Картотека логических игр для развития речи
картотека по развитию речи

Мацнева Ольга Владимировна

Логические игры помогут разнообразить занятия по развитию речи, пополнить словарный запас дошкольников. Данные игры можно использовать на заключительном этапе автоматизации звуков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мацнева Ольга Владимировна, учитель-логопед

МБДОУ ДС № 67 «Аистёнок»

КАРТОТЕКА

ЛОГИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Данная подборка логических игр позволит совершенствовать психические процессы детей: мышление, речь, внимание, память, воображение, способность к творчеству. Логические игры помогут разнообразить деятельность детей на занятиях по развитию речи, пополнить словарный запас. Для детей с нарушением звукопроизношения рекомендуется использовать эти игры на заключительном этапе автоматизации звуков.

Игра «Догадайся, что это?»

Цель: узнавание предметов по заданным признакам.

Назови предмет, про который можно сказать:

  • желтый, продолговатый, кислый;
  • продолговатый, зеленый, твердый, съедобный.

Какой предмет обладает следующими признаками:

  • пушистый, ходит, мяукает;
  • гладкое, стеклянное, в него смотрятся, оно отражает.

Кто или что может быть:

  • высоким или низким;
  • холодным или горячим;
  • твердым или жидким;
  • узким или широким.

Какому времени года соответствует следующее описание:

  • «День становится длиннее. Все больше становится солнечных дней. Тает снег. С юга прилетают птицы и начинают строить гнезда.»

Игра «Третий лишний»

Цель: проанализировать три логически связанных понятия, выделить одно, отличающееся от других каким-либо признаком; объяснить ход рассуждений.

  • ночник, торшер, свеча;
  • слива, яблоко, персик;
  • брюки, шорты, юбка;
  • корова, лошадь, лев;
  • елка, береза, сосна;
  • картофель, морковь, огурец;
  • петух, гусь, воробей;
  • коза, свинья, корова.

Игра «Найди ошибку»

Цель: полно и связно объяснить, в чем ошибка, неправдоподобность ситуации, изложенной в стихотворении.

Рыбка с мостика нырнула,        

Вскрикнула и утонула.        

Черепаха хвост поджала        

И за зайцем побежала,        

Возле речки, ну дела,        

Серого обогнала!        

Сидела кошка в птичьей клетке,        

А птичка съесть ее хотела,        

Но кошка прыгнула на ветку        

И, прочирикав, улетела.        

Быстрый бег у тигра-крошки,        

У ежа — огромный рост,        

У слона кривые рожки        

И большой пушистый хвост.        

Из воды, увидев волка,        

Белка бросилась к кустам,        

Бегемот залез на елку        

И грызет орешки там.        

Сел воробышек на дом,        

Провалилась крыша.        

Под березою с котом        

Пляшут польку мыши.        

Игра «Исправь ошибку»

Цель: найти ошибку и исправить цвет, форму, величину, вес и пр. (Правильные сравнения такие: яблоко круглое, а лимон овальный, или яблоко сладкое, а лимон кислый).

Вата легкая, а гиря черная.

Зебра полосатая, а леопард злой.        

Холодильник белый, а ковер мягкий.

Ваза хрустальная, а стаканчик легкий.

  • гуся длинная шея, а цыпленок маленький.  

У зайца длинные уши, а медведь коричневый.  

Морковь оранжевая, а огурец растет на земле.

Игра «Назови отличия»

Цель: назвать отличия двух слов друг от друга.

(Например, самолет и птица. Птица живая, а самолет — неживой; у птицы есть голова, у самолета — нет; птица машет крыльями, а самолет — нет; птица покрыта перьями, а самолет — нет.)

Самолет и птица.  

Кукла и девочка.

Ваза и банка.

Коляска и санки.

Книга и альбом.  

Нож и ножницы.

Столб и дерево.

Платье и сарафан.        

Кастрюля и сковородка.

Шкаф и тумбочка.  

Велосипед и автобус.  

Трамвай и метро.  

Зонт и крыша.        

Солнце и луна.  

Река и озеро.

Игра «Назови отличия»

Цель: подробно рассказать об ассоциациях, вызываемых каждым словом.

