Картотека игр с прищепками для развития речи старших дошкольников.
картотека по развитию речи

Картотека игр с прищепками для развития речи старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_razvitiya_rechi_s_prishchepkami.docx59.75 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ С ПРИЩЕПКАМИ

   Цель: Развитие речи, мышления, внимания дошкольника.  

   Задачи:

 - развитие связной речи дошкольника;

 - автоматизировать звуки в чистоговорках, развитие чувства рифмы;

 - развитие фразовой речи;

 - развитие умения образовывать сложные слова;

 - развитие умения находить слова, противоположные по смыслу;

 - формирование словообразования существительных;

 - формирование фонематического восприятия, развитие умения составлять звуковую схему слова;

 - упражнять в умении производить звуковой анализ слова;

 - расширение словарного запаса;

 - развитие логического мышления, внимания, памяти, воображения дошкольника;

 - развитие мелкой моторики рук.

   Игровые действия: Ребенку предлагается внимательно рассмотреть картинки.

У каждого рисунка есть подходящий ему рисунок, схема, буква, слово. Нужно найти пару - прикрепить к ним прищепки одного цвета. Объяснить свой выбор.

   Возраст детей: 3-7 лет.

   Ожидаемые результаты:

 - Развить речь.

 - Научить сравнивать, анализировать, находить логические связи.

 - Расширить словарный запас.

 - Расширить кругозор и творческое воображение.

   Игровой материал: дидактическое пособие с играми и заданиями, прищепки.

ИГРЫ:

Игра «Кто, где живет».

   Цель: развитие мышления, самостоятельности, концентрации внимания, уточнение и расширения знаний о домашних и диких животных, насекомых, активизация словаря, обобщение.

   Ход игры: Педагог показывает картинку с изображением животного, а ребенок должен дать полный ответ. Например: Муравей живёт в муравейнике. Пчела живет в улье. И т.д.

Игра «Доскажи словечко».

   Цель: автоматизация звуков в чистоговорках, развитие чувства рифмы, творческое воображение.

   Ход игры: Педагог читает начало читосоговорки, а ребенок, опираясь на рисунки, должен дать правильный ответ.

Игра «Дополни фразы».

   Цель: развитие фразовой речи, логического мышления.

   Ход игры: Педагог читает начало предложения, а ребенок должен закончить ее. Например: Хитрая как лиса. Высокий как жираф и т.д.

Игра «Почему так называют».

   Цель: упражнять в образовании сложных слов.

   Ход игры: Ребенок смотрит на картинку, называет, что на ней изображено и говорит почему так называется этот предмет. Например: самолет – сам летает.

Игра «Кому, что надо для работы?»

   Цель: Упражнять детей в умении подбирать инструменты и материалы, необходимые для труда людей различных профессий. Называть трудовые действия с данными предметами. Способствовать развитию связной речи, внимания, логического мышления.

   Ход игры: Ребенку предлагается найти предметы, необходимые для труда, а за тем составить предложения про человека данной профессии. Например: Космонавт – ракета. Космонавт на ракете летит в космос и т.д.

Игра «Противоположности».

   Цель: Развитие умения находить слова, противоположные по смыслу, логического мышления.

   Ход игры: Педагог вместе с ребенком рассматривает картинки, ребенок проговаривает, что на них изображено. Далее педагог предлагает ребенку подобрать к каждому слову слово, противоположное по смыслу.

Игра «Один - много».

   Цель: Обучать детей правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа. Активизация словаря.

   Ход игры: Педагог показывает и называет существительное в единственном числе, а ребёнок должен назвать его во множественном числе и показать картинку.

Игра «Назови детенышей».

   Цель: Развитие умения называть животных и их детенышей в именительном падеже единственного и множественного числа. Активизация словаря, формирование словообразования существительных.

   Ход игры: Ребенок рассматривает картинки, вспоминает название одного детеныша. После этого смотрит сколько изображено детенышей одного животного и называет правильно детенышей во множественном числе. Например: Педагог задает вопрос: Посмотри на картинку. У кошки один котенок или много? Ребенок: много. Педагог: Котенок-это один, а как сказать одним словом, если их много? Ребенок: котята.

Игра «Какой? Какая? Какой? Какие?»

   Цель: Развитие умения образовывать прилагательное от существительного, подбирать прилагательное к существительному, согласовывать существительное с прилагательным в роде и числе. Развитие логического мышления, активизация произношения прилагательных.

   Ход игры: Педагог вместе с ребенком рассматривает картинки. Ребенок называет, что на них изображено. Педагог предлагает из второй колонки образовать прилагательное от существительного. Например: Педагог:  Сделан из стекла, какой значит? Ребенок: стеклянный. После этого педагог предлагает подобрать словам из первой колонки образованные прилагательные. Например: Стакан какой? Ребенок: стеклянный.

Игра «Слоги заблудились».

   Цель: Развитие памяти, расширение словарного запаса.

   Ход игры: Педагог предлагает слог, а ребенок ищет слово, начинающееся с этого слога. Называет другие слова, начинающиеся с этого слога. Второй вариант игры: Педагог называет слово, а ребенок называет первый слог.

 

Игра «Отгадай ребус».

   Цель: Научить составлять слова из предлогов, слов, картинок. Развитие мышления, воображения. Активизация словаря.

   Ход игры: Педагог вместе с ребенком рассматривает ребус. Ребенок называет все, что видит на картинке, с помощью педагога учится составлять слова из предлогов, цифр, букв, картинок.

Игра «Найди схему слова».

   Цель: Формирование фонематического восприятия, развитие умения составлять звуковую схему слова. Упражнять в умении производить звуковой анализ слова.

   Ход игры: Ребенок рассматривает картинку. Называет, что на ней изображено. Называет звуки, из которых состоит слово, считает, сколько звуков в слове. Определяет первый звук, гласные, согласные звуки, мягкие, твердые звуки. Составляет схему слова, ищет эту схему среди предложенных схем.

Игра «Найди слова, схожие по звучанию».

   Цель: развитие умения находить слова, сходные по звучанию.

   Ход игры: Педагог вместе с ребенком рассматривает картинки. Ребенок проговаривает их. После этого педагог предлагает ребенку подобрать каждому слову слово, сходное по звучанию. Например: подушка-лягушка, ракета-конфета и т.д.

Игра «Звуковая цепочка».

   Цель: Упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах. Развитие слухового восприятия, умения различать звуки.

   Ход игры: Ребенок рассматривает картинки, называет слова. Называет первый и последний звуки в слове. Ищет слово, начинающееся на звук, на который заканчивается предыдущее слово. Например: Апельсин - носок.

Игра «Отгадай ребус по первому звуку».

   Цель: Научить детей определять первый звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребенком. Научить составлять слова из звуков. Развитие внимания, мышления, зрительной памяти.

   Ход игры: Ребенок вместе с педагогом рассматривает ребус, проговаривает, что видит, называет слова. Определяет первый звук в каждом слове. Педагог помогает составить из этих звуков слово, далее ребенок повторяет упражнение самостоятельно.

Игра «Составь рассказ по картинкам».

   Цель: Формирование связной речи, умения строить предложения. Развитие зрительного внимания, логического мышления.

   Ход игры: Ребенок рассматривает картинки, говорит, что на них изображено. Педагог задает наводящие вопросы ( что сначала произошло, что потом?). Ребенок определяет последовательность картинок, обозначая их прищепками разного цвета (1 картинка – красная прищепка, 2 картинка – желтая прищепка, 3 картинка – зеленая прищепка, 4 картинка – синяя прищепка). Далее ребенок составляет рассказ по картинкам , педагог следит чтобы при описании ребенок не перескакивал с одного действия на другое, а излагал мысли последовательно и логично.

                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по развитию речи старших дошкольников

Этапы проведения дидактических игр для речевого развития детей в старшей группе....

Картотека дидактических игр по развитию речи старших дошкольников

В картотеке представлены дидактические игры и упражнения по развитию речи дошкольников, направленые на формирование речевого развития и предназначеные для закрепления навыков практического словоо...

Картотека дидактических игр по развитию речи старших дошкольников.

Картотека дидактических игр по развитию речи старших дошкольников...

КАРТОТЕКА «Дидактических игр для развития речи старших дошкольников»

Дидактические игры для развития связной речи старших дошкольников.         Большое влияние на развитие речи дошкольников оказывают дидактические игры. Дидактическая игра содер...

Картотека игр по развитию речи старших дошкольников

Картотека игр по развитию речи старших дошкольников...

Картотека игр по развитию речи старших дошкольников.

Картотека игр по развитию речи старших дошкольников....

Картотека игр по развитию речи старших дошкольников

ИГРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ...