Проект «Формирование речи дошкольников средствами мнемотехники»
проект по развитию речи (средняя группа)

Карабанова Наиля Ахмедулловна

Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему

Пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться,

Но если свяжите двадцать таких слов с картинками,

Их он усвоит на лету.

К. Д. Ушинский

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Формирование речи дошкольников средствами мнемотехники»

Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему

Пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться,

Но если свяжите двадцать таких слов с картинками,

Их он усвоит на лету.

К. Д. Ушинский

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

В настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми.

В моей практике были трудности при обучении связной речи. Дети не могли сами сосредоточить своё внимание на каком-то значительном для них событии или художественном произведении, не могли одновременно заметить не только предметы, явления, но и связь между ними. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей дошкольноговозраста недостаточен. Наглядность - один из основных дидактических принципов педагогики. Действия с предметами, их зрительное восприятие - это первый этап в развитии мышления ребенка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего процесса. В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли приемы мнемотехники.

Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания» – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Цель – исследовать процесс развития речи детей старшего дошкольноговозраста при использовании мнемотехники.

Предмет – процесс развития речи дошкольников средствами мнемотехники.

Объект исследования: – развитие речи детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования – мы предполагаем, что развитие связной речи будет осуществляться эффективнее при использовании разнообразных методов мнемотехники, которые могут способствовать мотивации речевой деятельности и появлению интереса к НОД.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Изучить состояние проблемы в психолого-педагогической литературе.

2. Проанализировать особенности связной речи детей дошкольного возраста.

3. Определить критерии и выявить уровни развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

4. Выявить и экспериментально проверить условия развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

5. Подобрать наиболее эффективные методы, приёмы, средства, способствующие создать мотивацию к речевой деятельности у воспитанников, интерес к НОД по обучению рассказыванию.

Рассмотрим ряд факторов, влияющих на процесс становления речи.

Одним из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, Л. В. Эльконина- является наглядность. Рассматривание предметов, картин,помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

Вторым вспомогательным фактором является создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

Приняв за основу мнение психологов и педагогов, изучив психолого-педагогическую литературу, я и пришла к выводу, что помочь мне в решении проблемы развития связной речи может мнемотехника.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа

Определила для себя цель и задачи педагогической деятельности по использованию мнемотехники.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Как любой педагогический процесс, использование мнемотехники строится по принципу от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

В своей работе я опиралась на работы: Т. В. Воробьевой, (сенсорно-графические схемы) В. П. Глухова, (блоки-квадраты) Л. Н. Ефименковой (схемы составления рассказа, Т. А. Ткаченко (предметно - схематические модели).

На основании анализа научной литературы выделила следующие подходы в работе с технологией мнемотехника:

• Системный - технология мнемотехника используется в системе обучения и воспитания;

• Личностный - с учетом возможностей и потребностей каждого ребенка;

• Деятельностный - развитие ребенка происходит в деятельности, он читает предложенные воспитателем схемы, таблицы и составляет свои;

• Диалогический - процесс обучения происходит в форме диалога;

• Культурологический - ребенок расширяет словарный запас, развивает связную речь, учится грамматически правильно говорить;

• Информационный - ребенок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и воспроизводит информацию об окружающем мире.

Работа с технологией мнемотехника опирается на следующие принципы:

1. Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребенка;

2. Принцип научной обоснованности и практической применимости - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.

Для достижения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:

• теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

• наблюдение за учебно-воспитательным процессом;

• педагогический эксперимент;

• сравнительный анализ обработки данных.

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, в соответствии с психологическими особенностями детей дошкольного возраста.

В своей работе с детьми, использую мнемотаблицы и в качестве дидактического материала.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация.

Работа по мнемотаблицам состоит из трёх этапов:

1. Составление и рассматривание таблицы, разбор того, что на ней изображено.

2. Преобразование из абстрактных символов в образы (перекодирование информации).

3. Пересказ с опорой на символы (образы)

Мнемотаблицы могут использоваться:

• для обогащения словарного запаса;

• при обучении составлению рассказов;

• при пересказах художественной литературы;

• при отгадывании и загадывании загадок;

• при заучивании стихов.

Пересказ. Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.

