Сказка как средство социально-коммуникативного развития ребенка
презентация по развитию речи

Шапиро Юлия Геннадиевна

Совет педагогов «Создание в ДОУ условий для формирования коммуникативных навыков у дошкольников в процессе театрализованной деятельности», МАДОУ д/с комбинированного вида №7 «Радуга», 28.02.2019 г. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Сказка как средство социально –коммуникативного развития ребенка» Выполнила: Воспитатель Шапиро Ю. Г. МАДОУ д/с комбинированного вида № 7 «Радуга»

Слайд 2

Социально-коммуникативное развитие ребенка – это сложный процесс, в результате которого он учится устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром и людьми. Основная цель - позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства . Тема самообразования: « Сказка как средство формирования развития речи » Цель: продолжить повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность; внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей; приобщить родителей к совместной деятельности с детьми.

Слайд 3

Задачи используемые в работе со сказкой: знакомить с содержанием сказок ; развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор; помогать усвоению детьми на примерах из сказок правил поведения в повседневной жизни; создавать условия для активного включения детей в речевую , музыкальную , художественную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки ; помочь родителям понять особую роль сказки в воспитании ребенка; раскрыть ценность совместного творчества с детьми.

Слайд 4

Предметно-развивающая среда Книжный уголок Сюжетные картинки по сказкам

Слайд 5

Работа с родителями Задачи : приобщить детей и родителей (законных представителей) к совместному чтению книг; способствовать возрождению традиций семейного чтения; содействовать воспитанию интереса к детской книге.

Слайд 6

Проект «Читаем вместе» Цель проекта : Повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания ребенка, в том числе популяризации семейного чтения. Содействие в формировании ребенка – читателя.



Предварительный просмотр:

«Сказка ка средство социально-коммуникативного развития»

Каждый малыш по своей натуре первооткрыватель мира и его любопытство не знает границ, особенно на раннем этапе развития. По мере взросления и под воздействием таких факторов как семья, окружение, детский сад, он либо, сохраняет детскую непосредственность и продолжает с радостью идти на контакт, познавая мир, либо становиться неспособным выстраивать даже самые простые отношения со сверстниками и утрачивает способность коммуникативного общения.

Особенно четко данная проблема прослеживается в современном мире, когда ребенок уже в возрасте 2 – 3 лет предпочитает общению компьютерные игры, а коллективной игре просмотр телевизора. Тем самым он лишает себя возможности развивать социально-коммуникационные навыки, что в конечном итоге приводит не только к дефициту общения как такового, но и к значительным сложностям и проблемам в процессе социализации.

Социально-коммуникативное развитие ребенка – это сложный процесс, в результате которого он учится устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром и людьми.

Задачи социально – коммуникативного развития дошкольников по ФГОС:

  • усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  • развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
  • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
  • формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Мы решили в своей работе по созданию условий для формирования положительных нравственных представлений детей о нормах социальных отношений и моделях поведения использовать знакомство с миром сказок. Тема самообразования: «Сказка как средство формирования развития речи».

Цели самообразования вы можете видеть на экране.

  • продолжить повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность;
  • внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей;
  • приобщить родителей к совместной деятельности с детьми.

Наша работа ориентирована на формирование образности речи детей в процессе ознакомления со сказкой. В связи с этим мы изучаем, читаем, слушаем, играем и конечно же в работе используем разнообразную театрализованную деятельность. С помощью сказки можно решать практически все задачи методики развития речи. Сказки в воспитательно-образовательной работе с детьми используются в интегрированной форме, как на непосредственно образовательной деятельности, так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты).

Работа строится на следующих основных принципах:

- на тщательном отборе материала (по возрасту);

- интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей;

- активное включения детей;

- использование развивающего потенциала в создании речевой среды максимально.

