Влияние словесных игр на развитие речи детей младшего возраста
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Швыркова Жанна Георгиевна

Организм человека должен  приучаться к умственному труду понемногу, осторожно.                          К.Д.Ушинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_slovesnyh_igr_shvyrkova_.docx24.36 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние словесных игр на развитие речи детей младшего возраста

                                                                                 

                                                                        Швыркова Ж.Г

                                                               воспитатель

МКДОУ«Детский сад «Сказка»                                                                          

Организм человека должен  приучаться к умственному труду понемногу, осторожно.                       К.Д.Ушинский.

 Учителя начальных классов бьют тревогу, говоря о слабом речевом развитии, скудном  словарном запасе, дети не умеют составлять предложение из слов, неправильно согласовывают слова в предложении. Бывает нарушено не только звукопроизношение, но неразвито логическое мышление,  память.

При подготовке детей к обучению в школе формирование и развитие речи играет существенную роль как условие полноценного получения и усвоения знаний, развитие логического, творческого мышления.

 Поэтому задача педагогов и родителей ещё до школы научить детей грамматически правильно излагать свои мысли, пересказывать и рассказывать об увиденном  или прочитанном.

Чтобы приучить детей к умственному труду, необходимо сделать этот труд интересным, занимательным. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

Основные задачи по развитию речи детей младшего дошкольного возраста определены программой  «От рождения до школы»

1. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

2. Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм.

3. Формирование словаря.

4. Воспитание звуковой культуры речи и фонематического слуха..

5. Практическое овладение воспитанниками нормами речи

Исходя из этих задач, основными направлениями педагогической работы по развитию речи детей  младшего дошкольного возраста являются:

Расширение словарного запаса детей.

Развитие звуковой культуры речи.

Развитие фонематического слуха.

Развитие грамматического строя речи.

Развитие связной речи (монологической и диалогической)

Дошкольное детство  — это время быстрого  усвоения разговорного языка ребенком,  становления, развития и совершенствования всех сторон речи. Это период, когда дети наиболее остро нуждаются в приобретении информации, поэтому необходима специальная организация общения, чтобы помочь им приобрести коммуникативные и речевые умения и навыки.

В дошкольном возрасте ключевым видом деятельности является игра, которая  становится методом обучения и принимает форму дидактической, если в ней четко определены дидактическая задача, игровые правила и действия.  Увлечённые игрой дети  не замечают трудностей  при решении задач поставленных в игровой форме. Одним из доступных, полезных и эффективных методов воспитания мышления у детей является словесная дидактическая игра, в которой  дети учатся «отбирать из своего умственного багажа в каждом случае те знания, которые нужны для решения стоящей задачи» (А.А. Люблинская).

Играя со словами, дети знакомятся с окружающим миром, пополняют  словарный запас, учатся образовывать новые слова. Словесные (речевые) игры используются для решения всех задач речевого развития.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Дети сами могут описывать предметы,  группировать предметы по различным свойствам и признакам, решать мыслительные задачи. Развитие речевого общения  обусловлено тем, что дошкольники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию.  Эмоции играют важную роль в развитии образного мышления.  Они учатся мыслить о вещах, которых они непосредственно не воспринимают в данное время.

 Словесная игра не требует специального материала, определенных условий, а требует лишь знания педагогом самой игры. Правильно организованная игра способствует развитию связной, диалогической речи, учит менять тембр, ритм речи, учит согласовывать движения со словами, учит слушать своего собеседника - участника игры. Игра со словом сопровождается движениями в ритм стихотворения, сочетая умственную активность  с двигательной. Для развития детей младшего и среднего возраста это особенно важно.

Словесные игры делятся на четыре группы, предложенные Бондаренко А.К:

  • Игры формируют умение выделять существенные признаки предметов и явлений, например: «Назови действие», «Что из чего сделано?», «Да – нет», «Чьи вещи?» «Радио».
  • Игры, где развивается умение сравнивать, сопоставлять, замечать, правильное делать умозаключение, например: «Похож - не похож»,  «Кто больше заметит небылиц», «Назови профессию».
  • Игры с обобщением и классификацией предметов по различным свойствам такие как: «Сравнение предметов», «Что кому нужно»,  «Назови одним словом».
  • Игры, развивающие внимание, мышление, сообразительность, например: «Летает - не летает», «Испорченный телефон», «Конкурс загадок».

Словесная игра является хорошим средством  обучения и воспитания. В своей работе я учитываю возрастные особенности детей. В младшей и средней группах игры направлены на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизация словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве. Я могу варьировать условия игры в зависимости от образовательной задачи, но только при одном условии - если вызову у детей интерес к игре, желание играть. Я использую разные приемы: интригующий вопрос, загадка, считалочка, сюрприз.

