Использование моделирования при обучении дошкольников составлению рассказа по картине
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Использование моделирования при обучении дошкольников составлению рассказа по картине
В методической литературе целях формирования связной речи детей рекомендуется проведение следующих видов занятий с картинным материалом.
1. Составление рассказов по серии сюжетных картин.
При работе над серией картин у детей формируется представление об основных принципах построения связного сообщения: последовательное изложение произошедших событий, отражение причинно-следственных связей, определение основной мысли и выбор лингвистических средств, необходимых для составления рассказа. Мною использовались следующие приемы работы по серии сюжетных картинок:
- Установление последовательности серии.
- Отобрать из нескольких картинок те, которые иллюстрируют прочитанный рассказ.
- Восстановить последовательность событий по памяти (рассказ был прочитан ранее, дети должны вспомнить события рассказа и разложить последовательно картинки).
- Определить, какой картинки не хватает (необходимо выложить картинки, кроме одной; дети должны догадаться, чего не хватает и рассказать; и тогда выкладываем недостающую картинку).
- Найти лишнюю картинку.
- Распутать две сюжетные линии про одного главного героя.
- Подобрать к сюжетной картинке отдельные предметные изображения.
- Использовать семантические абсурды (найти несоответствие между текстом рассказа и картинками).
Также дети выделяли главную мысль в каждой картинке серии и изображали ее в виде пиктограммы (схематичного рисунка). Таким образом составлялся графический план рассказа.
2. Составление рассказов по сюжетным картинам.
Для составления рассказов мы используем многофигурные картинки с изображением нескольких групп действующих лиц или нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого детям сюжета (“Мы дежурим”, “Дочки-матери”, “Семья”, “Игры на детской площадке”, “Зимние развлечения”). Но на занятиях не стоит ограничиваться только картинами, предназначенными для дошкольников. Также детям предлагается жанровая живопись, способная взволновать ребенка, вызвать желание обсудить увиденное: “Прибыл на каникулы”, “Опять двойка” Ф.П. Решетникова, “Иван царевич на сером волке”, “Три богатыря”, “Аленушка” В. М. Васнецова, “Утро в сосновом бору” И.И.Шишкина и другие. Надо, чтобы ребенок видел особенности композиции картины, цветовой палитры, сумел выразить свое отношение к изображенному на картине; при описании жанровой картины – почувствовал мастерство художника и его настроение. При анализе картины необходимо уделить внимание построению рассказа. В качестве плана при составлении рассказов по картине используются карточки-символы:
- Вопросительный знак (дети рассказывают, как называется картина)
- Символ, обозначающий место действия;
- Символ, обозначающий время действия;
- Карточки со стрелками, обозначающие композицию картины (передний план, центральная часть, задний план картины)
- Действующие лица, изображенные на картине;
- Действия героев картины;
- Их одежда;
- Настроение и характер действующих лиц;
- Цветовая палитра
- Символ “сердце” (дети рассказывают, какие чувства вызывает у них картина).
3. Обучение рассказыванию по отдельной сюжетной картинке с придумыванием детьми предшествующих и последующих событий.
Основные этапы работы с картинкой:
1. Определение состава картинки, называние живых и неживых объектов, схематическое обозначение.
“Кто больше назовет живых предметов?”,
“Кто больше назовет неживых предметов?”,
“Кто больше увидит?” (ребенок называет изображенные на картинке предметы указанного цвета, назначения, сделанные из того или иного материала).
Используется схематическое изображение слов-предметов
“Кто самый внимательный?” (дети поочередно заканчивают предложение, начатое педагогом, нужным по смыслу словом с опорой на картинку.)
2. Нахождение связей между объектами на картинке.
Логопед соединяет линией два предмета:
“Расскажи, как связаны между собой объекты, которые я соединяю линией?”, “Кто лучше запомнил? (ребенок должен вспомнить, какие действия выполняют различные персонажи).
Используется схематическое изображение слов-действий.
Возможно обыгрывание детьми в пантомиме действий персонажей картинки с последующим оречевлением.
