Главные вкладки

    Картотека дидактических игр в подготовительной группе.
    картотека по развитию речи (подготовительная группа)

    Якушева Оксана Михайловна

    Картотека дидактических игр в подготовительной группе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kartoteka_didakticheskih_igr_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx24.36 КБ

    Предварительный просмотр:

    Картотека дидактических игр в подготовительной группе.

    Название игры

    Цель

    Ход игры

     «Венок из предложений»

    Упражнение в составлении предложений.

    Воспитатель произносит простое предложение. Далее ребенок называет последнее слово и с ним уже придумывают предложение. Так игра продолжается по кругу.

    «Закончи слово»

    Развить умение делить слова на слоги.

    Дети становятся в круг. Педагог бросает любому ребенку мяч и говорит начало слова, а он должен бросить его назад и сказать конец слова. Например, ко -шка.

    «Волшебные кубики»  

    Развить слуховую и зрительную память, научить производить синтез слова.

     

    На стол кладут кубики, на каждой грани которого знакомые детям предметы, животные, явления. Воспитатель предлагает собрать любое слово, обращая внимания на первые звуки. Например, слон.

    Обратите внимание! Ребенок сначала находит кубик, на котором изображена картинка, начинающаяся со звука [с], потом [л]. Так он составляет слово.

    «Найди братца»

    Научить различать твердые и мягкие знаки в слове.

    Воспитатель выставляет предметные картинки в ряд. Дети должны разложить изображение в 2 ряда, чтобы первые звуки были «братцами» первых звуков ряда. Например, «Йогурт» первый звук [й]. Ребенок положит во второй ряд йога, первый звук в этом слове [й]. Значит, йогурт и йог -братцы.

    «Веселый поезд»

    Научить определять количество звуков в слове.

    В руке каждого малыша билет - предметная картинка. Воспитатель предлагает каждому определить количество звуков в слове и положить картинку в нужный вагон, соответствующий количеству звуков в слове.

    «Сколько букв»

    Научить ребенка считать и распознавать буквы в слове.

    Педагог включает презентацию с изображением предметов, явлений или использует подготовленные карточки. Показывая на картинку, он просит сосчитать количество букв в слове. Можно усложнить задачу. Например, попросить сосчитать звуки или количество гласных букв.

    Обратите внимание! Применение дидактических игр помогает педагогу в подготовительной группе воздействовать на интеллект, укреплять и развивать речь.

    Можно сказать, что это сложное, многослойное педагогическое явление, которое развивает ребенка всесторонне, поэтому их использование обязательно для детей дошкольного возраста.

    «Кто как разговаривает?»

    Расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

    Педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос:

    Корова  мычит

    Тигр  рычи

    Змея шипит

    Комар пищит

    Собака лает

    Волк воет

    Утка крякает

    Свинья хрюкает

    «Кто где живёт?»

    Закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом  «в».

     

    Бросая  мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.

    Вариант 1.

    педагог: – Дети:

    Кто живёт в дупле? -Белка.

    Кто живёт в скворечнике? - Скворцы.

    Кто живёт в гнезде? -Птицы.

    Кто живёт в будке?-Собака.

    Кто живёт в улье? -Пчёлы

    Кто живёт в  норе? -Лиса.

    Кто живёт в логове? -Волк.

    Кто живёт в берлоге? -Медведь.

    Вариант 2.

    педагог: - Дети:

    Где живёт медведь? - В берлоге.

    Где живёт волк? - В логове.

    Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».

    «Подскажи словечко»

    Развитие мышления, быстроты реакции.

    Педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает:

    – Ворона каркает, а сорока?

    Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить:

    – Сорока стрекочет.

    Примеры вопросов:

    – Сова летает, а кролик?

    – Корова ест сено, а лиса?

    – Крот роет норки, а сорока?

    – Петух кукарекает, а курица?

    – Лягушка квакает, а лошадь?

    – У коровы телёнок, а у овцы?

    – У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

    «Что происходит в природе?»

     

    Закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

     

    Педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.

    Игру желательно проводить по темам.

    Пример: Тема «Весна»

    педагог: - Дети:

    Солнце – что делает? -Светит, греет.

    Ручьи – что делают? -Бегут, журчат.

    Снег – что делает? -Темнеет, тает.

    Птицы – что делают? -Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни.

    Капель – что делает? -Звенит, капает.

    Медведь – что делает? -Просыпается, вылезает из берлоги.

    «Кто как передвигается?»

     

    Обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости.

     

    Педагог, бросая мяч каждому ребёнку, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.

    педагог: - Дети:

    Собака - стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит (кошка, мышка…)

    «Горячий – холодный»

     

    Закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

    Педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч , называет другое – с противоположным значением.

