Картотека игр Триз
картотека по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Игры для детей дошкольного возраста по развитию речи, творческого мышления, воображения дошкольников с использованием элементов ТРИЗ технологии.
Игры и творческие задания для развития выразительности речи.
Название игры, цель. | Методические рекомендации. |
«Цепочка» или «По кругу». Цель: Учить детей выделять признаки объектов. | Ведущий показывает ребенку картинку с изображением объекта, он называет его. Затем картинка передается другому ребенку. Он должен назвать один из признаков объекта и передать картинку следующему. Нужно назвать как можно больше признаков и не повториться. Рекомендуется с младшего возраста. |
«Предложения по цепочке» или «Антилогическое лото» Цель: Учить составлять предложения. | Воспитатель поровну делит картинки между всеми участниками игры. Каждый игрок складывает свои картинки в стопочку. Воспитатель выкладывает на середину стола любую картинку, например «кошку». Первый игрок должен составить простое предложение, используя слово «кошка» и слово, проиллюстрированное верхней картинкой в его стопке (например, «шубка»): «У кошки пушистая шубка». Наложив «шубку» на «кошку», первый игрок передвигает обе картинки ко второму участнику игры, которому необходимо соединить слово «шубка» с первым словом в своей стопке, и т.д. Если игрок не справляется с заданием, то забирает себе все передвигаемые картинки и кладет их в свою стопку снизу, а следующему игроку передает только одну верхнюю картинку. Победителем становиться тот, кто первым избавляется от своих картинок. |
«Угадай по описанию». Цель: Учить детей по описанию определять объект | Ведущий показывает картинку с изображенным объектом только одному из детей. Ребенок описывает объект (не называя его) так, чтобы остальные играющие догадались, о чем идет речь. Правило: ведущий описывает объект от общего к частному. |
«Выбери признак, который есть у других объектов» Цель: Учить детей выделять характерные и специфичные значения признаков объекта. | Ведущий называет объект. Играющие называют значения признаков этого объекта. Из перечисленного ряда выбирают одно характерное и одно специфичное значение (очки круглые, солнечные). Рекомендуется со среднего возраста. |
«Я назову признак, а вы перечислите его значения». Цель: Учить детей подбирать разные значения одному признаку. | Ведущий называет какой-либо признак (цвет). Дети должны назвать как можно больше значений этого признака (цвет бывает черный, радужный и т.д.) В старшем дошкольном возрасте воспитатель называет какое-либо значение признака, а дети угадывают признак (светящийся – светящимся бывает цвет; холодным бывает температура вещества). Проводится со среднего возраста с последующим усложнением. |
«Что (кто) делает так же?» Цель: Учить детей выделять признаки объекта (функция, части). Учить составлять загадки по моделям «Как…, но не…», «Какой…-что такое же у другого объекта», «Что делает так же?» | Ведущий называет объект. Дети выделяют его действия. Предлагается перечислить объекты, у которых названное действие выражено ярко. ПР: -Воробей что делает? -Прыгает, как кузнечик, суетится, как мышь. Из предложенных вариантов составляется текст загадки: «прыгает, но не кузнечик, суетится, но не мышка». Проводится со среднего возраста |
«Сравни разных зверят» Цель: Учить детей сравнивать разных животных из сказок, выделяя противоположные признаки. | Воспитатель предлагает детям рассмотреть Мишку и мышку. - Мишка большой, а мышка … (маленькая). Какой еще Мишка? (Толстый, толстопятый, косолапый). А какая мышка? (Маленькая, серенькая, быстрая, ловкая.) Что любит Мишка? (Мед, малину), а мышка любит …(сыр, сухарики). Аналогично можно сравнить и других животных из сказок – лису и зайца, волка и медведя. Проводится с младшего возраста. |
«Назови одним словом» Цель: Обогащать словар-ный запас детей существительными, развивать речь, внимание, мышление | Взрослый что-то описывает, а ребенок называет это одним словом. НП: утренняя еда — это завтрак; большая посуда для приготовления компота — кастрюля; дерево, которое наряжают на Новый год, — елка. Потом играющие меняются ролями. Проводится с младшего возраста. |
«Опиши, одним словом» Цель: Обогащать словар-ный запас детей при помощи прилага-тельных, развивать речь, внимание, мышление. | Эта игра аналогична предыдущей, только называть нужно не существительное, а прилагательное. Например, чашка для кофе — кофейная, цветок из бумаги—бумажный, варенье из клубники— клубничное, сок из яблока—яблочный. Потом играющие меняются ролями. Проводится с младшего возраста. |
«Исправь ошибку» Цель: Развивать связную речь, логическое мышление | Взрослый произносит предложение, в котором сопоставляются два объекта. Ребенок должен исправить ошибку, предложив два правильных варианта суждения. Например: «Мел белый, а сажа жидкая» В первой части сравнения речь идет о цвете, а во второй – о твердости. Правильно будет так: «Мел белый, а сажа чёрная» «Мел твердый, а сажа мягкая» Примерный речевой материал: -Внучка маленькая, а бабушка старенькая. -Ослик Иа большой, а Винни Пух толстый. -Лиса хитрая, а Колобок желтый. -Гулливер высокий, а Дюймовочка маленькая. -Заяц серый, а петушок смелый. -Лунтик добрый, а Вупсень зеленый. -Винни Пух любит мед, а Пятачок розовый. -Дюймовочка легкая, а ласточка большая. Рекомендуется со среднего возраста. |
Игры и творческие задания для составления рифмованных текстов.
Название игры, цель. | Методические рекомендации. |
«О ком? О чем?» Цель: Учить анализировать содержание стихотворения и устанавливать причинно-следственные связи, обозначенные в тексте. | Воспитатель читает небольшое стихотворение. Предлагает детям ответить на вопросы: О каком объекте идет речь? Каким признаком наделен объект? Какие действия он совершал? Какой вывод сделал автор? Игровой мотив: соревнование, кто быстрее ответит на четыре вопроса воспитателя. |
«Доскажи словечко» Цель: Учить детей подбирать рифмующиеся слова. | Воспитатель читает детям стихотворный текст и произносит лишь первый слог последнего слова каждой строчки. Все остальное слово должны назвать дети. Игровой мотив: у воспитателя то появляется, то пропадает голос. Вариант игры: воспитатель читает стихотворение-загадку, а играющие должны назвать отгадку-рифму |
«Склад-несклад» Цель: Учить детей подбирать рифму к заданному слову. | Водящий загадывает слово, а играющие придумывают рифму к нему (рогатая - бодатая, жевала - глотала). Игровой мотив: игра с мячом или другим предметом. Возможно усложнение: игра без водящего. Один ребенок называет слово, другой придумывает к нему рифму и т. д. по цепочке. |
«Чистоговорки» Цель: Учить детей подбирать рифму к звукосочетанию. | Водящий задает определенное звукосочетание, а играющие сочиняют двустишье с ним. ПР: Са - са - са - прилетела в сад оса. Ща - ща - ща - мы нашли в траве клеща. Игровой мотив: соревнование в быстроте произнесения звукосочетаний. |
«Сочини дальше» Цель: Учить детей подбирать рифму к заданному слову. | Воспитатель дает одну строчку стихотворного текста, а дети сочиняют дальше. ПР: «В море плавает тюлень..». Ребенок продолжает: «По лугу бежит олень». Игровой мотив: соревнование команд. Возможны варианты рифмованных строк от других детей или сочинение «путаницы». ПР: «В море плавает олень, на лугу лежит тюлень». Усложнение: воспитатель раздает предметные картинки играющим. Они должны составить двустишье про изображенный на картинке объект. |
«Исправь меня» Цель: Учить детей согласовывать слова в предложениях в роде и падеже. | Воспитатель произносит рифмованную фразу, предложение, сознательно допуская ошибки в согласовании слов. Дети исправляют и правильно произносят заданное предложение, фразу. Игровой мотив: исправления ошибок воспитателя. |
«Сочиним стишок и его запишем» Цель: Учить детей составлять рифмованный текст и записывать его схемами. | Дети составляют рифмованный текст и записывают его схемами. Игровой мотив: кто точнее запишет текст с помощью схемы. Схема должна располагаться на листе бумаги соответственно строчкам созданного стихотворного текста. С помощью схематической фиксации текста можно работать над интонационной выразительностью речи детей. При помощи определенных условных знаков можно обозначать повышение, понижение голоса, восклицание, вопросительную, повествовательную интонации, паузу и т.д. |
«Дразнилка» Цель: Учить детей подбирать рифмующиеся между собой слова и словосочетания с помощью суффиксов. | Воспитатель предлагает «подразнить» какой-либо предмет рукотворного мира. Дети преобразуют свойства объекта в слова и словосочетания с уменьшительно-ласкательным суффиксом -лка (поддразнивание бантика - украшалка, потерялка, и т.д.). Далее предлагается составить «дразнильные» стишки или загадки («Не терялка, а головуукрашалка»). |
"Складные картинки" Цель: учить детей подбирать картинки с изображением предметов, названия которых рифмуются. | Воспитатель раскладывает около 40 изображений предметов, названия которых рифмуются (мак - рак, олень - тюлень и т.д.). Воспитатель поднимает какую-либо картинку и просит найти парную по рифме. Игра считается законченной, когда сложено 20 пар рифмованных слов. Эту игру можно начинать с 5 пар картинок, постепенно увеличивая до 20-25. Необходимо поощрять инициативу детей по самостоятельному подбору рифмующегося слова. ПР: ребенок смотрит на картинку с изображением рака, говорит "Рак" и добавляет "Квак". |
Игры и творческие задания для освоения алгоритмов работы с картиной.
Название игры, цель. | Методические рекомендации. |
Игры с «подзорной трубой» Цель: Учить детей выделять объекты, изображенные на картине. | Детям предлагается картина для рассматривания и альбомный лист для имитации подзорной трубы. Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его. Выигрывает тот, кто перечислит больше объектов на картине. |
«Ожившие предметы» Цель: Развивать у детей эмпатию, наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами. | Ведущий предлагает выбрать объект на картине для обсуждения. Дети определяют его характер, рассказывают о его возможных поступках и мыслях. Например, рассматривается пейзаж; дети выбирают и характеризуют объект - ель: спокойная, спящая, тихо дышит. Составление речевых зарисовок от имени очеловеченного объекта. |
«Волшебный гость» Цель: Учить детей устанавливать взаимосвязи между объектами, изображенными на картине. | В гости к детям приходит волшебник Объединения и объединяет два наугад выбранных объекта. Детям предлагается объяснить, почему он это сделал, как эти объекты могут быть связаны между собой. |
«Живые картинки» Цель: Учить детей ориентироваться в двумерном и трехмерном пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта. | Педагог предлагает детям превратиться в конкретные объекты на картине, выясняет их место нахождения. Детям предлагается смоделировать изображение в трехмерном пространстве (например, на ковре). Ребенок должен найти место своего объекта относительно других объектов, изображенных на картине, и составить связный рассказ о его местонахождении. |
«Да - нет» Цель: Учить детей пространственной ориентировке на картине. Активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки. | Ведущий загадывает объект на картине, а дети с помощью вопросов устанавливают его место нахождения. Найденный объект «оживает» и находит себе место на сцене (трехмерное пространство). Задача ребенка: описать местоположение объекта на картине, а затем на сцене. |
«Кто о чем говорит?» Цель: Учить детей составлять диалоги от лица объектов картины. | Воспитатель предлагает выбрать объекты и представить себе, о чем они могли бы говорить или думать. Затем дети составляют диалоги от лица объектов на тему «Кто о чем говорит». |
К нам пришел волшебник «Я ощущаю запах» Цель: Учить представлять возможные запахи и передавать свои представления в рассказе. | Воспитатель предлагает «войти» в картину и представить, какие запахи там можно ощутить, обозначить их словами. Предложить детям составить рассказ на тему: «Я чувствую запахи». |
К нам пришел волшебник «Я ощущаю лицом и руками» Цель: Учить детей представлять возможные ощущения от предполагаемого соприкосновения с различными объектами и передавать их в речи. | Дети сосредоточены на объектах картины, им предлагается найти и описать предполагаемые ощущения от соприкосновения с объектами. Предложить детям составить рассказ на тему: «Я ощущаю лицом и руками». |
К нам пришел волшебник «Я пробую на вкус» Цель: Учить детей разделять объекты на съедобные - несъедобные для человека и живых объектов, изображенных на картине. Побуждать передавать в речи вкусовые характеристики объектов. | Дети сосредоточены на объектах картины, анализируют их, распределяя на съедобные и несъедобные для человека, того или иного живого существа, изображенного на картине. Вспоминают или предполагают то или иное вкусовое ощущение. |
«Что было, что будет?» Цель: Учить детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ об этом. | Ведущий выбирает объект, предлагает играющим прокатиться на Машине времени и рассказать о том, что было с ним в прошлом и что, возможно, будет в будущем. |
«В гости пришли Волшебники Времени» Цель: Учить детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ о нем. Учить детей фантастическим преобразованиям свойств времени. | Воспитатель предлагает пригласить в гости Волшебников Времени. Дети выбирают себе любой объект, называют конкретного волшебника и описывают, что может произойти в результате воздействия волшебника на объект. ПР: пришел Волшебник Быстрых Минут в картину «Кошка с котятами» и дотронулся до молока в блюдце - хозяйка налила его недавно, а оно уже прокисло. Обсудить ситуацию. |
Игры и творческие задания по подготовке детей к составлению текстов сказочного содержания.
Название игры, цель | Методические рекомендации. |
«Назови героя» Цель: учить детей объединять героев по заданному признаку | Воспитатель называет какой-либо образ, а дети должны найти конкретных героев из других сказок ПР: Назовите мне героев-девочек ( Герда из «Снежной Королевы», Женя из «Цветика-Семицветика». Вывод: героями сказки может быть девочка, но она должна быть особенной, со своими с конкретными свойствами и действиями. |
«Действия героя» Цель: Учить детей перечислять все возможные действия какого-либо сказочного героя. Учить детей проводить аналогии в действиях героев разных сказок. | Воспитатель предлагает героя из сказки. ПР: Коза из сказки «Волк и семеро козлят». Просит детей назвать все действия козы. Условия: говорить только глаголами. ПР: жила- была, ходила, наказывала, пела и т.д. Далее воспитатель предлагает вспомнить героев, которые выполняли бы эти же действия в других сказках. При затруднении детей воспитатель пользуется текстом, зачитывая фрагменты сказок. |
«Волшебник» Цель: Учить детей наделять фантастическими свойствами реальные предметы. | Воспитатель предлагает поиграть в волшебников с помощью колец Луллия. На 1 кольце - изображение обычных предметов, на 2-ом - волшебники (ТПФ). Дети раскручивают круги, выделяют сектор и рассказывают о том волшебстве, которому научился предмет. Рассказ дополняется практической значимостью волшебства, дается оценка, кому от него хорошо или плохо. ПР: Синичка на круге встретилась с Волшебником Окаменения: «Птичка летает место, куда она сядет, становится каменным. Это хорошо, если птичка сядет на руки мальчишке, который стреляет из рогатки и плохо, если она сядет на растущий цветок». Вывод: в сказке волшебным может быть любой предмет. Волшебство может приносить добро и зло. |
«Где-то, кто-то…» Цель: Учить детей представлять объект в каком-либо месте и составлять про него небольшой сюжет сказочного содержания. | Работа идет либо на морфотаблице, либо с кольцами Луллия. Воспитатель на одной части выкладывает карточки с изображением героев, на второй - с изображением места, где это может происходить. Пересечение объекта и места позволяет ребенку представить сказочную ситуацию и стимулирует его творчество. ПР: как Иванушка попал в подземелье. Как он будет оттуда выбираться, кто ему может помочь и т.д. |
«Парад волшебников времени» Цель: Учить детей преобразовывать объект с помощью изменения свойств времени | Воспитатель показывает волшебные часы, на цифрах которого сидят разные волшебники времени. На стрелке часов помещается картинка с изображением какого-либо объекта. Ребенок раскручивает стрелку, и указанный Волшебник преобразует объект. ПР: Стрекоза встретилась с Волшебником Остановки Времени. Она будет вечно энергичной, молодой, даже через много сотен лет. |
«Волшебники Ухо, Нос, Рука и Глаз» Цель: Учить детей представлять ощущения, которые можно получить с помощью различных анализаторов. | Воспитатель поочередно показывает картинки с изображением органов чувств и предлагает с их помощью посетить какую-либо сказку. ПР: С волшебным Носом дети попали в комнату Наф-Нафа, когда он открыл крышку котла. Дети рассказывают о том, что они почувствовали запах сажи, шерсти волка, кипящей воды. Далее в этот же сюжет приглашается Волшебник Глаз ( дети видят то, что не описано в сказке), Волшебник Ухо ( представление возможных звуков, озвучивание мыслей), Волшебник Рука (описание ощущений, которые возникли бы у детей, если бы они дотрагивались руками до горячего котла или мокрого носа поросят. |
«Сказочные слова» Цель: Учить детей перечислять разные варианты слов и словосочетаний по заданному признаку. | Воспитатель предлагает детям вспомнить и сказать все заклинания, которые они знаю в сказках (Сим-сим, открой дверь», Сивка-бурка, вещая каурка… и т.д.) затем перечислить все слова, с которых начинается сказка (Однажды в некотором царстве, в стародавние времена…и т.д. ) |
«В какой сказке?» Цель: Учить детей находить сказочные тексты, которые бы учили какому-либо жизненному правилу. | Воспитатель называет пословицу, поговорку или какое-либо жизненное правило, дети должны вспомнить сказки, которые этому учат. ПР: Воспитатель говорит «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Дети вспоминают, как Герда с помощью других героев нашла Кая, а деньги принцессы ей в этом не помогли. |
«Знакомые герои в новых обстоятельствах» Цель: Учить детей составлению творческих рассказов на основе знакомого сюжета. | Предлагаем детям пофантазировать о действиях и поведении сказочного героя в другой обстановке. Пример. Нашёл Винни Пух в лесу башмаки, решил их примерить. Только не знал, что они волшебные. И очутился в Африке. Вокруг пальмы и тропические растения. Удивился медвежонок, идёт и всему удивляется. Вдруг видит, костёр горит. А вокруг костра Бармалей скачет. |
«Шкатулка со сказками» Цель: Развивать речь, мышление, воображение, обогащать словарный запас детей. | На столе находится коробка с 8-10 любыми игрушками. Воспитатель предлагает взять любую игрушку из коробки. Надо придумать, кем или чем будет этот предмет в сказке. После того, как первый играющий сказал несколько предложений, следующий вынимает другой предмет и продолжает рассказ. Когда история закончена, предметы собирают вместе и начинают придумывать новую историю. Важно, чтобы каждый раз получалась законченная история, а ребенок в разных ситуациях придумывал разные варианты действий с одним и тем же объектом. |
Игры и творческие задания на формирование у детей системного мышления.
Название игры, цель | Методические рекомендации |
«Угадай, кто я?» Цель: Научить детей определять назначение предметов, видеть возможности их использования в окружающем мире. | Дети загадывают себе образ, но не называют его. Один из участников выходит в центр и говорит: «Я умею…» Действие изображается при помощи пластики. Остальные называют изображаемое действие. «А еще я умею…» и т.д., пока дети не отгадывают объект |
«Что умеет делать?» Цель: Формирование умения выявлять функции объекта. | Ведущий называет объект. (Объект можно показать или загадать с помощью игры "Да-Нет" или загадки). Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью. Рекомендуется с младшего возраста. |
«Мои друзья» Цель: учить детей находить общие свойства, функции с объектом, развивать словарный запас детей, логическое мышление, речь. | Воспитатель выбирает любой объект из детского окружения. Дети выделяют его свойства, функциональное назначение, а затем каждый должен найти в группе такой объект, который имел бы нечто общее с заданным. Рекомендуется со среднего возраста. |
«Я еду в деревню» Цель: Научить детей определять назначение предметов, видеть возможности их использования в окружающем мире. | На столе набор предметных картинок, которые складываются стопкой изображением вниз. Ребенок объявляет: «Я еду в деревню и беру с собой…» и вытаскивает из стопки любую картинку. Далее он должен объяснить, зачем ему данный объект в деревне. Конечный пункт путешествия периодически меняется: в деревню, в гости к обезьянкам, на северный полюс, на море и т.д. |
Игры и творческие задания для развития творческого мышления, воображения.