3. Исследование картинки на полисенсорной основе.
“Закрой глаза и представь, что ты попал в картинку.
Что ты слышишь?”
“Пройди по картинке, дотронься до предметов,которые тебе попадаются на пути. Что ты почувствовал?”
“Вдохни запах. Какие запахи ты почувствовал?”
“Побробуй на вкус. Какие у тебя возникли вкусовые ощущения?”
Используется следующее схематическое изображение:
4. Копилка образных сравнений.
“Скажи, какой предмет? Что такое же?”.
Придумывание метафор и сравнений по моделям
(используются элементы ТРИЗ).
5. Выстраивание временной последовательности событий на картинке.
“Выбери какого-нибудь героя. Придумай, что он делал раньше до появления на картинке, что будет делать потом”.
6. Разные точки зрения.
“Выбери какого-нибудь героя, войди в его состояние и опиши окружающие предметы или события с его позиции. Затем опиши того же героя в другом состоянии или другого героя в ином состоянии”.
4. Описание пейзажной картины.
При разборе картины с использованием символов дети усваивают примерную схему последовательного описания: называют время года, перечисляют предметы ландшафта в последовательности, определяемой их пространственным расположением, описывают изображенные объекты, выражают свое отношение к картине (символы: время года, часть суток, погода, композиция, слова – признаки, образные выражения, цветовая палитра, сердце) - (Приложение 1) . Одна из основных задач при этой работе - развитие образной речи, что идет через эмоциональную сторону восприятия картины. Дети учатся подбирать сравнения, образные выражения. Детям предлагаются репродукции картин И. И. Левитана “Золотая осень”, И.Э. Грабаря “Февральская лазурь”, “Сентябрьский снег”, работы К.Ф. Юона, И.И.Шишкина, А.К. Саврасова и другие.
Работа по картинке проводится на индивидуальных и подгрупповых занятиях. В процессе подготовительной работы дошкольники учатся анализировать и обобщать изображенное на картине, у них формируется целостное и одновременно дифференцированное представление об изображенной ситуации. На фронтальном занятии дети справляются с заданием составить рассказ по картине, могут логично, связно передать содержание, употребляя разнообразную лексику и образные сравнения.
Тема: Составление рассказа по картине В. М. Васнецова “Аленушка”.
Цели:
- Закрепление навыка составления описательного рассказа по картине мастера живописи.
- Обогащение новой лексикой.
- Развитие наблюдательности и зрительного внимания.
- Обучение восприятию внутреннего мира человека (вглядываясь в его лицо).
- Развитие логического мышления и творческого воображения.
- Употребление слов, обозначающих оттенки цветов.
- Употребление грамматически правильно составленных предложений.
- Воспитание интереса к произведениям живописи.
Оборудование: Репродукция картины В. М. Васнецова “Аленушка”; серия карточек – символов (вопросительный знак, место действия, время действия; композиция картины, действующие лица, одежда, настроение и характер действующих лиц, цветовая палитра, символ “сердце”).
Ход занятия
1. Организационный момент.
Сегодня мы будем рассматривать картину и рассказывать, что на ней изображено. Посмотрите на нее. Это натюрморт? Это пейзаж? Почему?
Это портрет (чтение стихотворения М. Яснова “Портрет”). Объясните, почему это портрет. Дети дают свои объяснения.
2. Работа с картиной.
- Картина называется “Аленушка”. Написал ее художник Виктор Михайлович Васнецов. Кто изображен на картине? (На берегу озера, на камне, сидит, задумавшись, девушка.)
- Какое произведение устного народного творчества напоминает эта картина? Почему?
- Художник написал “Аленушку” под впечатлением известной народной сказки “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”. Сейчас эта картина хранится в Третьяковской галерее.
- Вспомните, о чем рассказывает русская народная сказка? Кто ее герои? Какое зло приключилось с ними? Ответы детей.
- Есть ли в сказке то, что изображено на картине В. Васнецова? (Нет, в сказке по берегу пруда бегал козленочек и жалобно звал сестрицу, а Аленушка лежит на дне пруда с тяжелым камнем на шее. Картина не соответствует сюжету сказки.)
