Главные вкладки

    Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей логопедической группе «Путешествие в Страну Сказок»
    методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

    Михайлютенко Елена Владиславовна

     Работа с детьми по обогащению лексического словаря и развитию грамматического строя речи. Занятие легкое к восприятию детей!

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект открытого занятия по развитию речи

    в старшей логопедической группе «Путешествие в Страну Сказок»

    Программное содержание: работать по обогащению лексического словаря и развитию грамматического строя речи. Формировать навык образования и употребления притяжательных прилагательных; закрепить навык практического употребления в речи относительных прилагательных; отрабатывать навык согласования числительных с существительными; закрепить умение согласовывать притяжательные местоимения с существительными; продолжать учить детей делать звуковой анализ слов; упражнять в заштриховывании контуров предметов по индивидуальному образцу. Продолжать учить составлять описательные рассказы, используя схему. Формировать внимание, развивать память, мышление, прививать любовь к обучению.

    Материалы: план- маршрут, схемы для составления описательных рассказов, кукла Красная Шапочка, чайный сервиз, письмо, скалочка, игрушка лиса, гимнастические палки для физминутки, ключик.

    Роль Федоры- помощник воспитателя.

    Ход занятия:

    Воспитатель: - Ребята, к нам на занятие пришли гости, они хотят посмотреть как вы готовитесь к школе, умеете думать, рассуждать. Давайте их поприветствуем:

    Придумано кем-то просто и мудро

    При встрече здороваться: «Доброе утро!»

    - «Доброе утро!»- солнцу и птицам,

    - «Доброе утро!»- улыбчивым лицам.

    И каждый становится добрым, доверчивым,

    Пусть доброе утро длится до вечера!

    - Доброе утро, дорогие гости!

    Воспитатель: - Сегодня утром, ребята, почтальон принес письмо, только странное оно: большой конверт в руках я держу, но от кого он я вам не скажу. Нет отправителя данных у нас…Пора открывать, всё узнаем сейчас! (Педагог открывает конверт. В нем приглашение).

    ПРИГЛАШЕНИЕ

    Всех, кто любит сказки, кто любит играть со словами, кто верит в чудеса, приглашаем в Страну Сказок, где ждут вас интересные приключения и встречи. Но дорогу к нам мы закодировали символами. Тех, кто ее расколдует и справится со всеми заданиями, в конце пути ждет сюрприз!

    СКАЗОЧНЫЕ ГЕРОИ.

    Воспитатель: - Я знаю, что нам поможет наша дружба, сплоченность, взаимовыручка, наши знания! Давайте посмотрим на зашифрованную дорогу. Неужели мы не сможем с ней справиться? (Рассматривание символов).

    - Ну что, отправляемся в путь!

    1,2,3, повернись, на дороге сказок очутись.

    Что там ждет нас впереди?

    Долго ль нам по ней идти?

    Стоп, ребята, мы пришли!

    1 ВСТРЕЧА- С КРАСНОЙ ШАПОЧКОЙ

    Воспитатель: - Смотрите, друзья, героиня из книги к нам по дорожке идет. Кто это? (Красная Шапочка). Какая она? (Добрая, красивая, вежливая, честная, послушная, доверчивая). Кто она? (Девочка, сказочный герой, главная героиня сказки). А для своей мамы? Для бабушки? Для волка?

    Задание от Красной Шапочки-

    Дидактическая игра «Литературное лото»:

    В мире много сказок грустных и смешных,

    И прожить на свете нам нельзя без них!

    - Вспомните, пожалуйста, сказки, названия которых состоят из словосочетаний. (А я вам напомню, что в словосочетании два или несколько слов, из которых одно главное- от него можно поставить вопрос к другому слову).

    -«Соломенный бычок»,

    - «По щучьему велению»
    - «Два жадных медвежонка»

    - «Лисичка со скалочкой»

    - «Федорино горе»

    - «Краденое солнце»

    - «Стойкий оловянный солдатик»

    - «Снежная королева»

    - «Спящая красавица»

    - «Бременские музыканты»

    - «Гадкий утенок»

    - «Кот в сапогах»

    - «Дикие лебеди»

    - «Аленький цветочек»

    - «Красная Шапочка»

    - «Три поросенка»

    - «Золотой ключик»

    - «Пряничный домик»

    - «Маленький Мук»

    - «Принцесса на горошине»

    Молодцы! Вы хорошо знаете сказки. А теперь попробуйте придумать словосочетания, подходящие под схемы:

    1. красное яблоко;

    голубое небо;

    красивая девочка;

    1. мама дорогая;

    солнце золотое;

    кастрюля большая;

    1. кукла в коляске;

    папа на работе;

    дети в садике;

    1. говорить громко;

    петь весело;

    сидеть тихо;

    1. читать книгу;

    нести сумку;

    петь песню;

    1. поговорить с мамой;

    сходить в магазин;

    поехать на работу;

    перепрыгнуть через лужу.

