«Развитие связной речи детей в подготовительной к школе группе»
учебно-методический материал по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)

Актуальность.

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие связной речи детей в подготовительной к школе группе»

Актуальность.

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека.

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных.

Проблема развития связной речи издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком. По тому, как дети строят связное высказывание, можно судить об уровне их речевого развития.

Наблюдения показывают, что у многих детей не развита именно связная речь, поэтому проблема развития речи является одной из актуальных и задача воспитателя, вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка, так как с речью ребенка к моменту поступления в школу может возникнуть множество проблем.

Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень импонирует. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.

Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.

Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям.

Я добиваюсь, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи у детей.

Цель: Создать условия для развития речи детей дошкольного возраста. Развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми.

Задачи:

-совершенствовать диалогическую форму речи;

-развивать монологическую форму речи;

-учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;

- учить (по плану и образцы) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины;

- составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями;

- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.

- изучение методической литературы по данной теме

- развитие активного словаря

- подготовка консультаций для родителей по данной теме

Методы работы: словесные, наглядные, практические, игровые.

Принципы.

• Принцип комплексного подхода к организации педагогического процесса.

• Принцип единства диагностики и непосредственного педагогического процесса.

• Принцип сотрудничества между воспитателями детьми и родителями.

• Принцип учёта интересов всех участников педагогического процесса.

• Принцип дифференцированного подхода к дошкольникам в процессе воспитания у них правильной речи.

Гипотеза исследования: реализация поставленных задач – способствует развитию навыков свободного общения со взрослыми и детьми у детей старшего дошкольного возраста.

Объект – Развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми.

 Предмет – развитие речи у дошкольников. 

Новизна опыта заключается в том, что в работе предлагается подробное исследование истории проблем этого вопроса и система работы в соответствии с современными требованиями.

Основополагающими принципами данного опыта являются: развитие речи у дошкольников будет успешным, если:

 -учитываются особенности психики ребенка;

-учитываются общие особенности детей;

- воспитатель ориентируется на развитие личности дошкольника;

- используются специальные методические материалы по развитию речи для работы с детьми.

Практическая значимость состоит в том, что была разработана система занятий с использованием различных методов и приемов по развитию речи у дошкольников.

Перспективы дальнейшего развития творческого отчета: дальнейшее применение  на практике различных методов и приемов по развитию речи у дошкольников существенно поможет в качественном обучении.

1. Характеристика речи детей дошкольного возраста

У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает

высокого уровня. Большинство детей правильно произносит все звуки

родного языка, может регулировать силу голоса, темп речи, интонацию

вопроса, радости, удивления. К старшему дошкольному возрасту у ребенка

накапливается значительный запас слов. Продолжается обогащение лексики

(словарного состава языка, совокупности слов, употребляемых ребенком),

увеличивается запас слов, сходных (синонимы) или противоположных

(антонимы) по смыслу, многозначных слов.

Таким образом, развитие словаря характеризует не только увеличение

количества используемых слов, но и понимание ребенком различных

значений одного и того же слова (многозначного). Движение в этом плане

чрезвычайно важно, поскольку связано с более полным осознанием детьми

семантики слов, которыми они уже пользуются.

В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший

этап речевого развития детей – усвоение грамматической системы языка.

Возрастает удивительный вес простых распространенных предложений,

сложносочиненных и сложноподчиненных. У детей вырабатывается

критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать

свою речь.

Наиболее яркой характеристикой речи детей подготовительной группы является активное усвоение или построение разных типов текстов

(описание, повествование, рассуждение). В процессе освоения связной речи

дети начинают активно пользоваться разными типами связи слов внутри

предложения, между предложениями и между частями высказывания,

соблюдая их структуру (начало, середина, конец).

Допускают дети ошибки и в образовании разных грамматических

форм. И конечно же, вызывает затруднение правильное построение сложных

синтаксических конструкций, что приводит, к неправильному соединению

слов в предложении и связи предложений между собой при составлении

связного высказывания.