- В. Васнецов изображает не сказочный персонаж, а правдивый образ бедной крестьянской девушки, видимо, сироты.
- Как изображена Аленушка? Что можно сказать о выражении лица, настроении, о ее одежде? - выставляются карточки-символы - (Аленушка изображена почти в центре картины. Лицо ее выражает тревогу, печаль. Особенно ярко выделяются на нем глаза. Аленушка смотрит на воду, но как будто не видит ее. Чувствуется, что девушка чем-то озабочена, она грустит. Одета девушка очень просто, бедно: на ней старый пестрый сарафан и голубая кофточка..)
- Что делает девушка? – символ - (Она босиком сидит на камне. Аленушка положила голову на колени.)
- Какие чувства вызывает она у вас? - символ “сердце” (Картина навевает грусть. Жалко бедную девушку, которая осталась одна со своею печалью в темном лесу на берегу озера).
- Какие краски использует Васнецов для изображения Аленушки? – символ “цветовая палитра” - (Серо-голубые для одежды; светло-розовые для лица и рук, для рисунка на сарафане; зеленые различных оттенков: от светлого до темно- зеленого, почти черного.)
3. Зрительная гимнастика.
Вот стоит осенний лес!
В нем много сказок и чудес!
Выполняют круговые движения глазами.
Слева - сосны, справа – дуб.
Выполняют движения глазами влево – вправо.
Дятел сверху, тук да тук.
Выполняют движения глазами вверх – вниз.
Глазки ты закрой – открой
И скорей бегом домой!
4. Динамическая пауза.
Раз – два – три – четыре – пять –
В лес отправимся гулять.
Обычная ходьба.
По извилистым тропинкам потихоньку мы пойдем.
Ходьба “змейкой”.
Может быть, и под листочком
Сладку ягоду найдем.
На носочки дети встали, по дорожкам побежали.
Бег на носках.
И на каблучках пойдем,
Через лужи перейдем.
Ходьба на пятках.
Отдохнули, вот и славно.
Поговорим теперь о главном.
4. Продолжение работы над картиной.
- Где происходит действие картины? – символ - (Алёнушка сидит на сером камне на берегу озера, вода в котором черная. Кругом темный лес, пожелтевшая трава) .
- Какое время года изобразил художник? По каким признакам можно это определить? (Художник изобразил раннюю осень. Мы видим желтые листья, слегка пожелтевшую траву. Небо хмурое, холодное, осеннее.)
- Подберите теперь слова-признаки к словам небо (осеннее, хмурое, унылое, серое); листья (опавшие, пожелтевшие, желтые); озеро (глубокое, бездонное); вода (темная, почти черная, холодная,); лес (мрачный, темный, таинственный).
5. Составление рассказа детьми с использованием карточек-символов.
- Сейчас мы будем описывать картину, а помогут нам эти карточки – символы (логопед напоминает значение карточек и выставляет их в последовательности рассказа: вопросительный знак, место действия, время действия, композиция картины, действующие лица, одежда, настроение и характер действующих лиц; цветовая палитра, символ “сердце”)
Дети представляют свои рассказы.
Подведение итога занятия. Оценка рассказов детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование моделирования при обучении дошкольников составлению рассказа по картине
В методической литературе целях формирования связной речи детей рекомендуется проведение следующих видов занятий с картинным материалом.
1. Составление рассказов по серии сюжетных картин.
При работе над серией картин у детей формируется представление об основных принципах построения связного сообщения: последовательное изложение произошедших событий, отражение причинно-следственных связей, определение основной мысли и выбор лингвистических средств, необходимых для составления рассказа. Мною использовались следующие приемы работы по серии сюжетных картинок:
- Установление последовательности серии.
- Отобрать из нескольких картинок те, которые иллюстрируют прочитанный рассказ.
- Восстановить последовательность событий по памяти (рассказ был прочитан ранее, дети должны вспомнить события рассказа и разложить последовательно картинки).
