ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ И СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ
методическая разработка по развитию речи

Минина Галина Дмитриевна

Дидактические игры и упражнения для развития речи и слуховой памяти детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_u_uprazhneniya_dlya_razvitiya_rechi.docx16.61 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ  И СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ

Воспитатель читает детям рассказ и предлагает по памяти нарисовать все то,  что они услышали и рассказать по рисунку. Обсудить с детьми получившийся рисунок.

Например:

        Была зима, но было очень тепло.

        Было много снега. Дети были на пруду.

        Взяли снегу, лепили куклу, руки мерзли.

        Зато кукла вышла славная

Предложить детям послушать рассказ и нарисовать рисунок,  точно отражающий его содержание.

Например:

          В воскресенья я слепил из комков снега трех замечательных снеговиков. Один получился большой, другой поменьше, а третий—совсем крохотный. Руки первого и второго—снежные комки, а третьего –из сучков. Вместо носа вставлены морковки, глаза из угольков.

После того как дети нарисовали картину, следует обсудить все то, что нарисовано: и цвет, и форму, и размеры.

 Предложить ребенку прослушать стихотворение и по памяти нарислвать те предметы, о которых в нем говорилось.

Например:

                 Нарисуем мы в тетради

                 Нашу детскую площадку.

                 Рисуем лавочку, грибок,

                 А вот песочница, песок.

                 На этой площадке рисуем качели,

                 А на краю –цветные карусели.

По просьбе детей стихотворение можно прочесть еще раз. Рисунки потом обсудить, обратить внимание на цвет, форму, размер предметов.

                              «Добавь словечко»

Игра проводится  с группой детей. Воспитатель называет любой предмет, первый ребенок повторяет названное слово и добавляет свое. Второй ребенок повторяет эти два слова и говорит свое. Следующий ребенок повторяет три слова и добавляет свое. (Лес. Лес-река. Лес-река-цветы. Лес-река-цветы-гриб)

                              «Назови, что ты видишь?»

Воспитатель задает признак, по которому нужно образовывать прилагательные, например «деревянный». Дети по очереди перечисляют деревянные предметы, которые находятся в  пределах видимости: деревянный стул, деревянный стол, деревянные шкафы, деревянные полки .

Примерные прилагательные: пластмассовые, железные, стеклянные.

                            «Что я делал не скажу, лучше я вам покажу»

Перед играющими лежат предметы и игрушки. Дети по очереди берут

 какой-нибудь  предмет и выполняют с ним действия. Остальные описывают действие играющего ребенка, используя глаголы в прошедшем времени, например: «Нина стирает белье—рубашку, брюки, платья».

                                          «Профессии»

Ведущий задает вопросы, а дети отвечают на них. Ответы должны быть не однословными , а полными.

Например:

Кто  учит детей? (Детей учит учитель.)

Кто ловит рыбу? (Рыбу ловят рыбаки.)

Кто смотрит за лесом?( За лесом смотрит лесник.)

Кто водит трактор? (Трактор водит тракторист.)

Кто ухаживает за садом?( За садом ухаживает садовник.)

Кто дрессирует животных? ( Животных дрессирует дрессировщик.)

                                     «Скажи наоборот»

 Дети стоят в кругу. У ведущего мяч.  Он бросает мяч любому участнику и одновременно говорит любое прилагательное, к которому нужно сказать противоположное. Ребенок ловит мяч и говорит.

Например: большой—маленький, толстый—тонкий, горячий, пустой, легукий, чистый, грязный, больной, веселый, горький, белый.

                                 «Шутка-забава»

Детям предлагается послушать стихотворение и найти ошибки в употреблении некоторых слов. Слов анужно вернуть на свои места, чтобы смысл стихотворения стал правильным.

Например:

                    Дым на улице стоит, дом из труб его валит.

                   На чердак залезла ложка. Со стола упала кошка.

                   Пироги пекутся в речке,  рыбаки сидят у печки.

                               

                               Упражнения

  1. Что можно сказать об арбузе по форме, по цвету, по вкусу? О вишни? О помидоре? О моркови? О яблоке?

Например: арбуз круглый, зеленый, полосатый, сладкий, сочный.

  1. Укажите признаки солнца, луны, звезды, электролампочки. Назовите их общий признак ( светят). Солнце—круглое, яркое, желтое. Греет землю, всходит и заходит.
  2. Укажите предметы. Про которые можно сказать одновременно: мягкий, пушистый, теплый (котенок, платок, шапка, шарф); высокий, стройный, красивый (человек, тополь, олень); сочный, сладкий, ароматный (апельсин, арбуз, пирог, яблоко).
  3. Назовите общие признаки весны и осени (это время года, часто идут дожди, бывает снег, земля мокрая и грязная;

Вороны и скворца (это птицы, покрыты перьями, черный цвет, летают. имеют крылья); лошади  и собаки; яблони  и груши; стол и стул;

  1. Сказать слово и подобрать по значению такое. Например; шить—продевать, втыкать, протыкать, вытаскивать.
  2. Чем отличаются;

 зима от лета, весна от осени, книга от тетради, стол от стула, вилка от ложки, кошка от собаки.

       7.Чем похожи и чем отличаются;

           Бабочка—самолет; еж—белка; корова—лошадь; лыжи—коньки.

       8.Воспитатель раздает детям по одному предмету ( камешки, ракушки,    пуговицы, печенье). Просит рассказать о своем предмете, на что похож, как выглядит, для чего нужен.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дидактические игры и упражнения для развития речи детей раннего возраста

В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. Уже на первом году жизни ребенок в состоянии брать и удерживать предметы, а позднее производить ряд разнообразных...

Дидактические игры и упражнения по развитию речи

Развитие речевого общения, развитие делового эмоционального общения....

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ОРИЕНТИРОВКИ В ОКРУЖАЮЩЕМ

У нормально развивающегося ребенка рано начинается развитие речи. В процессе лепета формируются предпосылки фонематического слуха, развивается артикуляционный аппарат. В ходе общения со взрослым обога...

Дидактические игры и упражнения по развитию речи в подготовительной к школе группе

Словесные игры и упражнения по развитию речи помогают совершенствовать речь как средство общения; формируют умение детей без раздражения отстаивать свою точку зрения; помогают осваивать формулы словес...

Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста

Речь детей хорошо развивается в игровой деятельности. Дидактические игры и упражнения - отличное средство для формирования грамматически правильной речи. Хорошая, правильная речь - залог успешного обу...

Дидактические игры и упражнения для развития речи и звукопроизношения детей 3-4 лет.

Развитие речевого дыхания Игра «Чей пароход лучше гудит?» Краткое описаниеКаждому ребенку дают чистый пузырек. Воспитатель говорит: «Дети, послушайте, как гудит мой пузырек, если я в него подую. ...