развитие речи ребёнка в семье
консультация по развитию речи

косенко надежда владимировна

несколько практических советов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_razvitie_rechi_rebenka_v_seme.docx18.09 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи ребенка в семье (Косенко Н. В.) (29.07.2016) для элктр. газеты

Правильная и красивая речь – это

богатство, которое может подарить

ребенку каждый родитель, и оно особенно

ценно, потому что останется с ним на всю жизнь.

     Первые впечатления об окружающей жизни ребенок получает в семье, поэтому они самые сильные и устойчивые. Сила влияния семьи в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных условиях и ситуациях. От того, на что и как направлено влияние семьи, во многом будет зависеть развитие ребенка.

 Наиболее значимые условия для развития речи ребенка с ОНР в семье условно можно разделить на две группы:

1) создание благоприятного психологического микроклимата в семье;

2) создание в семье полноценной речевой среды.

Благоприятный психологический климат в семье включает:

-адекватное отношение к речевому нарушению ребенка со стороны родителей;

-установление оптимального стиля общения с ребенком;

-установление эмоционального контакта с ребенком;

-создание психологически спокойной обстановки в семье и др.

Не менее важно создание полноценной речевой среды в семье: правильная речь в семье как образец для ребенка, эмоционально-значимое общение в семье, наличие детских книг, дидактических игр для развития речи, домашнее чтение, стимуляция детского творчества, специально организованные домашние занятия, создание щадящего общего и речевого режима для ребенка: полноценный сон и отдых, повышение защитных сил организма и закаливание, дозирование нагрузки, правильное витаминизированное питание и др. Необходимо в полной мере обеспечить ребенка предметами для детского творчества.

При отборе книг для детского чтения и рассказывания важно учитывать доступность литературного произведения, его сюжетную занимательность, литературную ценность. Очень важно неоднократно возвращаться к прочитанному ранее, повторять прочитанные стихи, учить выразительно их рассказывать, рассматривать иллюстрации, рисовать на темы прочитанного.

     Одним из важнейших условий для успешного развития ребенка с проблемной речью является организация специальных занятий дома с родителями. Такие занятия в первую очередь направлены на обогащение детского словаря и не требуют от родителей специальных педагогических навыков.

Так как ведущим видом деятельности дошкольного детства является игра, ознакомление с окружающим и обогащения детского словаря взрослым необходимо осуществлять, непосредственно играя с ребенком.

     Рассматривая и обследуя предметы, читая книги и рассматривая картинки, обследуя игрушки, играя в дидактические игры и упражнения, загадывая загадки необходимо большое внимание уделять названиям предметов и явлений, их свойствам, рассказыванию об этих свойствах в процессе игры и предметной деятельности, развивать умение сравнивать, противопоставлять, называть однородные предметы и подбирать обобщающее слово.

Целесообразно задавать дошкольникам вопросы типа: «Можно ли так сказать? Почему? Как сказать по - другому?».

Словарь дошкольника нуждается не только в количественном росте, но и в качественном совершенствовании.

Для этого нужно:

- постоянно проводить специальные лексические игры и упражнения на подбор смысловых оттенков, синонимов, антонимов, многозначных слов, игры на словоизменение и словообразование. Можно предложить детям закончить предложение, начатое родителем: дождик вымочит, а солнышко... (высушит); ночью темно, а днем... (светло); арбуз сладкий, а лимон … (кислый). Детям даются задания на нахождение синонимов к глаголам: кушать- есть, отыскать-найти, зябнуть-мёрзнуть, шалить-баловаться и т.д.

- Можно дать более сложное задание - закончить предложение, выбрав близкое по значению прилагательное: мальчик молчаливый, а девочка… (неразговорчивая); вчера был день тёплый, а сегодня…(жаркий).

- Задания по подбору многозначных глаголам и прилагательным существительных, например: кто и что бежит, ползёт, летит, растёт, плывёт; кто и что может быть горячим, жарким, тяжёлым, лёгким, крепким и т.д.

-Попросите ребёнка назвать какой формы предмет: круг…(круглый); какой лист? (калиновый); чей хвост? (собачий); из чего сделан предмет (дерево-деревянный).