    Красная Шапочка: С моим заданием вы справились, отправляйтесь дальше. До свидания!

    Воспитатель: Давайте сверимся с маршрутом. Теперь нам на пути должна встретиться …ЧАШКА. Что же это может быть? (высказывания детей).

    По дорожке мы идем и кого- нибудь найдем,

    Долго ль нам по ней идти? Стоп, ребята, мы пришли!

    2 ВСТРЕЧА- С ФЕДОРОЙ.

    Воспитатель: -Ребята, к кому это мы попали, вы угадали?

    Федора: Здравствуйте, мои родные, дорогие, золотые,

    Проходите к столу- я вас чаем угощу,-

    Сладким, душистым, цветом золотистым!

    Воспитатель: - Ребята, вспомнили сказку? (ответы детей).

    - Какая посуда была у Федоры? (грязная, треснутая, битая, страшная, неухоженная, ужасная, вонючая…)

    - Как жилось посуде у Федоры? (плохо, худо, ужасно, скверно, нехорошо, гадко...)

    - Какая стала посуда? (чистая, сверкающая, ухоженная, прекрасная…)

    Федора: Я люблю свою посуду, мою, берегу,

    И теперь не стыдно мне- угощу вас чем смогу!

    Наварила вам Федора ароматного варенья,

    Вкусного такого, ну просто объеденье!

    Вы сейчас берите ложки и отведайте немножко:

    Из вишни варенье- вишневое, из айвы- ….,

    Из клубники-…, из черники-…,

    Из рябины- …, из рябины- …,

    Из земляники- …, из малины- …,

    Из брусники- …, из калины- ….

    Воспитатель: Федора, а ведь мы умеем считать и всё сможем пересчитать. Нравится нам счёт прямой, повторяйте все за мной (дети считают по очереди): 1 чашка, 2 чашки, …8 чашек…

    Знаем и обратный счёт- это всё наоборот. Чашки посчитались, блюдца остались: 8 блюдец, 7 блюдец, …4 блюдца, …1 блюдце.

    - Спасибо, Федора, за угощение, но нам пора. Ждут нас впереди другие приключения.

    Федора: До свиданья, детвора!

    Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на зашифрованный маршрут. Теперь мы знаем, что обозначала чашка. А сейчас мы должны встретиться с чем? (высказывания детей).

    Пойдемте вперед, дорога зовет,

    Куда же теперь она нас заведет?

    3 ВСТРЕЧА- С ЛИСИЧКОЙ СО СКАЛОЧКОЙ:

    - Кто же нас встречает грустными речами?

    Лиса: Все меня ругают, все меня бранят,

    Хитрой называют, «злая» говорят.

    А я ведь не такая, живу в густом лесу.

    Ребята, вы узнали…рыжую лису?

    Воспитатель: Лисичка, почему ты грустная?

    Лиса: Надоело хитрить, обижать слабых. Нет у меня друзей, никто меня не любит.

    Воспитатель: Ребята, а мы подружимся с лисой? Давайте опишем её. А поможет нам в этом схема. Посмотрите на что надо обратить внимание в своем рассказе (составление рассказов- описаний детьми).

    Лиса: Милые мои друзья, вам заданье у меня:

    Перфокарты все возьмите и что надо определите! (Работа с перфокартами).

    Воспитатель: Лисичка, давай поиграем с твоей скалочкой. Она ведь тоже сказочная, значит волшебная!

    1,2,3, посмотри, скалочку волшебную раздели.

    Взяли скалки в руки и прогоним скуку!

    Мы будем выполнять упражнения с помощью схем- символов. Пока я держу карточку, вы выполняете упражнение.

    Физминутка

    - Скалочку зажмем ладошками и потрем ее немножко;

    - На носочки встать, скалочку поднять;

    - По команде 1,2,3, слева- вправо переложи!

    А теперь верни обратно, справа- влево, как приятно!

    - тихо сели на дорожку, покатали свои ножки;

    Сначала правая ножка, затем левая ножка.

    - Встали быстренько опять и прыжки начнем считать6

    Вперед- назад, вперед- назад, всё, пора и честь нам знать!

    - До свиданья, Лисичка- сестричка!

    Лиса: До свидания, друзья. Буду скучать за вами я!

    Воспитатель:- Мы, ребята, снова в пути. Что же нас ждет там- впереди?(Смотрим схему маршрута). Что это? (солома). Как вы считаете, с кем или с чем мы сейчас встретимся? (высказывания детей).

    Ты, дорожка, веди нас, веди,

    Стоп, остановка, куда мы пришли?

    4 ВСТРЕЧА- С СОЛОМЕННЫМ БЫЧКОМ:

    Вот соломенный бычок- смоляной бочок.

