Картотека Триз игр.
картотека по развитию речи

Голованова Елена Александровна

ТРИЗ — это Теория решения изобретательских задач, она была создана писателем-фантастом и изобретателем Генрихом Сауловичем Альтшуллером.Что  же даёт ТРИЗ маленьким детям? У дошкольников развиваются умения классифицировать, систематизировать, преобразовывать объекты материального мира, формируются исследовательские навыки, развивается творческое воображение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii_triz.docx28.8 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые технологии.

Картотека ТРИЗ игр.

Обучение составлению сравнений.

«Какой объект?»
Учить детей выделять разные признаки в объекте.

 Воспитатель называет слово, а дети перечисляют признаки названного предмета.

«Цепочка».
Учить детей выделять разные признаки у объектов.

Ведущий показывает картинку с изображением объекта, дети называют его. Затем картинка передаётся другому ребёнку, который должен назвать один из признаков объекта и передать её следующему. Нужно назвать как можно больше признаков и не повториться.

«Угадай по описанию».
Учить детей по названным признакам определять объект.

 Ведущий показывает картинку с изображённым объектом только одному ребёнку. Он описывает его (не называя) так, чтобы остальные играющие догадались, о каком объекте идёт речь. Правило: ведущий описывает объект от общего к частному.

«Выбери признак, который есть у других объектов».
Учить детей выделять характерный и специфичный признак объекта. Ведущий называет объект. Играющие называют признаки этого объекта. Из всех перечисленных признаков выбирают один характерный и один специфичный (очки круглые, солнечные).

Давай поменяемся».
Учить детей переносить признак одного объекта на другой и объяснять практическое использование нового объекта.

Воспитатель раздаёт картинки. Дети перечисляют признаки своих объектов. Затем воспитатель меняет признаки у объектов и предлагает объяснить, как будет выглядеть объект с новым признаком и как его можно будет использовать (игра проводится с подгруппой в 4 – 5 человек).

«Необычный подарок».
Учить детей переносить признак одного объекта на другой и объяснять практическое использование нового объекта.

Ведущий спрашивает, какой подарок хотел бы получить ребёнок и как он должен выглядеть. Опрашивается 2 – 3 ребёнка. Названные признаки «подарков» объектов меняются между собой. Каждый играющий описывает, как будет выглядеть новый «подарок» и как он будет с ним играть, для чего подарку нужен новый признак.

«Невпопад».
Учить детей объяснять несвойственные объекту действия.

Ведущий называет предмет и бросает мяч ребёнку. Он называет любое действие невпопад — несвойственное этому предмету. Интересные словосочетания объясняются детьми: как выглядит, в каких ситуациях нужна эта вещь (расчёска пищит) в реальной жизни.

«Что такое же у другого объекта?»
Учить детей выявлять признаки объекта (функция, части). Учить составлять загадки по моделям «Как…», «Но не…»

Ведущий называет объект (самовар). Дети определяют признаки, отвечающие на вопрос «Какой?», и перечисляют признаки объекта (блестящий, дымящийся, пыхтящий). К каждому признаку подбирается объект, у которого он явно выражен (блестящий — монета, дымящийся — вулкан, пыхтящий — ёжик). Составляется текст загадки со связками «Как…», «Но не…». Произносится текст загадки: «Самовар: блестящий, как монета, дымящийся, как вулкан, пыхтящий, но не ёжик».


Что умеет делать?
Цель: формирование умения выявлять функции объекта
Правила игры: Воспитатель называет объект. (Объект можно показать или загадать с помощью игры «Да-Нет» или загадки). Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.
Ход игры: 
Воспитатель: Телевизор.
Дети: Может сломаться, может показывать разные фильмы, мультфильмы, песни, может пылиться, включаться, выключаться.
Воспитатель: Что может мяч?
Дети: Прыгать, катиться, плавать, сдуться, потеряться, лопнуть, подпрыгивать, пачкаться, лежать.
Воспитатель: Давайте пофантазируем. Наш мяч попал в сказку «Колобок». Как он может помочь Колобку?
Примечание: Можно перемещать объект в фантастические, нереальные ситуации и смотреть, какими дополнительными функциями обладает объект.
Базис личностной культуры.
Воспитатель: Вежливый человек — это какой и что умеет делать?
Дети: Здороваться, вежливо провожать гостей, заботиться о больном человеке или собаке, он может уступать место в автобусе или трамвае старушке, а ещё сумку донести.
Воспитатель: Ещё?
Дети: Выручить из беды или трудного положения другого человека.
Воспитатель: Что может растение?
Дети: Расти, пить воду, расцветать, закрываться, может качаться от ветра, может погибнуть, может вкусно пахнуть, а может и невкусно, может колоться.
Воспитатель: Что может слон?
Дети: Слон умеет ходить, дышать, расти. Слон добывает себе пищу, перевозит грузы, людей, выступает в цирке. Он помогает людям в хозяйстве: бревна даже таскает.
Воспитатель: Что может дождь?
Дети: Растворить лёд.

Раньше-позже.
Цель: учить детей составлять логическую цепочку действий, закреплять понятия «сегодня», «завтра», «вчера»… развивать речь, память.
Правила игры: 
Воспитатель называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом (моделирование действия). Для наглядности можно использовать ось времени, где будет видна пошаговая последовательность событий вперёд или назад.
Ход игры: 
Воспитатель: Мы сейчас с вами на прогулке. А что было до того, как мы вышли на прогулку?
Дети: Мы одевались на прогулку.
Воспитатель: А до этого?
Дети: Перед тем как одеться, мы складывали игрушки, а до этого мы играли в строителей, а ещё раньше завтракали…
Воспитатель: Мы пришли с прогулки. Что будет дальше?
Дети: Мы разденемся, помоем руки, дежурные накроют столы….
Воспитатель: Я сшила платье. А что я сделала раньше? Покажите мне!
Дети: Вы пошли в магазин, купили ткань (ребёнок молча показывает действиями), взяли ножницы, раскроили ткань….
При закреплении понятий «сегодня», «завтра», «вчера»…
Воспитатель: Какой сегодня день недели?
Дети: Вторник.
Воспитатель: А какой день недели был вчера?
Дети: Понедельник.
Воспитатель: Какой день недели будет завтра? А послезавтра?…

Паравозик.
Цель: учить выстраивать логические цепочки, развивать внимание память, мышление.
Правила игры: 
Воспитатель готовит 5–6 вариантов изображения одного объекта в разные временные периоды: дерево или птица, или цветок, человек и так далее (объекты живой системы). Карточки с изображением одного объекта раздаются играющим.
Ход игры: 
Ведущий — педагог, а позже ребёнок-паровозик, а остальные дети — вагончики. Выстраивается «поезд времени».
оспитательВ: Давайте отправимся на поезде времени человека. На столе вразнобой изображения младенца, маленькой девочки и мальчика, школьника, подростка, взрослого, пожилого человека.
Каждый ребёнок выбирает понравившуюся ему картинку. Ведущий берёт свою, встаёт, а за ним встаёт ребёнок со следующей по смыслу картинкой и так далее.
(При ознакомлении с понятиями «система сейчас», «система в прошлом», «система в будущем»).

(При расширении представления о росте и развитии представителей животного мира, при наблюдениях за обитателями уголка природы, а также ознакомлении с временами года).
Воспитатель: Вот картинка с изображением зелёного листика. (Заранее подобраны картинки листика в разные временные отрезки: жёлтый листочек, опавший листочек, листик под снегом, маленький листик со светло-зелёной окраской и так далее).
Дети выбирают картинки и выстраиваются в паровозик.
Воспитатель: Какое сейчас время года?
Дети: Зима.
Воспитатель: Что происходит зимой?
Дети: Снег идёт, мороз.
Воспитатель: Это хорошо?
Дети: На санках можно кататься.
Воспитатель: На санках кататься плохо почему?
Дети: Упасть можно и удариться.
Воспитатель: Я ставлю первый вагончик поезда времени. На картинке снег идёт, на коньках катаются. Какое время года будет следующим?
Дети выбирают картинки.

