Главные вкладки

    Мастер- класс "Развитие речевой активности детей в различных видах деятельности"
    материал по развитию речи

     Долгих Елена Викторовна

    Цель проведения мастер-класса. Распространение педагогического опыта по ознакомлению педагогов с новыми формами, методами и приемами  работы по развитию речи детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл master-klass.docx21.44 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                  МАСТЕР- КЛАСС

    "РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

    Образовательная область: речевое развитие.

    Цель проведения мастер-класса. Распространение педагогического опыта по ознакомлению педагогов с новыми формами, методами и приемами  работы по развитию речи детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.

    Проблема речевого развития детей дошкольного возраста всегда была и остаётся в зоне особого внимания педагогов. Это объясняется тем, что речь входит в какую-либо деятельность. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования недаром развитие речи выделено в отдельное направление развития, образовательную область. ФГОС ДО определяет следующие образовательные области:

    1. Социально-коммуникативное развитие

    2. Познавательное развитие

    3. Художественно-эстетическое развитие

    4. Физическое развитие

     5. Речевое развитие

    Образовательная область «Речевое развитие» включает:  

    - владение речью как средством общения и культуры;

    - обогащение активного словаря;

    - развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

    - развитие речевого творчества;

    - развитие звуковой и интонационной культуры речи,

    - фонематического слуха;

    -  знакомство с книжной культурой,

    - детской литературой,

    - понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

    - формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

    Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является:

    ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

     Для детей дошкольного возраста ФГОС определяет следующие виды деятельности:

    - Коммуникативная

    - Трудовая

    - Познавательно-исследовательская

    - Продуктивная

    - Музыкально-художественная

    - Чтение

    - Игровая

                     Развитие речи и коммуникативная деятельность

    Речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребёнку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития личности. В этом нам помогут игры, направленные на развитие навыков общения: «Кто к нам пришел?», «Назови свое имя», «Мяч по кругу», «Паровозик дружбы», «Прокати мяч и назови», «Да-да и нет-нет», «Найди себе пару», «Поздоровайся!», «Нужно делать так!», « Подари улыбку другу», «Узнай по голосу».

    Я хотела подробнее познакомить вас, дорогие коллеги с технологией синквейна и техникой друдлы.

    Синквейн— пятистрочная стихотворная форма.

      Синквейн применяется в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

    Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем, что прежде всего:

    - открываются новые творческие интеллектуальные возможности

    - гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК

    - способствует обогащению и актуализации словаря

    - является диагностическим инструментом

    - носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление)

    - используется для закрепления изученной темы

        -является игровым приемом

    При творческом использовании синквейна  он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться.

    Правила составления синквейна:

    1 строчка - одно существительное;

     2 строчка - два прилагательных, которые характеризуют данное существительное;
    3 строчка - три глагола, обозначающие действие существительного;
    4 строчка - фраза из четырех слов, которая характеризует существительное;
    5 строчка - одно существительное, повторение сути, резюме сказанному.

    Пример синквейна:

    Кто? Мяч

    Какой? Красивый, Круглый.

    Что делает? Катится, Мчится, Скачет.

    Предложение. Мой мяч очень круглый.

    Ассоциация. Игрушка

    Техника друдлы:

    Друдлы – это задачи – головоломки, в которых нужно домыслить. Друдлы в переводе с английского означают «каракули».

    Цель:

    — развитие образного мышления, как у взрослых, так и у детей;
    — развитие креативного воображения «Я учусь видеть необычное в обычном»;
    — развитие речи, когда я рисую, я думаю и проговариваю то, что рисую.

    Стоит отметить, что друдлы желательно рисовать черным карандашом или черным фломастером на белой бумаге. Этот фон наиболее благоприятный для развития воображения и для полета фантазии.

    Как играть с ребенком в друдлы:

    Предложите ребенку нарисовать на листе бумаги что – то свое. То, что он сам захочет.
    Вы отдельно на другом белом листе черным карандашом рисуете линии, кляксы. Словом все, что приходит вам в голову.

    Предложите ребенку поменяться рисунками. На рисунке ребенка подрисуйте линии своим черным карандашом. И так чтобы эти линии не соприкасались с общими линиями рисунка ребенка.

    Теперь снова предложите ребенку поменяться рисунками.

    Вы берете в руки уже свой раскрашенный рисунок и отдаете рисунок ребенка ему снова.
    Обратите внимание на свой рисунок видно, что в ваших фигурах и линиях ребенок увидел что-то свое и начал раскрашивать. Если вы спросите название своего рисунка, он без проблем вам его озвучит.

    Посмотрите внимательно на рисунок ребенка и спросите, как называется его рисунок. И вы увидите, что ваши линии и фигуры, которые вы ему подрисовали удачно «вписались» в его творение. Они просто не могут быть не тронутыми. Задайте ребенку вопросы: «Что за линии?», «А что нарисовано?», «Чтобы ты еще нарисовал?»

