Мастер-класс для педагогов «Развитие речи посредством опытно - экспериментальной деятельности с использованием сказки»
методическая разработка по развитию речи

Жукова Кристина Даниловна

Мастер - класс для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon glavnyy_konspekt_masha_i_medved.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад № 7 «Радуга» 

 Кулундинского района Алтайского края

ул. 50 лет СССР, 13

Мастер-класс для педагогов на тему:

«Развитие речи посредством опытно - экспериментальной деятельности с использованием сказки»

Автор: Жукова Кристина Даниловна,

воспитатель

с. Кулунда

2019 год

Мастер-класс для педагогов по экспериментированию с разными материалами использованием сказки

Цель  мастер-класса:   распространение  собственного  педагогического  опыта  по экспериментально - поисковой деятельности.

Продемонстрировать    педагогам  некоторые  виды  экспериментирования  с  разными материалами.

Задачи:

1.  Показать,  как  можно  использовать  опыты  в  экспериментальной  деятельности   с использованием сказки.

2. Развивать  познавательный  интерес  к  окружающему,  умение  делиться

приобретенным опытом с другими людьми.

Практическая значимость: Данный мастер класс может быть интересен педагогам, его можно использовать в  экспериментировании  с детьми, где каждый  найдет для себя что-то новое и поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.

В  ходе  проведения  мастер  класса  будут  продемонстрированы  опыты  с  некоторыми материалами, а также все атрибуты для его проведения. Каждый педагог проводит опыты, определяет свойства, делает выводы, анализирует.

Ход мастер-класса

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Я рада вас видеть на своем мастер - классе по теме:

«Развитие речи посредством опытно - экспериментальной деятельности с использованием сказки»

Цель:

Создание условий для осмысления педагогами роли детского экспериментирования в речевом развитии дошкольников.

Речь — великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом.

Развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой. Дошкольники в процессе экспериментирования учатся ставить цель, решать проблемы и проверять их опытным путем, делать выводы.

Дети получают возможность удовлетворить свою любознательность, ответить самому на сто тысяч «почему? зачем? как?

Детское экспериментирование оказывает большое влияние и на речевые умения ребенка, такие как:

1. Развитие коммуникативных навыков.

2. Обогащение словарного запаса детей (путём его пополнения существительными, обозначающими материалы, из которых сделаны предметы, прилагательными, обозначающими признаки, свойства и качества материалов, глаголами, обозначающими действие с этим предметом и т. д.)

3. Формирование связной речи (т. е., содержательной, логичной, последовательной, организованной, ведь в процессе эксперимента возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения, уметь рассказать об этапах и результатах эксперимента).

4. Развитие речевого творчества (в процессе совместной деятельности и поиска идет проверка речевых высказываний как других детей, так и самого себя).

Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности.

Дети очень любят слушать сказки, играть и поэтому немаловажно придать процессу экспериментирования творческий характер.

И сейчас я предлагаю вам окунуться в мир детства и приглашаю в сказку, где есть волшебство и где все интересно.

А попасть в сказку нам поможет сундучок.  

Давайте ласково обратимся к нему:

«Сундучок, сундучок, приоткрой нам свой бочок»

Воспитатель:  Ну вот беда, ключик-то я обронила…

Что же теперь делать? (стоит стакан с водой на дне, которого лежит ключ)
- Как из воды достать ключик, при этом, не намочив руки?


Опыт - игра № 1 «Ключик».

Экспериментируйте (педагоги экспериментируют, достают ключ).
- У вас есть различные предметы. Это палочка, ленточка, магнит, камень. Может вам их как то использовать, что бы достать ключик? (выдвигают свои предположения). 

Воспитатель: Какой вывод можно сделать из нашего опыта?
Вывод: магнитная сила может действовать через стекло и воду.

Воспитатель: Теперь можем оправиться в путешествие по сказке.

-А с кем мы туда отправимся, вы узнаете, если отгадаете мою загадку.

Загадка:

Девочка смешная

Шкода, Мишку достаёт

Только он ей всё прощает,

От досады чуть не ревёт.

-Вы узнали героя этой сказки?

-Это Маша из мультфильма «Маша и Медведь» (Показ куклы Маши из сундучка, звучит музыка из мультфильма)

Итак,  начинаем сказку «Путешествие Маши на день рождения».

-Жила-была девочка Маша. Была она очень любопытной, всё ей хотелось узнать. Однажды весной она вспомнила, что Мишка проснулся, и решила отправиться к нему на день рождения.

- Шла она, не торопясь, и все вокруг было ей интересно.

- Вдруг она услышала, чей-то плачь, посмотрев вокруг увидела маленького Зайчика.

- Почему ты плачешь? Спросила его Маша.

- Зайка ответил, что он потерял свой дом, который находится на другом берегу пруда.

- Не плачь, я помогу тебе, сказала Маша.

Опыт № 2

- Вам  понадобится  пластилин.  Положите его  в  воду. Что с ним произошло? (он  тонет). 

