Консультация для педагогов «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей»
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Алексеенко Галина Михайловна

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам –

он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

и он их усвоит на лету».

 К.Д. Ушинский

МНЕМОТЕХНИКА – система специальных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Для чего нужна мнемотехника дошкольникам?

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.

Как применять мнемотехнику в детском саду? Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах. Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Главное – нужно передать наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Последовательность работы с мнемотаблицами:

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме. или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания. Основные приемы запоминания основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности.

Дидактический материал в форме мнемотаблиц делает рассказы (сказок, стихов) четкими, связными и последовательными.

Я хочу показать вам  различные варианты использования мнемотаблиц.

При разучивании стихотворений.

На начальном этапе я  предлагаю готовую схему, на каждое слово или строку придумывается картинка. Сначала мы с детьми рассматриваем эти картинки, затем мной читается стихотворение, по ходу чтения соотносим строки к картинкам. Далее дети воспроизводят стихотворение, опираясь на наглядную схему.

Хотелось бы отметить, что детям очень нравится не только работать с мнемотаблицами, но и самим создавать свои схемы. 

Предлагала детям  поучаствовать в составлении мнемотаблицы при разучивания стихотворения  «Ёлочка» Н.Нищева

А потом  глядя на свои мнемотаблицы, прочитать стихотворение без опоры на текст. Так можно нарисовать любое стихотворение от простого до сложного.

Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить, а также как его завершить. А процесс разучивания стихотворения становится интересным и быстрым.

Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатлевается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ.

Использую готовые схемы загадок. При отгадывании этих загадок дети учатся по признакам, описанным при помощи знаков, определить объект.

   Пересказ сказки, рассказа.

С помощью мнемотаблиц можно пересказывать сказки и рассказы. Дети видят всех действующих лиц, и своё внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Алгоритм:

1. Чтение взрослым текста;

2. Рассматривание мнемотаблицы;

3. Ответы на вопросы по содержанию:

4. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ;

5. Пересказ текста ребёнком своими словами по мнемотаблице.

При составлении описательных рассказов по временам года.

Я предлагаю посмотреть на таблицу и вместе с детьми расшифровываем её. Например:

«Зима длится три месяца. В это время года часто идет снег. Снежинки кружатся в воздухе и укрывают белоснежным одеялом дорожки и деревья. Солнышко зимой садится раньше, поэтому на улице раньше темнеет. Дома зимой отапливаются, чтобы людям было тепло. Для птичек в это время года делают кормушки, чтобы они могли полакомиться крошками. Домашние животные прячутся в домах, чтобы не замерзнуть во дворе. Зато мальчики и девочки могут зимой играть со снегом и лепить смешных снеговиков». Затем детки воспроизводят получившийся рассказ, глядя на таблицу.

Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

При составлении описательных рассказов по лексическим темам.

Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Глядя на эту схему мы можем описать  животное, дикое оно или домашнее, из каких частей тела оно состоит и тд.

Также по схеме можно  описать любую профессию, одежду.

На примере  схем я предлагаю детям  поиграть, ребёнок  загадываете любой овощ или фрукт и опираясь на схему нам про него рассказывает, а дети  пробуют  его отгадать!

Мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитии связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее.

Результаты

У детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

появляется интерес к заучиванию стихов ;

словарный запас выходит на более высокий уровень;

Выводы

Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika_-_konsultatsiya.docx19.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  комбинированного вида № 31 «Березка»

Консультация для педагогов

«Использование приёмов мнемотехники в развитии

связной речи детей»

Составила:

Воспитатель: Алексеенко Г.М

Юрга 2019

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам –

он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

и он их усвоит на лету».

 К.Д. Ушинский

МНЕМОТЕХНИКА – система специальных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Для чего нужна мнемотехника дошкольникам?

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.

Как применять мнемотехнику в детском саду? Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах. Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Главное – нужно передать наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Последовательность работы с мнемотаблицами:

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме. или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания. Основные приемы запоминания основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности.

Дидактический материал в форме мнемотаблиц делает рассказы (сказок, стихов) четкими, связными и последовательными.

Я хочу показать вам  различные варианты использования мнемотаблиц.

При разучивании стихотворений.

На начальном этапе я  предлагаю готовую схему, на каждое слово или строку придумывается картинка. Сначала мы с детьми рассматриваем эти картинки, затем мной читается стихотворение, по ходу чтения соотносим строки к картинкам. Далее дети воспроизводят стихотворение, опираясь на наглядную схему. 

Хотелось бы отметить, что детям очень нравится не только работать с мнемотаблицами, но и самим создавать свои схемы.  

Предлагала детям  поучаствовать в составлении мнемотаблицы при разучивания стихотворения  «Ёлочка» Н.Нищева

А потом  глядя на свои мнемотаблицы, прочитать стихотворение без опоры на текст. Так можно нарисовать любое стихотворение от простого до сложного.

Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить, а также как его завершить. А процесс разучивания стихотворения становится интересным и быстрым.

Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатлевается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ.

Использую готовые схемы загадок. При отгадывании этих загадок дети учатся по признакам, описанным при помощи знаков, определить объект.

   Пересказ сказки, рассказа.

С помощью мнемотаблиц можно пересказывать сказки и рассказы. Дети видят всех действующих лиц, и своё внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Алгоритм:

1. Чтение взрослым текста;

2. Рассматривание мнемотаблицы;

3. Ответы на вопросы по содержанию:

4. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ;

5. Пересказ текста ребёнком своими словами по мнемотаблице.

При составлении описательных рассказов по временам года.

Я предлагаю посмотреть на таблицу и вместе с детьми расшифровываем её. Например:

«Зима длится три месяца. В это время года часто идет снег. Снежинки кружатся в воздухе и укрывают белоснежным одеялом дорожки и деревья. Солнышко зимой садится раньше, поэтому на улице раньше темнеет. Дома зимой отапливаются, чтобы людям было тепло. Для птичек в это время года делают кормушки, чтобы они могли полакомиться крошками. Домашние животные прячутся в домах, чтобы не замерзнуть во дворе. Зато мальчики и девочки могут зимой играть со снегом и лепить смешных снеговиков». Затем детки воспроизводят получившийся рассказ, глядя на таблицу.

Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

При составлении описательных рассказов по лексическим темам.

Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Глядя на эту схему мы можем описать  животное, дикое оно или домашнее, из каких частей тела оно состоит и тд.

Также по схеме можно  описать любую профессию, одежду.

На примере  схем я предлагаю детям  поиграть, ребёнок  загадываете любой овощ или фрукт и опираясь на схему нам про него рассказывает, а дети  пробуют  его отгадать!

Мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитии связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее.

Результаты

У детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

появляется интерес к заучиванию стихов ;

словарный запас выходит на более высокий уровень;

Выводы

Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей»

Консультация для воспитателей. «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей»Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей дошкольного возраста – явление очень...

Консультация для воспитателей. «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей»

Консультация для воспитателей.«Использование приёмов мнемотехники в развитиисвязной речи детей»   «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и...

Консультация для педагогов "Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста"

Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возрастаУчите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –он будет долго и напрасно мучиться, но свяжитедвадц...

Консультация для воспитателей :«Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей».

Консультация для воспитателей :«Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей».«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно ...

Консультация для родителей. «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей»

laquo;Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».К. Д. Ушинский...

Консультация для педагогов "Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи"

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компью...