    Трудовая деятельность: 

    Через трудовую деятельность развиваются навыки диалогической речи, стимулируются активные высказывания детей, формируется доброжелательное отношение к сверстникам, умение работать в паре. Эти задачи решаются в процессе дежурств, наблюдений, трудовых поручений, во время режимных моментов и др.

    Познавательно-исследовательская: 

    Развивая речь ребенка, не включая его в познавательно-исследовательскую деятельность невозможно, так как речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей.

    В процессе познавательно-исследовательской деятельности решаются следующие задачи: 

    - способствовать обогащению активного словаря детей через познавательно-исследовательскую деятельность

    - обогащать эмоционально

    – чувственный опыт детей в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми

    - формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять

    - создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов у детей, проявления самостоятельности в их познавательно-речевом развитии

     - поддерживать условия для развития познавательно

    - речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности

    -привлечь родителей к совместной с детьми исследовательской, продуктивной деятельности, способствующей возникновению речевой активности.

     Продуктивная (художественная) деятельность: 

    Развивает понимание речи, учит выполнять инструкции, помогает оречевлять свою деятельность. После занятия, например, по рисованию, можно обговорить работу, описать её, придумать рассказ об объекте.

    Музыкальная деятельность:

     Особенно большую роль в развитие речи тут играет обучение пению. Условно, обучение пению проходит с трех сторон, это работа над дыханием, работа над дикцией и постановка голоса.

    Совместно решаются и речевые задачи: 

    -совершенствование голосового аппарата для пения, одновременно совершенствуется и для речи дошкольника;

    - культура выразительного исполнения, которая необходима в пении, формирует речевую выразительность;

     - формирование навыка сольного пения закладывает основу монологической речи;

    - развитие ладового чувства, музыкальной интонации, открывает способность к речевым интонациям.

    Восприятие художественной литературы: 

    Дети, увлекаясь мультиками и сериалами, усваивая их далеко не литературный, поверхностный язык и стиль изложения, дети формируют, таким образом, свою речь. Этого поможет избежать чтение художественной литературы и русского народного фольклора. Затем из чтения вытекают разнообразные формы работы в которых очень хорошо развивается речь: разучивание стихотворений, пересказ, драматизации сказок и т.д. Таким образом, у детей будет формируется умение слышать, понимать речь, обогащаться словарный запас, развиваться монологическая речь и интонационная её сторона , выразительность.

    Игровая: 

    Отдельные игры по-разному действуют на речевое развитие детей.

    Сюжетно-ролевые игры. Здесь ребенок использует выразительные средства речи (интонация, громкость, темп, эмоциональная окрашенность, звукоподражание и пр.). Он учится планировать замысел игры, развивать его, придумывать дальнейший ход событий, смотреть на игровую ситуацию с разных позиций, поскольку он исполняет несколько ролей.

     В театрализованных играх, дети разыгрывают сюжеты и берут на себя роли из литературных произведений, сказок, мультфильмов и пр. Театрализованная игра способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь детей.

    В процессе строительно-конструктивных игр, дети учатся наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Дети усваивают схему изготовления постройки, учатся планировать работу, представляя ее в целом, осуществляют анализ и синтез постройки, проявляют фантазию. Дети овладевают словарем, то есть обогащается речь, выражающая названия геометрических тел, пространственных отношений, развивается диалогическая речь.

     Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. В процессе этих игр развивается речь детей в зависимости от направленности самой игры Игры-эксперименты — особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для дошкольников. В результате усвоения детьми причинно-следственных связей обогащается словарный запас детей, улучшается грамматический строй, развивается связная речь. Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно! 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Ознакомление с различными видами театра для повышения речевой активности детей старшего возраста

    Ознакомление детей с различными видами театра  и непосредственное участие дошкольников в театрализованной деятельности ведет к  повышению и  эффективности  речевого развития детей ...

    «Повышение речевой активности детей в различных видах образовательной деятельности»

    "Повышение речевой активности детей в различных видах образовательной деятельности"...

    «Повышение речевой активности детей в различных видах образовательной деятельности»

    quot;Повышение речевой активности детей в различных видах образовательной деятельности"...

    Опыт работы по использованию различных видов детской деятельности в развитии речевой активности детей с ограниченными возможностями здоровья

    В статье раскрывается опыт работы по использованию различных видов детской деятельности в развитии речевой активности детей с ограниченными возможностями здоровья....

    Семинар-практикум "Развитие речевой активности детей посредством использования различных форм речевого развития". Уровень ДОУ 2019 г.

    15 октября 2019 года  в нашем детском саду прошёл семинар-практикум "Развитие речевой активности детей посредством использования различных форм речевого развития". Воспитатель, Андреенк...

    Семинар-практикум "Развитие речевой активности детей посредством использования различных форм речевого развития" Уровень ДОУ. 2019 г.

    В нашем детском саду прошёл семинар-практикум "Развитие речевой активности детей посредством использования различных форм речевого развития". На семинаре педагогами ДОУ были представлены эфф...