Главные вкладки

    «Как работать с иллюстративным материалом».
    консультация по развитию речи

    Арнаутова Людмила Викторовна

               Использование иллюстративного материала играет особую роль в обучении детей дошкольного возраста, т. к. соответствует особенностям их восприятия и усвоения знаний. Воздействие на органы чувств (зрительные, слуховые) обеспечивает разностороннее, полное формирование какого-либо образа, понятия и тем самым способствует более прочному усвоению знаний, пониманию различных взаимосвязей исторических событий и реальной жизни. Работа с иллюстративным материалом содействует выработке у обучающихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям, повышает интерес к изучаемому материалу, делает более легким процесс его усвоения, поддерживает внимание ребенка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabota_s_illyustrativnym_materialom.docx26.91 КБ

    Предварительный просмотр:

    Подготовила: учитель-логопед МБДОУ

     детский сад №4 «Сказка»

    Арнаутова Л.В.

    Консультация для воспитателей

     «Как работать с иллюстративным материалом».

               1. Роль использования иллюстративного материала
              Использование иллюстративного материала играет особую роль в обучении детей дошкольного возраста, т. к. соответствует особенностям их восприятия и усвоения знаний. Воздействие на органы чувств (зрительные, слуховые) обеспечивает разностороннее, полное формирование какого-либо образа, понятия и тем самым способствует более прочному усвоению знаний, пониманию различных взаимосвязей исторических событий и реальной жизни. Работа с иллюстративным материалом содействует выработке у обучающихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям, повышает интерес к изучаемому материалу, делает более легким процесс его усвоения, поддерживает внимание ребенка.

    2. Дидактические функции наглядности
               1) Расширение чувственного опыта (в этом случае в качестве средств наглядности должны выступать реальные объекты и изображения, их копирующие).

      2) Раскрытие сущности изучаемых процессов и явлений (в этом случае возникает необходимость в соответствующих иллюстративных средствах: рисунках, схемах, фотографиях, таблицах и др.).
               Изображения, воспринимаются в целом и сразу, в отличие от текста, который «проговаривается про себя» и воспринимается последовательно.

    Иллюстрация помогает глубже понять идею прочитанного, полнее раскрыть авторский замысел, четче увидеть события, действующих лиц. Созданные художником образы закрепляют впечатление от прочитанного, иногда заставляют переосмыслить первоначальный взгляд.
             3. Основные дидактические функции учебных иллюстраций
    а) Иллюстрация может работать как пояснение текста.

    б) Иллюстрация может заменить основной текст, самостоятельно раскрыть содержание учебного материала. Такой способ его представления способствует развитию у детей аналитических навыков, развивает умение составлять развёрнутое высказывание на основе сжатого материала.

    в) Иллюстрация призвана помочь выразить мысль, компенсировать то, что трудно выразить словами.

    г) Иллюстрация может помочь ребенку понять неизвестные слова, обозначающие предметы и явления.

    д) Учебная иллюстрация должна воспитывать позитивное отношение к жизни, к окружающей действительности, уважение к своей стране, её святыням.
                   4. Возможности при использовании иллюстративного материала 
    Учебные иллюстрации, являющиеся (или изображающие) произведениями изобразительного искусства (художественные иллюстрации, репродукции), позволяют:

    а) развивать у обучающихся наглядно-образное мышление;

    б) способствовать развитию коммуникативных умений, совершенствованию речи;

    в) раскрывать (расширять, уточнять) содержание текста;

    г) понимать и запоминать теоретические сведения;

    д) раскрывать познавательные и воспитательные функции текста;

    е) осваивать практические навыки.
                5. Выбор иллюстративного материала 
    Подход к иллюстрированию и к выбору вида (типа) иллюстраций определяется:

    - содержанием учебного материала;

    - доминирующими образовательными целями и педагогическими функциями данной иллюстрации;

    - необходимостью использования научно- обоснованной системы заданий, позволяющей обеспечить оптимальную реализацию педагогических возможностей иллюстраций;

    - психологическими особенностями восприятия иллюстраций.
              6. Основные приёмы работы с иллюстративным материалом
            При «чтении» (рассматривании) иллюстрации (репродукции или фотографии) воспитателю не следует отвлекать внимание детей ни объяснениями, ни вопросами. На это может отводиться от 1 мин. до 3-4 мин. в зависимости от сложности сюжета. Цель этого приема – в целостном восприятии изображаемого, его эмоциональном воздействии на ребенка. 
               Рассказ педагога рекомендуется использовать в том случае, если сюжет сложен для понимания детей. Рассказ должен быть кратким, но эмоциональным, образным, раскрывающим смысл картины, вызывающим у детей определенное отношение к изображаемому сюжету.
             7. Действия учителя при отборе иллюстративного материала к уроку
            При подготовке к занятию воспитатель должен сам тщательно рассмотреть используемый иллюстративный материал, продумать структуру занятия, ход, место иллюстрации в занятии, цель, методику, соотнесение с текстом. На основе тщательного анализа подобрать вопросы и задания.
             При отборе иллюстративно-наглядного материала для работы с детьми необходимо учитывать ряд требований, основными из которых являются реалистичность изображенных объектов, явлений природы, ясность замысла художника. Не менее важна и художественная выразительность материала, представленная в единстве с познавательным содержанием.
           Дети удерживают в памяти: 10% - того, что читают; 26% - того, что слышат; 30% - того, что видят; 50% - того, что видят и слышат; 70% - того, что обсуждают с другими.
    Детям интересно то, что они видят в данную минуту, то, что изображено. Дошкольники живут чувствами: вижу и слышу. Пусть рассматривают, рассуждают, отстаивают свое мнение. Воспитателю важно направлять мысли детей, а не навязывать свое суждение. Он создает на занятии атмосферу  сотрудничества, не оценивает ответы детей во время дискуссии ни словом, ни взглядом, т. к. все мнения и высказывания детей во время работы ценны. В результате этого у детей исчезает страх ошибки, боязнь, что его мнение не соответствует мнению воспитателя, активизируется познавательная деятельность дошкольников.

    Методические рекомендации.

    Работа по развитию речи детей – дошкольников предполагает и использование картин, картинок, открыток, другого иллюстративного материала.

    В обучении детей рассказыванию по картине принято выделять несколько этапов.                    В младшем возрасте осуществляется подготовительный этап, который имеет своей целью обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картину и отвечать на вопросы воспитателя.

    В среднем дошкольном возрасте детей учат составлять описательные рассказы по предметным и сюжетным картинам, сначала по вопросам воспитателя, а затем самостоятельно.

    Старший дошкольный возраст характеризуется возросшей речевой и мыслительной активностью детей. Поэтому ребенок с помощью педагога может составлять не только описательные, но и повествовательные рассказы, придумывать начало и конец сюжета картины.

    Существует три основных вида работы с картинами, отличающиеся задачами и методикой:

    • Рассматривание картин.
    • Рассказывание по картине.
    • Беседа по картине.

    1. Рассматривание картин используется во всех возрастных группах.

    Методика рассматривания аналогична методике обследования предмета и похожа на методику наблюдения. Она включает три этапа:

    1) целостное восприятие картины;

    2) рассматривание отдельных предметов (строение, форма, цвет, расположение в пространстве, детали) и центральных «героев» картины;

    3) возвращение к целостному восприятию картины, определение ее настроения.

    Главными задачами рассматривания являются:

    1. Формирование умения рассматривать и понимать содержание картины.

    2. Знакомство с окружающим предметным и природным миром. Закрепление представлений об окружающем мире.

    3. Воспитание правильного отношения к окружающему миру.

    4. Некоторые программные возрастные задачи по звукопроизношению, формированию грамматического строя речи и связной речи.

    Процесс целенаправленного рассматривания необходимо воспитывать, чтобы ребенок не «бегал» глазами по картине. И если в сензитивный период (на протяжении всего дошкольного детства) процесс рассматривания не сформирован, то ребенку будет очень трудно овладеть им в школе.

    2. Рассказывание, т. е. составление рассказов по картине.

    Составление рассказов (или придумывание рассказов, сказок и т. д.) по картине дети осваивают постепенно. Сначала составляют рассказ по одной игрушке, затем по предметной картинке, затем по картине малого сюжета, а потом по серии картин, сюжетной или пейзажной картине.