- Определить, какой картинки не хватает (необходимо выложить картинки, кроме одной; дети должны догадаться, чего не хватает и рассказать; и тогда выкладываем недостающую картинку).
- Найти лишнюю картинку.
- Распутать две сюжетные линии про одного главного героя.
- Подобрать к сюжетной картинке отдельные предметные изображения.
- Использовать семантические абсурды (найти несоответствие между текстом рассказа и картинками).
Также дети выделяли главную мысль в каждой картинке серии и изображали ее в виде пиктограммы (схематичного рисунка). Таким образом составлялся графический план рассказа.
2. Составление рассказов по сюжетным картинам.
Для составления рассказов мы используем многофигурные картинки с изображением нескольких групп действующих лиц или нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого детям сюжета (“Мы дежурим”, “Дочки-матери”, “Семья”, “Игры на детской площадке”, “Зимние развлечения”). Но на занятиях не стоит ограничиваться только картинами, предназначенными для дошкольников. Также детям предлагается жанровая живопись, способная взволновать ребенка, вызвать желание обсудить увиденное: “Прибыл на каникулы”, “Опять двойка” Ф.П. Решетникова, “Иван царевич на сером волке”, “Три богатыря”, “Аленушка” В. М. Васнецова, “Утро в сосновом бору” И.И.Шишкина и другие. Надо, чтобы ребенок видел особенности композиции картины, цветовой палитры, сумел выразить свое отношение к изображенному на картине; при описании жанровой картины – почувствовал мастерство художника и его настроение. При анализе картины необходимо уделить внимание построению рассказа. В качестве плана при составлении рассказов по картине используются карточки-символы:
- Вопросительный знак (дети рассказывают, как называется картина)
- Символ, обозначающий место действия;
- Символ, обозначающий время действия;
- Карточки со стрелками, обозначающие композицию картины (передний план, центральная часть, задний план картины)
- Действующие лица, изображенные на картине;
- Действия героев картины;
- Их одежда;
- Настроение и характер действующих лиц;
- Цветовая палитра
- Символ “сердце” (дети рассказывают, какие чувства вызывает у них картина).
3. Обучение рассказыванию по отдельной сюжетной картинке с придумыванием детьми предшествующих и последующих событий.
Основные этапы работы с картинкой:
1. Определение состава картинки, называние живых и неживых объектов, схематическое обозначение.
“Кто больше назовет живых предметов?”,
“Кто больше назовет неживых предметов?”,
“Кто больше увидит?” (ребенок называет изображенные на картинке предметы указанного цвета, назначения, сделанные из того или иного материала).
Используется схематическое изображение слов-предметов
“Кто самый внимательный?” (дети поочередно заканчивают предложение, начатое педагогом, нужным по смыслу словом с опорой на картинку.)
2. Нахождение связей между объектами на картинке.
Логопед соединяет линией два предмета:
“Расскажи, как связаны между собой объекты, которые я соединяю линией?”, “Кто лучше запомнил? (ребенок должен вспомнить, какие действия выполняют различные персонажи).
Используется схематическое изображение слов-действий.
Возможно обыгрывание детьми в пантомиме действий персонажей картинки с последующим оречевлением.
3. Исследование картинки на полисенсорной основе.
“Закрой глаза и представь, что ты попал в картинку.
Что ты слышишь?”
“Пройди по картинке, дотронься до предметов,которые тебе попадаются на пути. Что ты почувствовал?”
“Вдохни запах. Какие запахи ты почувствовал?”
“Побробуй на вкус. Какие у тебя возникли вкусовые ощущения?”
Используется следующее схематическое изображение:
4. Копилка образных сравнений.
“Скажи, какой предмет? Что такое же?”.
Придумывание метафор и сравнений по моделям
(используются элементы ТРИЗ).
5. Выстраивание временной последовательности событий на картинке.
“Выбери какого-нибудь героя. Придумай, что он делал раньше до появления на картинке, что будет делать потом”.
6. Разные точки зрения.
