Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "В поисках клада"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Виноградова Светлана Викторовна

Развитие речи дошкольников по средствам дидактических игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe.docx19.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

"В поисках клада"

Подготовила и провела воспитатель:

Виноградова С.В.

Цель: Развитие речи дошкольников по средствам дидактических игр.

Задачи: 
Образовательные: формировать умения обобщать, классифицировать;
закрепить умение использовать все части речи; закреплять умение проводить звуковой анализ слова, определять местонахождение звуков в слове; упражнять в словообразовании и употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; закреплять умение детей использовать антонимы; обогащать словарный запас через участие в словесно-речевых играх; формировать навыки сотрудничества на занятии. 
Развивающие: развивать зрительное и слуховое восприятие; способствовать развитию познавательных интересов, мыслительных операций, воображения в процессе отгадывания загадок; добиваться полных ответов на вопросы; развивать у детей умение ориентироваться на местности по словесному описанию, определять направление маршрута.
Воспитательные: воспитывать самостоятельность, активность, целеустремлённость, культуру общения, чувство коллективизма и взаимопомощи. 


Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.


Приёмы: лексико-грамматические упражнения, беседа, логические вопросы, загадки; дидактические игры, физминутка, иллюстрации, сюрпризный момент.


Здоровьесберегающие технологии: физминутка.


Материал к занятию: конверт (с письмом и разрезной картинкой волшебника), солнце с лучиками, картинки животных (волк, лиса, заяц и медведь), картинка для звукового анализа слова КЛАД, шкатулка со сладкими призами.


Раздаточный материал: подносы  с квадрами для звукового анализа слова.


Предварительная работа: Словесные игры, дидактические игры, настольно – печатные игры, малоподвижные игры, занятия по развитию речи, ФЭМП, продуктивная деятельность, индивидуальная работа с детьми, чтение русских народных сказок, разучивание физкультминутки. 

                                              Ход занятия:

Вводная часть:

Воспитатель: Ребята, сегодня утром, когда вас ещё не было в детском саду, я на столе увидела странный конверт, на нём ничего не написано. Может посмотрим что там?
(Воспитатель открывает конверт, в конверте лежит разрезная картинка и письмо).
Воспитатель: Разрезные картинки?  Может, собрав их, мы узнаем от кого оно?
(Дети собирают картинки – пазл на фланелеграфе (на картинке изображен волшебник).
Воспитатель: Всё ясно, значит, письмо нам прислал Волшебник. Теперь мы можем с вами его прочесть.

(Воспитатель читает письмо).
«Здравствуйте дорогие ребята! Хочу поздравить вас, ведь скоро вы переходите в подготовительную группу, а некоторые из вас пойдут в школу. И по такому замечательному поводу, я приготовил для вас сюрприз, вы сможете его найти, если пройдёте все испытания. Задания будут сложными, но интересными; выполнив их, вы узнаете, где лежит клад. Все задания  я разбросал на лучиках солнышка, которое будет освещать ваш путь. Удачи вам!».

Основная часть:
Воспитатель: Ребята, прежде  чем отправиться в это путешествие, вспомним наши правила. Напомните их, пожалуйста.

Дети: Каждый день всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Громко, четко, говорим,
Никуда мы не спешим.

Дети: Если хочешь ответить, не шуми,
Только руку подними.

(Воспитатель зачитывает задания, записанные на лучиках).
Задание № 1
Игра "Загадки-отгадки"
( Воспитатель читает загадки, дети отгадывают их)
1."Летом бродит без дороги 
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос". (Медведь)

2. "Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая - для лета,
Для зимы - другого цвета". (Заяц)

3. "Серый, зубастый,
По угодьям рыщет,
Кого съесть ищет". (Волк)

4. "Хвост пушистый, 
Мех золотистый,
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт". (Лиса)
(по мере того как дети отгадывают загадки, воспитатель выставляет картинку с этим животным, затем дети считают сколько они отгадали животных)

Игра "Из какой сказки?"
(После того как дети отгадали загадки, воспитатель предлагает вспомнить сказки, в которых есть эти персонажи: волк, лиса, медведь и заяц.)
Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились с этим заданием.


( Воспитатель берет следующий лучик, зачитывает задание)

Задание № 2
Игра «Назови ласково» 
(Воспитатель называет слово, а ребенок должен назвать его ласково.)
Примерные слова. Дом-домик, двор, лист, нос, хвост, корабль, мост, зуб, бант, зонт, сад, слон, ковёр, гвоздь, дождь, бинт, ключ, роза, ветка, лавка, лампа, сумка, вилка, лента, кофта…

Задание № 3
Игра «Назови одним словом» 
(Воспитатель называет группу слов, дети называют обобщающее слово, для этой группы)
-тарелка, кастрюля, чайник, ложка. (Посуда)
-диван, стул, стол, кровать, шкаф. (Мебель)
- помидор, огурец, морковь, свекла, лук, перец. (Овощи)
- самолет, машина, поезд, грузовик, корабль. (Транспорт)
- повар, шофер, плотник, продавец, врач. (Профессии)

Задание № 4
Игра «Что лишнее? »
(Воспитатель называет группу слов, дети называют слово, которое они считают лишним в этой группе)
- яблоко, груша, картофель, персик. (Картофель)
-заяц, комар, медведь, волк. (Комар)
-серьги, ожерелье, бусы, кузнечик. (Кузнечик)
- самолет, машина, корабль, стол. (Стол)

Задание №5

Физкультминутка « Делай наоборот».

Воспитатель: Ребята, хотите поиграть и на несколько минут превратиться в мальчиков и девочек наоборот? Тогда вы должны выполнять все движения наоборот.

Сели – (встали)

Опустили руки – (подняли руки)

Подняли руки – (опустили руки)

Закрыли глаза – (открыли глаза)

Закрыли рот – (открыли рот)

Открыли рот – (закрыли рот)

Показали ладони – (спрятали ладони)

Встали на пяточки – (встали на носочки)
Воспитатель:
Как у вас хорошо получается!

Задание № 6
Воспитатель: Ребята, что нарисовано на этой картинке? 
(На доске висит картинка, обозначающая слово клад.)
Дети: сундук с монетами, драгоценности, сокровище, богатство, клад.
Воспитатель предлагает детям сделать звуковой анализ слова КЛАД. (Дети рассаживаются за столы, и каждый работает в кассах, один ребёнок, который закончил первым, работает у доски)
Воспитатель: Сколько звуков мы слышим в слове клад?
Какой первый звук в этом слове? 
Дети: Звук [К], согласный звук. 
Воспитатель: Каким квадратом мы обозначаем этот звук?
Дети: Синим квадратом.
Воспитатель: Какой второй звук в этом слове?
Дети: Звук [Л], согласный звук, обозначается синим квадратом.
Воспитатель: Какой третий звук в слове клад? 
Дети: Звук [А], гласный звук, обозначается красным квадратом.
Воспитатель: Какой четвёртый звук мы слышим в этом слове? 
Дети: Звук [T]- согласный звук, обозначается синим квадратом.
Воспитатель: Ребята, я хочу открыть вам секрет, что в слове клад мы слышим [T], а пишем [Д].
Воспитатель: Молодцы ребята, вы очень хорошо справились с этим заданием.

Воспитатель: Ребята, вот и прошли мы почти все испытания, остался последний лучик, посмотрим, что же на нём написано:
"Ребята! Вы просто молодцы! Раз вы нашли это послание, значит, вы справились со всеми моими заданиями. Ну а теперь внимание! Чтобы найти клад, вы должны сделать 2шага вперёд, 3 шага влево, и т.д.
С наилучшими пожеланиями. Волшебник"
(Один ребенок идет, следуя инструкции воспитателя и находит клад. Там лежат шоколадные монетки).

Итог занятия:
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие. Ребята напомните мне, что мы сегодня делали на занятии? Какое испытание вам понравилось больше всего? Кто сегодня хорошо занимался? Вы все сегодня меня порадовали, все молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "В поисках клада"

Цель занятия: в увлекательной форме путешествия повторить и обобщить знания детей по темам, пройденным за учебный год.Задачи:Образовательная: формировать умения обобщать, классифицировать; закрепить у...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "В поисках клада"

Цель: Развитие речи дошкольников по средствам дидактических игр.Задачи: Образовательные: формировать умения обобщать, классифицировать;закрепить умение использовать все части речи; закреплять уме...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: "В поисках клада".

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "В поисках клада"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе"В поисках клада"...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности средствами дидактической игры «В поисках Золотого ключика»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности средствами дидактической игры «В поисках Золотого ключика»Курцевич Наталья МихайловнаЛепеха Елена Александр...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Театр» «В поисках Золотого ключика»

-формировать у детей умение внимательно слушать взрослого, вырабатывать учебные навыки (умение отвечать на вопросы взрослого, слушать ответы других детей, не перебивать говорящего, воспитывать у детей...