- А теперь выньте  пластилин  из воды.  Пластилин  расплющьте  и  сделайте  из  него  плоскую  с  закруглёнными  краями лодочку. Спустите лодочку на воду, посадите зайку.

- Что Вы видите? (пластилин плавает на поверхности воды, в него даже можно положить предмет).

Воспитатель: Какой вывод можно сделать из данного опыта?

Вывод:  пластилин обладает большей плотностью и тяжестью, чем вода, а потому тонет в ней. Но когда из него делается лодка, он наполняется воздухом. Вместе пластилин и воздух не такие плотные и тяжёлые, именно поэтому «лодка» держится на воде.

Воспитатель:  Помогла  Маша  Зайчику  и  пошла  дальше. На пути она встретила напуганную Пчелку, которая  никак не могла затушить костер.

Опыт № 3

Воспитатель: При проведении данного опыта не забудьте о правилах безопасности с огнем.

- Вам понадобится свечка с подсвечником, зажигалка и стеклянная колба.        - Приготовьте свечку,  зажгите ее,  накройте  сверху колбой или банкой.           - Наблюдайте. Что происходит? (Постепенно  огонь  на свечке потухнет). 

- Какой вывод можно сделать из данного опыта?

Вывод: Для продолжения горения огню требуется топливо и кислород. Воск свечи является топливом, а кислород поступает из воздуха. Когда мы накрываем  свечу,  мы  перекрываем  доступ  кислорода  к  пламени,  и  огонь гаснет.

Воспитатель: Как  только  Маша  потушила  костер,  она пошла дальше. Вдруг подул  сильный ветер,  на  небе появились тучки, и пошел дождь. Маше было очень интересно узнать, как и откуда идет дождь?

Опыт № 4. «Дождевые облака»

 Вам понадобится: пена для бритья, пипетка, окрашенная вода, банка с водой.

- В банке налита вода. Аккуратно выдавите пену прямо на поверхность воды, чтобы она была похожа на кучевые облака. Теперь пипеткой на пену накапайте окрашенную воду.

-Что мы видим? (Цветная вода проходит сквозь облака и продолжит свое путешествие)

- Какой вывод можно сделать? 

Вывод: Происходит круговорот воды в природе. Вода испаряется, поднимается наверх, накапливается  в облаках и возвращается в виде дождя на землю.

Воспитатель: - Дождик закончился. Выглянуло солнышко.

Маша не заметила, как пришла к домику своего друга.

Дома ее ждал Миша. Он чистил апельсины. Маша поздравила и протянула ему воздушный шарик, Мишка очень обрадовался, взял шарик, но вот беда, шарик лопнул. Почему же это случилось?

- Давайте вместе с Машей в этом разберемся.

Опыт № 5.

Вам понадобится: воздушный шарик,  апельсиновая  цедра.

Надуйте воздушный шар. Затем возьмите кусочек цедры  апельсина, брызните капельки сока прямо на шарик.

Что  произошло? (Шарик лопнул).

Вывод: В апельсине есть кислотное вещество, которое растворяет резину и шарик лопается.

Воспитатель: Маша и Медведь решили не расстраиваться, разделили апельсин на дольки и стали угощать своих друзей.

Мы с вами провели сегодня много экспериментов, Маша обязательно расскажет и покажет их Мишке.

Мы чудесно погуляли

Много нового узнали

Но прощаться нам с Машей пора

Скажем ей, до свидания!

Рефлексия

Уважаемые, педагоги, надеюсь, что вы узнали, что- то новое для себя.

    Экспериментируйте и придумывайте интересные задания для детей, побуждая их к творческому поиску, ведь детское экспериментирование располагает большими возможностями для формирования доказательной речи у дошкольников.

Спасибо за участие в мастер – классе! Творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс на тему: «Современные подходы в организации опытно — экспериментальной деятельности детей»

Данный мастер класс может быть интересен  педагогам,  его можно использовать в  экспериментировании  с детьми, где каждый  найдет для себя что-то новое и  поймет  на...

Мастер - класс для родителей ДОУ. " Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр".

Мастер-класс для родителей ДОУ. Тема: «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр»Цель: укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства в ре...

Мастер-класс для родителей Тема: «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр».

Цель: укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства в речевом развитии дошкольников, с использованием пальчиковой гимнастики, словесных игр, в работе с детьми.Задачи: показать ва...

Мастер-класс для родителей. Тема "Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр"

Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребёнка находится на кончике его пальцев", а философ И. Кант, что "Рука-это вышедший наружу мозг человека", "Готовить глаз к в...

Мастер-класс для родителей. Тема: «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр».

Цель: укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства в речевом развитии дошкольников, с использованием пальчиковой гимнастики, словесных игр, в работе с детьми.Задачи: показа...

Мастер-класс для родителей Тема: «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр»

укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства в речевом развитии дошкольников, с использованием пальчиковой гимнастики, словесных игр, в работе с детьми....