Главные вкладки

    Мастер-класс для педагогов «Развитие речи посредством опытно - экспериментальной деятельности с использованием сказки»
    методическая разработка по развитию речи

    Жукова Кристина Даниловна

    Мастер - класс для педагогов

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon glavnyy_konspekt_masha_i_medved.doc58.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

     детский сад № 7 «Радуга» 

     Кулундинского района Алтайского края

    ул. 50 лет СССР, 13

    Мастер-класс для педагогов на тему:

    «Развитие речи посредством опытно - экспериментальной деятельности с использованием сказки»

    Автор: Жукова Кристина Даниловна,

    воспитатель

    с. Кулунда

    2019 год

    Мастер-класс для педагогов по экспериментированию с разными материалами использованием сказки

    Цель  мастер-класса:   распространение  собственного  педагогического  опыта  по экспериментально - поисковой деятельности.

    Продемонстрировать    педагогам  некоторые  виды  экспериментирования  с  разными материалами.

    Задачи:

    1.  Показать,  как  можно  использовать  опыты  в  экспериментальной  деятельности   с использованием сказки.

    2. Развивать  познавательный  интерес  к  окружающему,  умение  делиться

    приобретенным опытом с другими людьми.

    Практическая значимость: Данный мастер класс может быть интересен педагогам, его можно использовать в  экспериментировании  с детьми, где каждый  найдет для себя что-то новое и поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.

    В  ходе  проведения  мастер  класса  будут  продемонстрированы  опыты  с  некоторыми материалами, а также все атрибуты для его проведения. Каждый педагог проводит опыты, определяет свойства, делает выводы, анализирует.

    Ход мастер-класса

    Здравствуйте, уважаемые коллеги.

    Я рада вас видеть на своем мастер - классе по теме:

    «Развитие речи посредством опытно - экспериментальной деятельности с использованием сказки»

    Цель:

    Создание условий для осмысления педагогами роли детского экспериментирования в речевом развитии дошкольников.

    Речь — великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом.

    Развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой. Дошкольники в процессе экспериментирования учатся ставить цель, решать проблемы и проверять их опытным путем, делать выводы.

    Дети получают возможность удовлетворить свою любознательность, ответить самому на сто тысяч «почему? зачем? как?

    Детское экспериментирование оказывает большое влияние и на речевые умения ребенка, такие как:

    1. Развитие коммуникативных навыков.

    2. Обогащение словарного запаса детей (путём его пополнения существительными, обозначающими материалы, из которых сделаны предметы, прилагательными, обозначающими признаки, свойства и качества материалов, глаголами, обозначающими действие с этим предметом и т. д.)

    3. Формирование связной речи (т. е., содержательной, логичной, последовательной, организованной, ведь в процессе эксперимента возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения, уметь рассказать об этапах и результатах эксперимента).

    4. Развитие речевого творчества (в процессе совместной деятельности и поиска идет проверка речевых высказываний как других детей, так и самого себя).

    Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности.

    Дети очень любят слушать сказки, играть и поэтому немаловажно придать процессу экспериментирования творческий характер.

    И сейчас я предлагаю вам окунуться в мир детства и приглашаю в сказку, где есть волшебство и где все интересно.

    А попасть в сказку нам поможет сундучок.  

    Давайте ласково обратимся к нему:

    «Сундучок, сундучок, приоткрой нам свой бочок»

    Воспитатель:  Ну вот беда, ключик-то я обронила…

    Что же теперь делать? (стоит стакан с водой на дне, которого лежит ключ)
    - Как из воды достать ключик, при этом, не намочив руки?


    Опыт - игра № 1 «Ключик».

    Экспериментируйте (педагоги экспериментируют, достают ключ).
    - У вас есть различные предметы. Это палочка, ленточка, магнит, камень. Может вам их как то использовать, что бы достать ключик? (выдвигают свои предположения). 

    Воспитатель: Какой вывод можно сделать из нашего опыта?
    Вывод: магнитная сила может действовать через стекло и воду.

    Воспитатель: Теперь можем оправиться в путешествие по сказке.

    -А с кем мы туда отправимся, вы узнаете, если отгадаете мою загадку.

    Загадка:

    Девочка смешная

    Шкода, Мишку достаёт

    Только он ей всё прощает,

    От досады чуть не ревёт.

    -Вы узнали героя этой сказки?

    -Это Маша из мультфильма «Маша и Медведь» (Показ куклы Маши из сундучка, звучит музыка из мультфильма)

    Итак,  начинаем сказку «Путешествие Маши на день рождения».

    -Жила-была девочка Маша. Была она очень любопытной, всё ей хотелось узнать. Однажды весной она вспомнила, что Мишка проснулся, и решила отправиться к нему на день рождения.

    - Шла она, не торопясь, и все вокруг было ей интересно.

    - Вдруг она услышала, чей-то плачь, посмотрев вокруг увидела маленького Зайчика.

    - Почему ты плачешь? Спросила его Маша.

    - Зайка ответил, что он потерял свой дом, который находится на другом берегу пруда.

    - Не плачь, я помогу тебе, сказала Маша.

