Картотека игр по развитию мелкой моторики в средней группе.
картотека по развитию речи (средняя группа)

Файзуллина Зимфира Ураловна

Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в

ходе которого ребѐнок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости

и даже начинает говорить. Мелкая моторика является скоординированной работой

мышечной, костной и нервной систем организма. Наукой доказано существование

связи между развитием мелкой моторики и логическим мышлением, памятью,

интеллектом и речью у детей. Поэтому специалисты рекомендуют развивать

мелкую моторику с самого раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_sredney_gruppy.docx38.02 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека  игр по развитию мелкой моторики рук в средней группе.

Сентябрь «Ходит осень по дорожке»

1 неделя

Цель: развитие мелкой моторики и координаций движений.

Девочки и мальчики

Наши девочки и мальчики                               (дети держат руки на поясе)

Ловко прыгают как мячики                              (прыгают)

Головой слегка качают                                      (качают головой)

И красиво приседают                                         (приседают)

Ручками хлопают вот так, вот так                    (хлопки 4 раза)

Ножками топают вот так, вот так                     (топают 4 раза)

Кулачки сжимают вот так. вот так  (Показывают один кулачок, потом другой)

Ладошки раскрывают вот так, вот так   (Поочерёдно раскрывают ладошки)

На ладошки мы подуем                                      (Дуют поочерёдно на обе ладошки)

Наши пальчики разбудим.                                 (Шевелят пальчиками)

2 неделя

Массаж рук

Цель: Развивать сгибательные и разгибательные мышцы кистей рук. Отрабатывать слаженность движений обеих рук. Развивать координацию движения пальцев рук.

Оборудование: Массажные резиновые мячики с шипами.

Ход работы: Педагог предлагает ребенку покатать мячик между ладонями.

Покатать мячик по столу (правой потом левой рукой).

Ритмичные сжимания и разжимания пальцами рук.

Ритмичное поглаживание каждого пальчика, сжимание и разжимание кулачков.

3 неделя

Цель:  развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Мы идем в осенний лес. (И. Михеева)

Мы идем в осенний лес.   маршируем на месте

А в лесу полно чудес!      разводим руки в стороны, «удивляемся»

Дождь вчера в лесу прошел    потряхиваем ладонями обеих рук

Это очень хорошо.                                     хлопаем в ладоши

Будем мы грибы искать    приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону

И в корзинку собирают      сводят руки перед собой в «корзинку»

Вот сидят маслята,    загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка

На пеньке – опята,

А во мху – лисички,

Дружные сестрички.               делают манящие движения руками

«Подосиновик, груздок,        грозят указательным пальцем правой руки

Полезайте в кузовок!             присесть, обнять себя руками

Ну, а ты, мухомор,                встаем, разводим руками в стороны

Украшай осенний бор!

4 неделя

«Погремушка»

Цель:  развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Задача : заполнить пластмассовую бутылку фасолью, закрыть крышкой и погреметь.

Дидактический материал : пластиковая бутылка с узким горлышком, фасоль в тарелочке

Содержание : Левой рукой ребенок держит бутылку, а правой рукой (щепотью или двумя пальцами  (большим и указательным) берет по одной фасоли и опускает ее в бутылку. В конце закрыть бутылку крышкой и погреметь получившейся погремушкой.

Методы, приемы : объяснение, показ

Варианты использования : Держать бутылку можно правой рукой, а левой рукой брать фасоль. Так же можно опускать в бутылку другие мелкие предметы, горох, мелкие камушки.

Октябрь «Разноцветный мир вокруг»

1 неделя

«За работу»

Цель:  развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Ну-ка, братцы, за работу.

 Покажи свою охоту.

 Большаку дрова рубить

 Печи все тебе топить,

    А тебе воду носить,

    А тебе обед варить,

    А тебе посуду мыть.

    А потом всем песни петь,

    Песни петь да плясать,

    Наших деток забавлять.

   Поочередно разгибать пальцы,

   начиная с большого, а на слова

   «Песни петь да плясать»-

   энергично шевелить ими.

2 неделя

«Дорожка»

Цель : развитие мелкой моторики руки

Задача : посыпать  «дорожку»  манкой или пшеном.

Дидактический материал : листы бумаги, крупа  (манка или пшено)

Содержание : Сделать на столе дорожку шириной 3-5 см, ограниченную с обеих сторон полосками бумаги. Предложите малышу посыпать ее манкой или пшеном. Крупу нужно брать тремя пальцами и стараться не просыпать за края дорожки.

Методы, приемы : объяснение, показ.

Варианты использования : В начале игры дорожка должна быть прямой, затем можно усложнять  (зигзаги, волны)

3 неделя

«Фруктовая ладошка»

Цель:  развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Этот пальчик - апельсин, Поочерёдно разгибают пальчики из кулачка, 

Он, конечно, не один,                     начиная с большого
Этот пальчик – слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик – абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик – груша,
Просит: «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик – ананас, 
Фрукт для вас и для нас.
Показывают ладошками вокруг и на себя.