Название игры, цель | Методические рекомендации |
«Превращения» Цель: Развивать образное мышление, воображение детей. | Взрослый дает задание назвать то, во что может превратиться предмет без некоторых частей. НП: кружка без ручки (стакан), кепка без козырька (шапка), кувшин без горлышка и ручки (ваза), диван без спинки (кровать), стул без спинки (табурет), кресло без подлокотников (стул). |
«Паровоз» Цель: Учить детей составлять цепочку-рассказ, развивать образное мышление. | Воспитатель раздает картинки поровну между участниками игры. В центр стола выкладывается большая картинка паровоза. Первый участник кладет рядом с паровозом свою картинку и говорит: «В паровозе едет лошадь, потому что…». Далее ему необходимо придумать причину, по которой «лошадь» поехала на паровозе. Второй ребенок берет свою картинку и прикладывает к «лошади» и говорит: «Лампа едет с «лошадью» на паровозе, потому что…». Допустим, что лошади стало темно, и она взяла лампочку, чтобы включить свет. Следующий ребенок берет свою картинку, прикладывает ее к последней («лампа») и объясняет, почему она едет в паровозе с ней, и т.д. Если ребенок не называет причину, по которой две картинки собрались в паровозе, то он пропускает ход. Победителем становиться тот, кто первым избавился от всех своих картинок. |
«Объяснялки» Цель: Учить детей составлять цепочку-рассказ, развивать образное мышление. | Перед детьми изображения яблони и ложки. Задача детей составить объяснение (цепочку-рассказ), как от яблони перейти к ложке. Педагог начинает цепочку, дети продолжают. Возможный вариант развития причинно-следственной цепочки. - В саду стояла яблонька, на которой … - Висели вкусные и спелые яблочки. - Яблочки были спелые и поэтому сами … - Сами падали на землю. - Так как яблочки падали, бабушка… - Бабушка их собирала. - Собрав яблоки, чтобы они не испортились, бабушка… -Варила вкусное варенье. - Варенье было вкусное, поэтому… - Внуки ели его прямо ложками.. |
"Хорошо - плохо" Цель: Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. | Перед детьми предметные картинки: роза, мороженое, велосипед, воздушный шарик, компьютер и др. Педагог поочередно показывает детям картинки. Рассмотрев их, дети высказывают свои мнения по каждому объекту, что в нем хорошего, и что плохого. НП: - В розе хорошо то, что она красивая и вкусно пахнет. - Ее можно дарить в подарок, и это доставит людям радость. - А плохо в розе то, что у нее шипы. Можно больно уколоть руку. Вопросы к детям: - Дети, а это хорошо или плохо, что шарик легкий? - Что в этом хорошего? -А что плохого в том, что шарик легкий? Рекомендуется с младшего возраста. |
"На что похоже" Цель: Развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем. | Ведущий - воспитатель, а в старшем возрасте - ребенок называет объект, а дети называют объекты, похожие на него. Примечание: Похожими объекты могут по следующим признакам: по назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать картинки предметные, особенно на этапе ознакомления с игрой. Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи. Рекомендуется с младшего возраста. |
"Теремок" Цель: тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения. | 1-й вариант: Каждый ребенок получает свой рисунок и играет за нарисованный объект. Ведущий выбирает одного из детей хозяином теремка, а остальные по очереди подходят к теремку (теремок чисто условный - шкафчик, коврик или просто часть комнаты) и проводят с хозяином следующий диалог: - Тук, тук, кто в теремочке живет? - Я, (называет себя, например, гитара). А ты кто? - А я - (называет себя, например, - яблоко). Пустишь меня в теремок? - Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу. Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и у гитары и у яблока есть палочка. После этого гость заходит в теремок, а к хозяину обращается следующий участник игры. И так, пока все не зайдут в теремок. Если кто-то не сможет ответить хозяину, остальные дети могут помочь. 2-й вариант: То же, что и в первом варианте, но хозяин постоянно меняется - вошедший гость становится хозяином, а бывший хозяин уходит в "почетные". И так, пока все играющие примут участие в "ротации". 3-й вариант: Пусть теперь теремков и их хозяев будет несколько. А гости поочередно посещают каждый из теремков. Примечания: Играть можно не только в группе, но и с отдельным ребенком. Тогда ведущий и ребенок попеременно становятся хозяином и гостем теремка, а вместо рисунков можно использовать окружающие бытовые предметы. |
