Учим детей пересказывать: подборка коротких рассказов
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа)

Власова Елена Павловна

Умение пересказать текста не только демонстрирует уровень развития речи, но и показывает, насколько ребенок умеет понимать и анализировать услышанный или прочитанный текст. Но у детей пересказ текста часто вызывает трудности. Как помочь ребенку их преодолеть?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx62.2 КБ

Предварительный просмотр:

Учим детей пересказывать: подборка коротких рассказов

Умение пересказать текста не только демонстрирует уровень развития речи, но и показывает, насколько ребенок умеет понимать и анализировать услышанный или прочитанный текст. Но у детей пересказ текста часто вызывает трудности. Как помочь ребенку их преодолеть?

Есть две основных причины, по которым ребенок может испытывать трудности с пересказом текста: это проблемы с развитием речи или же проблемы с пониманием, анализом и формулированием услышанного. В первом случае акцент нужно делать именно на развитии речи и делать это не с помощью пересказа, а с помощью более простых игр на развитие речи. А вот во втором случае нужно тренировать именно умение ребенка делать пересказ текста.

Важный и в то же время достаточно сложный этап развития связной речи — рассказ по картинкам. Начинать обучение можно с 3-летнего возраста. Сначала взрослый рассматривает вместе с малышом картинку, отыскивая детали, иллюстрирующие основные моменты рассказа. Поначалу преимущественно говорит взрослый, но по мере того как малыш учится всматриваться, вслушиваться, отвечать на вопросы, монолог постепенно сменяется диалогом.К четырем-пяти годам у ребёнка возрастает мыслительная и речевая активность, совершенствуются речевые навыки, в связи с этим расширяется объём связных высказываний. Малыш постепенно приобретает навык самостоятельного составления рассказа, в котором все части логически связаны друг с другом.

Наступает следующий по сложности этап — развитие монологической речи. Теперь задача взрослого — поддерживать интерес к составлению рассказов, учить не только понимать содержание иллюстраций, но и развивать умение связно, последовательно описывать то, что он видит, постоянно расширять словарный запас; грамматически правильно строить предложения.

Рассказы полезно составлять как по предметным картинкам, так и по сюжетным. Главное обучения — создать творческую, доверительную атмосферу. Предложенные в этой главе сюжетные картинки будут понятны и интересны вашему малышу. Если ему предстоит описать какой-либо предмет, растение, животное или даже пейзаж, взрослый должен помочь выделить существенные признаки, качества предметов или явлений, существующие между ними связи и отношения, придерживаться определённой последовательности при описании. Покажите, как важно использовать точные обозначения, эмоционально окрашенные слова и словосочетания.

После этого можно перейти к обучению ребёнка рассказу по нескольким картинкам в рамках одного сюжета (их должно быть от 3-х до 6). Малыш, опираясь на последовательно демонстрируемые картинки, будет учиться строить логически законченные части рассказа, из которых в итоге сложится целостное повествование. При составлении рассказа по сюжетным картинкам особую сложность представляет необходимость не только описывать действующих персонажей, но и объяснять, что происходит, используя элементы описания или рассуждения. Ребёнку предстоит научиться передавать те или иные события, происшествия, приключения во временной последовательности. При этом он на практике освоит методику построения рассказа (завязка, развитие действия, кульминация, развязка).

Существуют разные приёмы активизации речевой активности. Для начальных этапов можно использовать совместный пересказ: взрослый начинает рассказ, а ребёнок продолжает и заканчивает.

Можно предложить малышу придумать и рассказать, какие события предшествовали тем, что изображены на картинке. С большим удовольствием дети рассказывают и о том, что произойдёт с героями дальше.

Взрослому важно помнить, что овладение связными формами высказываний — сложный и длительный процесс, поэтому придётся приложить немало совместных усилий, прежде чем речь ребёнка станет свободной, яркой и выразительной.

Беседуйте о самых разных сторонах жизни, особенно о пережитом и увиденном в ваше отсутствие. Предлагайте любые темы, лишь бы они были интересны малышу: новая игрушка, любимые игры, выполненные поручения, взаимоотношения с друзьями, поездка на дачу, поход в зоопарк, в цирк и т. д. Пусть ребёнок поделится своими впечатлениями о событиях в детском саду, в кружке, на детской площадке…

Не забывайте, что, занимаясь с малышом, вы готовите его к учёбе в школе. Стимулируйте будущего первоклассника рассказывать обо всём, что происходит, не только непосредственно на занятиях, но и в любой подходящей ситуации: по дороге домой из детского сада, в очереди в поликлинике, во время прогулки.

Вот несколько интересных тем для таких совместных бесед-рассуждений:

Чего ты больше всего хочешь?

Кого (чего) ты больше всего боишься?

Чему бы ты хотел научиться?

Учат ли звери и птицы своих детей?

Что тебе хотелось бы изобрести?

Такие беседы важны и родителям, ведь они помогают лучше узнать и понять своего ребёнка. 

Предложите ребёнку послушать маленькие рассказы по картинкам, а затем постараться их пересказать.

https://www.wikireading.ru/img/353923_8_pic_128.jpg

Расскажи по образцу

 

Лейка

Это лейка. Из лейки поливают цветы. У лейки есть носик и ручка. На боку у лейки нарисован цветок. Чтобы поливать из лейки, её надо наклонить над растением, и вода сама польётся из носика, как из душа.

https://www.wikireading.ru/img/353923_8_pic_129.jpg

Мак

Это растение называется «мак». У него есть стебли, листья и цветы. Цветок у мака большой и красивый. У него нежные красные лепестки. Второй цветок ещё не распустился — это бутон. Листья у мака вытянутой формы, по краям они не ровные, а зубчатые.

https://www.wikireading.ru/img/353923_8_pic_130.jpg

Олень

Это животное называется «олень». У оленя на голове большие рога. Рога похожи на ветви дерева. У оленя пятнистое туловище и тонкие длинные ноги. На ногах у оленя копыта.

https://www.wikireading.ru/img/353923_8_pic_131.jpg

Павлин

Эта птица называется «павлин». Она очень важная и красивая благодаря своему хвосту. Павлин держит хвост вверх, может распускать и складывать его, как веер. На голове у павлина — хохолок из перьев. Ноги у павлина короткие, крылья пёстрые.

https://www.wikireading.ru/img/353923_8_pic_132.jpg

Швейная машина

Это швейная машина. С её помощью шьют одежду. В иголку вставляют нитку. Под иголку кладут детали одежды. Иголка, быстро протыкая ткань, тянет за собой нитку, и отдельные куски ткани соединяются между собой.

https://www.wikireading.ru/img/353923_8_pic_133.jpg

Улитка

Это животное называется «улитка». Сверху тело у неё покрыто крепким панцирем. При опасности улитка целиком прячется под панцирь, как в домик. Улитки едят сочные листья, траву. Они очень медленно ползают. Про людей, которые всё делают медленно, так и говорят: «Ползёт как улитка».

Предложенные ниже рассказы являются прекрасным материалом для занятий по развитию речи. С каждым из них можно провести работу по одному или нескольким направлениям.

Прежде всего, следует научить детей внимательно слушать рассказ и отвечать на вопросы по тексту. Вторым этапом освоения предложенного материала является обсуждение затронутой в рассказе темы. Третьим вариантом работы с текстом может стать его пересказ. Четвёртый вариант приемлем для старших дошкольников и младших школьников, речь идёт о самостоятельном прочтении предложенных рассказов.

Муравей.
Муравей нашел большое зерно. Он не мог тащить его один. Муравей позвал на помощь 
товарищей. Вместе муравьи легко притащили зерно в муравейник.

1. Ответить на вопросы:
Что нашел муравей? Чего не мог сделать муравей один? Кого позвал на помощь муравей? 
Что сделали муравьи? Всегда ли вы помогаете друг другу?
2. Пересказать рассказ.


Воробей и ласточки.
Ласточка свила гнездо. Воробей увидел гнездо и занял его. Ласточка позвала на помощь 
своих подруг. Вместе ласточки выгнали воробья из гнезда.

1. Ответить на вопросы:
Что сделала ласточка? Что сделал воробей? Кого позвала на помощь ласточка? 
Что сделали ласточки?
2. Пересказать рассказ.


Храбрецы.
Ребята шли в школу. Вдруг выскочила собака. Она с лаем кинулась на ребят. Мальчики 
бросились бежать. Один Боря остался стоять на месте. Собака перестала лаять и 
подошла к Боре. Боря погладил ее. Потом Боря спокойно пошел в школу, а собака тихо 
побрела за ним.

1. Ответить на вопросы:
Куда шли ребята? Что случилось по дороге? Как повели себя мальчики? Как повел себя 
Боря? Почему собака пошла за Борей? Правильно ли назван рассказ?
2. Пересказать рассказ.


Лето в лесу.
Наступило лето. На лесных полянках трава выше колен. Стрекочут кузнечики. 
На бугорках краснеет земляника. Цветут малина, брусника, шиповник, черника. 
Вылетают из гнезд птенцы. Пройдет немного времени, и появятся вкусные лесные 
ягоды. Скоро придут сюда дети с корзинками собирать ягоды.

1. Ответить на вопросы:
Какое время года наступило? Какая трава на полянах? Кто стрекочет в траве? Какая 
ягода краснеет на бугорках? Какие ягоды еще только цветут? Что делают птенцы?
Что скоро будут собирать дети в лесу?
2. Пересказать рассказ.


Цыпленок.
Маленькая девочка намотала шерстяные нитки на яйцо. Получился клубок. Этот клубок 
она положила на печку в корзинку.Прошло три недели. Вдруг послышался писк 
из корзинки.Пищал клубок. Девочка размотала клубок. Там был маленький цыпленок.

1. Ответить на вопросы:
Как девочка сделала клубок? Что произошло с клубком через три недели?
2. Пересказать рассказ.


Лиса и рак. (Русская народная сказка)
Лиса предложила раку бегать наперегонки. Рак согласился. Лиса побежала, а рак 
уцепился за лисий хвост. Лиса добежала до места. Обернулась лиса, а рак отцепился 
и говорит: "A я давно тут тебя жду".

1. Ответить на вопросы:
Что предложила лиса раку? Как перехитрил рак лису?
2. Пересказать рассказ.


Сиротка
Собаку Жучку заели волки. Остался маленький слепой Щенок. Прозвали его Сироткой. 
Щенка подложили кошке, у которой были маленькие котята. Кошка обнюхала Сиротку, 
повертел хвостом, и лизнула щенка в нос.
Однажды на Сиротку напала бродячая собака. Тут появилась кошка. Она схватила 
зубами Сиротку и вернулась к высокому пеньку. Цепляясь за кору когтями, она втащила 
щенка наверх и прикрыла его собой.

1. Ответить на вопросы:
Почему щенка прозвали Сироткой? Кто воспитывал щенка?Как защищала кошка Сиротку? 
Кого называют сироткой?
2. Пересказать рассказ.


Гадюка.
Раз Вова пошел в лес. С ним побежал Пушок. Вдруг в траве послышалось шуршание. 
Это была гадюка. Гадюка — ядовитая змея. Пушок кинулся на гадюку и разорвал ее.

1. Ответить на вопросы:
Что случилось с Вовой? Чем опасна гадюка? Кто спас Вову? О ком мы узнали в начале 
рассказа? Что произошло потом? Чем закончился рассказ?  2. Пересказать рассказ.

Н.Носов. Горка.
Ребята построили во дворе снежную горку. Полили её водой и пошли домой. Котька 
не работал. Он дома сидел, в окно глядел. Когда ребята ушли, Котька нацепил коньки 
и пошёл на горку. Чирк коньками по снегу, а подняться не может. Что делать? Котька 
взял ящик с песком и посыпал горку. Прибежали ребята. Как же теперь кататься? 
Обиделись ребята на Котьку и заставили его песок снегом засыпать. Котька отвязал 
коньки и стал горку снегом засыпать, а ребята снова полили её водой. Котька ещё 
и ступеньки сделал.

1. Ответить на вопросы:
Что делали ребята? Где был в это время Котька? Что случилось, когда ребята ушли? 
Почему Котька не смог подняться на горку? Что тогда он сделал? 
Что же случилось, когда прибежали ребята? Как поправили горку?
2. Пересказать рассказ.


Карасик.
Мама недавно подарила Виталику аквариум с рыбкой. Очень хорошая была рыбка, 
красивая. Серебристый карасик – вот как она называлась. А ещё у Виталика был котёнок 
Мурзик. Он был серый, пушистый, а глаза у него были большие, зелёные. Мурзик очень 
любил смотреть на рыбку. 
Однажды к Виталику пришёл его друг Серёжа. Мальчик сменял свою рыбку на милицейский 
свисток. Вечером мама спросила Виталика: «Где твоя рыбка?» Мальчик испугался и сказал, 
что её съел Мурзик. Мама велела сыну найти котёнка. Она хотела его наказать. Виталику 
стало жаль Мурзика. Он его спрятал. Но Мурзик вылез и пришёл домой. «А, разбойник! 
Вот я тебя проучу как следует!» - сказала мама. 
- Мамочка, миленькая. Не бей Мурзика. Это не он съел карася. Это я» 
- Ты съел? – удивилась мама. 
- Нет, не я съел. Я на свисток милицейский его променял. Я больше не буду.

1. Ответить на вопросы:
О чём говорится в рассказе? Почему мальчик солгал маме, когда она спросила, 
где рыбка? Почему Виталик потом сознался в обмане? Какая главная мысль текста?
2. Пересказать рассказ.


Смелая ласточка.
Ласточка-мама учила птенчика летать. Птенчик был совсем маленький. Он неумело и 
беспомощно махал слабенькими крылышками. 
Не удержавшись в воздухе, птенчик упал на землю и сильно ушибся. Он лежал 
неподвижно и жалобно пищал. 
Ласточка-мама очень встревожилась. Она кружила над птенчиком, громко кричала и 
не знала, как ему помочь. 
Птенчика подобрала девочка и положила в деревянную коробочку. А коробочку 
с птенчиком поставила на дерево. 
Ласточка заботилась о своём птенчике. Она ежедневно приносила ему пищу, кормила его. 
Птенчик начал быстро поправляться и уже весело щебетал и бодро махал окрепшими 
крылышками. Старый рыжий кот захотел съесть птенчика. Он тихонько подкрался, залез 
на дерево и был уже у самой коробочки. 
Но в это время ласточка слетела с ветки и стала смело летать перед самым носом кота. 
Кот бросился за ней, но ласточка проворно увернулась, а кот промахнулся и со всего 
размаха хлопнулся на землю. Вскоре птенчик совсем выздоровел и ласточка с радостным 
щебетанием увела его в родное гнездо под соседней крышей. 

1. Ответить на вопросы:
Какое несчастье случилось с птенчиком? Когда случилось несчастье? Почему оно случилось? 
Кто спас птенчика? Что задумал рыжий кот? Как ласточка-мама защитила своего птенчика? 
Как она заботилась о своём птенчике? Чем закончилась эта история?
2. Пересказать рассказ.


Волк и белка. (по Л.Н. Толстому)
Белка прыгала с ветки на ветку и упала на волка. Волк хотел ее съесть.
-Пусти меня,— просит белка.
-Отпущу, если скажешь, почему белки такие веселые. А мне всегда скучно.
-Тебе оттого скучно, что ты злой. Злость тебе сердце жжет. А мы веселые оттого, что добрые 
и никому зла не делаем.

1. Ответить на вопросы:
Как волк поймал белку? Что волк хотел сделать с белкой? О чем она попросила волка?
Что ей ответил волк? Что спросил волк у белки?Как ответила белка: почему волку всегда 
скучно? Почему белки такие веселые? 

Словарная работа. 
-Белка сказала волку: «Тебе злость сердце жжет». А чем можно обжечься? (Огнем, 
кипятком, паром, горячим чаем...) Кто из вас обжигался? Это больно? А когда больно, 
хочется веселиться или плакать? 
-Оказывается, можно поранить даже плохим, злым словом. Тогда сердце болит, как будто 
его обожгли. Вот и волку всегда скучно, грустно, потому что его сердце болит,
злость его жжет.
2. Пересказать рассказ.


Петушок с семьей. (по К.Д. Ушинскому)
Ходит по двору петушок: на голове красный гребешок, под носом красная бородка. Хвост 
у Пети колесом, на хвосте узоры, на ногах шпоры. Петя зернышко нашел. Зовет он курочку 
с цыплятами. Они зернышко не поделили - подрались. Петя-петушок их помирил: 
сам зернышко съел, крыльями замахал, во все горло закричал: ку-ка-ре-ку!

1. Ответить на вопросы:
О ком говорится в рассказе? Где ходит петушок? Где у Пети гребешок, бородка, шпоры?
На что похож хвост петуха? Почему? Что нашел петушок? Кого он позвал? 
Почему цыплята подрались? Как их помирил петушок?
2. Пересказать рассказ.


Купание медвежат. (по В. Бианки)
Из леса вышли большая медведица и два веселых медвежонка. Медведица схватила 
одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку. Другой медвежонок 
испугался и убежал в лес. Мать догнала его, надавала шлепков, а потом - в воду. 
Медвежата остались довольны.

1. Ответить на вопросы:
Кто вышел из леса? Как медведица схватила медвежонка? Медведица окунала медвежонка 
или просто держала? Что сделал второй медвежонок? Чего надавала мама медвежонку? 
Остались ли медвежата довольны купанием? 
2. Пересказать рассказ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"УЧИМ ДЕТЕЙ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ: ПОДБОРКА КОРОТКИХ РАССКАЗОВ".

Умение пересказать текста не только демонстрирует уровень развития речи, но и показывает, насколько ребенок умеет понимать и анализировать услышанный или прочитанный текст. Но у детей пересказ текста ...

«Учим детей пересказывать: подборка коротких рассказов»

Есть две основных причины, по которым ребенок может испытывать трудности с пересказом текста: это проблемы с развитием речи или же проблемы с пониманием, анализом и формулированием услышанного. В перв...

Учим детей пересказывать: подборка коротких рассказов

Умение пересказать текста не только демонстрирует уровень развития речи, но и показывает, насколько ребенок умеет понимать и анализировать услышанный или прочитанный текст. Но у детей пересказ текста ...

«Учим детей пересказывать: подборка коротких рассказов»

Есть две основных причины, по которым ребенок может испытывать трудности с пересказом текста: это проблемы с развитием речи или же проблемы с пониманием, анализом и формулированием услышанного. В ...

«Учим детей пересказывать: подборка коротких рассказов»

Предлагаем вашему вниманию короткие рассказы, с помощью которых легко можно научить ребенка пересказывать тексты....

Учим детей пересказывать: подборка коротких рассказов

Умение детей пересказывать текст показывает насколько ребёнок умеет понимать и анализировать услышанный текст....

Учим детей пересказывать короткие рассказы.

      Умение пересказать текста не только демонстрирует уровень развития речи, но и показывает, насколько ребенок умеет понимать и анализировать услышанный или прочитанный текст...