Основные недостатки в развитии связной речи – это неумение

построить связный текст, используя все структурные элементы (начало,

середина, конец), соединять части высказывания.

Речевые задачи по отношению к детям в подготовительной группе

усложняются как по содержанию, так и по методике обучения.

2. Методика выявления отдельных сторон

речевого развития детей.

Проверка проводится в форме:

- наблюдения;

- диагностики достижений детьми планируемых результатов.

В качестве ведущего метода педагогических измерений применяется

метод наблюдения за процессом развития ребенка.

Критерии диагностики словарного запаса:

- уровень сформированности словарного запаса;

- предметный словарь (владение обобщающими словами, понимание

частей предметов);

- понимание смысловых оттенков значений глаголов, образованных

аффиксальным способом (при помощи приставок, которые придают словам

различные оттенки);

- умение подбирать слова, обозначающие качество действия;

- словарь признаков;

- понимание признаков предмета, выявление понимания оттенков

значений синонимов - прилагательных, выявление понимания переносного

значения прилагательных.

Критерии диагностики звуковой культуры речи:

умение выделять определенный гласный/согласный звук из ряда

предложенных звуков;

определение последовательности звуков в слове;

определение согласного/гласного звука в слове;

определение места звука в слове (начало, середина, конец);

умение дифференцировать звуки близкие по звучанию;

сформированность слухового внимания, восприятия и умения

воспроизводить слоговые ряды в заданной последовательности;

умение изолированно произносить слова различной слоговой

структуры;

умение повторить слова, сохраняя правильность слоговой структуры;

умение дифференцировать слова, близкие по звучанию;

сформированность слухового внимания, восприятия и умения

правильно воспроизвести предлагаемые слова в заданной

последовательности;

сформированность умения произносить слова различной слоговой

структуры в предложениях;

проверка уровня сформированности фонематического слуха и

умения выполнять звуковой анализ слова.

Критерии диагностики грамматического строя речи:

понимания и использование простых и сложных предлогов;

умение образовывать имена существительные в единственном и во

множественном числе;

образовывать существительные множественного числа в

именительном и родительном падеже;

сформированность умения образовывать имена существительные с

уменьшительно-ласкательным суффиксом;

проверка уровня согласованности существительных с

числительными;

умение согласовывать существительные с прилагательными;

выявление умения согласовывать в речи местоимения и глаголы;

сформированность правильного употребления падежных форм

существительных;

согласовывать числительные с существительным.

Критерии диагностики связной речи:

умение описывать предмет (картину, игрушку);

умение использовать при описании предметов/игрушек слова,

обозначающие существенные признаки;

умение составить описание без наглядности;

умение составить рассказ по картине, по серии картин, из личного

опыты;

использование мнемотаблиц при описании предметов (игрушек),

составлении рассказов;

умение пересказывать.

При работе с детьми следует иметь в виду принцип постепенного

продвижения в развитии личности. При этом успехи, достижения ребенка

сравниваются не со стандартом, как в основном образовании, а с исходными

возможностями.

Уровни владения речевыми умениями и навыками,

по разным сторонам речевого развития

Дошкольники 5-ти летнего возраста:

К концу обучения дети могут:

1. Понимать слова, близкие и противоположные по смыслу, а также

разные значения многозначного слова;

2. Понимать и употреблять обобщающие слова (мебель, овощи,

посуда);

3. Подбирать признаки, качества и действия к названию предметов;

4. Сравнивать и называть предметы по размеру, цвету, величине.

Грамматика

1. Соотносить названия животных и их детенышей (лиса - лисенок,

корова - теленок);

2. Употреблять глаголы в повелительном наклонении (побегай,

помаши);

3. Правильно согласовывать существительные и прилагательные в

роде, числе, падеже, ориентируясь на окончание (пушистая кошка, пушистый

котик);

4. Составлять предложения разных типов.

Фонетика

1. Правильно произносить звуки родного языка;

2. Находить слова, сходные и различные по звучанию;

3. Правильно пользоваться умеренным темпом речи, силой голоса,

интонационными средствами выразительности.

