Проект "Послушный язычок"
проект по развитию речи (младшая группа)

Cайдакова Миляуша Рашидовна

Для ознакомления и информирования  родителей о приемах и играх для выявления проблем, вызванных задержкой развития речи создан проект .

Скачать:


Предварительный просмотр:

                       Проект «Наш веселый язычок»

                      Информационная карта проекта:                                                    

Вид: познавательно-игровой

Продолжительность: продолжительный

Участники: дети I младшей группы, родители, воспитатели, логопед.

Актуальность проблемы:

Ранний возраст ребенка является ответственным периодом в речевом развитии. В этот период у детей происходит развитие внимание; проявляется интерес к окружающему миру, к игрушкам и действиями с ними. Все это ребенок может познать через дидактическую игру с помощью педагога и родителей. В процессе игры ребенок подражает речи взрослого, что способствует развитию его собственной активной речи; также во время игры обогащается пассивный словарь ребенка; приучать его самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.

Именно это подвело нас к мысли, о необходимости уделять больше внимания к развитию речи через дидактическую игру и режимные моменты. Ведь ранний возраст наиболее благоприятный для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи.

Цель: создать условия, необходимые для развития правильной речи, предотвращение причин возникновения речевых нарушений в младшем дошкольном возрасте, повышение уровня компетенции родителей в вопросах речевого развития и вовлечение их в коррекционный процесс.

Задачи:

  • воспитание культуры речевого общения – развитие артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового восприятия, речевого слуха, средств интонационной выразительности (темпа речи, силы голоса, дикции);
  • развивать речь детей как средство общения; понимать речь взрослого и сверстников, используя игрушки, книги и игры; учить высказывать свою мысль, просьбу простыми предложениями.
  • развивать умения детей по словесному указанию находить предметы по названию, цвету, размеру; имитировать действия людей и движения животных.
  • упражнять детей отчетливо произносить звуки в словах, во время звукоподражания; способствовать в употреблении в самостоятельной речи детьми существительных, прилагательных, глаголов, наречий.
  • помогать детям, во время игры, драматизировать отрывки из знакомых сказок, потешек, песенок, действуя, согласно правилам.
  • воспитывать умение играть в коллективе, обращаться друг к другу по имени, используя вежливые слова, слова благодарности. Прививать любовь к художественной литературе, к искусству, игре и игрушкам.

Ожидаемый результат: положительная динамика речевого развития детей, создание речевого уголка в группе и картотеки речевых игр «игротека», активное участие родителей в коррекционно-развивающем процессе.

                Описание проекта

1 этап: подготовительный (информационно-аналитический)

 Задачи:

  • Обследовать речь детей младшего дошкольного возраста и выявить детей с речевыми нарушениями, выявить уровень речевого развития детей младшего дошкольного,
  • Выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития (анкетирование),
  • Установить контакт с родителями детей, согласовать воспитательное воздействие на ребенка (родительское собрание),
  • Начать сбор методических пособий и материалов для «Игротеки» и речевого уголка.

2 этап: основной (практический):

Задачи:

  • Подобрать систему игр, упражнений, художественно-информационной литературы для детей;
  • Знакомство с циклом музыкальных игр и упражнений вовремя режимных моментов;
  • Вовлечение родителей в коррекционный процесс (участие родителей в семинарах-практикумах, родительских собраниях, консультациях, общих и индивидуальных беседах),

         

3 этап: заключительный (контрольно-диагностический):

Анализ результатов реализации проекта.

Работа с родителями:

Оформление стенда для родителей по итогам реализации проекта:

«Поможем малышу заговорить».

Выводы:

В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи добились положительных результатов в работе по данной теме:

-Отмечается норма в развитии активной речи 80%; отставание-20%;

-Большое внимание уделяем организации предметно-развивающей среды.

- Создаем условия для проведения дидактических игр.

- В группе оформили пространственную среду таким образом, чтобы обеспечить простор для всех видов сенсорного развития, мелкой моторики, воображения, активной речи.

-Игровой и дидактический материал расположен в поле зрения ребенка.

- Закрепились знания о величине, форме, цвете предметов, развились память, внимание, тактильные ощущения, мелкая моторика рук благодаря играм с дидактическим материалом. Познавательная речевая активность детей развивается на непосредственной образовательной деятельности;

инсценировки с помощью игрушек; рассматривание картинок; знакомство с произведениями художественной литературы.

