Дидактическое пособие (речевое развитие) «Пирамида»
презентация к уроку по развитию речи (подготовительная группа)

Дидактическое пособие

 (речевое развитие) «Пирамида»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobryy_den_uvazhaemye_kollegi_doklad_po_piramide.docx24.71 КБ
Файл piramida_-_kopiya.pptx1.88 МБ

Предварительный просмотр:

Добрый день уважаемые коллеги!

Мы рады представить вашему вниманию дидактическое пособие (речевое развитие) «Пирамида».(слайд 1)

Как говорил Василий Александрович Сухомлинский:

«Чем больше мастерства в детской руке,
               тем умнее ребенок»

(слайд 2)

В развитии дошкольников особое место занимает дидактическая игра, которая является средством обучения и помогает детям усваивать и закреплять знания, а так же овладеть способами познавательной деятельности. Благодаря дидактической игре, которая эффективно повышает интерес детей к образовательной деятельности, дошкольники учатся классифицировать, сравнивать и обобщать.

Часто выявляются трудности связанные с речевым развитием. У детей с данной проблемой отмечается низкая познавательная активность, отсутствие творческого воображения. Для преодоления данных проблем и достижения наилучших результатов в обучении необходимо уделять особое внимание дидактическим играм. Дидактическое пособие «Пирамида» можно использовать воспитателям в рамках непосредственно образовательной деятельности, для индивидуальной работы с детьми,  организации самостоятельной деятельности детей, а так же для обучения и закрепления имеющихся знаний детей. Данная игра позволяет организовать многократное повторение и закрепление материала в любых видах деятельности. Индивидуальный подход и индивидуальная работа позволяет осуществить важные требования, добиться, чтобы любой навык или требование были усвоены всеми детьми. (слайд 3)

 Цель: развивать и совершенствовать речевое развитие  и  мелкую моторику в ходе практических действий.

Задачи:

Образовательные:

  • Расширять и активизировать словарь ребенка;
  • Учить формировать фонематический слух;
  • Учить формировать фразы из двух, трех  и более слов;
  • Расширять кругозор.

Развивающие:

  • Зрительное восприятие, внимание, воображение, фантазию ребенка;
  • Развивать мелкую моторику.

Воспитательная:

  • Воспитывать усидчивость у детей;
  • Умение выполнять инструкции.

Первая грань – Математический планшет. (слайд 4)

В процессе разнообразных игр с геометрическим планшетом развивается мелкая моторика, фантазия, логика, пространственное восприятие, способность к концентрации внимания, усидчивость, ребенок знакомится с геометрическими фигурами, учится действовать по образцу и самостоятельно конструировать.

Растягивая разноцветные резиночки между «гвоздиками» в разных направлениях, ребенок может «нарисовать» самые разные изображения. Это могут быть не только геометрические фигуры, но и буквы, цифры, знакомые ребенку предметы несложной формы – кораблик, ракета, цветок, домик, снежинка и т.п. В качестве подсказки вы можете нарисовать простенький чертеж, но не спешите показывать его ребенку – дайте ему время попробовать самостоятельно справиться с задачей, а так же ребенок может освоить навыки работы  со схемой.

Игры

1. «Угадай, что это?»

«Рисуйте» на планшете схематичные изображения разных предметов, а ребенку

предлагайте угадывать, что вы изобразили. Со временем вы сможете «загадывать» изображения по очереди.

2. «Нарисуй мне…»

Давайте ребенку задание, что именно нужно изобразить на планшете. Начинайте с

самых простых заданий – кубик, домик, снежинка, цветок, и усложняйте их по мере

развития навыков конструирования у вашего крохи. Можно усложнить игру, если не давать задание не прямо, а загадывая ребенку загадку, ответ на которую он и должен «нарисовать» с помощью резиночек.

3. «Продолжи узор»

«Нарисуйте» несложный узор из нескольких фигур или элементов и предложите

малышу продолжить последовательность или выложить узор на оставшейся

поверхности по образцу.

4. «Большой-маленький»

Вы «рисуете» на планшете маленький домик, елочку, снежинку, и предлагаете

ребенку рядом изобразить большой домик, елочку, снежинку и т.д.

5. «Угадай и проверь»

Пример задания: сколько домиков и какого цвета можно разместить на ланшете?

Ребенок может попытаться ответить, просто глядя на планшет, а затем решить задачу практически. Придумайте разные задания этого типа в зависимости от того, какого цвета гвоздики вы использовали.

6. «Часть и целое»

Выложите на планшете большую фигуру, включающую несколько рядов гвоздиков, например трапецию, прямоугольник, треугольник. Теперь предложите ребенку поделить ее на равные части, проводя «линии» резиночками» или разделить на максимальное количество частей (какое, посчитайте вместе) и назвать эти кусочки - геометрические фигуры.

7. «Самая длинная змейка»

Делая ход по очереди (1 ход – 1 резинка-звено), постарайтесь сделать самую длинную змейку одного цвета.