Связная речь

1. Пересказывать короткие рассказы с незнакомым им ранее

содержанием;

2. Составлять рассказ по картине или об игрушке совместно со

педагогом;

3. Описывать предмет, изображенный на картинке, называя признаки,

качества, действия;

4. Пользоваться разнообразными вежливыми формами речи.

Дошкольники 6-ти летнего возраста

К концу обучения дети могут:

1. Активизировать имена прилагательные и глаголы, подбирать точные

по смыслу слова к речевой ситуации;

2. Подбирать синонимы и антонимы к заданным словам разных частей

речи;

3. Понимать и употреблять разные значения многозначных слов;

4. Дифференцировать обобщающие понятия (дикие и домашние

животные).

Грамматика

1. Образовывать название детенышей животных (лиса - лисенок,

корова - теленок);

2. Подбирать однокоренные слова, согласовывать имена

существительные и имена прилагательные в роде и числе;

3. Образовывать трудные формы повелительного и сослагательного

наклонения (спрячься! Потанцуй! искал бы); родительного падежа (зайчат,

жеребят, ягнят);

4. Строить сложные предложения разных типов.

Фонетика

1. Дифференцировать пары звуков с-з, с-ц, ш-ж, ч-щ л-р различать

свистящие, шипящие и сонорные звуки, твердые и мягкие;

2. Изменять силу голоса, темп речи, интонацию в зависимости от

содержания высказывания;

3. Подбирать слова и фразы, сходные по звучанию.

Связная речь

1. В пересказывании литературных произведений интонационно

передавать диалог действующих лиц, характеристику персонажей;

2. Составлять описание, повествование или рассуждение;

3. Развивать сюжетную линию в серии картин, соединяя части

высказывания разными типами связей.

Методики обследования развития речи

детей дошкольного возраста.

3.1. Методики обследования словаря детей Старший возраст (6 лет)

1. Методика «Объясни действия».

Цель: выявление понимания смысловых оттенков значений глаголов,

образованных аффиксальным способом (при помощи приставок, которые

придают словам различные оттенки).

Ход обследования: ребенку предлагается выслушать слова и объяснить

значения слов:

Бежать – подбежать - выбежать;

Писать – подписать - переписать;

Играть - выиграть - проиграть;

Смеяться – засмеяться - высмеять;

Шел – отошел - вошел.

2.Методика «Подбери слово».

Цель: выявление понимания оттенков значений синонимов -

прилагательных.

Ход обследования: педагог предлагает ребенку подобрать слова,

близкие по значению к названному слову (прилагательному).

Например: умный - рассудительный; слабый - робкий - старый.

3. Методика «Объясни».

Цель: выявление понимания переносного значения прилагательных.

Ход обследования: ребенку предлагают объяснить следующие

словосочетания: злая зима; золотые руки; золотые волосы; колючий ветер;

легкий ветерок.

4. Методика «Что значит».

Цель: выявление сформированности словарного запаса детей.

Ход обследования.

1. Ты знаешь уже много слов. Что значит слово кукла, мяч, посуда?

- называет отдельные признаки, действия;

2. Что бывает глубоким? мелким? высоким? низким? легким?

тяжелым?

- выполняет все задания, называет 1-2 слова к прилагательному

(глубокая яма, глубокое море);

- подбирает слова к 2-3 прилагательным;

- подбирает слово только к одному прилагательному (высокий забор).

3. Что называют словом ручка?

- называет несколько значений этого слова (Ручка пишет. У ребенка

ручка. У двери есть ручка.);

- называет два значения этого слова;

- перечисляет предметы, у которых есть ручка (1-2 слова).

5. Методика «Предметный словарь».

Цель: изучить предметный словарь (части предмета, слова-обобщения);

глагольный словарь (глаголы с пространственными приставками); словарь

признаков; антонимы (обозначенные глаголами и существительными

пространственные признаки). Обследование включает в себя пять заданий.

6. Методика «Части предмета».