    Опыт № 2

    - Вам  понадобится  пластилин.  Положите его  в  воду. Что с ним произошло? (он  тонет). 

    - А теперь выньте  пластилин  из воды.  Пластилин  расплющьте  и  сделайте  из  него  плоскую  с  закруглёнными  краями лодочку. Спустите лодочку на воду, посадите зайку.

    - Что Вы видите? (пластилин плавает на поверхности воды, в него даже можно положить предмет).

    Воспитатель: Какой вывод можно сделать из данного опыта?

    Вывод:  пластилин обладает большей плотностью и тяжестью, чем вода, а потому тонет в ней. Но когда из него делается лодка, он наполняется воздухом. Вместе пластилин и воздух не такие плотные и тяжёлые, именно поэтому «лодка» держится на воде.

    Воспитатель:  Помогла  Маша  Зайчику  и  пошла  дальше. На пути она встретила напуганную Пчелку, которая  никак не могла затушить костер.

    Опыт № 3

    Воспитатель: При проведении данного опыта не забудьте о правилах безопасности с огнем.

    - Вам понадобится свечка с подсвечником, зажигалка и стеклянная колба.        - Приготовьте свечку,  зажгите ее,  накройте  сверху колбой или банкой.           - Наблюдайте. Что происходит? (Постепенно  огонь  на свечке потухнет). 

    - Какой вывод можно сделать из данного опыта?

    Вывод: Для продолжения горения огню требуется топливо и кислород. Воск свечи является топливом, а кислород поступает из воздуха. Когда мы накрываем  свечу,  мы  перекрываем  доступ  кислорода  к  пламени,  и  огонь гаснет.

    Воспитатель: Как  только  Маша  потушила  костер,  она пошла дальше. Вдруг подул  сильный ветер,  на  небе появились тучки, и пошел дождь. Маше было очень интересно узнать, как и откуда идет дождь?

    Опыт № 4. «Дождевые облака»

     Вам понадобится: пена для бритья, пипетка, окрашенная вода, банка с водой.

    - В банке налита вода. Аккуратно выдавите пену прямо на поверхность воды, чтобы она была похожа на кучевые облака. Теперь пипеткой на пену накапайте окрашенную воду.

    -Что мы видим? (Цветная вода проходит сквозь облака и продолжит свое путешествие)

    - Какой вывод можно сделать? 

    Вывод: Происходит круговорот воды в природе. Вода испаряется, поднимается наверх, накапливается  в облаках и возвращается в виде дождя на землю.

    Воспитатель: - Дождик закончился. Выглянуло солнышко.

    Маша не заметила, как пришла к домику своего друга.

    Дома ее ждал Миша. Он чистил апельсины. Маша поздравила и протянула ему воздушный шарик, Мишка очень обрадовался, взял шарик, но вот беда, шарик лопнул. Почему же это случилось?

    - Давайте вместе с Машей в этом разберемся.

    Опыт № 5.

    Вам понадобится: воздушный шарик,  апельсиновая  цедра.

    Надуйте воздушный шар. Затем возьмите кусочек цедры  апельсина, брызните капельки сока прямо на шарик.

    Что  произошло? (Шарик лопнул).

    Вывод: В апельсине есть кислотное вещество, которое растворяет резину и шарик лопается.

    Воспитатель: Маша и Медведь решили не расстраиваться, разделили апельсин на дольки и стали угощать своих друзей.

    Мы с вами провели сегодня много экспериментов, Маша обязательно расскажет и покажет их Мишке.

    Мы чудесно погуляли

    Много нового узнали

    Но прощаться нам с Машей пора

    Скажем ей, до свидания!

    Рефлексия

    Уважаемые, педагоги, надеюсь, что вы узнали, что- то новое для себя.

        Экспериментируйте и придумывайте интересные задания для детей, побуждая их к творческому поиску, ведь детское экспериментирование располагает большими возможностями для формирования доказательной речи у дошкольников.

    Спасибо за участие в мастер – классе! Творческих успехов!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интеллектуальное развитие дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности

    Мультимедийная презентиция к методическому объединению по теме "Интеллектуальное развитие дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности" с представлением опыта работы ДОУ по данному н...

    Мастер класс на тему: «Современные подходы в организации опытно — экспериментальной деятельности детей»

    Данный мастер класс может быть интересен  педагогам,  его можно использовать в  экспериментировании  с детьми, где каждый  найдет для себя что-то новое и  поймет  на...

    Мастер - класс для родителей ДОУ. " Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр".

    Мастер-класс для родителей ДОУ. Тема: «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр»Цель: укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства в ре...

    Развитие речи в опытно-экспериментальной деятельности дошкольников в условиях ДОУ «Волшебная соль»

    Задачи:• Показать, как можно использовать обычную соль в экспериментальной деятельности детей.• Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с коллега...

    Мастер-класс для родителей Тема: «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр».

    Цель: укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства в речевом развитии дошкольников, с использованием пальчиковой гимнастики, словесных игр, в работе с детьми.Задачи: показать ва...

    Мастер-класс для родителей. Тема "Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр"

    Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребёнка находится на кончике его пальцев", а философ И. Кант, что "Рука-это вышедший наружу мозг человека", "Готовить глаз к в...