Картотека игр-драматизаций
картотека по развитию речи

Гаврилова Любовь Сергеевна

Игры драматизации хорошо организуют детский коллектив, не требуют специальных условий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_igr-dramatizatsiy.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека  игр – драматизаций для детей

старшего дошкольного возраста

«Обед»

Собирались на обед:

Наш любимый старый дед,

Бабушка – несет оладушки;

Папа – с ложкой,

Мама – с поварешкой,

Внуки – несут карасей по штуке,

Внучки – несут ягод кучку,

И я! И я!

Вот и вся наша семья!

(Смысловая связка – пальчиковая игра.)

Большой палец правой руки.

Большой палец левой руки.

Указательный палец правой руки.

Указательный палец левой руки.

Средние пальчики.

Безымянные пальчики.

Мизинчики.

Хлопаем в ладоши.

«Кому спасибо?»

За борщ красивый

Кому «спасибо»?

Папа с дедом

По весне

Огород вспахали!

Эх! Ух! Эх! Ух!

Дочки и сыночки

Зернышки сажали!

Эх! Ух! В ямку – бух!

Всей семьею летом

Его поливали!

Эх! Ух! Плюх! Плюх!

Осень настала –

Урожай собрали!

Эх! Ух!

Тянем-потянем,

Вытянуть не можем!        

(Смысловая связка - имитация действий по тексту (или «игра-повторялка»).)

Народная игра «Репка» 

Дети сидят па полу, держа друг друга за талию. Это – «репка».

(Садимся на пол, держась за пояс впереди сидящего, раскачиваясь, поем. «Дедка» стоит перед «репкой».)

Водящий ходит вокруг с песней:

Ох, репка моя!

Репка саженая, огороженная!

Да и кто тебя сажал,

Да и кто поливал?

Огораживал?

Все дети («репка»):

А сажал меня Иван,

Поливал Селиван,

Селиванова жена огораживала!

Ведущий берет за руки первого ребенка, вытягивает со словами:

Тянем, потянем,

Вытянули репку.

Тот, кого вытянули, становится за ведущим, помогает тянуть следующего…

Правила игр для старших детей связаны с выполнением более сложных задач и необходимостью учитывать при этом ряд обстоятельств: что-либо найти, вовремя убежать, отгадать, догнать и т.п.

Например, вариант народной игры «Лень» из «венка игр» «Зимние труды и забавы» (для детей пяти–шести лет), в ходе которого мы знакомимся с традиционными занятиями людей русской деревни во время зимы, а также встречаемся с персонажем «Лень».

Народная игра «Лень»

Сидит, дрожит Лень.

Приодеться Лени лень!

– Лень, вставай, замерзнешь!

– Лень мне!

– Лень, оденься, простудишься!

– Лень!

(Сажаем одного из ребят – «Лень» – на стульчик в центр хоровода, поем. Идем хороводом.)

Сидит, дрожит Лень,

Приодеться Лени лень!

Не одеть ли нам ее?

Не обуть ли нам ее?

Одеть!

Обуть!

Как со молодца – кафтан,

Со старушки – сарафан,

Со молодушки – платок,

С красной девушки – венок!

(Пять–шесть человек одевают на Лень что-либо из своих вещей.)

Выбираем двух «думных бояр». «Думные бояре» становятся в кругу спиной к Лени. Лень снимает с себя по вещице, каждый раз спрашивая: «Думные бояре, что хозяину этой вещицы делать?» Бояре придумывают задание, хозяин вещи

выполняет.

Сидит, дрожит Лень,

Приодеться Лени лень.

Сидит, дрожит Лень,

Приодеться Лени лень.

(Идем хороводом.)

Лень, что ж ты все сидишь?

– Пить, есть хочу!

Чего ж тебе надобно?

– Кушанья царские, питье боярское!

Кто спину не гнет,

Тому ложка в рот нейдет!

А где гнется спина –

Там пшеничка густа:

(Приближаемся хороводом к Лени и отходим обратно. Руки над головой, ладошка – к ладошке над головой.)

С колоска – зерна мешок,

С колоска – зерна мешок,

(опускаем руки перед грудью – «мешок»)

А зимою – пирожок!

(ладошки «лодочкой»)

Попляши, поскачи Лень –

Дадим тебе пить–есть!

Дувай-дувай-дувай-дай, дувай-дай!

(Поем, хлопая в ладоши. "Лень" пляшет под наш напев.)

Простейшая (для удобства восприятия) условная классификация игр может выглядеть так:

 Игры-«повторялки»

Их правила диктуют необходимость уметь действовать одновременно, одинаково и согласованно с другими участниками. Игры данного типа незаменимы для самых маленьких, так как:

– являются первым опытом подчинения общим правилам и простейшим задачам;

– способствуют развитию представлений через характерные, подражательные движения на основе опорных зрительных впечатлений (показ, картинка, слайд и т.п.);

– помогают приобретению опыта совместных действий, развитию доверия между детьми и взрослыми;

– обучают согласованности действий в группе;

– развивают чувство ритма, музыкальность, двигательные навыки и т.д.

В играх детей среднего и старшего дошкольного возраста «повторялки» в чистом виде встречаются редко; в «венке игр» они могут быть адекватны «смысловым связкам».

