ребятами нашей группы посетили Никольский Храм, где сотрудники музея провели для нас мини экскурсию, а мы в свою очередь подготовили выступление, посвященное Великой Отечественной Войне и Победе советских людей над фашизмом.

Работа по данной тематике велась на протяжении 2 лет, начиная со старшей группы детского сада. Первым нашем дебютом стало участие в Муниципальном конкурсе «Вефлеемская звезда» 2015 в номинации «Художественное слово» и «Театральное искусство», где наши юные воспитанники заняли 2 место в обеих номинациях и получили дипломы.

   

5 апреля 2016 года ребята нашей группы приняли участие в НОД

«Путешествие по стране сказок»,

 где продемонстрировали свои знания, умения и таланты.

В мае 2016 года, на праздник Пасхи, ребятами, воспитателями группы совместно с музыкальным руководителем Еленой Анатольевной, было подготовлено театрализованное представление.

В свободной игровой деятельности, используя настольный театр, кукольный театр, пальчиковый театр дети показывали сказки друг другу.

3 этап - заключительный.

Тема  проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (игровую, познавательную, речевую, музыкально – игровую). Я считаем, что нам удалось достичь отличных результатов по данному направлению. Родители принимали активное участие в реализации проекта, с интересом знакомились с предложенным информационным материалом.

Педагоги группы удовлетворены проведенной работой и результатами проекта.

                                                                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспекта по развитию речи в подготовительной группе "Юный корреспондент"

Тип образовательной ситуации: «Открытие нового знания»Тема: «Юные корреспонденты»Цель: Формирование лексико-грамматические категории родного языка. Задачи:·...

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе «Дорожка в сказку»

Проэкт по развитию речи в подготовительной  группе "Дорожка в сказку"...

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе «Дорожка в сказку»

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе«Дорожка в сказку»...

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе «Развитие речи детей старших дошкольников»

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе«Развитие речи детей старших дошкольников»...

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе «Дорожка в сказку»

Актуальность: Формирование связной речи – одна из важнейших задач в качественной подготовке ребенка к школе, а сказка является одной из первых сфер детского творчества. В разработке представлена...

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста»

Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, пед...

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста»

Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской деятельности, и прежде всего в игре, в действиях с игрушками. Трудно найти более ценный материал для развития худ...