4 неделя

Цель:  развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

«Вежливый Зайка»

Дайте капусты кочанчик другой! (махать двумя руками к себе)

Разве так просят? Подумай, косой. (повороты в сторону)

Дайте, пожалуйста, - вспомнил Зайчишка,- (наклоны вперед руки вперед)

И, если можно, с большой кочерыжкой. (показать большой круг)

Вот, молодец, ему лапу пожали (пожать ладошки)

И самых вкусных кочанчиков дали… (погладить живот)

Ноябрь «Конец осени-начало зимы»

1 неделя

Цель:  развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Знаю я, что у меня (поднимают руку ладонью к себе)

Дома дружная семья:      (и в соответствии с текстом

Это – мама,    в определенной последовательности загибают, пальцы)

Это – я, пальцы)

Это – бабушка моя,

Это – папа,

Это – дед.

И у нас разлада нет.

2 неделя

 «Волшебная бумага»

Цель : развитие мелкой моторики руки

Задача : развитие силы рук

Дидактический материал : лист бумаги или салфетка

Содержание : Ребенку дается лист бумаги или салфетка и предлагается ее смять. Получившийся  «шарик»  можно бросать в корзину с расстояния.

Методы, приемы : объяснение, показ

Варианты использования : Бумагу можно рвать (развитие соотносящих движений)  – захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны. Получаются полоски. Эти полоски мы складываем в коробочку и делаем  «дождик» , высыпая наши полоски из коробки .

3 неделя

«Гусь»

Цель:  развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Гусь стоит и все гогочет,

Ущипнуть тебя он хочет.

Ладонь согнута под прямым углом. Большой палец отставлен немного вниз, другие прижаты друг к другу.

4 неделя

«Зашнуруйте ботинки"

Цель: усвоение навыки одевания, развитие мелкой моторики, координации движений, ориентировки в пространстве.

Материал: пара кроссовок и шнурки.

Ход игры

Ведущий показывает как, по-разному, можно зашнуровать обувь, и просит ребенка зашнуровать так же второй ботинок. Необходимо сначала зашнуровывать обувь вместе с ребенком. По мере усложнения задачи можно демонстрировать готовые образцы.

5 неделя

«Ножницы»

Цель: координация движений, тренировка мышц кисти, концентрация внимания, развитие мелкой моторики рук.

Материал: поднос, на которой лежат ножницы (лучше пластмассовые, с тупыми концами) и несколько листов плотной цветной бумаги. На некоторых листах обозначены линии разреза.

Ход игры

Ведущий загадывает загадку . После того как ребенок отгадал загадку, ведущий предлагает ему разрезать ножницами бумагу. Если ребенок легко справился, ему дают задание разрезать бумагу по линиям и выполнить сложные движения по вырезанию узора. Следует учесть, что, приобретая навыки уверенно держать ножницы, ребенок потом так же уверенно сможет держать карандаш и проводить на бумаге прямые линии.

Декабрь « Здравствуй , гостья Зима»

1 неделя

 «Прогулка»

Цель:  развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики)
Мы во двор пошли гулять
(указательным и средними пальчиками "идем" по столу)
Бабу снежную слепили (катаем ручками "комок")
Птичек крошками кормили ("кормим птичек ")
С горки мы потом катались 
(ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись 
(кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли 
(отряхиваем ладошки)
Суп поели ("едим суп"), 
Спать легли (
ладошки под щечку).

2 неделя

 «Ожерелье»

Цель: развитие мелкой моторики, координации; различие предметов по форме и цвету; концентрация внимания.

Материал: нитки, пуговицы разного размера и разного цвета.

3 неделя

«Елочка»

Цель:  развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук
Ждут красавицу колючую 
(«Рисуют» руками елочку.)
В каждом доме в декабре. (Делают ладошками «дом».)
На ветвях зажгут фонарики, (Показывают «фонарики».)
Искры брызнут в серебре. (
Руки над головой, пальцы оттопырены.)
Сразу станет в доме празднично, (
Берутся за руки и становятся в хоровод.)
Закружится хоровод.
Дед Мороз спешит с подарками, (
Идут по кругу с воображаемым
Наступает Новый год.                         
мешком за плечами.)

4 неделя

Играем на пианино

Цель: развитие подвижности, координации движений пальцев рук.

Описание упражнения

Дети сидят за столом, поют вместе с педагогом  песенку. Одновременно с пением педагог и дети выполняют движения пальцами, имитируя игру на пианино: кисти обеих рук чуть округлены, пальцы опираются на стол. На каждый слог припеваемой песни синхронно поднимаются и опускаются одноименные пальцы на обеих руках (начиная с большого до мизинца, а затем в обратном порядке). Начинать «играть» каждую новую строчку следует с большого пальца. По мере усвоения детьми упражнения можно ускорить темп выполнения.

