"Маша идет в школу"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Маркова Светлана Юрьевна

Маша идет в школу

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon masha_idet_v_shkolu.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи  "Маша идет в школу»

Задачи:

  1. Способствовать развитию речи, познавательных интересов, мыслительных операций (анализ, синтез, внимание, память, мышление), творческих способностей.
  2. Развивать речь, коммуникативность, память. Закреплять умение проводить звуковой анализ слов, различать звуки по их качественному звучанию; умение составлять предложения и схемы к ним.
  3. Воспитывать стремление к знаниям, умение работать в команде, оказывать помощь товарищу, самоконтроль и саморегуляцию; рефлексию. Воспитывать у детей доброту, отзывчивость и интерес к родному языку.

Оборудование: Кукла Маша, аудиозапись, схемы предложения, компьютер, интерактивная доска, игрушка-заяц,

Ход занятия

Звучит аудиозапись из мульфильма “Маша и медведь”.

Ребята, вы узнали из какого мультфильма  эта музыка? (слайд 1).

 Какие мульфильмы про Машу вы смотрели? А давайте сами придумаем новую серию про Машу и назовём её, например, так “Маша идёт в школу”.(слайд 2)

А вот и наша героиня. Какой у нее  характер? (Она весёлая, смешная, непоседливая, озорная, любознательная, любопытная, добрая, дружелюбная…)

В.: Маша решила, что ей уже пора идти в школу. Она собрала в портфель все школьные принадлежности и отправилась в путь. А дорога шла через лес. Вдруг Маша увидела зайца. Он был мокрый и грустный.

В.: Ребята, почему заяц мокрый? (Он купался, в лужу упал, попал под дождь.)

В.: Как вы думаете, дождь – это хорошо или плохо? Что хорошего в дожде? Что плохого? (Ответы детей).

В.: Значит, получается, что в дожде есть и хорошее и плохое.

В.:А солнце-это хорошо или плохо? (Ответы детей).

В.:  Как мы можем помочь зайцу? (Дети согревают зайца одеяльцем).

В.: Зашла  Маша  в класс и увидела на доске какие-то “кирпичики”. Что же это такое? Подскажите Маше. Правильно, это схема предложения. Наша речь состоит из предложений. С помощью предложений мы общаемся, выражаем свои мысли, чувства.

Из чего состоят предложения? Сколько слов в этом предложении? Какое это может быть предложение? Придумайте предложение ,в котором есть слово медведь. Если мы добавим ещё одно слово в предложение, сколько тогда будет в предложении слов? Попробуйте придумать такое предложение.

В.: Ребята, а какие школьные принадлежности Маша должна была положить в портфель, когда собиралась в школу? Правильно. Посмотрите на экран, мы будем называть слова и считать в них слоги. (слайд 3-6) Приготовьте для этого руки, будем прохлопывать.

В.: Ребята, вы знаете, что в школе надо быть внимательным, чтобы правильно выполнять все задания. Давайте вместе с Машей будем определять количество слогов в осенних словах (лист, осень. ветер, листопад, погода).

В.: Ребята, вы знаете, что в школе между уроками есть перемены. У Маши тоже сейчас перемена. Вышла она из класса и увидела ежа.

( Физкультминутка.)

Жил в лесу колючий ёжик. - Да-да-да

Был клубочком и без ножек.- Да-да-да

Не умел он хлопать (дети стоят в кругу, движения по тексту) Хлоп-хлоп-хлоп

Не умел он топать. - Топ - топ-топ

Не умел он прыгать.- Прыг-прыг-прыг

Только носом шмыгал .-Шмыг-шмыг-шмыг

А ребята в лес пошли .-Да-да-да

 Ёжика в лесу нашли .-Да-да-да

Научили хлопать .-Хлоп-хлоп-хлоп

Научили топать .-Топ-топ-топ

Научили прыгать .-Прыг-прыг-прыг

 Научили бегать .-Шмыг-шмыг-шмыг.

В.: Перемена окончена, начинается урок.  Расскажите Маше

из чего состоят слова? ( Из звуков.)

На какие две группы делятся все звуки русского языка? (На гласные и согласные.)

В.: Как произносятся гласные звуки? Легко, свободно, поются, тянутся.

Давайте назовём их. А,О,У,И,Ы,Э.

А какие препятствия встречает воздух во рту, когда мы произносим согласные звуки?

Какие бывают согласные звуки? (Твёрдые и мягкие.)

Поиграем в игру “Ты мне – я тебе”. Я “кидаю” вам твёрдый звук, вы мне назад “мягкий”

А сейчас посмотрите на экран, перечислите предметы, которые вы видите. Определите, какой звук повторяется во всех словах?

  • рак, гора, жара, радуга, жираф, раковина, парад, радость.
  • Липа, лёд, лист, олень, леска, телега, поляна.
  • Ваза, мимоза, берёза, гроза, зубной, музыка.

В.: Маша любит разные игры. И предлагает поиграть в игру “Наоборот».

  • дождик  вымочит, а  солнышко...( высушит);
  • один  теряет, а  другой...( находит);
  • подушка  мягкая, а  скамейка  …( жесткая);
  • если  ты  что-нибудь  забудешь, то  потом...( вспомнишь);
  • пуговица  оторвётся, а  мама … ( пришьёт);
  • входя  в  комнату  свет  зажжешь, а  уходя ...( погасишь);
  • ручей  мелкий, а  река ...( глубокая);
  • кашу  варят  густую, а  суп ...( жидкий);
  • у  смородины  ягоды  мелкие, а  у  клубники ...( крупные);
  • в  пасмурную  погоду  настроение  грустное, а  в  солнечную ...( весёлое);

Помогите  мне  найти  ответы  на  разные  вопросы!»

В.: Ребята, Маша очень любознательная. Она хочет все знать, поможем ей! Ведь  мы  много  знаем! (Да)

( Воспитатель  задаёт  вопрос – ребёнок  должен  со  слов  «потому  что», полным  ответом  ответить  на  вопрос).

  Игра  « Почемучки».

  • Почему  зимой  нельзя  купаться?
  •  Почему  засыхают  цветы?
  •  Почему  весной  тает  снег?
  •  Почему  летом  не  носят  шубы?
  •  Почему  улетают  птицы?
  •  Почему  люди  берут  зонты?
  • Почему  пришел  врач?
  •  Почему  деревья  мокрые?
  •  Почему  мяч  катится?

9) Игра “Четвёртый лишний”

  • Помидор, картофель, морковь, яблоко.
  • Ложка, вилка, нож, стул.
  • Осина, берёза, клён, одуванчик.
  • Андрей, Степан, Антон, Светлана.

В.:– Ребята, Маша  любит  пироги  с  разной  вкусной  начинкой, а  как   они  называются – не  знает. Она просит  нас  помочь.

(Игра  « С  чем  пекут  пироги?»)

( Воспитатель  задаёт  детям  вопросы,  а  дети  образовывают  однокоренные  слова).

 - Пирог  с  капустой – какой? ( капустный);

- Пирог  с  вишней - …( вишнёвый);

  - С  рисом - …(рисовый);

 - С  мясом -…( мясной);

 - С  луком …( луковый);

 - С  яблоком …( яблочный);

 - С  морковью …( морковный);

 - С  картошкой …( картофельный);
 - С  земляникой ..( земляничный).

 - С  тыквой …( тыквенный).

В.: Ребята, Маша благодарит нас за то, что мы помогли ей многое узнать и угощает нас своими пирожками.

31


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое открытое занятие по развитию речи в старшей группе "Маша идет в школу»

Цель: Показать родителям чему научились дети на занятиях....

Занятие в подготовительной к школе группе "Маша идет в школу"

Цель: Показать родителям чему научились дети на занятиях.Задачи: Способствовать развитию речи, познавательных интересов, мыслительных операций (внимание, память, мышление), творческих способностей.Раз...

"Маша идет в школу" развитие речи

Цель: Показать чему научились дети за год.Задачи:     Способствовать развитию речи, познавательных интересов, мыслительных операций (анализ, синтез, внимание, память, мышление...

конспект занятия в старшей группе "Маша идет в школу"

конспект итогового занятия в старшей группе "Маша идет в школу"...

Итоговое открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе «Маша идет в школу»

Итоговое открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе«Маша идет в школу» Цель. Развитие речи детей.Задачи. Закреплять составлять предложения, рассказ по картинке; ориенти...

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе "Маша идет в школу"

Задачи:1. Способствовать развитию речи, познавательных интересов, мыслительных операций (анализ, синтез, внимание, память, мышление), творческих способностей.2. Развивать речь, коммуникативность, памя...

Конспект занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ в старшей группе "Маша идет в школу"

Занятие по развитию речи в старшей группе "Маша идет в школу» Задачи:1. Способствовать развитию речи, познавательных интересов, мыслительных операций (анализ, синтез, внимание, память, мышление),...