- В результате систематической работы по развитию речи добились положительных результатов по данной теме, дети хорошо понимают речь, отвечают на вопросы взрослых, вступают в речевые контакты с воспитателями и близкими людьми. Дети, играют коллективно, развертывают сюжеты, активно включаются в игру и начинают договаривать текст игры, потешки, сказки. Многие рассказывают их самостоятельно, пытаются инсценировать сказки, любят читать и рассматривать иллюстрации книг.

- В разговоре с детьми вспоминаем знакомые эпизоды, ситуации, побуждаем высказываться. Поддерживаем у детей желание говорить, общаться друг с другом, побуждая словами выразить просьбу, обращенную к сверстникам.

Музыкальные игры и упражнения.

Потешка «Здравствуйте ,ладошки!»

Здравствуйте, ладошки, 
Хлоп-хлоп-хлоп! (хлопать) 
Здравствуйте, ножки, 
топ-топ-топ! (топать) 
Здравствуйте, щёчки, (погладить свои щёчки) 
Плюх-плюх-плюх! (пошлёпать себя по щёчкам) 
Пухленькие щёчки, (снова погладить щёчки) 
Плюх-плюх-плюх! (пошлёпать себя по щёчкам) 
Здравствуйте, губки, 
Чмок-чмок-чмок! (или три раза ритмично почмокать губами) 
Здравствуйте, зубки, 
Щёлк-щёлк-щёлк! (или три раза ритмично пощёлкать зубками) 
Здравствуй, мой носик, (потрогать кончик носа) 
Бип-бип-бип! (три раза нажать на свой носик) 
Здравствуйте, гости! (протянуть ручки вперёд) 
Привет! (помахать рукой над головой).

Потешка «Ладошки»

Ладушки-ладушки, звонкие хлопушки
Хлопали в ладошки, хлопали немножко
Кашку варили, ложечкой мешали
Куколку кормили, кошечке давали
Кулочки сложили, кулочками били
Тук-тук-тук, тук-тук-тук
Кулачками били, ладушки плясали
Деток забавляли ля-ля-ля, ля-ля-ля
Деток забавляли, ладушки устали
Ладушки поспали баю-бай, баю-бай
Ладушки поспали

Музыкальная игра «Зайка беленький сидит»

Зайка серенький сидит и ушами шевелит (руки над головой ставим)
Вот так и вот так, он ушами шевелит (шевелим руками над головой)
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть (греем лапки)
Вот так и вот так, надо лапочки погреть
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать
Вот так и вот так, надо зайке поскакать.

Музыкальное упражнение «Капуста»

Мы капусту рубим-рубим,
Мы морковку трем-трем,
Мы капусту солим- солим.
Мы капусту жмем- жмем.                                                                                                                                                      И в кадушечку кладем

Музыкальная игра с движениями.

Если нравится тебе, то делай так: хлоп, хлоп!
Если нравится тебе, то делай так: топ, топ!
Если нравится тебе, то мы друг другу улыбнемся,
Если нравится тебе, то делай так:
топ, топ, хлоп, хлоп!

Попевка «Хитрая лиса»

Са-Са-Са-это хитрая лиса

Су-Су-Су и живет она в лесу

Сы-Сы-Сы –много дел у лисы

Со-Со-Со- она крутит колесо

Музыкальная игра-песенка «Я – бурый медвежонок, меня должны вы знать»


 Я – бурый медвежонок, меня должны вы знать.
Люблю я мед и сахар, люблю потанцевать.                                                                   Пусть со мной все девочки попрыгают, как белочки!
Пусть со мной все девочки попрыгают, как белочки!

Я – бурый медвежонок, меня должны вы знать.
Люблю я мед и сахар, люблю потанцевать.
Пусть со мной все мальчики попрыгают, как зайчики!
Пусть со мной все мальчики попрыгают, как зайчики!

Я – бурый медвежонок, меня должны вы знать.
Люблю я мед и сахар, люблю потанцевать.
Пусть со мной все девочки попрыгают, как белочки!
Пусть со мной все мальчики попрыгают, как зайчики

1 - Раскачиваемся из стороны в сторону
2 - Потираем животик круговыми движениями
3 - Прыгают девочки
4 - Прыгают мальчики
5 - Прыгают все

Песенка «Зверята»

Вот идут утята Жёлтые комочки
Вот идут цыплята Маленькие квочки
Кря-кря-кря Кря-кря-кря
Ко-ко-ко Ко-ко-ко
Ищем, ищем червяков

Вот идут котята Лапки как подушки
Вот идут щенята Ушки на макушке
Мяу-мяу-мяу Гав-гав-гав
Мы попили молока

Вот идут козлята Рожки подрастают
Вот идут телята Головой бодают
Ме-ме-ме Ме-ме-ме
Му-му-му Му-му-му
Любим свежую траву

Артикуляционная музыкальная попевка «Ну-ка,повторяйте!»

Ну-ка повторяйте,да,дада,да!

И не отставайте: да,да,да!

Надо обязательно,слушать все внимательно,

повторять старательно:да,да,да!

Ну-ка повторяйте,ба,ба,ба,ба!

И не отставайте: ба,ба,ба!

Надо обязательно,слушать все внимательно,

повторять старательно:ба,ба,ба!

Ну-ка повторяйте,ла,ла,ла!

И не отставайте: ла,ла,ла!

Надо обязательно,слушать все внимательно,

повторять старательно:ла,ла,ла!

Дидактические игры:

*«Собери картинку» Цель: Совершенствовать умение детей понимать речь воспитателя; поощрять попытки детей самостоятельно осуществлять действия с предметами; закреплять понятие о том, что изображено на картинке.

* «Поставь возле….» Цель: Упражнять детей в определении местоположения объекта и правильном его обозначении; учить играть и разговаривать с игрушкой, употребляя разные по форме и содержанию обращения.

* «На игрушку посмотри и картинку подбери» Цель: Дать детям почувствовать (на интуитивном уровне) взаимосвязь между игрушкой и картинкой к ней. Учить правильно описывать игрушку, подбирая картинку к данной игрушке. Развивать мышление, связную речь.

* «Большой – маленький» Цель: Учить понимать контрастные размеры; сравнивать предметы и использовать в речи соответствующие слова. Развивать наблюдательность.

* «Одень Ваню на прогулку» Цель: Помочь детям запомнить названия одежды и последовательность одевания куклы на прогулку; научить употреблять в речи названия этих предметов. Показать малышам, как интересно можно играть с куклой.

* «Собери овощи» Цель: Учить детей находить и называть необходимый предмет; с помощью разнообразных застежек закреплять их в нужном месте, выполнять определенные движения для достижения нужного результата. Развивать мелкую моторику пальцев.

* «Сложи фрукты в корзину» Цель: Упражнять детей в различении и назывании фруктов, их формы, цвета; выполнении задания воспитателя («положи в корзину»), рассчитанных на понимание речи и их активизацию.

* «Укрась ёлочку» Цель: Учить определять и правильно называть украшения для ёлки, располагать их по всей поверхности дерева. Вызвать у детей радостное настроение от совместной игры.

* «Пир горой» Цель: Закрепить умение детей объединять действием 3-4 любые игрушки, озвучивать полученный результат при помощи фразовой речи. Развивать мелкую моторику пальцев, расширять чувственный опыт при действии с предметами разного размера.

* «Цветочная поляна» Цель: Учить воспринимать и различать цвета; действовать с предметами в определенной последовательности; развивать умение вставлять детали в отверстие. Воспитывать игровые навыки.

* «Кто что ест?» Цель: Привлечь внимание детей к игрушкам, изображающим животных; уточнить представление детей о том, какое животное что ест ( зайка грызёт морковку, собачка лакает молоко и т.д.); активизировать в речи эти глаголы. Развивать умение рассказывать о том, как они будут играть с этой игрушкой.

* «Домашние животные и птицы» Цель: Учить детей правильно называть домашних животных и птиц, их детенышей; угадывать по описанию; помочь увидеть различия между взрослыми животными, птицами и детенышами; способствовать развитию голосового аппарата (произнесение звукоподражаний с разной громкостью); активизировать словарь.

Сюжетно-игровые ситуации:

*«Завяжи бантик»

Цель: учить детей развивать задуманный сюжет; играть с игрушками; также переносить сюжет для игры с детьми. Развивать активную речь ребенка.

*«Напоим чаем куклу Катю»

Цель: Закрепить умение детей создавать сюжет игры самостоятельно, воспроизводя в ней то , что близко и интересно. Активно используя в процессе игры разговорную речь.

*«Полечим собачке лапку»

Цель: Формировать у детей умение принимать на себя определенную роль и действовать в игре соответственно ей. Закрепить способность выполнять цепочку игровых действий. Активизировать в речи новые слова.

*«Укачаем Машу спать»

Цель: Учить умению играть рядом; содействовать переходу к совместным играм, небольшой группой. Воспитывать приемлемые нормы взаимоотношений.

*«Скажи какого цвета?»

Цель: Формировать речевую активность; учить различать цвета, правильно их называть, выбирать нужный цвет из предложенного .

*«В гости к мишке»

Цель: Формировать у детей умение распределять роли между собой; учить правильно вести себя в гостях, придерживаться правил этикета. Воспитывать дружеские отношения.

*«Чудесная прическа»

Цель: Познакомить детей с принадлежностями для парикмахерской; учить играть в паре. Обращаться друг к другу, употребляя вежливые слова. Прививать любовь к прекрасному.

*«Гости на пороге»

Цель: Во время игры активно использовать в речи доброжелательные слова, слова приветствия; формировать способность обыгрывать выбранный сюжет.

Подвижные игры:

Кот Васька

Цель: Учить детей слушать пение, понимать содержание и выполнять движения в соответствии с текстом песни. Вызывать положительные эмоции от совершаемых действий.

« Зайка беленький»

Цель : Обогащать двигательный опыт. Приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом; учить подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать. Поддерживать интерес к движениям. Побуждать к самостоятельному выполнению движений.

« Мишка лег спать»

Цель : Совершенствовать бег в сочетании с действиями рук, с увертыванием. Приучать ориентироваться в пространстве. Вызывать потребность к подражанию; удовольствие от совместных действий.

« У медведя во бору»

Цель : Совершенствовать бег в одном и разных направлениях. Развивать воображение. Поощрять самостоятельные действия детей. Воспитывать интерес к подвижным играм.

 « Мишка косолапый»

Цель: Приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с содержанием, имитировать движения медведя. Развивать умение действовать согласованно. Воспитывать сплочённость.

«Самолетики»

 Цель: Упражнять в ориентировке в пространстве, в подражании животным. Учить бегать галопом, сохраняя направление. Развивать воображение, внимание. Вызывать чувство радости от активных действий.

Театрализованная деятельность:

Инсценировка сказок:

«Теремок», «Колобок».

Художественная литература:

*Чтение и заучивание потешек:

«Наша Маша маленькая»

«Огуречик, огуречик»

«Тили-тили-бом»

В.Берестова

«Ты, собачка не лай»

Рассказывание стихотворения А.Барто:

«Лошадка»

«Мишка»

«Зайка»

«Бычок»

«Наша Таня громко плачет»

*Чтение русских народных сказок:

«Теремок», «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят».

Работа с родителями:

Консультации для родителей:

«Как помочь ребенку заговорить?»

«Речевые трудности. Игры по развитию речи»

« Речевое развитие у детей раннего возраста»

Памятки:

1.« Как развивать речь ребенка»

2. «Значение игры в развитии речи»

Список литературы:

Программы: «От рождения до школы»

  1. М.Ф. Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения», Москва. «Просвещение», 1981г.
  2. Н.В. Дурова «Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить».
  3. Журнал «Логопед» № 2, 2910г. «Дыхательные упражнения в игровой форме», с.41-45.
  4. Е. Косинова «Уроки правильной речи», Библиотека Ильи Резника, «Эксмо», Москва, 2004г.
  5. Картотека «Сборник артикуляционных сказок», составитель Матыкина И.А., Владимир, 2011г.
  6. Картотека «Стихи и загадки, используемые при выполнении артикуляционных упражнений». (собственный сборник, ресурсы Интернета)
  7. Картотека «Сборник игр на развитие речевого дыхания». (собственный сборник, ресурсы Интернета)
  8. Картотека «Сборник игр на развитие слухового внимания, речевого слуха, фонематического слуха». (собственный сборник, ресурсы Интернета)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка о язычке

Развитие артикуляционного аппарата.  ...

Путешествие язычка

Конспект занятия вокального кружка в старшей и подготовительной группесоставитель Мертвищева О.Г. музыкальный руководитель МДОУ №3 «Орленок»...

Подборка артикуляционной гимнастики " Сказки веселого язычка"

Никто не заменит работу логопеда, но родители могут самостоятельно помочь ребенку в речевом развитии, чтобы не терять времени до поступления в логопедическую группу  или на прием к логопеду. Дан...

Артикуляционная гимнастика "Весёлые превращения Язычка"

Комплекс артикуляционных упражнений в стихотворной форме....

Знаете ли вы …что у нашего язычка есть тоже сказки. Можно весело и с пользой поиграть. Сказка «О Веселом Язычке»

Знаете ли вы …что  у нашего язычка есть тоже сказки.  Сказка «О Веселом Язычке»...

Логопедический проект "Мой подвижный язычок, Язычок - Звуковичок"

Информационно - практический  проект  для детей  старшего  дошкольного возраста с тяжелым нарушением  речи. Этот  проект  призван вызвать  интерес  детей к...