КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
консультация по развитию речи (старшая группа)

Попкова Юлия Михайловна

Для родителей и педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_r.r.docx17.99 КБ
Файл konsultatsiya_r.r.docx17.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное учреждение «Детский сад №1 «Ласточка»

Консультация для педагогов и родителей

«Учим стихи и развиваем речь»

Подготовила воспитатель

первой квалификационной категории:

Попкова Юлия Михайловна

г. Елизово 2019 г.

«Учим стихи и развиваем речь»

«Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка»

В.Г.Белинский.

     Заучивание стихов развивает память, обогащает речь детей устойчивыми словосочетаниями. Мы приводим здесь стихи, которые лишены назидательного тона, а потому особенно нравятся детям. Знакомство с ними развивает чувство юмора, учит понимать шутки. Не менее важно научиться воспринимать оттенки интонации. С помощью различных интонаций мы расцвечиваем речь множеством смысловых и эмоциональных оттенков. Одни и те же слова, произнесенные с разной интонацией, могут полностью изменить смысл высказывания. Учим стихотворения, потешки, тексты подвижных игр и пальчиковой гимнастики:

  Прочитайте ребёнку всё стихотворение (читайте медленно, четко, выразительно).

  Затем прочитайте ребенку две строчки, предупредив малыша, что он должен слушать внимательно.

   Предложите повторить эти две строчки сначала вместе с вами, а потом самостоятельно. Если малыш затрудняется, подсказывайте ему отдельные слова. Таким образом, разучивайте с ребенком все стихотворение.

Не следует заучивать стихотворение и текст пальчиковой гимнастики или подвижной игры в один день. Приступайте к заучиванию текста игры только после того, как малыш хорошо запомнит стихотворение. Освоив с ребенком текст игры, покажите ему, как можно сопровождать текст движениями. Предложите ребенку рассказать текст игры, а выполнять движения вместе с вами. Поговорите с ребёнком.  Попробуйте вместе «нарисовать в голове» картинку, соответствующую стихотворению. Разберите сложные слова, составьте ряд ассоциаций.

    Психологами установлено, что у каждого человека свой индивидуальный способ восприятия и запоминания информации. Каждый человек владеет своими индивидуальными стратегиями знакомства с миром, своими индивидуальными предпочтениями. Индивидуальные предпочтения - врожденная характеристика, ее также невозможно изменить, как, скажем, цвет глаз. Это следует учитывать при заучивании стихов.

Одни дети с удовольствием воспринимают ритм стихотворения и запоминают его, не особенно вникая в содержание. Другим, чтобы запомнить, непременно нужно понимать значение слов. Так в одной семье старшая сестра в пять лет запомнила начало сказки Пушкина "О царе Салтане" после того, как ей прочли его, не задавая никаких вопросов взрослым, а младшая - в этом же возрасте - только после того, как выяснила: что такое сени, кто такая ткачиха, кто такая повариха и т. п.

Следует также учитывать индивидуальные предпочтения при выборе способа запоминания: одни дети легче запоминают, если им все стихотворение читают несколько раз, другим нужно заучивать по нескольким рифмующимся строчкам.

Есть дети, которым иллюстрации помогают запомнить стихотворение, других они отвлекают. В таком случае лучше сначала рассмотреть картинку, а потом учить стихотворение, закрыв картинку.

Надо сказать, что уже давно замечено, что заучивание стихов перед сном облегчает их запоминание.

     Постарайтесь сохранить интерес ребенка. Попробуйте его рассказать по ролям или обыграть с игрушкой. Выученное стихотворение дарите бабушке и дедушке на дни рождения, используйте в домашних концертах, вспоминайте в подходящей ситуации, наблюдая за погодными явлениями, животными, рассматривая растения и транспорт, любуясь игрушкой и вместе с ребенком выполняя работу по дому. Следуя этим несложным рекомендациям, вы можете научить своего ребенка любить литературу, поэзию, замечать прекрасное вокруг себя, сформировать ясную четкую выразительную речь, что очень пригодится не только в школе, но и во взрослой жизни.

Примеры  детских стихов .

«Киска» И. Жуков

-Здравствуй, киска, как дела?