 В своей работе с младшими дошкольниками я стала осознанно активно использовать народное творчество. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивает его красоту. В период адаптации это были пальчиковые игры, пальчиковая гимнастика. Малыши учились правильно умываться, одеваться, узнавать части тела. Это «Водичка-водичка» ,»Этот пальчик дедушка». «Сорока-сорока», »Из-за леса, из-за гор», «Петушка», «Пальчик-мальчик…». Учились правильно выделять звуки проговаривания чистоговорки,   потешки, считалки, разучивали народные игры «Гори, гори ясно», «Каравай»,»У медведя во бору»… 

По мере  запоминания словесных игр с пальчиками я стала вводить игры на формирование словаря: »Какое что бывает», «Большой - маленький» ,

«Назови ласково» «Узнай по описанию». Затем я начала использовать словесные игры на формирование связной речи. Это такие игры как «Кто ушёл, кого не стало?» (на согласование слов в предложении), «Кто что ест» (составление предложений из 2-3 слов), «Громко-тихо».

Для обогащения словаря большую роль отвожу загадкам, которые являются обучающим видом игры. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Перед началом игры воспитатель обязательно  должен познакомить детей с наглядным изображением героев загадки..

Так как дети невнимательны и отвлекаются, словесные игры провожу с игрушками или мячом:

- перебрасывание мяча с названием слова на заданный звук

- перебрасывание мяча с названием антонима

- перебрасывание мяча с повторением слова или словосочетания.

При работе с детьми я столкнулась с такими речевыми проблемами, как неумение правильно выстраивать диалоги и составлять предложения, последовательно излагать свои мысли, описывать ту или иную ситуацию (предмет). Стала думать как активизировать речь .Утром дети приносят в детский сад любимые игрушки, я придумала называть их «секретиками» о которых дети должны рассказать, придумать маленький рассказ. (Я  принес игрушку  машинку. Она сделана из металла, она красного цвета. Она легковая,  потому что возит людей.) Этот метод оказался очень полезным , дети с младшего возраста учатся описывать предмет, составлять предложения, а затем и рассказы.

Я разработала картотеку  словесных игр по развитию речи с   учетом возрастных особенностей детей 3-4 лет, которую  использую при проведении ежедневных индивидуальных занятий, режимных моментов, прогулок. Свои занятия я провожу в игровой форме. Игру и обучение стараюсь сочетать так, чтобы одно не мешало другому, а помогало. Для этого использую игрушки, картинки, стишки, потешки, которые знаю наизусть.  Воспитателю нужно активно использовать мимику, жесты, но только не стоит пугать детей, изображая волка или медведя. Всё должно быть хорошо продумано. Освоив  речевые игры, ребенок будет чувствовать себя более уверенно в любой компании. Это тоже очень важно для ребенка, идущего в школу. Он сможет предложить друзьям интересные игры, объяснить правила, объяснить свою точку зрения.

Для детей младшего возраста характерна потребность в общении.  Большинство  современных родителей  не находят времени, что бы по душам поговорить  с ребёнком, заменяя разговоры, игры гаджетами . Даже самые лучшие детские передачи или кассеты не могут заменить общения родителей со своими детьми. Если родители хотят дружить со своим ребёнком, они должны посвящать ему чаще своё свободное время, играть вместе с ним.  Им кажется, что поиграть некогда, именно на такой случай существуют разнообразные словесные игры в которые поиграть можно где угодно: дома, на прогулке, в транспорте, в поликлинике, по дороге в детский сад. Совместные игры с родителями доставляют ребёнку огромное удовольствие. Я стараюсь знакомить родителей со словесными играми через индивидуальные беседы, консультации, привлекаю родителей к изготовлению пособий. Занимаясь с ребенком дома словесными играми, родители вступают с ним в определенный творческий и эмоциональный контакт, что ценно для налаживания коммуникативных отношений.

Применение словесных игр повышает эффективность речевого развития детей, позволяет сформировать у них разнообразные умения и навыки, которые станут основой дальнейшего успешного обучения.

Литература:

Г.Е. Акимова, « Лучшие игры для детей от 2 до 7» М.: Сфера, 2008.

А.К.Бондаренко. «Словесные игры в детском саду». М: Просвещение, 2009

А.К.Бондаренко. «Дидактические игры в детском саду» М: Просвещение, 2012

О.С. Ушакова «Придумай слово» М. Сфера 2019

Интернет-ресурсы .

Опыт моей работы размещен на сайте ns/portal, сайте МКДОУ «Детский сад «Сказка». Тема   «Влияние словесных игр на развитие речи детей младшего возраста»    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей младших дошкольников «Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей младших дошкольников «Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»...

Родительское собрание во 2 младшей группе в рамках темы самообразования: «Влияние артикуляционной гимнастики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

 Речевые нарушения у детей – серьёзная проблема нашего времени. Важно понять, что чем раньше вы начнете занятия по артикуляционной гимнастики, тем более вероятен положительный резуль...

Статья о влиянии развития мелкой моторики на развитие речи детей младшего возраста.

Статья о влиянии мелкой моторики рук на развитие речи младших дошкольников....

Влияние словесных игр на развитие речи детей дошкольного возраста

Представлена классификация словесных игр с примерами...

Влияние словесных игр на развитие речи детей дошкольного возраста 4 - 5 лет

Раскрыто влияние словесных игр на развитие речи детей дошкольного возраста 4 - 5 лет...

Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей младшего возраста

Задачи для педагога:• научить родителей создавать условия для проведения пальчиковой гимнастики в домашней обстановке...