 8. «Дорисуй»

У игроков равное количество резиночек. Начинайте «рисовать» какой-то предмет,

используя по одной резиночек за один ход. Каждый следующий элемент должен

составлять какой-то узнаваемый осмысленный рисунок. Проигрывает тот, кто не

сможет придумать следующий ход. Например, у вас может получиться такая цепочка превращений: полоска – крестик - снежинка-цветок и т.д. Или квадрат-домик-окошко в домике- заборчик- крыльцо и т.д. Старайтесь не акцентировать внимание ребенка на проигрыше, лучше обращайте его внимание на то, как одни и те же элементы становятся частями совершенно разных рисунков, как изменяется первоначальный замысел в зависимости от действий другого игрока.

Вторая грань – «В гостях у Смешариков». (слайд 5)

Здесь ребенок может заниматься не только совместно со взрослым, но и самостоятельно, и с другом.

Скручивание лент
Цель: развивать точность движений.
Что необходимо: прикреплённые длинные атласные ленты.
Как играем: предложить скрутить ленты кто быстрее или аккуратно.

Завяжи бантик.

Цель: усвоение навыки завязывания бантика, развитие мелкой моторики, координации движений, ориентировки в пространстве.

Материал: разноцветные атласные ленты.

Ход игры

Ведущий показывает как,  можно завязать бант, и просит ребенка сделать так же. Необходимо сначала завязать бант вместе с ребенком.

Заплети косичку.

Цель: усвоение навыки завязывания бантика, развитие мелкой моторики, координации движений, ориентировки в пространстве.

Материал: пучок нитей.

Ход игры

Ведущий показывает как,  можно заплести косу, и просит ребенка сделать так же. Необходимо сначала заплести косу вместе с ребенком. Для усложнения задачи, можно предложить заплести косу посложнее.

Третья грань – Геометрик. (слайд 6)

Дети с интересом и желанием знакомятся с цифрами, учатся ими оперировать, сравнивают предметы по величине, изучают геометрические фигуры и цвета, осваивают навык ориентировки в пространстве и времени. Математика дает огромные возможности для развития мышления, логики и внимания.

Каждая из игр по ФЭМП решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

Предлагаю вашему вниманию несколько дидактических игр.

Дидактическая игра «Собери цветочки».

Цель: закрепить состав чисел 5, 6, 7, 8, 9, 10.

Оборудование: лепестки с примерами на состав чисел 5, 6, 7, 8, 9, 10, серединки с цифрами 5, 6, 7, 8, 9, 10.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает детям собрать красивые цветы. На столах раскладывает серединки цветов, карточки-лепестки раздаются детям. По сигналу дети должны найти нужную серединку и собрать цветок. Побеждает та команда, которая правильно и быстро соберет свою ромашку.

Дидактическая игра «Саночки»

Цель: закрепить умение различать соседей числа.

Оборудование: карточки-саночки с числами, карточки с числами.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает отправиться на зимнюю прогулку на саночках. Дети по желанию выбирают себе любые карточки: кто с числами, кто с саночками. После этого воспитатель выстраивает детей в две шеренги: с саночками в одну, а с цифрами в другую. Обращает внимание, чтобы саночки поехали: нужно найти своего седока. Дети внимательно рассматривают свои карточки и ищут свою пару: ребенка с карточкой пропущенного числа. Нашедшие друг друга образуют саночки и ждут всех детей. Как только все встают парами, отправляются по группе на зимнюю прогулку, сделав кружок, раскладывают карточки снова на столе и игра продолжается.

Дидактическая игра «Портрет»

Цели:

Учить детей видеть в схематичном изображении предметов знакомые образы.

* Закрепить умение различать понятия величины: большой, чуть меньше и самый маленький.

* Упражнять в умении различать геометрические фигуры.

* Развивать навык ориентировки на листе.

Оборудование: «волшебная коробка» с игрушками или картинками: зайчик, котик, птичка, снеговик; рамочки, наборы геометрических фигур круг, овал, треугольник разной величины: большой, чуть меньше и самый маленький.

Методика проведения:

Воспитатель обращает внимание на «волшебную коробку».

- Сегодня к нам пришли гости, но чтобы их увидеть - нужно составить их портрет из геометрических фигур.

- Положите перед собой рамочку, слушайте внимательно:

- На середину нижнего края рамочки положите большой круг, сверху на него круг чуть меньше, на него два маленьких овала, справа от большого круга положите самый маленький круг.

- Кто получился?

- Молодцы, ребята, правильно угадали – это зайчик!

Воспитатель достает из коробки и показывает зайчика.

Дети убирают фигуры, игра продолжается.

Воспитатель дает указания детям, они раскладывают фигуры.

«Птичка» «Кошка»

Игру можно использовать для индивидуальной работы, как часть занятия для работы в паре.

