Непосредственная образовательная деятельность«Веселью час» (развитие речи детей через русские народные игры)
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Курасова Татьяна Николаевна

Непосредственная образовательная деятельность«Веселью час» (развитие речи детей через русские народные игры)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivaem_rech_cherez_narodnuyu_igru.docx20.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №5 «Аленушка»

Непосредственная образовательная деятельность

«Веселью час»

(развитие речи детей через русские народные игры)

Воспитатель: Курасова Т. Н.

С. Ладовская Балка

2017г.

Цель занятия:

- закрепить знакомство с характерными особенностями русского народного творчества через народные игры;

- закрепить названия и правила русских народных игр;

- развивать мышление,  речь, зрительную память, воображение, внимание, творчество;

- продолжать учить играть в команде, согласовывать действия друг с другом.

-воспитывать командный дух, слаженность действий.

Оборудование и материалы:

 Магнитофон, аудиозапись с народной мелодией, шапочки для подвижных игр: зайчика, утки и селезня, различная одежда.

Предварительная работа: рассказ воспитателя о быте русского народа, его обычаях, народных праздниках, русском фольклоре. Рассматривание картин о народных промыслах (хохлома, жостовская роспись, гжель, матрешка, дымковские игрушки, русский традиционный костюм) Чтение художественных произведений.

Словарная работа: закрепить названия народных игр, слов игр.

Ход занятия:

Воспитатель:

 Наши предки умели и любили веселиться.
- Ребята, а вы любите праздники? А почему? А какие вы знаете праздники? (ответы детей)
- Молодцы, вы знаете много праздников, которые известны со времен наших предков. А кто такие предки? (ответы детей)
Наши предки – русские люди – всегда почитали праздники, но праздновали их иначе, не как мы, современные люди. А хотите узнать, как? (
хотим.) Ну, тогда давайте отправимся с вами на экскурсию в прошлое.
Вы спросите, как? Садитесь на ковер, закройте глаза, мы отправляемся в путешествие по прошлому (звучит гул самолета). Открывайте глаза, мы оказались с вами на большой поляне, где собирается народ.
Обычно все праздничные дни начинались с торжественной службы в церкви, а продолжались на улице, в поле, на лужайках. Под музыку свирели, балалайки, гармошки водили хороводы, пели, плясали, затевали игры, которые доставляли радость не только детям, но и взрослым. Вот и мы сейчас с вами поиграем в некоторые игры, любимые народом (предлагает детям стать в круг, считалочкой выбирается ведущий – заинька, ему надевают шапочку зайчика)

 Считалочка:

 Бегал заяц по болоту,

Он искал себе работу,

Да работы не нашел,

Сам заплакал и пошел.

Игра «Заинька»

Дети стоят в кругу и берутся за руки. В стороне ходит Заинька.

 Дети спрашивают:

-Заинька, Заинька, где твой дом?

Заинька:

-Мой дом под кустом, под березовым листом.

Дети:

-Заинька, заинька

Приходи к нам на лужок

На головку вить венок.

Заинька входит в круг и изображает действия, о которых говорится в песне:

Заинька, сорви цветик,

Вот и этак сорви цветик.

Заинька свей веночек, положи на головку

Топни ножкой. Заинька, попляши, попляши.

Дети идут по кругу со словами:

-Заинька, Заинька,

Коротенькие ножки, красные сапожки,

Мы тебя кормили, мы тебя поили,

На ноги поставили, танцевать заставили.

Танцуй, сколько хочешь,

 Выбирай, кого захочешь.

Заинька подходит к одному из ребят, передает ему шапочку зайчика и меняется с ним местами. Так выбирается новый Заинька и игра продолжается.

Игра «Ручеек».

 Воспитатель включает музыку, напоминающую журчание ручейка. Дети выстраиваются парами друг за другом. Каждая пара детей, взявшись за руки, поднимает их вверх (образует «ворота»). Последняя пара проходит через строй играющих, и становится впереди. И т.д. Игру можно проводить и в обратном направлении.

Игра может проводиться в любом темпе, самое важное – не терять плавности и непрерывности «ручейка».

Игра Утка и селезень»

Воспитатель предлагает при помощи считалочки выбрать Утку и Селезня, им надеваются шапочки, остальные дети становятся в круг. В середине Утка, за кругом – Селезень. Селезень должен поймать Утку, для этого ему необходимо проникнуть в круг. А задача игроков, образующих круг, состоит в том, чтобы оберегать Утку от Селезня. Дети стоят в кругу, держатся за руки и поют песенку:

Селезень ловит Утку,

Молодой ловит серую.

Поди, утица, домой,

Поди, серая, домой.

У тебя семеро детей,

Восьмой – Селезень.

Закончив песенку, дети поднимают руки, Селезень пытается поймать Утку, забегая в круг, Утка должна выскочить из круга.

Игра «Капуста».

 Рисуется круг – «огород». На середину круга играющие складывают шапки, варежки, шарфы, платки и прочее, обозначающее одежду капусты. Все участники игры стоят за кругом, а один из ребят выбирается «Хозяином» огорода. Он садится рядом с «капустой». «Хозяин», изображая движениями воображаемую работу, поет:

Я на камушке сижу,

Мелки колышки держу.

Мелки колышки держу,

Огород свой горожу.

Чтоб капусту не украли,

В огород не прибежали

Волк и лисица, бобер и куница,

Заяц усатый, медведь косолапый.

Дети стараются быстро забежать в огород, схватить капусту и убежать. Кого «Хозяин» поймает, тот выбывает из игры. Игрок, который больше всех унесет «капусты», объявляется победителем.

Воспитатель:

- А теперь нам пора возвращаться в детский сад, становитесь на ковер самолет(звучит гул самолета). Сегодня мы с вами немного путешествовали по прошлому нашего народа, играли в игры, придуманные им. Давайте еще раз вспомним и закрепим названия этих игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие устной речи детей через русские народные сказки

Консультация для педагогов и родителей....

Развитие речи детей через устное народное творчество

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, и наряду с основными методами и приёмами речевого развития дошкольников можно и нужно использовать этот богат...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию «Литературная викторина по русским народным сказкам» в младшей группе

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию «Литературная викторина по русским народным сказкам» в младшей группеТема:   Литературная викто...

Педагогический проект "Развитие речи детей посредством русской народной сказки"

Цель проекта:Продолжать развивать речь, познавательные и коммуникативные способности детей через ознакомление с русскими народными сказками и театрализованную деятельность.Развитие творческих, познава...

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по «Речевому развитию» на тему «Пересказ русской народной сказки «Три медведя» (средняя группа)

Педагогическая цель: познакомить с русской народной сказкой «Три медведя», помочь оценить поступки героев; продолжать формировать навыки рассматривания книги; учить детей пересказывать сказку полно, п...