Этапы работы над стихотворением:

1. Взрослый выразительно читает стихотворение.

2. Взрослый сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

3. Взрослый задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.

4. Взрослый выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.

5. Взрослый читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Далее идёт заучивание стихотворения по мнемотаблице, что помогает детям запомнить логическую последовательность символов, помогает освоить элементы рассказывания. Практика показывает, что большинство детей заучивают стихотворение наизусть, пока таким образом “рисуют” его в памяти. Постепенно память дошкольников укрепляется, становится более “цепкой”, их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее.

Использование мнемотехники облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью, потому что при таком виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

Описательный рассказ. Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. При составлении описательного рассказа по предмету, вначале обращаю внимание на характерные особенности внешнего вида предмета (части, цвет, форму). Далее совместно с детьми составляем рассказ. Завершающий этап -самостоятельный рассказ ребёнка. Опираясь на свой опыт, я разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых, цветах. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Примером использования мнемотехники является использование таблиц, построенных на изображении последовательности процессов умывания, мытья рук, одевания, сервировки стола.

Маленькому ребенку сложно запомнить весь алгоритм действий, придуманный взрослыми, поэтому наглядные картинки, расшифрованные на занятиях и самостоятельно пересказанные, позволят ребенку, каждый раз подходя к умывальнику или шкафчику с вещами, легко воспроизвести этапы действий.

Использую мнемотехнику в разучивание стихов, когда каждой фразе или строчке соответствует своя картинка. Ребенок очень быстро запоминает стихотворение, если может его увидеть.

Приёмы мнемотехники начинаю использовать в педагогическом процессе начиная с младшего дошкольного возраста. Чтобы выработать у детей определённые навыки и умения, ввожу в обучающий процесс мнемоквадраты, с цветным изображением, из которых составляем мнемодорожку для разучивания потешек. Например, «Водичка – водичка…», где на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка. Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Обучение пересказу литературных произведений начинаю со знакомых сказок«Репка»«Колобок»«Курочка Ряба», при этом использую приём совместного рассказа. Схему обучения пересказа сказок представляю таким образом: рассказываю сказку и одновременно показываю настольный театр. Затем дети включаются в повторный рассказ воспитателя. Я начинаю фразу, дети продолжают, находят предметные картинки или мнемоквадраты с цветным изображением героев сказки, раскладывают их в правильной последовательности. Далее показываю иллюстрации, обращаю внимание на героев сказки и дети учатся описывать их внешний вид, действия. Использую приём художественного слова: читаю потешки, песенки на тему сказки. После такой работы привлекаю детей к обыгрыванию сказки.

При составлении описательного рассказа по предмету, вначале обращаю внимание на характерные особенности внешнего вида предмета (части, цвет, форму). Далее совместно с детьми составляем рассказ. Завершающий этап - самостоятельный рассказ ребёнка.

Такой же план работы при составлении описательного рассказа по картинам.

В среднем возрасте при составлении описательного рассказа вводится новый приём: элемент сравнения. Например: мяч круглый, как яблоко; красный, как ягода. Ввожу более подробную характеристику предметов. Применяю мнемодорожки: ребёнок называет предмет, его свойства, отношение к нему.

Как только дети научатся составлять описательный рассказ о предмете, учу их составлять сюжетный рассказ по набору игрушек или набору мнемодорожек со схематическим изображением предметов. Игрушки и мнемодорожки подбираю так, чтобы было нетрудно детям наметить простую сюжетную линию.

Продолжая работу, предлагаю детям с помощью мнемоквадратов или мнемодорожек показать куклам мультфильм и рассказать последовательно интересную историю.

При пересказе литературных произведений учу детей передавать выразительный разговор действующих лиц. Ввожу новый приём – диалог. С помощью мнемодорожекдети рассказывают каждый свою часть литературного произведения, затем соединяют её в чёткой последовательности, не меняя части местами.

Применяю мнемотаблицы и при заучивании стихотворений, что облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приёмы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а затем и слова.

Особенно сложными для детей являются рассказы – описания по пейзажной картине. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи – живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку.