-Игры, где нужно выбрать правильный ответ из предложенных, чтобы закончить фразу:

- «У сапога всегда есть ...» (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица);

- По аналогии с образцом подобрать пару к предложенному слову. Например:

- учитель - ученик, врач - ... (больные, палата, больной, термометр);

- Назвать обобщающее слово к каждой паре понятий. Например:

- окунь, карась - ...;

- лето, зима - ... и др.

- Развивать грамматические навыки (изменение слов по родам, числам, падежам), навыков словообразования (образование одного слова от другого: красный-краснеть; жёлтый-желтоватый;

- Игра «Чего не стало?» (дети усваивают формы родительного падежа единственного и множественного числа «не стало цыплят», «нет яблок»)

- Игра «Прятки» (активизация пространственных предлогов в, на, за, под, между, около) одновременно подводит ребёнка к усвоению падежных форм.

     В рамках развития связной речи родителям следует  учить спрашивать, отвечать, объяснять, возражать, подавать реплику. Для этого можно использовать беседы с детьми на разные темы, связанные с жизнью ребёнка в семье, детском саду, с его отношениями с друзьями и взрослыми, его интересам и впечатлениям. Важно развивать умение слушать собеседника, задавать вопросы и отвечать в зависимости от контекста. Необходимо предусмотреть работу с детьми, направленную на формирование умений составлять:

-Предложения по картинкам.

-Рассказ по сюжетной картинке

-Рассказ по серии картинок

-Рассказ по опорным словам и предложениям

-Пересказ

-Рассказ о каком-либо запомнившемся ребёнку празднике, фильме или событии.

Взрослым необходимо постоянное помнить о том, что их речь является образцом для ребёнка. Поэтому к речи взрослых представляются высокие требования:

-содержательность;

-лексическая, фонетическая, грамматическая правильность;

-смысловая выразительность;

-неторопливость;

-хорошая дикция;

-соблюдение правил речевого этикета;

-соответствие слова взрослого его делам.

Необходимо учить детей говорить спокойно, без крика, не перебивать говорящего, быть сдержанным, уметь терпеливо выслушивать других. Учить детей замечать ошибки в своей и чужой речи, исправлять их.

Что нужно делать:
 -создать в доме благоприятную атмосферу, всегда говорить четко и правильно, избегать ссор между родителями в присутствии малыша
 -беседовать с ребенком во время игр и прогулок, разучивать с ним стихи, много читать
 -не оставлять без внимания неправильное произношение звуков ребенком
 -проводить логопедические занятия для детей – желательно в игровой форме
 -развивать у ребенка слуховое внимание, тренировать артикуляционный аппарат, мелкую моторику рук
 -следить за своей речью, чтобы она была четкой, плавной, выразительной, умеренной по темпу
 -объяснять ребенку непонятные слова, встречающиеся в книжках
 -задавать ребенку конкретные вопросы и не торопить с ответом
Чего делать нельзя:
 -искажать звукопроизношение - «сюсюкать» с ребенком, говорить «детским» языком
-при общении с ребенком перегружать свою речь труднопроизносимыми и непонятными для них словами и оборотами
 -наказывать ребенка за неправильное произношение или передразнивать его
 -разрешать ребенку смотреть мультфильмы, где герои шепелявят, картавят или неправильно произносят звуки, чтобы избежать подражания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Развитие правильной речи ребёнка в семье»

Консультация для родителей«Развитие правильной речи ребёнка в семье»Автор: Петрова С.В., воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи МБДОУ №52 «Ласточка», г....

Консультация для родителей - "развитие речи ребёнка в семье"

В материале подсказка для родителей как помочь ребёнку преодалеть затруднения в развитии речи. В повседневном общении, в игре, применяя простейшие приёмы и упражнения, способствовать формированию прав...

Развитие речи ребёнка в семье

Советы родителям "Как отвечать на детские вопросы"...

Роль семьи в развитии речи ребёнка. Как помочь своему ребёнку?

Взаимодействие психического, физичекого и интеллектуального воспитания детей для успешного освоения речи в дошкольном возрасте...

Презентация "Развитие речи ребёнка в семье"

Развитие речи ребёнка в семье...

Консультация для родителей «Особенности развития речи ребёнка в семье».

Речь не является врождённой способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребёнка....