Конспект НОД по речевому развитию "Поможем Федоре" для детей средней группы
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Мишина Анна Ивановна

Занятие для детей средней группы, которое поможет развить основные речевые навыки и способствует познавательному развитию детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programmnoe_soderzhanie.docx23.66 КБ

Предварительный просмотр:

Программное содержание:

Образовательные задачи: закреплять умения детей составлять описательные рассказы о посуде с опорой на схему; различать и правильно называть предметы чайной, столовой и кухонной посуды, используя в речи соответствующие слова: чайная, столовая, кухонная; образовывать слова-названия предметов посуды по аналогии (сахарница, хлебница, салфетница, чайник, молочник, кофейник, солонка, масленка); уточнить и активизировать в речи название частей посуды (ручка, носик, стенки, дно, крышка и т.д.;  совершенствовать навыки детей по лепке посуды.
Развивающие  задачи: развивать речь детей, расширять активный словарь, активизировать устную речь, совершенствовать общую моторику рук.
Воспитательные задачи:  воспитывать самостоятельность, инициативность, аккуратность.

Предварительная работа:

  1. Чтение и рассматривание иллюстраций в сказке К.Чуковского «Федорино горе».
  2. Проведение цикла занятий по ознакомлению со схемой-моделью для составления рассказа о посуде (по методике Т.А.Ткаченко)
  3. Экскурсия на кухню с целью ознакомления с кухонной посудой.
  4. Ознакомление с видами и назначением посуды, рассматривание деревянной, металлической, стеклянной и керамической посуды.
  5. Дидактические игры: « Разложи посуду правильно (дифференциация чайной и столовой посуды)», «Чаепитие у куклы Кати», «Кукла Катя обедает», « Расскажи о своей посуде», «Четвертый лишний» 


Оборудование и атрибутика: кукла-бибабо «Бабушка Федора», шапочки-ободки с картинками посуды (кастрюля, чайник, сковородка ложка, вилка, чашка), наборы посуды: чайной, кухонной, столовой, схема-модель для составления рассказа; пластилин, доски, салфетки.

                                                 Ход НОД


1. Вводная часть. Вхождение в игровую ситуацию.
Дети стоят полукругом. Под музыку входит воспитатель. На руке у него кукла-бибабо «Бабушка Федора».
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Вот иду я сегодня в детский сад, а навстречу мне знакомая бабушка с посудой идет. Вы ее узнали? Нет? 
Ну, послушайте, какая беда с ней приключилась, и вы сразу вспомните ее.
(
аудиозапись отрывка из сказки «Федорино горе»)

Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.

Вот и чайник за кофейником бежит, 
Тараторит, тараторит, дребезжит.
А за ними блюдца, блюдца
Дзынь-ля-ля, дзынь-ля-ля.
И бежит сковорода:
-Вы куда,куда,куда?
Чашки, да ложки стучат по дорожке.
Что же мне теперь делать?
Воспитатель: Ну, бабушка, успокойся, вспомнили наши ребята тебя, ты…бабушка Федора из сказки Чуковского «Федорино горе», правильно, ребята? 

2. Основная часть:
Ах, ты, несчастная Федора! Попробуем помочь твоему горю.
(снимает куклу, сажает ее на видное место – на окошко)
Ты, Федора, посиди, да на деток погляди, а мы постараемся вернуть тебе твою посуду.
Ребята, как вы думаете, почему от Федоры ушла вся посуда? (
Она ее не мыла, не чистила, закоптила, запылила, плохо хранила ее, часто разбивала.)
Воспитатель (к Федоре-кукле): Вот видишь, Федора, ты совершенно ничего не знаешь о посуде, не умеешь правильно с ней обращаться, вот и покинула она тебя. А наши ребята много чего знают про посуду, и мы тебе сейчас все расскажем.
Ребята, у Федоры много посуды, разной-разной, а вот названия предметов посуды она и не знает, а вы знаете? Тогда разложим посуду Федоры правильно и аккуратно.


Игра «Разложи Федорину посуду»


Воспитатель выставляет 3 значка-картинки: «чайник», «стол», «плита», обозначающие чайную, столовую и кухонную посуду
Из общего количества посуды дети раскладывают  на 3 стола, где стоят значки, чайную, столовую и кухонную посуду. Затем называют каждый свою посуду («У меня чайная посуда: чайник. У меня столовая посуда: тарелка. У меня кухонная посуда: кастрюля. И др.)
Воспитатель: Молодцы, ребята, и разложили правильно, и назвали верно. А еще посуда называется так, как она используется. Поиграем с вами в игру.

Игровое упражнение с мячом «Что где находится»


Воспитатель: Я называю продукты, а вы называете, где они хранятся или находятся в доме, а ты, Федора, слушай да запоминай:
Чай - …в чайнике
Кофе - …в кофейнике,
Молоко - .. в молочнике
Масло - … в масленке
Соль – …в солонке
Сахар - …в сахарнице
Хлеб - …в хлебнице
Конфеты - …в конфетнице


Составление описательного рассказа по схеме.
Воспитатель: Хорошо вы знаете названия предметов посуды. А хочешь, Федора, мы тебе расскажем о посуде, красивой и нужной, а поможет нам в этом наша схема с окошечками(поворачивает схему к детям).
Схема - наша помощница, глядя на ее окошки, мы можем красиво и правильно рассказать о нашей посуде. Я вам напомню, о чем мы должны рассказать, а вы постарайтесь придумать красивый рассказ о посуде.
Итак (
воспитатель говорит и показывает на каждое окошко схемы), сначала мы расскажем о том, какого цвета посуда, затем – какой она формы и величины, потом узнаем, из чего она сделана, и из каких частей состоит, и в конце вы расскажете, что можно в этой посуде готовить и как за ней ухаживать.