"Держи вора!» Цель: тренировать аналитическое мышление, умение выделять отличительные признаки путем сравнения. | каждый ребенок держит перед собой рисунок и играет за нарисованный объект. Ведущий назначает 3-4 ребенка в поисковую группу и удаляет их из комнаты. Оставшиеся определяют с помощью жребия или считалочки - кому быть "вором", и дети называют его признаки (например, чайник: узорчатый, с ручкой, пустой). Затем в комнату возвращаются сыщики, ведущий сообщает им признаки вора и зовет: "Держи вора!" Остальные дети могут сидеть, стоять, бегать. Сыщики пробегают между детьми, рассматривают их рисунки и пытаются определить вора. Когда каждый сыщик кого-то задержал, ведущий говорит "стоп! " и всякое движение прекращается. Идет рассмотрение задержанных. Ведущий устанавливает порядок рассмотрения так, чтобы настоящий вор, если его поймали, остался последним. Первый сыщик указывает на своего задержанного и говорит: "Это вор, потому что он. (называет известный ему признак, например, "С ручкой") ". Задержанный, если он не вор, говорит, по каким другим признакам он отличается от вора: "Нет, я не вор, потому что. (например, если "задержана" сумка: "Вор хранит чай, а я - книжки"). Если задержанный не может назвать отличие, его уводят как вора. И так, пока не рассмотрели всех задержанных. Настоящему вору, если его поймали, остается добровольно признаться. Пусть отдает "украденное" и получает прощение. Сыщиков можно награждать. |
"Маша-Растеряша" Цель: тренировать внимание, умение видеть ресурсы решения проблем. | Рассказать (с соответствующим выводом) о невнимательных людях, которые все путают и теряют. Пригласить ребят оказать дружескую помощь таким Машам-Растеряшам. 1-й вариант: Ведущий сам берет на себя роль Маши-Растеряши и обращается к остальным: - Ой! - Что с тобой? - Я потеряла (называет какой-то предмет, например, нож). Чем я теперь буду (называет функцию потерянного предмета, например, хлеб отрезать?) Играющие называют ресурсы для выполнения данной функции, например: пилой, топором, леской, линейкой; можно рукой отломать. Маша-Растеряша может предоставить за хороший совет небольшое вознаграждение. 2-й вариант: То же, что в 1-м варианте, но роль Маши-Растеряши предоставляется по очереди всем участникам игры. Ведущий может до начала игры попросить детей, чтобы они загадали потерянный предмет. Затем он назначает Машей-Растеряшей одного из детей. Можно не назначать ответчика, пусть на вопрос Маши-Растеряши отвечают все желающие, после чего роль Маши-Растеряши переходит к следующему по цепочке игроку. |
"Красная шапочка" Цель: развитие творческого воображения. | Напомнить сказку "Красная Шапочка", в частности эпизод, где Красная Шапочка удивляется переодетому в бабушку волку. Предложение сыграть эпизод в измененном виде: бабушка, узнав о коварстве волка, превращается в какой-либо предмет, чтобы избежать печальной участи. Ведущий предлагает детям предмет, в который превратилась бабушка (например: часы, стакан, душ, окно, сапог, гитара, свечка и др.) и просит назвать свойства этого предмета (например, стакан: прозрачный, пустой). Затем ведущий рисует бабушку, связывая ее части тела с предметом превращения и используя названные свойства (например, бабушка-стакан: вместо туловища стакан, над ним голова в косынке, внизу и по бокам - руки и ноги). Кого-то из девочек ведущий назначает Красной Шапочкой. Она подходит к "бабушке" и спрашивает: - Бабушка, бабушка, почему ты такая (называет одно из свойств, например, прозрачная? Остальные дети должны ответить от имени бабушки (например, чтобы видеть, сколько я съела). И так, пока будут обоснованы все странности бабушки. Потом можно обсудить, как бабушка может защититься от волка (например, выплеснуть на него содержимое своего живота или втянуть руки, ноги, голову в стакан, обвязать его косынкой и спрятаться). |
Кравченко Юлия Васильевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
картотека игр Триз
Картотека игр по развитию творческих способностей по технологии ТРИЗ...
Картотека игр ТРИЗ
Картотека игр ТРИЗ...
Картотека игр "ТРИЗ"
Игры для всех возрастных групп в ДОУ...
Картотека игр ТРИЗ-технологии
Уважаемые коллеги! В данной картотеке собраны интересные игры и упражнения ТРИЗ-технологии. Эти игры способствут развити у детей речи, мышления, воображения, памяти, а самое главное нестандартно...
Картотека игр ТРИЗ
В ФГОС уделяется большое внимание воспитанию нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Но практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя...
Картотека игр ТРИЗ
Консультация для педагогов ДОУ...
картотека игр ТРИЗ-технологии
В данной картотеке представлены игры для детей от 2х до 7 лет по разным направлениям (познавательное развитие: окружающий мир, ФЭМП и другие). Данные игры способствуют развитию логического мышле...