Цель: выявление умения в назывании частей предмета.

Педагог выкладывает перед ребенком предметные картинки с

изображением автобуса, дома (многоэтажного) и просит назвать предмет и

все возможные его части. Необходимо, чтобы дети указывали не только

видимые части и детали, но и те, которых не видно на картинке.

дополнительные вопросы при обследовании не задаются (в отличие от

старшей группы).

Примерный перечень частей предметов:

Автобус: видимые части - корпус, колеса, фары, кабина, окна и пр.;

невидимые части - мотор, салон, сиденья, двери, поручни и пр.;

Дом (городской): видимые части - этажи, окна, подъезд, дверь, крыша,

водосточная труба и пр.;

невидимые части - лестница, лифт, квартиры, комнаты, почтовые

ящики и пр.

7. Методика «Слова-обобщения».

Педагог предлагает детям по четыре картинки к каждому

обобщающему понятию. Просит назвать их одним словом («Каким одним

словом можно назвать эти предметы?»). Педагог выясняет, владеют ли дети

следующими обобщающими понятиями: животные, транспорт, профессии,

движения.

Примерный перечень картинок:

животные - муравей, рыба, ворона, заяц, корова, кит;

транспорт - машина, автобус, самолет, корабль;

профессии - повар, строитель, учитель, продавец;

движения - ребенок бежит, прыгает через скакалку, плывет, бросает

мяч.

8. Методика «Словарь глаголов».

Ребенку предлагается на столе условный макет городской улицы. На

макете обязательно изображено дерево с гнездом. В гнезде сидит птичка

(игрушка). Педагог говорит: Я расскажу тебе про птенчика и его первый

самостоятельный полет, а ты мне помогай. Подбирай необходимые слова,

похожие на слово летать. Педагог перемещает птицу по макету и говорит:

Жил-был птенчик. Однажды он понял, что его крылья окрепли, и решил

совершить свой первый полет. Птенчик из гнезда... (вылетел) и вдоль

дороги... (полетел), через дорогу... (перелетел), к дому... (подлетел), в

открытое окно... (залетел), испугался и из окна... (вылетел), в дальний лес...

(улетел)… далее воспитатель предлагает ребенку взять птичку, показать и

рассказать, что она делала. При этом особое внимание уделяется не только

умению ребенка использовать пространственные приставки, но и

правильному.

9. Методика «Словарь признаков».

Обследование проводится индивидуально в устной форме (без

наглядного материала) в виде игрового упражнения «Скажи по-другому». За

основу взяты относительные прилагательные. Сначала педагог говорит, из

чего сделан предмет (ваза из хрусталя), а затем ребенок (хрустальная).

Примеры:

ваза из хрусталя - хрустальная;

воротник из меха - меховой;

кувшин из глины - глиняный;

мост из камня. - каменный;

кораблик из бумаги - бумажный.

10. Методика «Антонимы».

Обследование проводится индивидуально с каждым ребенком в устной

форме. Педагог называет слова, ребенок подбирает пару с противоположным

значением.

Педагог: ребенок:

лежать      стоять

вышел       зашел

взлетел      приземлился

открыл      закрыл

утро           вечер

холод         жара

день           ночь

веселый    грустный

прямой      кривой

3.2. Методики обследование звуковой культуры речи Старший возраст (6 лет)

1. Методика «Повтори за мной»

Цель: проверка сформированности умения ребенка произносить слова

различной слоговой структуры в предложениях.

Ход обследования: педагог предлагает ребенку повторить следующие

предложения:

В магазине продаются полотер, пылесос.

Листья падают - наступает листопад.

Мотоциклист едет на мотоцикле.

Фотограф фотографирует детей.

Бабушка вяжет внучке воротник.

Рыбу ловит рыболов.

Пчел разводит пчеловод.

На стройку приехал самосвал.

2. Методика «Эхо».

Цель: проверка слухового внимания, восприятия и умения

воспроизвести слоговые ряды в заданной последовательности.