Жи-ли у ба-бу-си

1      2  3 4   5  4

Два ве-се-лых гу-ся:

1     2  3  4    5   4

О-дин се-рый, дру-гой бе-лый,

1     2    3   4       5     4  3     2

Два ве-се-лых гу-ся.

1      2 3  4    5  4

Условные обозначения: большой палец — 1, указательный — 2, средний — 3, безымянный — 4, мизинец — 5.

 

Январь «Наши любимые игры, игрушки, занятия»

1 неделя

«Снежок»

Цель:  развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

1,2,3,4.Мы с тобой снежок лепили.

Круглый, крепкий очень гладкий.

И совсем – совсем не сладкий

Раз - подбросим, два – поймаем,

Три – уроним, и – сломаем.

(Загибание пальчиков, лепка, гладят одной ладонью другую, подбрасывают, приседают ловят, встают роняют, топают)

2 неделя

Цель:  развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Что зимой мы любим делать?

В снежки играть, на лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,  (поочередно соединяют большой

Вниз с горы на санках мчаться. палец с остальными.)

3 неделя

«Посуда»

Цель:  развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Девочка Иринка порядок наводила.                                                                                                            
Девочка Иринка кукле говорила: 
«Салфетки должны быть в салфетнице, 
Масло должно быть в маслёнке,
Хлебушек должен быть в хлебнице, 
А соль? Ну, конечно, в солонке!       
Поочерёдно соединяют большой палец с остальными.

4 неделя

«Дружба»

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

(пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок)

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

(ритмичное касание пальцев обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять.

(поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца)

Начинай считать опять:

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать.

(руки вниз, встряхнуть кистями)

 

Февраль « Мы поздравляем наших пап»

1 неделя

«Правила дорожного движения»

Цель:  развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Дорожных правил очень много:
Раз – внимание, дорога! (
Загибаем пальчики, начиная с мизинца.)
Два – сигналы светофора
Три – смотри, дорожный знак,
А четыре – переход. Вот!
Правила всем надо знать 
(Указательным пальцем делаем круг около загнутых пальчиков и грозим этим пальцем.).

2 неделя

«Косички»

Цель:  развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Плетение косичек из веревочек Ребенок заплетает косички кукле из веревочек, шнурков. Для своей сестрички я плету косички Из шнура и из тесьмы, с нею очень мы дружны.

3 неделя

 «Репка» 

Цель:  развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Тянут, тянут бабка с дедкой, Дети вытягивают большие пальцы.
Из земли большую репку.  указательные.
К ним пришла тут внучка,  средние.
Подбежала Жучка,   безымянные.
Кошка тоже потянула.  мизинцы.
Хоть держалась крепко,  берут репку.
Вытянута репка! поднимают руки вместе с репкой.

4 неделя

Пальчиковая гимнастика «Солдаты»

Цель:  развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Мы солдаты, мы солдаты,

Бодрым шагом мы идем.

Пальцы бодро «маршируют» по столу.

В нашу армию, ребята,

Просто так не попадешь.

Пальцы сжаты в кулак, указательный вверх и покачивается влево-вправо.

Нужно быть умелыми,

Сильными и смелыми.

Ладонь вверх, пальцы растопырены, сжимаются и разжимаются.

5 неделя

Цель:  развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Пекарь, пекарь, из муки
Испеки нам колобки. Выполняем круговые движения ладонями
Две сушки — Ванюшке, Имитируем скатывание колобка.
Две баранки – Танюшке Пекарь
Поочередно соединяем большие пальцы 
Два бублика – Мишке, обеих рук с остальными пальцами
Два калача – Маришке. – упражнение «колечки».

                              Март «Поздравь мамочку»

1 неделя

 «Мамин праздник»

Цель:  развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Мамочка хорошая,     (Воздушный поцелуй над ладонью.)

Мамочка любимая!    (Поцелуй над другой ладонью.)

Очень я её люблю,     (Сдуваем с ладони поцелуй.)

Поцелуи ей дарю!      (Сдуваем поцелуй с другой ладони.)

2 неделя

 «Играем с природным и бросовым материалом»

 Цель: обогащение сенсорных ощущений, стимулирование нервных окончаний пальцев рук, развитие мелких движений пальцев рук, умения сосредотачиваться, видеть границы форм и т.д.

Ход игры: детям предлагаются разнообразные природные материалы (семена арбуза и дыни, макаронные изделия, зерна кофе, крупы, шишки, другие семена растений и т.п.), бросовые материалы для выкладывания разнообразных изображений по лексическим темам, по собственному замыслу ребёнка.