“Выбери какого-нибудь героя, войди в его состояние и опиши окружающие предметы или события с его позиции. Затем опиши того же героя в другом состоянии или другого героя в ином состоянии”.
4. Описание пейзажной картины.
При разборе картины с использованием символов дети усваивают примерную схему последовательного описания: называют время года, перечисляют предметы ландшафта в последовательности, определяемой их пространственным расположением, описывают изображенные объекты, выражают свое отношение к картине (символы: время года, часть суток, погода, композиция, слова – признаки, образные выражения, цветовая палитра, сердце) - (Приложение 1) . Одна из основных задач при этой работе - развитие образной речи, что идет через эмоциональную сторону восприятия картины. Дети учатся подбирать сравнения, образные выражения. Детям предлагаются репродукции картин И. И. Левитана “Золотая осень”, И.Э. Грабаря “Февральская лазурь”, “Сентябрьский снег”, работы К.Ф. Юона, И.И.Шишкина, А.К. Саврасова и другие.
Работа по картинке проводится на индивидуальных и подгрупповых занятиях. В процессе подготовительной работы дошкольники учатся анализировать и обобщать изображенное на картине, у них формируется целостное и одновременно дифференцированное представление об изображенной ситуации. На фронтальном занятии дети справляются с заданием составить рассказ по картине, могут логично, связно передать содержание, употребляя разнообразную лексику и образные сравнения.
Тема: Составление рассказа по картине В. М. Васнецова “Аленушка”.
Цели:
- Закрепление навыка составления описательного рассказа по картине мастера живописи.
- Обогащение новой лексикой.
- Развитие наблюдательности и зрительного внимания.
- Обучение восприятию внутреннего мира человека (вглядываясь в его лицо).
- Развитие логического мышления и творческого воображения.
- Употребление слов, обозначающих оттенки цветов.
- Употребление грамматически правильно составленных предложений.
- Воспитание интереса к произведениям живописи.
Оборудование: Репродукция картины В. М. Васнецова “Аленушка”; серия карточек – символов (вопросительный знак, место действия, время действия; композиция картины, действующие лица, одежда, настроение и характер действующих лиц, цветовая палитра, символ “сердце”).
Ход занятия
1. Организационный момент.
Сегодня мы будем рассматривать картину и рассказывать, что на ней изображено. Посмотрите на нее. Это натюрморт? Это пейзаж? Почему?
Это портрет (чтение стихотворения М. Яснова “Портрет”). Объясните, почему это портрет. Дети дают свои объяснения.
2. Работа с картиной.
- Картина называется “Аленушка”. Написал ее художник Виктор Михайлович Васнецов. Кто изображен на картине? (На берегу озера, на камне, сидит, задумавшись, девушка.)
- Какое произведение устного народного творчества напоминает эта картина? Почему?
- Художник написал “Аленушку” под впечатлением известной народной сказки “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”. Сейчас эта картина хранится в Третьяковской галерее.
- Вспомните, о чем рассказывает русская народная сказка? Кто ее герои? Какое зло приключилось с ними? Ответы детей.
- Есть ли в сказке то, что изображено на картине В. Васнецова? (Нет, в сказке по берегу пруда бегал козленочек и жалобно звал сестрицу, а Аленушка лежит на дне пруда с тяжелым камнем на шее. Картина не соответствует сюжету сказки.)
- В. Васнецов изображает не сказочный персонаж, а правдивый образ бедной крестьянской девушки, видимо, сироты.
- Как изображена Аленушка? Что можно сказать о выражении лица, настроении, о ее одежде? - выставляются карточки-символы - (Аленушка изображена почти в центре картины. Лицо ее выражает тревогу, печаль. Особенно ярко выделяются на нем глаза. Аленушка смотрит на воду, но как будто не видит ее. Чувствуется, что девушка чем-то озабочена, она грустит. Одета девушка очень просто, бедно: на ней старый пестрый сарафан и голубая кофточка..)
- Что делает девушка? – символ - (Она босиком сидит на камне. Аленушка положила голову на колени.)