В качестве подготовительного упражнения по формированию навыка составления рассказа по пейзажной картине и поддержания устойчивого внимания детей применяю игру «Оживи картинку». Игра является как бы переходом от составления рассказа по сюжетной картине к рассказыванию по пейзажной картине. Детям предлагаю картину с ограниченным количеством пейзажных объектов. Например, болото, кочки, туча, камыши и мелкие изображения живых предметов – «оживлялок»Например: уточка, стрекоза, лягушонок, которые оказываются в данной композиции.

Опираясь на педагогический опыт работы педагогов, я разработала мнемотаблицыдля составления описательных рассказов об игрушках, овощах, фруктах, птицах, животных, насекомых.

Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков, обогащают словарный запас детей.

Для систематизирования знаний о сезонных изменениях составила коллажи, мнемодорожки и мнемотаблицы по блокам«Зима»«Весна»«Лето»«Осень».

В утренний отрезок времени дети, работая с календарём природы, составляют описательный рассказ о сезонных изменениях в природе по мнемотаблицам, коллажам.

Подчеркну, что мнемотехникой не ограничивается вся работа по развитию связной речи детей. Это, прежде всего, начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование приёмов мнемотехники позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять её в памяти и воспроизводить.

Параллельно с этой работой провожу речевые игры, использую настольно- печатные игры, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.

В результате у воспитанников: наметилась положительная динамика развития связной речи.

Большинство детей стали лучше осознавать структуру, т. е. композиционное строение связного высказывания (начало, середина, конец, легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять её в памяти и воспроизводить, правильно связывать сюжет, выстраивать между собой части сюжета и передавать последовательно готовый текст без помощи воспитателя, научились самостоятельно составлять мнемотаблицы, описательные и повествовательные рассказы по ним, повысилась познавательная активность детей.

Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием нетрадиционных приемов и методов мнемотехники, дидактических игр и упражнений, наглядных пособий, удаётся достичь следующих результатов

• у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

• появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

• появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

• словарный запас выходит на более высокий уровень;

• дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Список использованной литературы:

1. Большёва Т. В. Учимся по сказке изд. «Детство – ПРЕСС», 2001

2. Дошкольное воспитание Обучение творческому рассказыванию 2-4/1991

3. Т. Б. Полянская. «Использование метода мнемотехники в обучении

рассказыванию детей дошкольного возраста»

4. Логинова В. И., Бабаева Т. И. «Детство» программа развития и воспитания детей в детском саду изд. 2-е, перераб. -СПб. ,: Акцидент, 1996

5. Поддьякова Н. Н., Сохин Ф. А. Умственное воспитание детей дошкольного возраста – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1998

6. В. К. Воробьёва «Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи»

7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб, 2000 г

8. Смольникова Н. Г., Смирнова Е. А. Методика выявления особенностей развития связной речи у дошкольников.

9. Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Развитие речи дошкольников средствами театральной деятельности»

Цель: Развитие речи детей средствами театрализованной деятельности.Задачи:·         Формировать грамматически правильную речь.·...

«Формирование речи дошкольников средствами различных форм фольклора, с использованием элементов инновационной технологии ТРИЗ».

Дети всех любят, особенно тех, которые любят и ласкают их. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.Лев Толстой.Пояснительная записка.Актуальность:...

Творческий отчет по теме «Развитие речи дошкольников средствами мнемотехники»

В творческом отчете автор предоставляет материалы по данной теме, в который входит выделение актуальности проблемы, способов ее решения, взаимодействия по данной теме с детьми и их родителями, а так ж...

методическая разработка "Развитие речи дошкольников средствами мнемотехники"

 Роль речи в становлении ребёнка невозможно переоценить. Речь способствует формированию интеллекта, увеличивает познавательную активность, значительно расширяет кругозор маленького человек...

Технологии проектной деятельности «Формирование речи дошкольников средствами различных форм фольклора, с использованием элементов инновационной технологии ТРИЗ».

        Существенную роль в процессе развития речи детей дошкольного возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произв...

Статья. Развитие связной речи дошкольников средствами мнемотехники.

Одним из направлений ФГОС является образовательная область «Речевое развитие»   - это владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связ...

Проект «Развитие речи дошкольников средствами театральной деятельности»

Проект «Развитие речи дошкольников средствами театральной деятельности»...