Для решения данных задач по работе со сказкой мы создали соответствующую предметно-развивающую среду:

  • Книжный уголок. В этом уголке ребенок должен иметь возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее. Ребенок должен иметь возможность внимательно и сосредоточенно рассмотреть иллюстрации, вспомнить содержание, многократно вернуться к взволновавшим его эпизодам.
  • Сюжетные картинки по сказкам. Сочинение сказок по картинкам поможет детям научиться рассказывать в определенной последовательности, в соответствии со структурой повествования (начало, середина, конец), использовать образные выразительные средства языка, будет способствовать развитию воображения и творчества ребенка.
  • Настольный театр по сказкам. Постановка кукольного спектакля - это увлекательная игра, а также важный шаг к творческому самовыражению. Настольный театр развивает у детей любознательность, воображение, коммуникабельность, интерес к творчеству, помогает справиться с застенчивостью, способствуют развитию речи, воображения, внимания, расширению кругозора.

Настольного театр можно сделать своими руками из бумаги и картона и т.д. Такой театр обычно очень интересен детям.

  • Пальчиковый театр. Это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять роль любого героя. Ребенок может одеть любого персонажа себе на пальчик, и поиграть. Очень важно, играя, обращаться к ребенку, включая его в игру. Театр – это еще и прекрасный речевой и сенсорно-двигательный тренажер. Куклы развивают подвижность пальцев обеих рук, помогают освоить речь персонажей, помогают развивать словарный запас и активизируют речевые функции.
  • Инсценировки по сказкам. Ролевые игры и инсценировки по сказкам очень популярны у детей. Они помогают малышам примерить на себя роль разных персонажей, прочувствовать их эмоции, понять причины тех или иных поступков, способствуют развитию уверенности в себе.
  • Настольно-печатные игры по сказкам. Это лото, домино, парные картинки. Дети собирают разрезные картинки по мотивам сказок.

Чтобы наша работа по социально-коммуникативному развитию была более эффективной, мы привлекали и родителей. Старались вызвать у родителей интерес к проблеме, привлечь их к формированию социально-коммуникативных навыков у детей. Для этого использовали различные формы работы:

  • консультации для родителей: «Как выбрать полезную сказку для малыша», «Роль сказок в развитии речи ребенка», «Справиться с детским непослушанием помогут сказки»;
  • показ презентации «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста» на родительском собрании;
  • помощь в оснащении группы игровым материалом;
  • помощь в изготовлении костюмов, атрибутов к играм.

Оформлена выставка рисунков «Рисуем любимые сказки». Дети вместе с родителями рисовали персонажей из любимых сказок, рассказов, стихов. Совместное рисование детей и взрослых — способствует развитию ребенка. Оно укрепляет дружеские отношения, способствует повышению доверия и позитивного настроя малыша.

Последним этапом по работе со сказкой стал проект «Читаем вместе». Потребность в книге закладывается на всю жизнь как раз в первые годы жизни ребенка. В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители (законные представители) и воспитатели. Именно они учат его сначала делать первые шаги, говорить первые слова, читать первые книжки.

Именно благодаря совместному чтению, ребенок с раннего детства привыкает к тому, что книга и литература – неотъемлемые составляющие его жизни, и что читать, не только нужно, но и очень интересно. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

Таким образом, наблюдая за изменениями в поведении детей, проявляется эффективность предложенной нами системы работы над сказкой.

У детей повысился уровень самоконтроля, уровень эмоционального контроля, что позволило им адекватно вести себя в конфликтных ситуациях.

Как показали наблюдения со стороны воспитателей и родителей, у детей в группе детского сада снизилась нервозность, раздражительность, тревожность и агрессивность (что способствовало эмоциональному благополучию дошкольников), повысилась самооценка. Дети более твердо усвоили общественные нормы, правила поведения, человеческие отношения. И здесь помогла им сказка, где сказочным героям свойственны человеческие отношения.

Нельзя не отметить появление у младших дошкольников чувства прекрасного, которое вызывает у детей художественное произведение, а особенно сказка.

У дошкольников изменилось и внешнее проявление чувств. Они научились сдерживать свои эмоции и адекватно выражать их в принятой общественной форме: при помощи взглядов, улыбок, мимики, жестов, позы, движений, интонации голоса.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что систематическая работа над сказкой может иметь существенное значение в жизни дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цифровой образовательный ресурс по социально-коммуникативному направлению развития ребенка

Данный вид ЦОР предусмотрен для обучения детей правилам пожарной безопасности....

Доклад " Игра, как средство социально-коммуникативного развития ребенка"

Игра, как средство социально-коммуникативного развития ребенка....