 3 неделя

«Мебель»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

На кроватке мы поспали,          (Руки под щёку.)

Вещи в шкаф уже убрали.        (Свободно двигаем руками – «убираем вещи».)

Мы на стуле посидели              (Ладонью одной руки накрываем кулак другой.)

4 неделя

«Дикие птицы»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Дятел дерево долбит:                                                    

   Тук-тук-тук.

Целый день в лесу стоит    

Стук-стук-стук.(Одна ладонь прямая –это «дерево», другая «дятел»-кулачком стучит о неё). Смена рук.

Апрель «Встреча весны»

1 неделя

Цель:  развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

"Идем в цирк"
По дорожке мы пойдем -
В цирк с тобою попадем.
Выше пальчик поднимай,
Дружно, весело шагай.
Руки вместе поменяем
И обратно зашагаем.
("Гулять" по столу пальчиками правой, а потом левой руки)

2 неделя

«Морской узел»

Цель: развивать мелкую моторику.

Игровой материал и наглядные пособия: шнурки.

Описание: взрослый показывает ребенку, как на шнурках можно завязывать и развязывать узелки. Затем ребенок тренируется самостоятельно завязывать и развязывать узелки.

3 неделя

 «Космонавт»

Цель:  развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

В звёздном небе звёзды светят.

(показываем звёзды, пальчики переплетаются)

Космонавт летит в ракете.

(изображаем полёт ракеты: руки вверху соединить)

День летит, ночь летит (загибаем пальцы)

И на землю вниз глядит (изображаем иллюминатор)

4 неделя

 «Солнышко, солнышко»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Солнышко, солнышко (хлопают ладонями)

Золотое донышко,

Гори, гори ясно, (сгибают и разгибают ладони.)

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей, (показывают волну)

Прилетели сто грачей, (машут руками)

А сугробы тают, тают, (опускают руки вниз)

А цветочки подрастают. (поднимают руки вверх)

Май

1 неделя

Цель:  развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Граблями сгребаем мы мусор с земли,
Чтоб к свету росточки пробиться могли.

Руки, как грабельки (большой палец прижат к ладони, а остальные слегка
разведены и полусогнуты), скребут по шершавой поверхности подушечками 
пальцев ( на ударные слоги)

2 неделя

Цель:  развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Мы – помним, Мы – гордимся!

Вокруг все было тихо, (Пальчики собраны в кулачки.)

И вдруг- салют! Салют! (Разжать пальчики.)

Ракеты в небе вспыхнули. (Растопырить пальчики веерообразно.)

И там и тут! (Вновь сжать и раскрыть пальчики веером.)

 

3 неделя

 «Кто запомнит? »

Цель: Развивать память, мелкую моторику.

Оборудование: коробочка с цветными палочками разной величины, образцы, нарисованные на таблицах.

Ход игры:

взрослый показывает ребенку образец 5-10 сек. Ребенок должен внимательно его рассмотреть и запомнить, в каком порядке размещены палочки. Взрослый убирает таблицу, и ребенок самостоятельно выкладывает из палочек рисунок, который он только что видел. По окончанию работы ребенок сверяет рисунок с образцом.

4 неделя

Цель:  развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

«В школу»

В школу осенью пойду.

Там друзей себе найду,

Научусь писать, читать,

Быстро, правильно считать.

Я таким ученым буду!

Но свой садик не забуду.

Дети «шагают» пальчиками по столу.

Загибают по одному пальчику на обеих руках.

Грозят указательным пальчиком правой руки.

5 неделя

Цель:  развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

« Я рисую лето»

Я рисую лето:                                      (рисуют пальчиком по столу)

Красной краской –                              (рисуют в воздухе «солнце»)

Солнце,

На газонах розы,                                (сжимают и разжимают пальцы)

На лугах покосы,

Синей краской – небо                       (рисуют в воздухе «облака»)

И ручей певучей.                               (на столе рисуют пальцем «ручей»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по развитию мелкой моторики в младшей группе

Игры на выкладывание, игры на тактильное восприятие, игры с пластилином, игры с бумагой, игры...

Картотека игр по развитию мелкой моторики в старшей группе.

Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, входе которого ребѐнок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкостии даже начинает говорить. Мелкая моторика ...

Картотека игр для развития мелкой моторики в средней группе.

Картотека игр направлена на развитие мелкой моторики у детей....

Картотека пальчиковых игр для развития мелкой моторики в средней группе

Картотека пальчиковых игрдля развития мелкой моторикив средней группе                Пальч...

Картотека игр по развитию мелкой моторики в средней группе

Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, входе которого ребѐнок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкостии даже начинает говорить. Мелкая моторика ...

Картотека игр по развитию мелкой моторики в средней группе

Упражнять детей в закреплении понятий «большая – маленькая груша», учить пристегивать и отстегивать груши, яблоки, где ребенок закрепляет понятия «один», «много&raq...