    Это может быть рассказ:

    - по плану, предложенному воспитателем;

    - из опыта детей;

    - творческий рассказ;

    - рассказ описательного характера и др.

    Главные задачи рассказывания иные, а именно:

    1. Развитие связной речи.

    2. Активизация и обогащение словаря.

    3. Введение в рассказ диалогической, прямой речи героев.

    4. Освоение грамматического строя речи.

    3. Беседа по картине.

    В беседе можно использовать сразу несколько картин или две картины (при приеме сравнивания, но всегда картина может и должна служить фоном для разговора.

    Беседу по картине можно включать как часть занятия, но лучше всего использовать ее в совместной речевой деятельности воспитателя с небольшой подгруппой детей или с одним ребенком.

    Главные речевые задачи беседы по картине следующие:

    1. Развитие коммуникативной речи ребенка: умения пользоваться устной речью; использовать элементы разговорной речи (вопросы, ответы, краткое и развернутое сообщение, суждение).

    2. Развитие доказательной и объяснительной речи.

    3. Развитие логического мышления.

    4. Упорядочение системы знаний и представлений.

    В такой беседе дети не ограничены сюжетом, как в рассказе по картине. Это свободный диалог взрослого с ребенком как с партнером.

    Приемами, побуждающими детей к открытости, несомненно, будут обращения взрослого:

    - О чем ты хочешь спросить?

    - Как ты считаешь?

    - Каково твое мнение? Мне интересно.

    - А что ты об этом думаешь? И т. п.

    Использование иллюстративного материала играет особую роль в обучении детей дошкольного возраста, т. к. соответствует особенностям их восприятия и усвоения знаний. Воздействие на органы чувств (зрительные, слуховые) обеспечивает разностороннее, полное формирование какого-либо образа, понятия и тем самым способствует более прочному усвоению знаний, пониманию различных взаимосвязей исторических событий и реальной жизни. Работа с иллюстративным материалом содействует выработке у обучающихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям, повышает интерес к изучаемому материалу, делает более легким процесс его усвоения, поддерживает внимание ребенка.
    8. Заключение 
                Иллюстративный материал должен быть подобран по темам учебных программ таким образом, чтобы обеспечить проведение необходимых демонстраций при изложении соответствующих тем лексических недель, закреплении и повторении материала.
                  Методических рекомендаций использования иллюстративного материала на занятиях много. Они предполагают творческое применение, дополнение, выбор форм и вариантов, в каждом отдельном занятии. Это зависит от мастерства воспитателя и от уровня подготовленности дошкольников. Важно, чтобы они смогли глубже понять, почувствовать, пережить суть идеи  картин, образов.

    Многоплановая роль иллюстративного материала будет способствовать всестороннему развитию дошкольников.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Наглядно-иллюстративные материалы по знакомству дошкольников с Полотняным заводом.

    Наглядно-иллюстративные материалы по знакомству дошкольников с Полотняным заводом....

    Наглядно-иллюстративные материалы по знакомству дошкольников с городом Таруса.

    Наглядно-иллюстративные материалы по знакомству дошкольников с городом Таруса...

    Наглядно-иллюстративные материалы по знакомству дошкольников с Малоярославцем

    Наглядно-иллюстративные материалы по знакомству дошкольников с Малоярославцем...

    аглядно-иллюстративные материалы по знакомству дошкольников с Калугой

    аглядно-иллюстративные материалы по знакомству дошкольников с Калугой...

    Наглядно-иллюстративные материалы по знакомству дошкольников с Боровском

    Наглядно-иллюстративные материалы по знакомству дошкольников с Боровском...

    Наглядно-иллюстративные материалы по знакомству дошкольников с городом Жуков

    Наглядно-иллюстративные материалы по знакомству дошкольников с городом Жуков...

    Наглядно-иллюстративные материалы по знакомству дошкольников с историческими местами, связанными с Великой Отечественной войной

    Наглядно-иллюстративные материалыпо знакомству дошкольников с историческими местами, связанными с Великой Отечественной войной...