- Какие чувства вызывает она у вас? - символ “сердце” (Картина навевает грусть. Жалко бедную девушку, которая осталась одна со своею печалью в темном лесу на берегу озера).
- Какие краски использует Васнецов для изображения Аленушки? – символ “цветовая палитра” - (Серо-голубые для одежды; светло-розовые для лица и рук, для рисунка на сарафане; зеленые различных оттенков: от светлого до темно- зеленого, почти черного.)
3. Зрительная гимнастика.
Вот стоит осенний лес!
В нем много сказок и чудес!
Выполняют круговые движения глазами.
Слева - сосны, справа – дуб.
Выполняют движения глазами влево – вправо.
Дятел сверху, тук да тук.
Выполняют движения глазами вверх – вниз.
Глазки ты закрой – открой
И скорей бегом домой!
4. Динамическая пауза.
Раз – два – три – четыре – пять –
В лес отправимся гулять.
Обычная ходьба.
По извилистым тропинкам потихоньку мы пойдем.
Ходьба “змейкой”.
Может быть, и под листочком
Сладку ягоду найдем.
На носочки дети встали, по дорожкам побежали.
Бег на носках.
И на каблучках пойдем,
Через лужи перейдем.
Ходьба на пятках.
Отдохнули, вот и славно.
Поговорим теперь о главном.
4. Продолжение работы над картиной.
- Где происходит действие картины? – символ - (Алёнушка сидит на сером камне на берегу озера, вода в котором черная. Кругом темный лес, пожелтевшая трава) .
- Какое время года изобразил художник? По каким признакам можно это определить? (Художник изобразил раннюю осень. Мы видим желтые листья, слегка пожелтевшую траву. Небо хмурое, холодное, осеннее.)
- Подберите теперь слова-признаки к словам небо (осеннее, хмурое, унылое, серое); листья (опавшие, пожелтевшие, желтые); озеро (глубокое, бездонное); вода (темная, почти черная, холодная,); лес (мрачный, темный, таинственный).
5. Составление рассказа детьми с использованием карточек-символов.
- Сейчас мы будем описывать картину, а помогут нам эти карточки – символы (логопед напоминает значение карточек и выставляет их в последовательности рассказа: вопросительный знак, место действия, время действия, композиция картины, действующие лица, одежда, настроение и характер действующих лиц; цветовая палитра, символ “сердце”)
Дети представляют свои рассказы.
Подведение итога занятия. Оценка рассказов детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение дошкольников составлению рассказа по картине путем применения методов ТРИЗ и РТВ
Созданная в 1946 г. Генрихом Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) дала мощный толчок к разработке в педагогике технологий, связанных с развитием креативных процессов подраст...
Использование метода моделирования в обучении дошкольников составлению рассказов разных типов
Сказка для ребенка-идеальный способ удержать возле себя взрослого. Сказка полезна и с этой точки зрения, она средство приобщения ребенка к жизни людей, к миру человеческих судеб. Сказка дл...
Обучение дошкольника составлению рассказа по картине.
Каждому родителю нужно знать, что учить ребенка составлять рассказы по картинам можно тогда, когда он уже узнает и называет известные ему персонажи и может связно говорить. Когда освоены лексико - гра...
Перспективный план по обучению детей составлению рассказов по картинам, с использованием ТРИЗ
Перспективный план по обучению детей составлению рассказов по картинам, с использованием ТРИЗ...
Статья «Обучение дошкольников составлению рассказа по картине».
Картина в различных её видах (предметная, сюжетная, фотография, иллюстрация, репродукция, диафильм, рисунок, а сюжетная в особенности, при умелом использовании позволяет стимулировать все аспекты...
Консультация: «Наглядное моделирование при обучении дошкольников составлению рассказа по картине».
Моделирование - это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Доступность метода моделирования детям дошкольного возраста определяетс...
Обучение старших дошкольников составлению рассказа по картине с помощью наглядного моделирования
Обучение старших дошкольников составлению рассказа по картине с помощью наглядного моделированияОбразная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь—у дошкольников явление очень ред...