Обзорная лекция на тему: " Роль и значение игровой деятельности в речевом развитии ребенка".
презентация по развитию речи

Обзорная лекция на тему: " Роль и значение игровой деятельности в речевом развитии ребенка".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль игры в речевом развитии дошкольника

Речь - это важный элемент человеческой деятельности. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

Большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения.

Выполняя функцию обучения, игра служит одним из основных средств развития речи детей. Она помогает усвоению и закреплению знаний. Использование игры повышает интерес детей к речи, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение речевого материала.

Игра - основной вид деятельности ребёнка и способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. Можно считать, что игра это подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования игры в целях разностороннего воспитания и речевого развития детей.

Основными задачами развития речи в детском саду являются:

1. Воспитание звуковой культуры речи. Работа по данному разделу включает: формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, развитие артикуляционного аппарата, развитие речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи и интонационными средствами выразительности.

2. Формирование грамматического строя речи. Проводится работа по обучению правильному образованию форм слов, словообразованию, совершенствованию синтаксического строя речи дошкольников.

3. Словарная работа включает в себя работу над правильным пониманием слов и употреблением их в контексте, обогащением словаря новыми словами, активизацией словаря, устранением из речи детей нелитературных слов.

4. Развитие связной речи направлено на овладение ребёнком следующими типами связных высказываний: описание, повествование, рассуждение; формирование умения употреблять в связном высказывании точные и образные слова, включать в текст повествования прямую речь и диалоги действующих лиц; обучение пересказу готового литературного текста без помощи взрослого.

Можно сказать, что все вышеперечисленные речевые задачи в той или иной степени могут быть решены в игровой деятельности.

С целью развития речи ребёнка следует подбирать игры, позволяющие реализовать ряд функцийразвлекательную, коммуникативную, диагностическую, коррекционную и функцию социализации. При организации игры педагог должен выбрать в качестве основной цели одну-две функции, которые будут для него наиболее важными.

В отечественной дошкольной педагогике сложилась классификация детских игр, базирующаяся по степени самостоятельности и творчества детей в игре. Наиболее популярная классификация разделила детские игры на две группы

I. Творческие игры:

1) режиссерские,

2) сюжетно-ролевые,

3) театрализованные,

4) игры со строительным материалом.

II. Игры с правилами:

1) подвижные игры,

2) дидактические игры.

В творческой ролевой игре, коммуникативной по своей природе, происходит дифференциация функций и форм речи. В ней совершенствуется диалогическая речь, формируются умения связной монологической речи. Ролевая игра способствует становлению и развитию регулирующей и планирующей функций речи. Новые потребности общения и ведущей игровой деятельности ведут к интенсивному овладению языком, его словарным богатством и грамматическим строем, в результате чего речь ребенка становится более ясной и связной.

Подвижные игры оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры. 

Игры-драматизации способствуют развитию речевой активности, выразительности речи, вкуса и интереса к художественному слову, художественно-речевой деятельности.

Дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, развивают навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.

Но не всякая игра положительно влияет на детскую речь. Например, ролевая игра хотя и активизирует речь, но не всегда способствует овладению значением слова и совершенствованию грамматической формы речи. А в случаях переучивания закрепляет неправильное словоупотребление, создает условия для возврата к старым неправильным формам. Это происходит потому, что в игре отражаются привычные для детей жизненные ситуации, в которых раньше складывались неправильные речевые стереотипы. Поведение детей в игре, анализ их высказываний позволяют сделать важные методические выводы: детская речь совершенствуется только под влиянием взрослого; в тех случаях, когда идет «переучивание», нужно сначала выработать прочный навык употребления правильного обозначения и только потом создавать условия для включения слова в самостоятельную игру детей.

 

Положительно влияют на речь детей участие педагога в детских играх, обсуждение замысла и хода игры, привлечение их внимания к слову, образец правильной и точной речи, беседы о проведенных и будущих играх.

Игры являются ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. В каждой игре заложен потенциал развития речи детей. Задача педагога заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, сформулировать правила, организовать пространство, выбрать подходящее время для организации игры, определить сюжет игры, подобрать игровой реквизит и грамотно организовать содержание игровой деятельности.

Систематическое применение игр в детском саду и вне его может послужить созданию благоприятных условий для развития всех сторон речи дошкольников и успешной подготовки детей к обучению в школе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Берёзка» Обзорная лекция «Роль и значение игровой деятельности в развитии речи дошкольника» Воспитатель Климина Анастасия Анатольевна г. Когалым 2019 г.

Слайд 2

«Речь - это важный элемент человеческой деятельности!» Д.С. Лихачёв

Слайд 3

Игра – одно из основных средств развития речи детей. Помогает усвоению и закреплению знаний Развивает сосредоточенность Повышает интерес детей к речи Обеспечивает лучшее усвоение речевого материала

Слайд 4

Игра – основной вид деятельности ребёнка. Использование игры Разностороннее воспитание Речевое развитие детей

Слайд 5

Основные задачи развития речи в детском саду: Воспитание звуковой культуры речи Формирование грамматического строя речи Развитие связной речи Словарная работа

Слайд 6

Воспитание звуковой культуры речи. Работа по данному разделу включает: формирование правильного звукопроизношения; развитие фонематического восприятия; развитие артикуляционного аппарата; развитие речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи и интонационными средствами выразительности.

Слайд 7

Формирование грамматического строя речи. Проводится работа по : обучению правильному образованию форм слов; словообразованию; совершенствованию синтаксического строя речи дошкольников.

Слайд 8

Словарная работа включает в себя работу над: правильным пониманием слов и употреблением их в контексте; обогащением словаря новыми словами; активизацией словаря; устранением из речи детей нелитературных слов.

Слайд 9

Развитие связной речи: овладение ребёнком следующими типами связных высказываний: описание, повествование, рассуждение; формирование умения употреблять в связном высказывании точные и образные слова, включать в текст повествования прямую речь и диалоги действующих лиц; обучение пересказу готового литературного текста без помощи взрослого.

Слайд 10

Функции игры: Развлекательная Коммуникативная Диагностическая Коррекционная Функция социализации

Слайд 11

Классификация детских игр: ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ Дидактические игры Подвижные игры Театрализованные Игры со строительным материалом Сюжетно-ролевые Режиссёрские

Слайд 12

ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ

Слайд 13

ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ

Слайд 14

Задачи педагога: Вызвать у детей интерес к игре Выбрать подходящее время для организации игры Сформулировать правила Грамотно организовать содержание игровой деятельности Организовать пространство Подобрать игровой реквизит Определить сюжет игры

Слайд 15

Творческих Вам успехов !!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

значения игровой деятельности в речевом развитии ребенка

рождается игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых....

Значение игровой деятельности в речевом развитии детей.

В статье описывается опыт работы в младших группах. Какие методы и приемы можно применять в занятиях с детьми по развитию речи....

Роль игровой деятельности в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста

В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском саду, с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов традиционные подходы к развитию речи ...

"Роль игровой деятельности в речевом развитии детей дошкольного возраста во взглядах Е.И Тихеевой"

В данной статье изложен материал о речевом развитии детей дошкольного возраста через игру....

Значение театрально – игровой деятельности для речевого развития слабослышащих детей.

Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализованная игра является эффективным средством социализации дошкольника...

Буклет: "Роль театрализованной деятельности в речевом развитии ребенка"

Театрализованная деятельность является эффективным средством в речевом развитии ребёнка дошкольника: активизации и совершенствовании словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения, н...