Игры на внимание

Правила таких игр могут быть связаны с умением в нужный момент точно, не сбившись, выполнить игровые действия. Такие правила способствуют развитию целенаправленного слухового восприятия (например, в игре «Дождик» по соответствующей песенке вовремя спрятаться под «крышу», в игре «Цыплятки и Коршун» – пищать после слов «Коршун летит!»), а также формированию умения четко выполнять простейшие игровые задачи.

Игры - «догонялки»

Игровое правило связано с необходимостью догнать кого-либо, суметь убежать от «водящего». Это любимые игры детей среднего и старшего дошкольного возраста. Они способствуют:

– формированию инициативности и решительности;

– развитию ловкости, ориентации в пространстве, умения подчиняться правилам;

– преодолению страхов (при встрече в игровых обстоятельствах со «страшным» персонажем: Волком, Коршуном, Медведем и пр.).

 Игры - «отгадки»

Правила таких игр связаны с различными задачами: верно определить место какого-либо спрятанного предмета, угадать его название; отгадать по характеру движений суть происходящего (например, профессию) и т.п.

С помощью игр на отгадывание развивается целенаправленное зрительное внимание, сообразительность и многие другие качества.

Игры - «соревновалки»

По их правилам необходимо выполнить игровое действие как можно быстрее. Игры с подобным замыслом развивают решительность, инициативность, сноровку, ловкость, ориентацию в пространстве, волю и т.д. Как правило, они предусматривают деление на команды и, следовательно, формируют «чувство локтя», коллективную ответственность.

ИГРЫ С ДВИЖЕНИЯМИ

"МЫ - ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА"

Мы сидели на скамейке,

Мы - веселые ребята,

Мы - веселые ребята,

Мы все вместе говорили:

- Правая рука, левая рука (показываем).

Затем повторяем все сначала и добавляем:

- Правая нога, левая нога (выставляем попеременно ноги). Снова повторяем слова и постепенно присоединяем:

- Правое плечо, левое плечо (показываем). Затем, после повтора слов, присоединяем слово голова с движениями. Потом повторяем все вместе.

Примечание: движения руками, ногами, плечами, головой совершаются на протяжении всего текста.

"НОС-УХО-НОС"

Обращаясь к участникам игры, ведущий говорит:

"Указательным пальцем руки дотроньтесь до носа и скажите при этом: "Нос". Еще раз, еще. Я буду делать то же самое. Но если я скажу, например, "лоб", вы должны немедленно дотронуться до лба. Понятно? Начали! Нос-нос-нос-ухо!" (В это время ведущий указывает пальцем на подбородок, и многие невольно делают то же самое).

Игра повторяется несколько раз. Важна внимательность, реакция.

"МЫ ОХОТИМСЯ ЗА ЛЬВОМ"

Ведущий говорит первую строчку, все хором повторяют:

- Мы охотимся за львом. (Изображают ходьбу на месте.)

- Не боимся мы его.

- Будем биться насмерть с ним.

- И, конечно, победим - чух!

- А что же это там? (Всматриваются, подставляя ладонь ребром ко лбу.)

- А, это топь (болото, лес, гора)!

- Ее не обойдешь. (Показывают рукой как бы обход болота, леса, горы.)

- По ней не проползешь. (Показывают рукой снизу вверх.)

- Надо напрямик! (Снова повторяют все слова.)

- А что же это там? (Всматриваются.)

- А, это же нора!

- А кто же в ней живет?

- Наверно, это лев! (Тихо повторяют все слова.)

- А что же это там?

- А, это хвост! (Громко.) (Убегают, снова преодолевая, уже в обратном порядке, гору, лес, болото, топь.)

"КУПИМ МЫ С БАБУШКОЙ"

Игра о покупках. А вы любите делать покупки? Вот и помогите.

Ведущий: Вы будете повторять за мной слова и делать те же движения, что и я:

- Купим мы с бабушкой себе курочку.

- Курочка по зернышку - кудах-тах-тах. (Бьем руками по коленям.)

- Купим мы с бабушкой себе уточку.

- Уточка - утя-тя-тя. (Руки перед собой крест-накрест, извиваются, будто уточка плывет.)

Повторяем все сначала и добавляем:

- Купим мы с бабушкой себе индюшонка.

- Индюшонок - фу ты, ну ты. (Размахиваем руками.)

Снова повторяем все сначала и добавляем:

- Купим мы с бабушкой себе поросенка.

- Поросенок - хрю-ки, хрю-ки. (Крутим кулачками перед носом, создается впечатление пятачка.)

Снова перечисляем всех, кого купили с бабушкой, и присоединяем,

- Купим мы с бабушкой себе коровенку.

Коровенка - му-ки, му-ки. (Бодаемся рогами.)

- Купим мы с бабушкой себе лошаденку.

- Лошаденка - ну-ки, ну-ки. (Руки вперед, натягиваем "вожжи" на себя.)

- Купим мы с бабушкой себе собачонку.

- Собачонка - ав-ав. (Руками загребаем "уши".)

- Купим мы с бабушкой себе кисоньку.

- Кисонька - мяу-мяу. (Движение руками перед носом, как бы кошка умывается.)

- Купим мы с бабушкой себе телевизор. (Показываем руками телевизор.)

- Телевизор - время - факты. (Время - поднятая рука, факты - опустить руку перед собой.)

- Дикторша - ля-ля, ля-ля. (Машем руками у рта.)

Нельзя забывать, что после того, как что-то купили, все предыдущие покупки повторяются сначала.