Ход обследования: ребенку предлагают поиграть в игру «Эхо»: педагог

произносит следующие слоговые ряды: па-па-ба, та-да-та; па-ба-па; па-ба, па-

ба, на-ба; ка-ха-ка; са-за, са-за, са-за; са-ша, са-ша, са-ша.

3. Методика «Повтори»

Цель: проверка слухового внимания, восприятия и умения правильно

воспроизвести предлагаемые слова в заданной последовательности.

Ход обследования: педагог предлагает ребенку повторить ряд слов:

крыша-крыса; полено-колено; земля-змея; дочка-точка-кочка; бабушка-

кадушка-подушка; мишка-миска-мышка.

4.Методика «Будь внимательным».

Цель: проверка уровня сформированности фонематического слуха.

Ход обследовании: педагог предлагает ребенку поиграть. «Я буду

называть слова, если услышишь звук «з», хлопни в ладоши». Педагог

называет слова: дерево, зайка, василек, речка, корзина, Зина, кустик, звонок.

Затем ребенку предлагают определенные звуки, с которыми он должен

придумать слова: «ш», «с», «л». При затруднениях педагог сам называет

несколько слов.

5.Методика «Угадай, сколько звуков».

Цель: проверка уровня сформированности фонематического слуха и

умения выполнять звуковой анализ слова.

Ход обследования: педагог называет ребенку слово и предлагает

ответить на вопрос: «Сколько звуков в этом слове? Назови первый звук,

третий, второй». Например, «дом». При затруднениях педагог сам выделяет

звуки, объясняя ребенку место каждого звука в этом слове. Затем

предлагаются другие слова: ваза, машина, ручка, пенал, книга.

6. Методика «Какой звук».

Цель: определение согласного звука в слове.

В отличие от детей 5 лет детям предлагаются слова, в которых звучат

не только твердые согласные звуки, но и мягкие. Оборудование (на каждого

ребенка). Цветок с семью лепестками, десять картинок (семь основных и три

дополнительные).

Основные картинки:

№ 1 на звук [с] - мост;

№ 2 на звук [з’] - зебра;

№ З на звук [ц] - кольцо;

№ 4 на звук [щ] - щетка (щука);

№ 5 на звук [ч] - чайник (чашка);

№ 6 на звук [р’] - рябина (ремень);

№ 7 на звук [л] - волк (елка).

Результаты изучения речевого слуха вносятся в таблицу.

7. Методика «Звук спрятался».

Цель: определение места звука в слове (начало, середина, конец)

Задание выполняется с подгруппой детей.

Оборудование (на каждого ребенка). Полоска бумаги, поделенная на

три части разного цвета: желтую, белую, коричневую ; картинки (9 шт.) на

звук [щ] - щука, ящик, плащ; на звук

[к] - курицы, стакан, мак; на звук

[р] - рак, ведро, топор.

Белый цвет желтый цвет коричневый цвет

Педагог предлагает детям игровое упражнение «Звуки играют в

прятки» и объясняет правила: «Вы помните, что слова состоят из звуков.

Один и тот же звук может слышаться в одних словах в начале, в других - в

середине или в самом конце слова.

Посмотрите на полоску. Представим, что это слово. Желтый цвет на

полоске обозначает звук в начале слова, белый цвет - звук в середине слова,

коричневый цвет - звук в конце слова.

Теперь я буду называть (по очереди) звуки, которые станут играть с

нами в прятки, и место, где они прячутся в словах. Вы находите картинку, на

которой изображен предмет с названным звуком, и кладете ее на тот цвет

полоски, который обозначает место звука в слове (начало, середина, конец).

Итак, начинаем».

Образцы инструкций: «Найдите на картинках предмет, в названии

которого звук [щ] стоит в начале слова. Положите эту картинку на желтую

часть полоски»; «Найдите на картинках предмет, в названии которого звук

[к] стоит в середине слова. Положите эту картинку на белую часть полоски»;

« Найдите на картинках предмет, в названии которого звук [р] стоит в конце

слова. Положите эту картинку на коричневую часть полоски».