Где живет?
Цель: на выявление надсистемных связей, развивать речь, мышление.
Правила игры: 
Воспитатель называет предметы окружающего мира. В младшем дошкольном возрасте — это неживые объекты из ближайшего окружения и объекты живой природы. Дети называют среду обитания живых объектов и местонахождение.
Ход игры: 
Воспитатель: Посмотрите, сколько здесь картинок! Выбирайте себе любую!
В более старшем возрасте объекты могут заранее загадываться самими детьми или ведущий каждому называет объект от себя. Если у воспитателя чёткая Цель: закрепить, например, раздел «Живая и неживая система», то основной набор картинок должен состоять из объектов живой и неживой системы и так далее.
Воспитатель: Где живёт медведь?
Дети: В лесу, в зоопарке.
Воспитатель: А ещё?
Дети: В мультфильмах, в фантиках конфетных.
Воспитатель: Где живёт собака?
Дети: В конуре, если она дом охраняет. В доме, прямо в квартире. А есть собаки, живущие на улице — бродячие.
Воспитатель: Где живёт подорожник?
Дети: На дорожке растёт. На лужайке и в поле. А ещё в аптеке. А когда я к ране прикладывал, то он на ноге у меня жил. А я пила его, значит, он в животике у меня был.
Воспитатель: Где живёт гвоздь?
Дети: В столе, на фабрике, у папы в гараже. В ящике для инструментов. На стене. В стуле. В моём ботинке!

Что будет, если…
Цель: на развитие мышления, речи, гибкость ума, воображения, знакомят со свойствами предметов, окружающим миром.
Правила игры.
Эта игра построена на вопросах и ответах. «Что будет, если в ванну с водой упадёт бумага, камень, жук?», «Что будет, если летом пойдёт снег?»
Вопросы могут быть разными — как житейские, так и «фантазийные», например: «Что будет, если ты окажешься на Марсе?»
Ход игры: 
Воспитатель задаёт вопрос ребёнку «Что будет, если в ванну с водой упадёт бумага». Ребёнок отвечает бумага намокнет, растает, поплывёт и т. д.

Солнышко.
Цель: на развитие мышления, речи, речи, гибкость ума, воображения.
Правила игры: 
Воспитатель начинает предложение, а ребёнок заканчивает. Например, дождь — идёт, а ещё… солнышко — светит… собака — лает… паровоз — мчится…
Ход игры: 
Можно объединить два предмета или живых существа и называть общие для них действия. Снег и лёд тают, птица и самолёт летают, зайчик и лягушка прыгают. Или одно действие и много предметов: плавает рыба, лодка, корабль, айсберг… А ещё? Греет солнышко, шуба, батарея… А ещё? Гудит машина, поезд…

Хорошо-плохо.
Цель: Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.
Правила игры: 
Воспитателем называется любой объект, явление, у которых определяются положительные и отрицательные свойства.
Ход игры.
1 вариант:
Воспитатель: Съесть конфету — хорошо. Почему?
Дети: Потому, что она сладкая.
Воспитатель: Съесть конфету — плохо. Почему?
Дети: Могут заболеть зубы.
То есть вопросы задаются по принципу: «что-то хорошо — почему?», «что-то плохо — почему?».
2 вариант:
Воспитатель: Съесть конфету — хорошо. Почему?
Дети: Потому что она сладкая.
Воспитатель: Сладкая конфета — это плохо. Почему?
Дети: Могут заболеть зубы.
Воспитатель: Зубы заболят — это хорошо. Почему?
Дети: Вовремя обратишься к врачу. А вдруг бы у тебя болели зубы, а ты не заметил.
То есть вопросы идут по цепочке.

Раз, два, три… ко мне беги!
Цель: на сравнение систем, учить выделять главный признак, развивать внимание, мышление.
Правила игры: 
Воспитатель раздаёт всем играющим картинки с изображением различных объектов. В зависимости от возраста содержание картинок меняется: в младших группах — это объекты ближайшего окружения, животные, а также явления природы и объекты неживой природы. Дети могут просто загадать какой-либо предмет без использования картинки. Дети встают на другом конце зала и по определённой установке воспитателя подбегают нему. Воспитатель анализирует, не ошибся ли играющий, выделяя какие-либо свойства системы.
Ход игры: 
«Раз, два, три, все, у кого есть крылья ко мне беги!» (Подбегают дети, у которых на картинке изображения самолёта, птицы…) Остальные дети стоят на месте.
Далее могут выбираться любые составляющие подсистемы (глаза, угол, колёса, запах, звук…). Воспитатель спрашивает у играющих, где у их объектов эти части.
Примечание: Можно использовать задания на над систему.
Например: «Раз, два, три, все, кто живёт в поле ко мне беги!» К воспитателю подбегают дети с изображением или загаданными объектами капусты, камня, песка, земли, мышки, травы, ветра, трактора. Ведущий спрашивает, в какие моменты трактор может находиться в поле (во время сева или сборки урожая).
Можно использовать задания на функцию объекта.
Например: «Раз, два, три, те, кто умеет петь ко мне беги!» К воспитателю подбегают дети с изображением птицы, человека, ветра, радио…
Интересно использование заданий на временную зависимость.
Например: «Раз, два, три, все, кто раньше был маленьким ко мне беги!» К воспитателю подбегают дети с изображением человека, птицы, цветка, ветра…Не подбегают дети с изображением трактора, земли, песка…
При формировании представления о некоторых растениях: «Раз, два, три, все, у кого есть листочки (стволы, стебли, корни, цветки) — ко мне беги. При формировании представлений о животных (глаза, шерсть, длинный пушистый хвост, копыта, рога…).

Уменьшаем и увеличиваем.
Цель игры: обогащать словарный запас детей, учить образовывать при помощи суффиксов: — ок, — чик, — чек, -ище.
Правила игры.
Скажите: «Я буду называть кого-нибудь или что-нибудь, а ты сделай его маленьким». Например, гриб — грибок, стул — стульчик, лист — листочек.
Следите за тем, чтобы ребёнок не называл вместо правильного ответа детёнышей животных: не заяц — зайчонок, а заяц — зайчик; не корова — телёнок, а корова — коровка.
То же самое можно делать и в обратном направлении. Взрослый называет «уменьшенное» слово, а ребёнок даёт его обычный вариант.
Такие же игры можно проводить с «увеличивающими» суффиксами: кот — котище, урок — урочище.

«Чем был – тем стал»

(проводится с начала средней группы)

Правила игры: Ведущий называет материал, а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют …

Ход игры: При уточнении понятия относительности размера

Воспитатель: Это было маленьким, а стало большим.

Дети: Был маленьким медвежонком, а стал взрослым медведем.

Воспитатель: Было деревом, а стало…Чем может стать дерево?

Дети: Домиком для берлоги, домик для бобра, берлога для медведя.

«Хорошо – плохо»

(проводится со 2 младшей группы)

Правила игры: Ведущим называется любой объект, явление, у которого определяются положительные и отрицательные свойства.

Вопросы задаются по принципу: «что-то хорошо – почему?», «что-то плохо – почему?» - идут по цепочке.

Ход игры:

Воспитатель: Лиса – это хорошо. Почему?

Дети: Потому что она красивая, пушистая, мягкая, рыженькая.

Воспитатель: Лиса – это плохо. Почему?

Дети: Потому что ворует кур и гусей, ест мышек и зайчиков.

«Волшебный светофор»

(проводится с начала средней группы)

Правила игры: У «Волшебного светофора» красный цвет означает подсистему объекта, желтый – систему, зеленый – надсистему. Таким образом рассматривается любой объект. Рассматриваемый предмет может висеть (лежать) перед ребенком, а может убираться после показа.

Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением животного.

Воспитатель: Если я подниму кружочек красного цвета – вы мне назовете части животного.

Если я подниму круг зеленого цвета, вы мне скажите, частью чего является животное. А если я подниму круг желтого цвета, то вы мне скажите для чего оно или какую пользу приносит.

Данная игра может использоваться при рассматривании картины по любой теме, в том числе и по теме «Животные».

Воспитатель: Если я подниму круг красного цвета – вы будете называть те объекты, которые вы видите на картине. Если я покажу вам круг желтого цвета, вы скажите, как эту картину можно назвать. А если я подниму зеленый круг – определите, частью чего является сюжет картины (природный мир. домашние, дикие животные).

Воспитатель: Заяц ( поднимает зеленый кружок).

Дети: Заяц относится к природному миру, к живой системе, к диким животным. Он живет в лесу.

Воспитатель: Поднимает красный кружок.

Дети: У зайца есть голова, уши, туловище, хвост, лапы, нос,  шерстка.

Воспитатель: Почему заяц меняет шубку зимой?

Дети: Чтобы скрываться от врагов: лисы, волка.

Воспитатель: поднимает желтый кружок.

Дети: Зайчик – это доброе, безобидно животное, он никого не обижает. Он нужен для того, чтобы в лесу жили животные и было красиво.

«Теремок»

(проводится со средней группы)

Правила игры: детям раздаются различные предметные картинки. Один ребенок выполняет роль едущего. Сидит в «теремке». Каждый приходящий в «Теремок» сможет туда попасть  только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются: «Тук-тук. Кто в теремочке живет?»

Примечание:  В ходе игры ведущий может менять установки: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты похож на меня». Или: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты отличаешься от меня». Похожести и различия могут быть по функции (по назначению предмета), по составным частям, по местонахождению или видовой принадлежности.

Ход игры:   Похожести у объектов живого мира.

Дети:  Тук-тук. Кто в теремочке живет?

Ведущий: Это я, лиса. А ты кто?

Дети:  А я волк, пусти меня к себе!

Ведущий: Пущу тебя к себе, если скажешь, чем ты лиса, похожа на меня, волка.

Дети: И ты, и я – дикие животные. У нас одинаковое строение: есть 4 лапы. Туловище, голова,2 уха,  шерсть, мы относимся к природному миру, живой природе. Мы живые, поэтому дышим и т.д.

Различия у объектов живого мира

Дети:  Тук-тук. Я заяц. Кто в теремочке живет? Пусти меня к себе!

Ведущий: Это я – белка. Пущу тебя к себе, если скажешь, чем мы с тобой отличаемся.

Дети: Заяц немного больше белки. У нас разный окрас (белка рыженькая, а заяц – зимой белый, а летом – серый), у нас разное питание (белка питается орешками, грибами сухими, а зайчик – травкой, корой деревьев, морковкой); белка живет на дереве в дупле, а заяц бегает по земле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека ТРИЗ игр

"ТРИЗ" – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию, так считал основатель теории Г.С.Альтшуллер и его последователи.Цели ТРИЗ - не просто развить...

Картотека ТРИЗ

Картотека ТРИЗ...

картотека ТРИЗ игр

Игры на формирование умения выделять функции объекта...

Картотека ТРИЗ игр для дошкольников.

Игры для детей 3-5 лет на развитие речи, логического мышления и др....

Картотека ТРИЗ игр

Картотека по ТРИЗ играм...

Картотека ТРИЗ 4-5 лет

Картотека ТРИЗ для детей среднего и старшего возраста...

КАРТОТЕКА ТРИЗ-РТВ игр интеллектуально-творческой направленности для детей дошкольного возраста.

ИГРЫ И ТРЕНИНГИ  НА  ФОРМИРОВАНИЕ У  ДЕТЕЙ  СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ;ДИДАКТИЧЕСКИЕ  ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ  НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ И КОРРЕКЦИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ  С...