Методическая разработка: «Использование сказки в развитии правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста».
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Червякова Елена Александровна

Грамотная и чистая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм русского языка. Эффективным методом является использование сказки через прием звукоподражания, особенно в младшем дошкольном возрасте. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka.docx34.09 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Использование сказки в развитии правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста».

Автор:

воспитатель ГБДОУ детский сад №65

Красносельского района города Санкт-Петербурга

Червякова Елена

        Первые слова и фразы, произнесенные ребенком, – долгожданное событие в семье, большая радость для родителей. Ребенок, который понимает обращенную речь к нему и сам начинает говорить, приобретает новые средства общения, полнее воспринимает окружающий мир, усваивает знания, не доступные ему ранее.

        Грамотная и чистая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм русского языка.

        Овладение правильным произношением в младшем дошкольном возрасте затрудняется недостаточным развитием моторики речевого аппарата и фонематического слуха, недостаточной устойчивостью нервных связей. У детей пока еще отсутствует сознательное отношение к несовершенствам своего произношения. Вместе с тем положительными факторами являются стремление детей к игровым действиям, к подражанию, эмоциональности при восприятии звуков. Одним из эффективных приемов для развития правильного звукопроизношения детей 4 года жизни согласно их возрастным особенностям является рассказывание сказок с приемом звукоподражания.

        Сказка – это интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребёнком собственных эмоциональных состояний. Особенность сказки состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии согласованности с успешным овладением грамотной, правильной речью. Сам процесс игры в сказку тесно связан со всеми разделами программы по речевому развитию, в том числе по развитию правильной звукопроизносительной стороны. Сказка является хорошим средством устранить проблемы неправильного звукопроизношения у детей 4 года жизни.

        Психолог и автор с мировым именем Дорис Бретт считает, что сказки и внутренний мир ребенка неотделимы друг от друга. В своей книге «Жила-была девочка, похожая на тебя…» она пишет: «Взрослым следует помнить, что если мы хотим научить ребенка чему-либо или передать ему какую-то важную мысль, нужно делать так, чтобы это было узнаваемо и понятно. Сказки, всегда были самым эффективным средством общения с детьми».                 Эффективность педагогического процесса обуславливается необходимостью использования приема звукоподражания. Наиболее успешное ознакомление со сказкой у детей 4 года жизни возможно, если сказка идет в сопровождении кукольного героя.

        В рамках изучения данной проблемы мною был составлен сборник оригинальных сказок. Он поможет в решении трудностей, которые возникают у педагогов при подготовке и проведению непосредственно образовательной деятельности (НОД) по развитию правильного звукопроизношения через прием звукоподражания у детей младшего дошкольного возраста.

        

Приложение.

Сборник оригинальных сказок для детей младшего дошкольного возраста с использованием приема звукоподражания.

Сказка «Мышь и цыплята» (звук «П»)

        На птичьем дворе жила курочка со своими цыплятами. Мама их оберегала, учила лапками грести, червяков и зернышек искать. Когда им хотелось спать, они прятались под мамино крылышко и засыпали крепким сном. За всем этим каждый день наблюдала серая мышь Поля. Она жила одна в своей норе и часто завидовала, что цыплят много, все они дружные, у них есть заботливая, добрая мама.

Однажды Поля услышала песенку:

Пи-пи-пи, мы цыплятки,

Пи-пи-пи, мы ребятки,

Пи-пи-пи, мы играем,

Пи-пи-пи – напеваем.

Поля услышала знакомые пи-пи, вышла из норы и показалась цыплятам. Они испугались ее, подумав, что она злая и захочет их украсть. Цыплята стали жалобно пищать: пи-пи-пи-пи. Разбежались они в разные стороны, спрятались кто куда, и не выходят, боятся Поли.

        - Цыплята, не бойтесь меня – сказала им Поля; я хочу с вами подружиться!

        - Мы тебе не верим! – в один голос ответили цыплята! – Вы мыши все хитрые, боимся с тобой дружить

Поля расстроилась и стала плакать:

- Пи-пи-пи, не хотят со мной дружить…

Цыплята услышали, как Поля жалобно запищала, подошли к ней и говорят:

        - Ты тоже разговариваешь как мы? Пи-пи-пи – пи-пи-пи.

        - Я слышала вашу веселую песенку, вы весело её спели и подумала, ведь я тоже так умею разговаривать. Можно мне с вами подружиться? – спросила Поля.

        - Ты не обидишь нас, если мы будем с тобой дружить и играть? – спросила цыплята.

        - Пи-пи-пи, конечно нет! У меня нет друзей, и в душе я добрая. Очень хочу, чтобы у меня были такие веселые друзья. А ещё вы похожи на желтые комочки – сказал Поля.

        - Тогда давай вместе с нами петь песенку – предложили цыплята Поле.

        - Давайте! – с радостью ответила им мышь.

Цыплята бегали по двору вместе с ней и пели забавную песенку:

Пи-пи-пи, мы цыплятки,

Пи-пи-пи, мы ребятки…

А Поля подпевала:

Пи-пи-пи, друзей нашла,

Пи-пи-пи, счастливая.

Так Поля нашла себе друзей, которые умеют разговаривать на одном языке.

Сказка «Баран и машина» (звук «Б»)

        В одной деревне жил мужик. Семьи у него не было. Собрался он ехать на своей машине на базар за продуктами. Едет по дороге, пыль столбом. Смотрит – посреди дороги стоит баран. Мужик ему сигналит: би-би, но тот не двигается с места. Мужик вышел из машины и говорит ему:

        - Отойди, баран, с дороги. Я в город на базар опаздываю.

Баран ему отвечает жалобным голосом:

        - Бее-бее! Отвези меня, мужик, на базар и продай. Старый я стал, не нужен хозяину. Не даю ему теплой шерсти, плохо кормит он меня, вот и ушел я от него.

Посадил мужик барана рядом с собой в кабину и поехал. Едут они, едут; вдруг барану захотелось сесть за руль. Просит он мужика:

        - Бее-бее! Научи меня, мужик, ездить на машине.

Тот ему отвечает:

        - Я везу тебя на базар продавать, как ты хотел.

Баран хоть старый, но упрямый, опять просит:

        - Бее-бее! Научи меня на машине ездить.

Надоело мужику слушать, как баран все бее да бее и согласился. Посадил его за руль и стал учить на машине ездить. Баран нажал на руль, тут машина как закричит: би-би, би-би! Барану понравилось, как он гудит.

        Целый день мужик учил барана ездить. Он оказался умным, способным. Передумал его мужик продавать. Купили на базаре продуктов и приехали в деревню. Так и стали они жить вдвоем

         У барана в деревне появились друзья: утка, гусь, петух . Возит их на базар и сигналит рулем би-би, би-би, соблюдая правила дорожного движения.

Сказка «Про то, как теленка спасали» (звук «М»)

        Давным-давно жил-был дед. Жил один, не было у него ни сына, ни дочки, только маленький теленок. Дед любил его, разговаривал с ним. Каждое утро теленок будил деда своим громким мууу-мууу. Он вставал, кормил, поил его и отпускал пастись на луг. Целый день он был там, ел траву, спал. К вечеру, пока солнце не спряталось, теленок бежал домой.

        Как-то раз солнышко уже легло спать, а теленка все нет. Ждет его дед, не дождется и решил идти искать его. Вышел и видит рыжий кот Мотька сидит на дороге. Глаза у него горят в темноте, как два угля.

Дед спрашивает у него:

        - Скажи, Мотька, не видел ли ты моего теленка?

        - Видел, мяу-мяу. Угости меня молоком, тогда и скажу – ответил кот.

Дед накормил Мотьку молоком и сметаной.

        - Мяууу, - протянул довольный Мотька, облизываясь, тем самым поблагодарив деда. – Твоего теленка утащил волк, в какой лес и по какой дороге видел козел Михей.

Идут дед с котом к козлу. Дед плачет, кот его успокаивает:

        - Мяу-мяу, не плачь дед, спасем твоего теленка!

Поздоровались они с козлом, дед спрашивает:

        - Михей, скажи, в каком лесу волк живет, который унес моего теленка? Надо спасти его, иначе серый волк съест его!

Михею жалко деда и говорит он ему:

        - Видел я, как твоего теленка волк украл. Давайте в лес пойдем выручать его из беды!

        Вот идут они втроем в лес. Ночь настала, на небе звезды им освещают путь. В лесу тишина стоит, все спят, только муравьиная семья трудится, строят себе дом – муравейник. Указали муравьи дом, в котором живет жадный волк.

Решил дед со своими помощниками напугать его. Кот Мотька начал громко мяукать: мяууу-мяууу-мяууу! Козел закричал: меее-мее-мее! А дед стал звать теленка: где ты, где ты мой му-му?

        Волк испугался разных голосов, открыл дверь и выпустил теленка. Дед обрадовался, что он цел и невредим, давай его обнимать.

С тех пор живут они все вместе: дед, теленок, кот Мотька и козел Михей. Теленок подрос и стал громко кричать: муу-муу, чтобы слышал его серый волк и никогда не приходил к ним в деревню.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. «Использование различных атрибутов при обучении плаванию для детей старшего дошкольного возраста»

«Использование различных атрибутов при обучении плаванию для детей старшего дошкольного возраста»...

Методическая разработка: СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается  педагогами,  психологами  и  другими  специалистами  в  области д...

Клуб "Красивой речи". "Артикуляционная гимнастика, как средство формирования правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста".

Артикуляционная гимнастика является важнейшим этапом  в формировании правильного звукопроизношения. Взаимодействие с родителями в рамках клуба "Красивой речи" помогает познакомить их с ...

Занятие по закреплению правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста На тему : Храбрый Винни Пух

зантме по закпреплению правыельнрого звукопроизношния у детей младшего дошкольного возраста на тему: Храбрый Винни Пух...