При правильном выполнении задания на полоске должны быть

выложены следующие картинки: на желтой части - щука, на белой - стакан,

на коричневой - топор.

8. Методика «Кто за кем»

Цель: определение последовательности звуков в слове

Задание проводится в индивидуальной форме.

Оборудование: Картинка, на которой изображена муха.

Педагог показывает ребенку картинку, просит назвать, что изображено

на ней; назвать первый, второй, третий и четвертый звуки в слове муха.

3.3. Методики обследование грамматического строя речи Старший возраст (6 лет)

1. Методика «Прятки».

Цель: выявление понимания и активного использования сложных

предлогов: со, между, около, из-за, из-под. Оборудование: игрушка - зайка.

Ход обследования: ребенку предлагают выполнить ряд действий,

например: «Спрячь зайку за спину». Затем ребенку задают вопросы: «Откуда

выглядывает зайка?»; «Спрячь зайку под стол». «Откуда выглядывает

зайка?»; «Посади зайку на стол. Зайка прыгнул на пол. Откуда прыгнул

зайка?» и т.д.

2. Методика «Посчитай».

Цель: проверка уровня согласованности существительных с

числительными.

Ход обследования: педагог предлагает ребенку посчитать до десяти

яблоки (пуговицы), при этом каждый раз называя числительные и

существительные. Например, одно яблоко, два и т.д.

Фиксируется: понимание задания, умение правильно согласовывать в

речи числительное с существительным.

3. Методика «Правильно назови».

Цель: выявление умения согласовывать в речи местоимения и глаголы.

Ход обследования: педагог предлагает ребенку изменить данные слова

(глаголы) в соответствии с местоимениями. Например: «Я иду, мы идем, они

идут». Глаголы: шить, петь, танцевать, красить, лететь.

4. Методика «Назови».

Цель: выявление умения использовать имена существительные в

правильной грамматической форме.

Оборудование: картинки с изображением леса летом, зимой, осенью,

весной; зоопарка, цирка.

Ход обследования: ребенку предлагают рассмотреть картинки и

ответить на вопросы: Чего много в лесу? Откуда осенью падает листья? (Род.

пад). К кому ты любишь ходить в гости? Кому нужна удочка? (Дат. пад.)

Кого ты видел в зоопарке (цирке)? (Вин. пад.) Чем ты смотришь? Чем ты

слушаешь? (Тв. пад.) На чем катаются дети зимой? (Пр. пад.)

5. Методика «Один – много».

Цель: образование существительных множественного числа;

Педагог показывает ребенку карточку с парными картинками: один

предмет и много предметов. Воспитатель просит назвать, что нарисовано на

карточках: дерево - деревья; стул - стулья; перо - перья; лист - листья; якорь -

якоря.

6. Методика «Чего не стало?».

Цель: образование существительных множественного числа в

родительном падеже;

Педагог использует тот же демонстрационный материал, что и в

предыдущем задании. Закрывая чистым листом бумаги картинку, на которой

изображено несколько предметов (множественное число существительных),

педагог задает вопрос: «Чего нет?» или «Чего не стало(деревьев, стульев,

перьев, листьев, якорей).

7. Методика «Назови ласково».

Цель: образование уменьшительно-ласкательной формы

существительных.

Педагог использует тот же демонстрационный материал, что и в

предыдущем задании. Предлагает назвать ласково нарисованный предмет:

деревце, стульчик, перышко, листик, якорек.

8. Методика «Прятки».

Цель: употребление сложных предлогов.

Оборудование. Две книги и плоскостная картинка (вырезанный из

бумаги любой персонаж, например кошка).

Педагог говорит ребенку: «Котенок играет в прятки. Внимательно

следи за котенком и отвечай на мои вопросы». Далее воспитатель

манипулирует с плоскостной картинкой, задает вопросы. Ребенок отвечает.

Вопросы (ответы): Куда спрятался котенок? (Котенок спрятался между книгами.). Откуда выглядывает котенок? (Котенок выглядывает из-за книги.)