Что же ты от нас ушла? (ласково, вопросительная интонация)

-Не могу я с вами жить,

Хвостик негде положить.(обиженно)

Ходите, зеваете,

На хвостик наступаете! (сердито)

«Строитель» Г. Ладонщиков

Клювом, точно долотом, (ритмично, передавая стук)

Дятел строит новый дом,

Хоть и сам еще не знает, (озадаченно)

Кто прописан будет в нем.

Подлетает к дятлу чиж:

- Что ты, дятел, тут стучишь? (вопросительно)

Целый час в дупле осины, (удивленно)

Как привязанный, торчишь!

- Я недаром тут стучу! (доброжелательно)

Червяков достать хочу.

Пообедаю на славу (с удовольствием)

И осину полечу.

«Пластилиновый пес» С. Махотин

Не сердись на меня, (просьба)

Пластилиновый пес.

Получился кривым (с сожалением)

Пластилиновый нос.

Пластилиновый хвостик

Висит, как шнурок,

И немного помят

Пластилиновый бок.

Я потом, может быть, (надежда, обещание)

Тебя снова слеплю,

А сейчас я тебя (с любовью)

И такого люблю.

«Про снег» Н. Светлячок

На полянку и лужок (умиротворенно)

С неба падает снежок,

С неба падает снежок

Кот мурлыкнул: Творожок! (мягко)

Но пропел ему петух:

- Может, это просто пух (резко, звонко)

- Кря! сказала утка Маша(невозмутимо)

- Это рисовая каша!

Ей ответили утята

- Это кря-кря, кря-кря вата! (Быстрее, выше звук)

Вышел маленький телёнок,

Удивился как ребёнок, (удивленно) 

От мороза сжал бока,

- Му-му, сколько молока! (медленно)

А весёлый Ванечка (живее, весело)

Взял из дома саночки,

Побежал кататься в сад.

Ваня снегу очень рад! (четкое радостное восклицание)

«Черепаха» К. Чуковский

До болота идти далеко, (озабоченно)

До болота идти нелегко.

"Вот камень лежит у дороги, (обрадовано)

присядем и вытянем ноги".

На камень лягушки кладут узелок. (не спеша)

"Хорошо бы вот здесь нам прилечь на часок!"(в предвкушении)

Вдруг на ноги камень вскочил (быстро, резко)

И за ноги их ухватил.

А они закричали от страха:

"да ведь это же черепаха!" (умеренно громко, удивленно).



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное учреждение «Детский сад №1 «Ласточка»

Консультация для педагогов и родителей

«Учим стихи и развиваем речь»

Подготовила воспитатель

первой квалификационной категории:

Попкова Юлия Михайловна

г. Елизово 2019 г.

«Учим стихи и развиваем речь»

«Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка»

В.Г.Белинский.

     Заучивание стихов развивает память, обогащает речь детей устойчивыми словосочетаниями. Мы приводим здесь стихи, которые лишены назидательного тона, а потому особенно нравятся детям. Знакомство с ними развивает чувство юмора, учит понимать шутки. Не менее важно научиться воспринимать оттенки интонации. С помощью различных интонаций мы расцвечиваем речь множеством смысловых и эмоциональных оттенков. Одни и те же слова, произнесенные с разной интонацией, могут полностью изменить смысл высказывания. Учим стихотворения, потешки, тексты подвижных игр и пальчиковой гимнастики:

  Прочитайте ребёнку всё стихотворение (читайте медленно, четко, выразительно).

  Затем прочитайте ребенку две строчки, предупредив малыша, что он должен слушать внимательно.

   Предложите повторить эти две строчки сначала вместе с вами, а потом самостоятельно. Если малыш затрудняется, подсказывайте ему отдельные слова. Таким образом, разучивайте с ребенком все стихотворение.

Не следует заучивать стихотворение и текст пальчиковой гимнастики или подвижной игры в один день. Приступайте к заучиванию текста игры только после того, как малыш хорошо запомнит стихотворение. Освоив с ребенком текст игры, покажите ему, как можно сопровождать текст движениями. Предложите ребенку рассказать текст игры, а выполнять движения вместе с вами. Поговорите с ребёнком.  Попробуйте вместе «нарисовать в голове» картинку, соответствующую стихотворению. Разберите сложные слова, составьте ряд ассоциаций.

    Психологами установлено, что у каждого человека свой индивидуальный способ восприятия и запоминания информации. Каждый человек владеет своими индивидуальными стратегиями знакомства с миром, своими индивидуальными предпочтениями. Индивидуальные предпочтения - врожденная характеристика, ее также невозможно изменить, как, скажем, цвет глаз. Это следует учитывать при заучивании стихов.