Четвертая грань – Букварик. (слайд 7)

Работа по обогащению и активизации словаря занимает значительное место в общей системе речевого развития детей. Без расширения словарного запаса невозможно совершенствование их речевого общения.

Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, построение правильной слоговой структуры слов, основой овладения грамматическим строем языка, успешного освоения навыков письма и чтения, поэтому оно является основой всей сложной речевой системы.

Вот несколько игр данной направленности.

Игра «Третий лишний».

Прослушай три слова, раздели их на слоги и назови лишнее.

Жаба – зонт – ужи (2-1-2).

Мимоза – железо – жук (3-3-1).

ажигалка – зубы – жара (4-2-2).

«Где звук?» (пример сравнения звуков С—Ш разными способами).

Ребёнок может:

а) показать картинки, игрушки или предметы: сумка, шапка;

б) ответить словами: сад, шуба;

в) использовать звукоподражания: ссс-ссс— насос, ш-ш-ш — паровоз;

г) имитировать движения молча или в сопровождении звуков (насос, паровоз);

д) назвать действия — крик животного, птицы или звучание предмета:

свистит (свисток) — С, шипит (шина лопнула) — Ш;

е) использовать жесты: рука идёт вниз — С (язык вниз, за нижними зубами); рука вверх — Ш (язык поднимается вверх).

 «Запомни и повтори».

Ребёнок запоминает пять — семь названий картинок с родственными звуками и повторяет их в том же порядке, после того как они закрываются экраном или переворачиваются.

 «Найди, что надо». 

На столе десять и более картинок. Ребёнок выбирает из них только те, в названии которых есть один из родственных звуков.

«Отгадай, что это?»
Детям предлагается узнать предмет по названиям его частей.
Например:
Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).
Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).
         «Назови одним словом»


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ № 10 «АЛЕНУШКА» Дидактическое пособие (речевое развитие) «Пирамида» Авторы идеи: Рамазанова И.Н. Блинова Ю.В.

Слайд 2

«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» В.А.Сухомлинский

Слайд 3

Цель: развивать и совершенствовать речевое развитие и мелкую моторику в ходе практических действий. Задачи: Образовательные: Расширять и активизировать словарь ребенка; Учить формировать фонематический слух; Учить формировать фразы из двух, трех и более слов; Расширять кругозор. Развивающие: Зрительное восприятие, внимание, воображение, фантазию ребенка; Развивать мелкую моторику. Воспитательная: Воспитывать усидчивость у детей; Умение выполнять инструкции.

Слайд 4

«Математический планшет»

Слайд 5

Игры: «Угадай, что это?» «Нарисуй мне…» «Продолжи узор» « Большой-маленький » «Угадай и проверь» «Часть и целое» «Самая длинная змейка» «Дорисуй»

Слайд 6

«В гостях у смешариков »

Слайд 7

« Геометрик »

Слайд 8

Игры: «Собери цветочки». «Саночки». «Портрет». «Найди ». «Логические таблицы». «Математическое лото»

Слайд 9

«БУКВАРИК»

Слайд 10

Игры: «Третий лишний». «Где звук?». «Запомни и повтори». «Найди, что надо». «Отгадай, что это?». «Назови одним словом». «Продолжи ряд слов». «Сосчитай до пяти».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие"Речевое развитие старших дошкоьников,через дидактическую игру экологического характера".

Этим пособием я пользовалась в логопедической старше, подготовительной группе . Данная подбарка игр очень хорошо помогает в работе с детьми нуждающимся в логопедической помощи....

Методическое пособие"Речевое развитие старших дошкольников через дидактические игры экологического характера".

Данное пособие, является как один из способов, развития речи ребенка в логопедической группе через игру....

Мультимедийное дидактическое пособие для развития речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста.

- Тема пособия: « Новые приключения Вовки»- Возраст целевой группы: старший дошкольный возраст-  Цель пособия: развивать речевое творчество у детей-  Задачи пособия:Развитие творческого вооб...

Дидактическое пособие на развитие речевого дыхания

•Данный материал будет полезен логопедам, воспитателям и родителям. Эти игры могут применяться с детьми раннего и дошкольного возраста. Они направлены на развитие плавного ротового выдоха, активизацию...

Мультимедийное дидактическое пособие для развития речевого творчества у детей среднего дошкольного возраста. "Сказки гуляют по свету"

Приобщать детей к чтению детской художественной литературы, вырабатывать потребность в приобретении знаний, расширять кругозор детей, воспитывать интерес к детской литературе....

Дидактическое пособие по развитию речи "Речевой куб"

Пособие представляет собой куб, на шести гранях которого даны задания и схематическое изображение этого задания.. Служит для развития лексико-грамматического строя речи и совершенствования речевой акт...

Дидактическое пособие «Речевой куб» со сменными картинками и комплекс дидактических игр по развитию речи.

Дидактическое пособие «Речевой куб» со сменными картинками и комплекс дидактических игр по развитию речи....