3.4. Методика обследования связной речи

1. Методика «Расскажи, какой».

Цель: диагностика умений ребенка использовать при описании

предметов (игрушек) слова, обозначающие существенные признаки.

Ход обследования: педагог предлагает ребенку рассказать об игрушке

(предмете). Предлагаются для описания следующие слова: елка, зайчик,

мячик, яблоко, лимон. При затруднениях взрослый уточняет: «Расскажи, что

ты знаешь о елке? Какая она бывает? Где ты ее видел?»

2. Методика «Составь рассказ».

Цель: выявление уровня сформированности связной речи

Оборудование: три картинки с изображением серии последовательных

событий: «Кошка ловит мышку».

Ход обследования: педагог непоследовательно раскладывает перед

ребенком картинки и предлагает рассмотреть их и разложить по порядку:

«Разложи картинки так, чтобы было понятно, что было вначале, что потом

случилось и чем завершилось действие? Составь рассказ».

3. Методика «Подумай и скажи».

Цель: выявление умения ребенка устанавливать причинно –

следственную зависимость, рассуждать.

Ход обследования: педагог предлагает ребенку внимательно

прослушать и закончить следующие высказывания:

«Мама взяла зонтик, потому что па улице» (идет дождь);

«Тает снег, потому что» (пригревает солнце; наступила весна);

«Цветы засохли, потому что» (их не поливали);

«В лесу появилось много грибов, потому что» (прошел дождь);

«На деревьях появляются молодые листочки, потому что» (наступила

весна).

4. Методика «Пять заданий»

Цель: выявляется умение описывать предмет (картину, игрушку),

составить описание без наглядности, для этого ребенку сначала

предлагается кукла.

Задание 1. Опиши куклу. Расскажи, какая она, что с ней можно делать,

как с ней играют.

- ребенок самостоятельно описывает игрушку: Это кукла; Она

красивая, ее зовут Катя. С Катей можно играть;

- рассказывает по вопросам педагога;

- называет отдельные слова, не связывая их в предложение.

Задание 2. Составь описание мяча: какой он, для чего нужен, что с ним

можно делать?

- ребенок описывает: Это мяч. Он круглый, красный, резиновый. Его

можно бросать, ловить. С мячом играют;

- перечисляет признаки (красный, резиновый);

- называет отдельные слова.

Задание 3. Опиши мне собаку, какая она, или придумай про нее

рассказ.

- ребенок составляет описание (рассказ);

- перечисляет качества и действия;

- называет 2-3 слова.

Задание 4. Ребенку предлагают составить рассказ на любую из

предложенных тем: «Как я играю», «Моя семья», «Мои друзья».

- составляет рассказ самостоятельно;

- рассказывает с помощью взрослого;

- отвечает на вопросы односложно.

Задание 5. Педагог читает ребенку текст рассказа или сказки и

предлагает пересказать.

- ребенок пересказывает самостоятельно;

- пересказывает с подсказыванием слов взрослым;

- говорит отдельные слова.

По результатам обследования выявлена необходимость в работе по развитию речи с детьми подготовительной группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи детей в подготовительной к школе группе.

Материал по развитию связной речи детей,который будет полезен как педагогам ,так и родителям....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи детей в подготовительной к школе группе. Пересказ рассказа В. Бианки "Купание медвежат".

В данном материале представлен подробный конспект непосредственный образовательной деятельности по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста....

План по самообразованию воспитателя детского сада "Развитие связной речи детей в подготовительной к школе группе»

План поо самообразованию на тему "Развитие связной речи детей в подготовительной к школе группе"...

«Развитие связной речи детей в подготовительной к школе группе».

Родители имеют большие возможности развивать связную речь ребенка. Основные виды связной речи - рассказ и пересказ.При пересказе ребенок опирается на готовый речевой образец: дана компо...

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей в подготовительной к школе группе»

   Родители имеют большие возможности развивать связную речь ребенка. Основные виды связной речи - рассказ и пересказ....