Проводится 3 рассказывания о посуде по схеме (с помощью воспитателя)

Стихи о посуде.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Но, бывает в сказках, посуда наша может и сама о себе рассказать.
(
читает стихотворение)
Нашу кухню однажды колдун посетил.
И посуду своим волшебством оживил,
И решила посуда, что нынче она
Рассказать о себе всем ребятам должна.
(Выходят дети в шапочках-ободках с изображением посуды и читают стихи)
«Чашка»
Меня узнали? Чашка – я!
И создана я для питья.
За ручку все меня берут
И из меня чай, кофе пьют.
«Кастрюля»
Я – кастрюля! В кухне вашей
Вам варю борщи и каши,
И картошку, и бульоны,
И супы, и макароны!
«Сковорода»
Ну-ка, отвечайте четко
Для чего вам сковородка?
Без меня, сковороды,
Не пожарить вам еды!
«Ложка»
Ложку каждый уважает
Мною суп и борщ хлебают
Если чай с пирожным пьют,
Тоже ложечку берут.
«Вилка»
Вот, знакомьтесь, перед вами
Вилка с длинными зубцами
Мной яичницу едят, 
И сосиски, и салат,

Но со мною не шутите – 
Вилкой в глаз не попадите.
«Чайник»
Я – звонкий чайник со свистком,
Я с детства каждому знаком,
И если чайник засвистел,
То, значит, чай уже вскипел.
(Воспитатель во время чтения стихов надевает незаметно на руку куклу-бибабо)

Загадки о посуде.
Воспитатель (голосом Федоры): Вот, какие вы молодцы! Столько я узнала нового о посуде моей дорогой! Буду ее теперь беречь и заботиться о ней. А у меня для вас есть еще загадки в картинках. Они тоже про посуду. Отгадаете?


Воспитатель: Отгадаем, ребята? Я помогу тебе, Федора, загадаю твои загадки.

  1. Сел за стол я и копаю

Маленькой лопаткою
Инструмент я окунаю
В борщ, в повидло сладкое.
Что лопатка зачерпнет
Отправляю прямо в рот
Кашу, торт, бульон, окрошку,
Знают все, что это …..ЛОЖКА

  1. Для нас она необходима
    Ведь пищу из нее едим мы.
    Глубокая и мелкая
    Зовут ее….ТАРЕЛКОЮ
  1. На кухоньке нашей 
    Мы варим в ней кашу
    Картошку, бульоны,
    Супы, макароны. КАСТРЮЛЯ

Физкультминутка «Посуда».

- Вот большой стеклянный чайник

Очень важный как начальник.

(«Надуть» живот, одна рука на поясе, другая изогнута, как носик).

- Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие, бедняжки.

(Присядать, одна рука на поясе)

- Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни – разобьются.

(Кружиться, рисуя руками круги).

- Вот серебряные ложки,

(Подтянуться, руки сомкнуть над головой).

- Вот пластмассовый поднос,

Он посуду нам принес,

(Сделать большой круг).

Лепка «Посуда».


Воспитатель: Молодцы, ребята! Ну вот, все, что мы про посуду знали – все Федоре рассказали. А сейчас давайте подарим Федоре новую посуду. А как мы можем её сделать? (Слепить, нарисовать, сделать из бумаги). Я предлагаю вам слепить посуду.

Звучит музыка.

Дети садятся за столы и выполняют работу.

По окончании работы дети ставят свою посуду на поднос к Федоре.

Воспитатель:

- Ребята, вот и помогли бабушке Федоре.
Помогать готова всюду
Нам различная посуда.
На нее еду кладут,
Из нее едят и пьют.
Благодарны мы посуде,
И ее за это будем
За собою убирать
Чисто мыть и протирать!
А ты, Федора, возвращайся в сказку и береги свою посуду. 

3. Итог занятия.

Давайте вспомним, ребята, чем мы занимались и как помогли Федоре. За то, что вы так много знаете о посуде, я тоже приготовила для вас сюрприз. (Воспитатель дарит детям набор детской кухонной посуды).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ОД по речевому развитию для детей средней группы по теме «Дикие животные зимой».

Цель:• Развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи. Активизация предметного и глагольного словаря, словаря признаков по теме «Дикие животные»....

Конспект ООД по речевому развитию для детей средней группы на тему: «Моя семья»

Цель: развивать речь детей, обогащать словарный запас. Задачи: 1. Развивать диалогическую форму речи. 2. Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлог...

Конспект ООД по речевому развитию для детей средней группы

Вашему вниманию представляется конспект интересного занятия по речевому развитию для детей 4-5 лет....

Конспект НОД по речевому развитию для детей средней группы. «Отгадай сказку»

1.                 Цель: Учить различать на слух звучание некоторых музыкальных инструментов в звукоподражательных слова...

Конспект занятия по речевому развитию для детей средней группы «Хитрая лиса, где ты?»

Цель: Выяснить знание детей о хищных животных. Расширить и уточнить  представления детей о лисице, ее внешнем виде и образе жизни...

Конспект занятия по речевому развитию для детей средней группы «В гостях у сказки» (посредством квест-технологии) с использованием антистрессовых игрушек.

Конспект занятия по речевому развитию для детей средней группы «В гостях у сказки» (посредством квест-технологии) с использованием антистрессовых игрушек....

Конспект НОД по речевому развитию для детей средней группы "Путешествие в сказку"

                 Одной из наиболее эффективных форм организации детей в  образовательной деятельности  является игра-путешествие.Игра-путе...