    Для деда с бабкой просто клад,

    Домой доставить будет рад того, кто близко подойдет

    И липкий бок бычка найдет.

    Воспитатель: Для кого дед сделал бычка? Кого привел бычок к деду с бабкой? Тихонько садитесь за столы. Бычок «предлагает» вам задание:

    Сделать звуковой анализ слов. Но сначала давайте вспомним:

    - Из чего состоит наша речь? Придумайте или вспомните предложения из сказки «Соломенный бычок».

    - Из чего состоят предложения? Назовите из этой сказки слова.

    - Из чего состоят слова? Звуки бывают? К бычку прилипли и картинки. Возьмите любую и приступайте к работе. Напоминаю: выкладывать фишки нужно слева направо, проговаривая шёпотом каждый звук (дети выполняют задания; слова для разбора: чашка, хвост, волк, лиса, шапка, бычок, книга и др.).

    - Ребята, бычок предлагает ещё одно задание, но перед ним давайте немного отдохнем.

    Весёлая логоритмика (любая).

    Задание: возьмите перфокарты с прорезями. Обведите контур и заштрихуйте так, как показано на образце. У каждого своё задание. Внимательно рассмотрите, обведите карандашом, следуйте по направлению стрелочки (выполнение задания детьми).

    Воспитатель: Ну что ж, вернемся к нашему маршруту. Следующая остановка…ключик. Он последний в нашем путешествии.

    Снова в путь идти, друзья, до свидания, семья!

    Ты, дорожка, вдаль беги и ребят с собой веди.

    Ой, куда же мы пришли? Что же это мы нашли?

    5 ВСТРЕЧА- С ЗОЛОТЫМ КЛЮЧИКОМ:

    Воспитатель: В какой мы сказке? Что это? (золотой ключик). Слово «ключик» как мы произносим? (ласково, нежно). Давайте поиграем в

    игру «Назови ласково» (по кругу передается ключик):

    Слова по- разному звучат- не тайна это для ребят.

    Мы ключик золотой возьмем

    И ласково, и нежно слова произнесем:

    - красный цветок- красненький цветочек;

    - сладкое яблоко-….

    - теплое солнце- …

    - пушистый цыпленок- …

    - низкий дом- …

    - вкусная конфета- …

    - длинная ночь- …

    - холодный ветер- …

    - белый снег- …

    Воспитатель: Смотрите, здесь какое-то объявление (читает):

    «Все вы просто молодцы! Погуляли от души. Все заданья выполняли, всё узнали, отгадали. А теперь, друзья, для вас вот сюрприз готов от нас!»

    (Достает книгу сказок и каждому разукрашку).

    Дети: Без книги, как без света, как без доброго совета,

    Мы без книги, как без рук, книга- это первый друг!

    Или:

    Дошколята знают точно: книга- самый лучший друг!

    На любой вопрос ответит, обо всём, что есть вокруг!

    Воспитатель: Книга- лучший подарок на свете, Помните это, милые дети!

    - Вот мы и прошли всю зашифрованную дорожку. С кем мы сегодня встречались? Что мы делали? Вот и подходит к концу наша игра. Сделали круг, взялись за руки, передали друг другу тепло и радость, и, где бы вы не были, куда бы вас не забросила жизнь, помните:

    «Я» на свете одиноко,

    В «Я» не очень много проку.

    Одному или одной трудно справиться с бедой!

    Слово «Мы» сильней, чем «Я»,

    Ведь, ребята, мы- друзья!

    - Посмотрите вокруг, мы снова в нашем зале, в нашем детском саду. Мы вернулись из путешествия. И как приятно оказаться дома!

    Ну, а Вам, дорогие гости, мне бы хотелось сказать, что если Вы вместе с нами хоть на минуточку окунулись в сказку, вспомнили детство, значит Вам тепло и комфортно, значит Вы на своём месте!

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну сказок»

    1. Закрепить в памяти детей знакомые сказки, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т.д.2. Развивать мышление, память, воображение.3.Воспитывать интерес и любовь к сказкам.4. Грамота – п...

    Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Путешествие в страну сказок»

    Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Путешествие в страну сказок» Задачи: напомнить детям содержание сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок»; воспитывать бережное отношение к жив...

    Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Путешествие в страну сказок»

    Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Путешествие в страну сказок»...

    Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе."Путешествие в страну сказок "

    Занятие по речевому развитию ,дети отправляются в путешествие в страну сказок ,...

    Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну сказок»

    Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну сказок» Программное содержание: 1. Закрепить в памяти детей знакомые сказки, узнавать их по...

    Конспект открытого занятия по развитию речи в младшей группе«Путешествие в страну здоровья»

    Продолжать формировать у детей навыки здорового образа жизни, учить заботиться о своем здоровье....

    Конспект открытого занятие по развитию речи в средней группе "Путешествие в страну сказок"

    Конспект открытого занятия по резвитию речи в средней группе....