Одни дети с удовольствием воспринимают ритм стихотворения и запоминают его, не особенно вникая в содержание. Другим, чтобы запомнить, непременно нужно понимать значение слов. Так в одной семье старшая сестра в пять лет запомнила начало сказки Пушкина "О царе Салтане" после того, как ей прочли его, не задавая никаких вопросов взрослым, а младшая - в этом же возрасте - только после того, как выяснила: что такое сени, кто такая ткачиха, кто такая повариха и т. п.

Следует также учитывать индивидуальные предпочтения при выборе способа запоминания: одни дети легче запоминают, если им все стихотворение читают несколько раз, другим нужно заучивать по нескольким рифмующимся строчкам.

Есть дети, которым иллюстрации помогают запомнить стихотворение, других они отвлекают. В таком случае лучше сначала рассмотреть картинку, а потом учить стихотворение, закрыв картинку.

Надо сказать, что уже давно замечено, что заучивание стихов перед сном облегчает их запоминание.

     Постарайтесь сохранить интерес ребенка. Попробуйте его рассказать по ролям или обыграть с игрушкой. Выученное стихотворение дарите бабушке и дедушке на дни рождения, используйте в домашних концертах, вспоминайте в подходящей ситуации, наблюдая за погодными явлениями, животными, рассматривая растения и транспорт, любуясь игрушкой и вместе с ребенком выполняя работу по дому. Следуя этим несложным рекомендациям, вы можете научить своего ребенка любить литературу, поэзию, замечать прекрасное вокруг себя, сформировать ясную четкую выразительную речь, что очень пригодится не только в школе, но и во взрослой жизни.

Примеры  детских стихов .

«Киска» И. Жуков

-Здравствуй, киска, как дела?

Что же ты от нас ушла? (ласково, вопросительная интонация)

-Не могу я с вами жить,

Хвостик негде положить.(обиженно)

Ходите, зеваете,

На хвостик наступаете! (сердито)

«Строитель» Г. Ладонщиков

Клювом, точно долотом, (ритмично, передавая стук)

Дятел строит новый дом,

Хоть и сам еще не знает, (озадаченно)

Кто прописан будет в нем.

Подлетает к дятлу чиж:

- Что ты, дятел, тут стучишь? (вопросительно)

Целый час в дупле осины, (удивленно)

Как привязанный, торчишь!

- Я недаром тут стучу! (доброжелательно)

Червяков достать хочу.

Пообедаю на славу (с удовольствием)

И осину полечу.

«Пластилиновый пес» С. Махотин

Не сердись на меня, (просьба)

Пластилиновый пес.

Получился кривым (с сожалением)

Пластилиновый нос.

Пластилиновый хвостик

Висит, как шнурок,

И немного помят

Пластилиновый бок.

Я потом, может быть, (надежда, обещание)

Тебя снова слеплю,

А сейчас я тебя (с любовью)

И такого люблю.

«Про снег» Н. Светлячок

На полянку и лужок (умиротворенно)

С неба падает снежок,

С неба падает снежок

Кот мурлыкнул: Творожок! (мягко)

Но пропел ему петух:

- Может, это просто пух (резко, звонко)

- Кря! сказала утка Маша(невозмутимо)

- Это рисовая каша!

Ей ответили утята

- Это кря-кря, кря-кря вата! (Быстрее, выше звук)

Вышел маленький телёнок,

Удивился как ребёнок, (удивленно) 

От мороза сжал бока,

- Му-му, сколько молока! (медленно)

А весёлый Ванечка (живее, весело)

Взял из дома саночки,

Побежал кататься в сад.

Ваня снегу очень рад! (четкое радостное восклицание)

«Черепаха» К. Чуковский

До болота идти далеко, (озабоченно)

До болота идти нелегко.

"Вот камень лежит у дороги, (обрадовано)

присядем и вытянем ноги".

На камень лягушки кладут узелок. (не спеша)

"Хорошо бы вот здесь нам прилечь на часок!"(в предвкушении)

Вдруг на ноги камень вскочил (быстро, резко)

И за ноги их ухватил.

А они закричали от страха:

"да ведь это же черепаха!" (умеренно громко, удивленно).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...