(В случае затруднений взрослый использует наводящие вопросы, чтобы научить ребенка наиболее полно формулировать понятия. Например, определение ребенка: «Лужа — это такая ямка в земле». Вопросы взрослого: «А на асфальте может быть лужа? А эта ямка пустая? Как туда может попасть вода? Лужа очень глубокая? В ней можно купаться?» и т.п. После ряда аналогичных вопросов ребенку предлагается дать обобщенное определение)

Праздник

Приз

Открытка

Песочница

Почтовый ящик

Дворец

Шалаш

Клетка

Скворечник

Гроза

Стужа

Телевизор

Бассейн

Душ

Балкон

Дружба

Игра «Хорошо – плохо»

Цель: найти и подробно описать положительные и отрицательные стороны данных явлений, событий.

(Например, дождь. Дождь поливает, питает все растения. Это хорошо. Но под дождем можно промокнуть и потом простудиться. Это плохо.)

Дождь.

Снегопад.        

Листопад.

Охота.

Гимнастика.

Путешествие.

Долгий сон.

Рубка леса.

Солнечные ванны

Купание в реке.        

Поездка на дачу.

Прогулка по лесу.

Ремонт в квартире.

Пребывание на пляже.

Празднование дня рождения.

Просмотр телевизора.

Игра «Что не так?»

Цель: найти и подробно объяснить, в чем ошибочность предложенного высказывания.

Ручеек шире реки.

Муравейник выше дома.

Тигр слабее кошки.  

Черепаха ползет быстрее змеи.

Самолет движется медленнее машины.

Луна ярче солнца.

Трехэтажный дом ниже одноэтажного.

У зайца ушей больше, чем у медведя.

Туча ниже деревьев.

Стол квадратнее окна.

Стул деревяннее тумбочки.

  • Кати кукол больше, чем игрушек.  

Петя собрал поганок больше, чем грибов.  

  •  холодильнике молочных продуктов меньше, чем кефира.

Папа моложе сына, но старше дедушки.

Игра «Чем похожи?»

Цель: найти и подробно описать сходные черты двух различных предметов (объектов).

.(Например, половник и отвертка. Половник и отвертка — металлические предметы. С помощью и половника, и отвертки мы достаем что-то (суп из кастрюли, шуруп из стены). У половника и у отвертки есть ручка.

Половник и отвертка.

Шкаф и холодильник.

Вата и облако.

Мука и песок.

Кран и жираф.

Снеговик и пирамидка.  

Грабли и расческа.

Волосы и трава.

Дверь и окно.

Часы и градусник.

Мыло и лед.        

Кофеварка и самовар.

Зонтик и гриб.

Муравейник и детский сад.

Батарея и гармонь.

Игра «Что же это значит?»

Цель: на основании двух суждений сделать самостоятельное умозаключение

Все дети растут. Катя пока маленькая.

Значит… она растет (вырастет и т.п.).

Все конфеты сладкие. Пете нельзя есть сладкое.

Значит...

Все рыбы живут в воде. Сома положили в лодку.

Значит…

Все лекарства продают в аптеке. Бабушке нужен аспирин.

Значит…

Всем цветам нужна вода. Катя долго не поливала цветы.

Значит...

Всю одежду надо содержать в чистоте. Сережа испачкал рубашку.

Значит...

Игра «Придумай рассказ»

Цель: объединить три далекие по смыслу понятия в небольшом рассказе.

(Например, каша — листья — рыба. Семья отправилась в поход. Папа поставил палатку на засыпанную листьями землю. Вечером все вместе варили кашу и жарили пойманную в реке рыбу. Чем меньшее предложений войдет в рассказ, тем лучше.)

Каша — листья — рыба.

Весы — дом — берег.

Часы — плита — море.

Попугай — ветер — пила.

Кран — торшер — облако.

Дерево — гвоздь — озеро.

Лес — парта — бегемот.

Шишка — помидор — дождь.

Портфель — скакалка — елка.

Лодка — карандаш — муравейник.

Игра «Непростые вопросы»

Цель: развитие словесно-логического мышления

1. Может ли стол, у которого отвинтили 2 ножки, стоять? Почему?

2. Может ли трамвай объехать девочку, стоящую на рельсах?

3. Удержатся ли 2 шарика, если их поставить друг на друга?

4. Будет кубик катиться? Почему?

5. Может велосипед обогнать автомобиль? Почему?

6. Если по телевизору показывают футбол — может мяч вылететь и ударить мальчика?

7. У тебя маленькая сумка и большой мешок, и то и другое с картошкой. Что легче нести?

8. Кого в лесу трудно увидеть? А кого легко?

9. Кого легко заметить на снегу, а кого трудно?

10. По комнате бегал черный котёнок и попал в банку с мукой. Вдруг в комнате появился белый котёнок. Откуда он взялся?

11. Мама выглянула в окно и говорит: «На улице сильный ветер!» («Ночью был дождь».) Как она догадалась?

12. Может поезд метро столкнуться с автобусом?

13. По глубокому снегу проще идти пешком или на лыжах?

14. Что случится, если мальчик залезет в ванну, полную воды?

15. Летом можно кататься на лыжах? Почему?

16. На зиму заяц меняет свою шубку с серой на белую. Почему?

17. Чем столб отличается от дерева?

18. Почему льдины в реке не стоят на месте весной?

19. Папа купил сыну мороженое, положил его в карман курточки и забыл. Когда через час папа вспомнил о мороженом, его в кармане не оказалось. Куда оно делось?

20. Папа поднимает тяжёлую гирю, а мальчик не может. Почему?

21. Если человек прыгнет с самолёта, он разобьется. А как же парашютисты?

22. Если с высоты бросить платок и камень, что быстрее упадёт на землю?

23. Для чего зимой надевают шубы?

24. Если шубу положить на снег, снег под ней растает?

Игра «О чём говорится?»

Цель: объяснить, можно ли употреблять данную пословицу в предложенных ситуациях. Привести несколько примеров жизненных ситуаций, в которых уместно такое высказывание.

Хорош садовник — хорош и крыжовник.

Ситуации:

  1. Хорош крыжовник тогда, когда он созреет.

  1. У способного учителя дети могут многому научиться.

  1. У талантливого портного вся одежда красивая.

Как постелешь, так и поспишь.

Ситуации:

  1. Мальчик постелил чистое белье, а собака его испачкала.

  1. Мальчик чинил стул, а когда сел на него, тот сломался.

  1. Мальчик встал с постели раньше, чем зазвонил будильник.

Чужими руками жар не загребай!

Ситуации:

  1. Мальчик попросил велосипед у соседа, а ему дал свой конструктор.

  1. Мальчик заставлял носить свой портфель младших детей.

  1. Мальчик взял красивый рисунок друга и выдал его за свой.

В чужом глазу соринку видит, в своем бревна не замечает.

Ситуации:

1. Девочка сама полная, а над другими толстушками смеется.

2. Девочка сама ест, а подруг не угощает.

3. Девочка сама умеет шить и подруг учит.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Ситуации:

  1. Девочка завела собаку, а убирать за ней грязь не хочет.

  1. Девочка катается на санках с высокой горы и не боится.

  1. Девочка всегда помогает маме убираться в комнате после ухода гостей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека логических игр по развитию речи

Чем раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятиях ребёнка, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности, тем быстрее осущес...

игры и упражнения на развитие логического мышления и развития речи для детей старшего дошкольного возраста

Эти игры помогут развивать у детей логическое мышление и способствовать развитию связной речи...

Ткаченко Т.А. Логические упражнения для развития речи

В пособии собраны игровые упражнения, которые эффективно совершенствуют логическое мышление и речь старших дошкольников. Адресовано психологам, логопедам, воспитателям, гувернерам, родителям. Может бы...

Игры на логическое мышление и развитие речи с элементами ТРИЗ

Использование технологии ТРИЗ в работе с дошкольниками...

Картотека дидактических игр по развитию речи подготовительная группа (Связная речь)

Ведущая педагогическая идея заключается в создании педагогических условий для активного применения дидактических игр во всех видах деятельности по речевому развитию. В своей работе я стремлюсь создать...

Т.А. Ткаченко Логические упражнения для развития речи

Разнообразные логические задания и упражнения для детей 5-7 лет, способствующих развитию мышления и связной речи дошкольников....

Мы играем - речь развиваем КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)

Мы играем - речь развиваемКАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(РАЗВИТИЕ   ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)  «ПОСПЕШИЛИ-НАСМЕШИЛИ».Цель. Развивать речевой слух и р...