    педагог: - Дети:

    Горячий - холодный

    Хороший - плохой

    Умный - глупый

    Весёлый - грустный

    Острый - тупой

    Гладкий - шероховатый

    «Из чего сделано?»

    Закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

    Педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные».

    педагог: - Дети:

    Рукавички из меха -меховые

    Таз из меди - медный

    Ваза из хрусталя -хрустальная

    Рукавички из шерсти -шерстяные

    «Кто кем был?»

    Развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

    Педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:

    Цыплёнок – яйцом                                           Хлеб – мукой

    Лошадь – жеребёнком                                     Шкаф – доской

    Корова – телёнком                                            Велосипед – железом

    Дуд – жёлудем                                                    Рубашка – тканью

    Рыба – икринкой                                               Ботинки – кожей

    Яблоня – семечкой

    Дом – кирпичём

    Лягушка – головастиком                                 Сильный – слабым

    Бабочка – гусеницей                                         Взрослый – ребёнком

    «Что звучит?»

     

    Развитие слухового внимания и наблюдательности.

    Педагог за ширмой играет на различных музыкальных инструментах (бубен, колокольчик, деревянные ложки). Дети должны отгадать что звучит.

    «Что бывает осенью?»

    Учить временам года, их последовательности и  основным признакам.

    На столе лежат вперемешку картинки с изображением различных сезонных явлений (идёт снег, цветущий луг, осенний лес, люди в плащах и с зонтами и т.д.). Ребёнок выбирает картинки, где изображены только осенние явления и называет их.

    «Лови да бросай – цвета называй»

    Подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.

    Педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.

    педагог:- Дети:

    Красный - мак, огонь, флаг

    Оранжевый - апельсин, морковь, заря

    Жёлтый - цыплёнок, солнце, репа

    Зелёный-огурец, трава, лес

    Голубой  - небо, лёд, незабудки

    Синий - колокольчик, море, небо

    Фиолетовый - слива, сирень, сумерки

    «Чья голова?»

    Расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных.

    Педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «У вороны голова…», а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья».

    Например:

    У рыси голова – рысья

    У рыбы – рыбья

    У кошки – кошачья

    У сороки – сорочья

    У лошади – лошадиная

    У орла – орлиная

    У верблюда – верблюжья

    «Один – много»

    Закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

    Педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе.

    Пример:

    Стол – столы             стул – стулья

    Гора – горы               лист – листья

    Дом – дома                носок – носки

    Глаз – глаза              кусок – куски

    День – дни                прыжок – прыжки

    Сон – сны                  гусёнок – гусята

    Лоб – лбы                 тигрёнок – тигрята

    «Что бывает круглым?»

    Расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.

    Педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч.

    – что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…)

    – что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…)

    – что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…)

    – что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)

    «Подбери словечко»

    Развитие навыков словообразования, подбор родственных слов.

    Например, пчела – пчёлка, пчёлочка, пчелиный, пчеловод, пчёлы и т.д.

    «Обобщающие понятия»

    Расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

    Вариант 1.

    Ход: педагог называет обобщающее понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч, должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию предметы.

    педагог:- Дети:

    Овощи – картофель, капуста, помидор, огурец, редиска.

    Вариант 2. Педагог  называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова.

    педагог: Дети:

    Огурец, помидор - Овощи.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    картотека дидактических игр для подготовительной группы в ДОУ

    методический материал для работы с детьми дошкольного возраста...

    Картотека дидактических игр для подготовительной группы

    Дидактические игры являются эффективным средством в обучении и воспитании детей дошкольного возраста.Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить актив...

    Картотека дидактических игр в подготовительной группе

    Картотека дидактических игрдля детей подготовительной группы по образовательным областям  ФГОСРечевое  развитие                      ...

    Картотека дидактических игр в подготовительной группе

    Картотека дидактических игр для детей подготовительной  группы  по образовательным областям  ФГОС...

    Картотека дидактических игр для подготовительной группы

    1 «Что вокруг нас?».Цель: научить делить дву- и трехсложные слова на части, произносить каждую часть слова.Ход игры. На прогулке дети отыскивают вокруг себя то, что имеет в названии одну часть (мяч, м...

    Картотека дидактических игр в подготовительной группе по развитию речи

    Упражнять детей в составлении предложений, развивать умение детей делить слова на слоги, Закреплять навыки звукового анализа слова, упражнять в различении гласных и согласных звуков, активизирова...

    Картотека дидактических игр для подготовительной группы.

    Картотека дидактических игр по ФЭМП в подготовительной группе....