Картотека игр по развитию речи «Игры с мячом».
методическая разработка по развитию речи

Нехай Анастасия Валерьевна

В данной картотеке представлены игры с мячом  для детей дошкольного возраста, которые могут быть использованы на занятиях по развитию речи и в повседневной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igry_s_myachom.docx538.88 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека по развитию речи

«Игры с мячом».

http://dutsadok.com.ua/clipart/ljudi/1789fceed194.png


Оглавление

Игра «Кто кем был?»        3

Игра «Обобщающие понятия»        3

Игра с мячом «Животные и их детёныши»        4

Игра с мячом «Кто как разговаривает?»        4

Игра «Подскажи словечко»        4

Игра «Кто где живёт?»        5

Игра «Мяч бросай и овощи называй»        5

Игра «Кто может совершать эти действия?»        6

Игра «Горячий – холодный»        6

Игра «Из чего сделано?»        6

Игра «Лови да бросай – цвета называй»        7

Игра «Весёлый счет»        7

Игра «Что бывает круглым?»        8

Игра « Хорошо – плохо»        8

Игра  «Чей домик?» или «Кто где живет?»        8

Игра «Я знаю три (четыре, пять…)  названия животных » или  «Я знаю три (четыре, пять…)  имени девочек (пять имен мальчиков) »        9

Игра «Чья голова?»        9

Игра « Четвёртый лишний»        9

Игра «Из чего сделано?»        10

Игра «Скажи ласково»        10

Игра «Составь предложение"        11

Игра «Кто чем занимается? »        11

Игра «Один – много»        11

Игра «Кто может совершать эти движения? »        12

Игра «Что происходит в природе? »        12

Игра «Где мяч? »        12

Игра «Вчера, сегодня, завтра»        13

Игра «Утро, день, вечер, ночь»        13

Игра «Месяцы и их последовательность»        13

Игра «Что за чем?»        14

Игра «Кто кем будет? »        14

Игра «Семья»        15

Игра «Бывает — не бывает»        15

Игра «Лови, бросай, дни недели называй»        15


  Игра «Кто кем был?»

Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

Ход игры: взрослый, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:

Цыплёнок – яйцом                                        Хлеб – мукой

Лошадь – жеребёнком                                     шкаф – доской

Корова – телёнком                                       велосипед – железом

Дуб – жёлудем                                           рубашка – тканью

Рыба – икринкой                                         ботинки – кожей

Яблоня – семечкой                                       дом – кирпичом

Лягушка – головастиком                                 сильный – слабым

Бабочка – гусеницей                                     взрослый – ребёнком

   

 Игра «Обобщающие понятия»

Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Вариант 1.

Ход игры: взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч логопеду, должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию предметы.

 Взрослый -  Дети

 Овощи - картофель, капуста, помидор, огурец, редиска.

 Фрукты – яблоко, груша, лимон, апельсин, абрикос, слива.

 Ягоды -  малина, клубника, ежевика, арбуз, черника.

 Деревья – берёза, ель, сосна, дуб, липа, тополь, орех.

 Домашние животные – корова, лошадь, коза, овца, кролик, баран, кошка, собака.

 Дикие животные – тигр, лев, волк, лиса, белка, заяц, медведь, лось.

 Перелётные птицы – стриж, ласточка, грач, скворец, аист, цапля, журавль.

 Зимующие птицы – голубь, ворона, сорока, воробей, дятел, сова.

 Мебель - стул, стол, кресло, диван, шкаф, кровать, софа.

 Посуда – тарелка, ложка, вилка, нож, чайник, чашка, блюдце.

 Одежда – пальто, платье, свитер, юбка, брюки, майка, трусы.

 Обувь – туфли, сапоги, ботинки, тапочки, босоножки.

 Игрушки – кукла, машинка, мишка, пирамидка, юла, мяч.

 Инструменты – пила, топор, дрель, рубанок, молоток, плоскогубцы.

 Транспорт – трамвай, троллейбус, автобус, поезд, самолёт, пароход.


Игра с мячом «Животные и их детёныши»

Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

Ход игры: Бросая мяч ребёнку, взрослый называет какое-либо животное, а ребёнку, возвращая мяч взрослому, называет детёныша этого животного.

 Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей.

Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок.

Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок.

Группа 3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.

 Игра с мячом «Кто как разговаривает?»

Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

Ход: Взрослый поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос:

 Корова  мычит

 Тигр  рычит

 Змея шипит

 Комар пищит

 Собака лает

 Волк воет

 Утка крякает

 Свинья хрюкает

Вариант 2. Взрослый бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д.

 

Игра «Подскажи словечко»

Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

Ход: Взрослый, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает:

 -Ворона каркает, а сорока?

 Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить:

 -Сорока стрекочет.

Примеры вопросов:

 -Сова летает, а кролик?

 -Корова ест сено, а лиса?

 -Крот роет норки, а сорока?

 -Петух кукарекает, а курица?

 -Лягушка квакает, а лошадь?

Игра «Кто где живёт?»

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом  «в».

Ход: Бросая  мяч поочерёдно каждому ребёнку, взрослый задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.

Вариант 1.

 Взрослый – Дети

 Кто живёт в дупле? – Белка.

 Кто живёт в скворечнике? – Скворцы.

 Кто живёт в гнезде? – Птицы: ласточки, кукушки, сойки.

 Кто живёт в будке? – Собака.

 Кто живёт в улье? – Пчёлы.

 Кто живёт в  норе? – Лиса.

 Кто живёт в логове? – Волк.

 Кто живёт в берлоге?-  Медведь.

Вариант 2.

 Взрослый – Дети

 Где живёт медведь? – В берлоге.

 Где живёт волк? – В логове.

Вариант 3.

 Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».

 

 

Игра «Мяч бросай и овощи называй»

В зависимости от темы игры возможны варианты: «Мяч бросай, четко фрукты называй» или «Мяч бросай, транспорт быстро называй».

Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Вариант 1.

Ход игры. Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.

Взрослый: - Овощи;

Дети: - Картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, свекла, морковь.

Взрослый: - Фрукты; Дети: - Яблоко, груша, лимон, мандарин, апельсин, абрикос.

Взрослый: - Ягоды;

Дети: - Малина, клубника, смородина, брусника, черника, ежевика.

Взрослый: - Деревья;

Дети: - Береза, ель, сосна, дуб, липа, тополь. и т. д.

Игра «Кто может совершать эти действия?»

Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход: взрослый, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.

 Взрослый – Дети

 Идёт - человек, животное, поезд, пароход, дождь…

 Бежит – ручей, время, животное, человек, дорога…

 Летит – птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт…

 Плывёт - рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…

Игра «Горячий – холодный»

Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

Ход: взрослый, бросая мяч ребёнка, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч, называет другое – с противоположным значением.

 Взрослый – Дети

 Горячий – холодный

 Хороший – плохой

 Умный – глупый

 Весёлый – грустный

 Острый – тупой

 Гладкий – шероховатый

 Лёгкий -  тяжёлый

 Глубокий – мелкий

 Светлый – тёмный

 Добрый – злой

 

Игра «Из чего сделано?»

Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Ход: взрослый, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает: «Кожаные».

 Взрослый -  Дети

 Рукавички из меха – меховые

 Таз из меди – медный

 Ваза из хрусталя – хрустальная

 Рукавички из шерсти – шерстяные

 

Игра «Лови да бросай – цвета называй»

Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.

Ход: взрослый, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.

 Взрослый -  Дети

 Красный – мак, огонь, флаг

 Оранжевый – апельсин, морковь, заря

 Жёлтый  – цыплёнок, солнце, репа

 Зелёный – огурец, трава, лес

 Голубой – небо, лёд, незабудки

 Синий-  колокольчик, море, небо

 Фиолетовый – слива, сирень, сумерки

 

Игра «Весёлый счет»

Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.

Ход: взрослый бросает мяч ребёнку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребёнок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять», «шесть», «семь», «восемь».

Пример:

 Один стол – пять столов

 Один слон – пять слонов

 Один журавль – пять журавлей

 Один лебедь – пять лебедей

 Одна гайка -  пять гаек

 Одна шишка – пять шишек

 Один гусёнок – пять гусят

 Один цыплёнок – пять цыплят

 Один заяц – пять зайцев

 Одна шапка – пять шапок

 Одна банка – пять банок

 Одна пуговица – пять пуговиц

 Одна мыльница – пять мыльниц


 Игра «Что бывает круглым?»

Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход: логопед, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч логопеду.

 -что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…)

 -что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…)

 -что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…)

 -что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)

Игра « Хорошо – плохо»

Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения.

Ход: логопед задаёт тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в погодных явлениях.

Взрослый: Дождь.

Дети: Дождь – это хорошо: смывает пыль с домов и  деревьев,  полезен для земли и будущего урожая, но плохо -  намочит нас, бывает холодным.

Взрослый: Город.

Дети: Хорошо, что я живу в городе: можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо – не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.

 Игра  «Чей домик?» или «Кто где живет?»

Кто в берлоге, кто в норе?

Назови-ка поскорей!

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

Ход игры. Бросая мяч поочередно каждому ребенку, логопед задает вопрос, а ребенок, возвращая логопеду мяч, отвечает.

Вариант 1.

Логопед: Кто живет в дупле?

Дети: Белка.

Кто живет в скворечнике?

Скворцы.

Кто живет в гнезде?

Птицы: ласточки, кукушки сойки и т. д.

Кто живет в будке? Собака

Кто живет в улье? Пчелы

Кто живет в норе? Лиса.

Кто живет в логове? Волк

Кто живет в берлоге? Медведь

Игра «Я знаю три (четыре, пять…)  названия животных » или  «Я знаю три (четыре, пять…)  имени девочек (пять имен мальчиков) »

Раз и два, и три, четыре

Все мы знаем в этом мире.

Цель: расширение словарного запаса детей за счет употребления обобщающих слов, развитие быстроты реакции, ловкости.

Ход игры. Ребенок, подбрасывая или ударяя мячом об пол, произносит: «Я знаю пять имен мальчиков: Саша, Витя, Коля, Андрей, Володя». Можно использовать следующие виды движений: бросание мяча об пол одной или двумя руками и ловля двумя руками; бросание мяча вверх двумя руками и ловля двумя руками; отбивание мяча правой и левой рукой на месте.

Игра «Чья голова?»

Цель: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных.

Ход: взрослый, бросая мяч ребёнку, говорит: «У вороны голова…», а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья».

Например:

 У рыси голова – рысья

 У рыбы – рыбья

 У кошки – кошачья

 У сороки – сорочья

 У лошади – лошадиная

 У орла – орлиная

 У верблюда – верблюжья

 

Игра « Четвёртый лишний»

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

Ход: взрослый, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее.

Например: голубой, красный, зелёный, спелый.

 Кабачок, огурец, тыква, лимон.

 Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.


Игра «Из чего сделано?»

Вот предмет, а из чего

Люди сделали его?

Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Методическое указание. Предварительно ребенку объясняется, что если какой-нибудь предмет сделан из дерева, то он деревянный, а если из железа, то он железный, и т. д. Затем проводится работа по картинкам, после чего можно закреплять данную тему в игре с мячом.

Ход игры. Логопед, бросая мяч ребенку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч логопеду, отвечает: «Кожаные».

Логопед: Рукавички из меха.

Дети:  Меховые.

Тазик из меди. Медный;

Медвежонок из плюша. Плюшевый;

Рукавички из шерсти. Шерстяные;

Стакан из стекла. Стеклянный;

Ваза из хрусталя. Хрустальная.

Можно предложить детям составить предложения с данными словосочетаниями. Например: У Маши есть плюшевый мишка.

Игра «Скажи ласково»

Мячик маленький поймай,

Да словечком приласкай.

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

Ход игры. Логопед, бросая мяч ребенку, называет первое слово (например, шар, а ребенок, возвращая мяч логопед; называет второе слово (шарик). Слова можно cгpyппиpoвaть по сходству окончаний.

 Стол — столик, ключ — ключик.

Шапка — шапочка, белка — белочка.

Книга — книжечка, ложка — ложечка.

Голова — головка, картина — картинка.

Мыло — мыльце, зеркало — зеркальце.

 Кукла — куколка, свекла — свеколка.

Коса — косичка, вода — водичка.

Жук — жучок, дуб — дубок.

Вишня — вишенка, башня — башенка.

 Платье — платьице, кресло — креслице.

Перо — перышко, стекло — стеклышко.

Часы — часики, трусы — трусики.

Игра «Составь предложение"

Мячик прыгать я заставлю,

Предложение составлю.

Цель: развитие внимания, быстроты мыслительных операций.

Ход игры. Логопед бросает мяч кому-нибудь из детей,  произнося при этом несогласованные слова (например: «Девочка играть»).

Ребенок, поймав мяч, произносит предложение из этих слов («Девочка играет») и бросает мяч обратно логопеду.

Игра «Кто чем занимается? »

Никогда мы не забудем,

Что умеют делать люди.

Цель: закрепление знаний детей о профессии, обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания, ловкости.

Ход игры.

Вариант 1. Бросая или прокатывая мяч ребенку, логопед называет профессию, а ребенок, возвращая мяч логопеду, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии.

Логопед: строитель –

Дети: строит;

повар (варит (готовит) ;

носильщик (носит);

чертежник (чертит);

рабочий (работает);

уборщица (убирает);

 художник (рисует) и т. д.

Игра «Один – много»

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

Ход: взрослый бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе.

Пример:

 Стол – столы                             стул – стулья

 Гора – горы                              лист – листья

 Дом – дома                               носок – носки

 Глаз – глаза                             кусок – куски

 День – дни                               прыжок – прыжки

 Сон – сны                                гусёнок – гусята

 Лоб – лбы                                тигрёнок – тигрята

Игра «Кто может совершать эти движения? »

Кто и что — летит, бежит,

Ходит, плавает, лежит?

Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход игры. Логопед, бросая мяч ребенку, называет глагол, а ребенок, возвращая мяч логопеду, называет существительное, подходящее к названному глаголу.

Логопед:  Идет –

Дети:  Человек, животное, поезд, пароход, дождь, снег, град, время, дорога; Логопед: Бежит –  

Дети: Человек, животное, ручей, время;

Логопед: Летит – 

Дети:  Птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, комар, самолет, вертолет, ракета, спутник, время, телеграмма;

Логопед: Плывет –

Дети:  Рыба, кит, дельфин, лебедь, лодка, корабль, человек, облако.

Игра «Что происходит в природе? »

Человек легко находит,

Что в природе происходит.

Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

Ход игры. Логопед, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч логопеду, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам. Пример:

Тема «Весна»

 Логопед: Дети Солнце — что делает? Светит, греет.

Ручьи — что делают? Бегут, журчат.

Снег — что делает? Темнеет, тает.

Птицы — что делают? Прилетают, вьют гнезда поют песни.

Капель—  что делает? Звенит.

Медведь — что делает? Просыпается, выходит из берлоги.

       Игра «Где мяч? »

Мячик, мячик, где лежишь?

Ты от нас не убежишь.

Цель: закрепление в речи детей правильного употребления предлогов, развитие умения ориентироваться в пространстве, внимания.

Ход игры.

Дети выполняют задание с мячом: «Поднимите мяч над головой, положите мяч у правой ноги, положите мяч на ковер перед собой» и т. п. Вариант

Игра «Вчера, сегодня, завтра»

То, что было, то, что будет,

Каждый помнит — не забудет.

Цель: закрепление умения детей ориентироваться во времени, развитие внимания, ловкости, воображения, фразовой речи.

Ход игры. Ведущий бросает мяч по очереди всем играющим, задавая вопросы: Ты ответь мне, будь добра, Что ты делала вчера? Все ли сделал, что хотел? За сегодня что успел? Я еще узнать хотела — Что ты завтра будешь делать? Дети, возвращая мяч ведущему, отвечают на вопросы.

Вариант. Сидя в кругу, дети перекидывают мяч друг другу и рассказывают о том, что было с ними вчера, сегодня и что они собираются делать завтра. Содержание рассказов может быть как реальным, так и вымышленным.

Игра «Утро, день, вечер, ночь»

Утро, вечер, день и ночь

Навсегда уходят прочь.

Провожать их не спеши,

Что ты делал, расскажи.

Цель: закрепление умения детей ориентироваться во времени, закрепление названий частей суток, их последовательности; развитие внимания, ловкости.

Ход игры. Перебрасывая мяч различными способами (с ударами мяча об пол, перекатывание, передача мяча по кругу), дети отвечают на вопросы логопеда или ведущего и рассказывают, что они делали утром, днем, что будут делать вечером, ночью.

 • Что ты делал утром?

• Что ты делал вечером?

 Варианты. 1. «Назови «соседей» утра».

2. «Сначала вечер, а потом?. »

3. «Назови пропущенное слово» (Мы завтракаем утром, а обедаем...)

Игра «Месяцы и их последовательность»

Месяц к месяцу встает —

Каждый всех их назовет.

Цель: закрепление временных понятий в активном словаре ребенка.

Ход игры. Дети и логопед встают в круг. Логопед с детьми называют месяцы, бросая мяч об пол: «Январь, февраль, март».  Вместо следующего месяца, логопед называет имя ребенка: «Маша! ». Названный ребенок подхватывает мяч и продолжает называть месяцы, хлопая мячом об пол.

Игра «Что за чем?»

Что за чем у нас идет

Каждый год и круглый год?

Цель: Закрепление временных понятий в активном словаре ребенка, развитие мышления.

Ход игры. Играющие встают в круг. Ведущий бросает мяч по очереди играющим и задает вопросы. Например: «Зима. А что за нею? ». Игрок отвечает: «Весна», и бросает мяч ведущему.

Варианты вопросов:  «Зима. А что за нею? » — «Весна. А что за нею? »

 «Сколько месяцев в году? » «Назовите летние месяцы».

«Назовите первый месяц весны».  «Назовите последний месяц зимы».

«С какого месяца начинается осень?»

 «Каким месяцем заканчивается осень? »

Игра «Кто кем будет? »

Знаем мы с тобой о том,

Что бывает с кем потом.

Цель: развитие мышления, воображения, быстроты реакции, расширение словаря.

Ход игры. Ведущий, бросая мяч детям, задает вопросы: «Кем (чем) будет — яйцо,

цыпленок,

мальчик,

желудь,

семечко,

икринка,

гусеница,

мука,

железо,

кирпич,

ткань,

ученик,

больной,

 слабый» и т. д.

Дети, бросая мяч обратно, могут дать несколько вариантов ответа. Например: «Из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея и даже яичница».


Игра «Семья»

Кто вы мне и кто вам я,

Если вы — моя семья?

Цель: обучать детей разбираться в родственных отношениях, употреблять слова, обозначающие родство и родственников.

Ход игры. Логопед или ведущий, бросая мяч ребенку, задает вопрос, на который ребенок, возвращая мяч, должен ответить.

Примерные вопросы:

• Кем ты доводишься маме и папе?

 • Кто ты для бабушки и дедушки?

• У тебя сестра или брат?

• Назови двоюродных братьев и сестер.

• Кем являются для тебя родители твоих двоюродных братьев и сестер?

• А ты кто для них?

Игра «Бывает — не бывает»

Что же будет, что же нет?

Поскорее дай ответ!

Цель: расширение и закрепление активного словаря ребенка, развитие логического мышления.

Ход игры. Играющие встают в круг. Ведущий называет времена года. Например: «Лето». А затем, бросая мяч кому-нибудь из детей, называет явление природы. Например: «Ледоход».

Ребенок, поймавший мяч, должен сказать, бывает такое или не бывает. Игра идет по кругу. Кто ошибся, выходит из игры.

 Варианты явлений природы и сезонных изменений: иней, ледоход, капель, листопад, метель, заморозки, дождь, снег, град, гроза и т. д.

Усложнение. Дети дают полные ответы, объясняя возможность или невозможность того или иного явления природы в данное время года.

Игра «Лови, бросай, дни недели называй»

В календарь не зря глядели —

Все мы помним дни недели.

Цель: закрепление временных понятий в активном словаре ребенка.

Ход игры. Дети становятся в круг. Логопед или ведущий, бросая мяч кому-нибудь из детей, может начать с любого дня недели: «Я начну, ты продолжай, дни недели называй! Среда. »

Дети по очереди перебрасывают мяч друг другу и последовательно называют дни недели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по развитию речи "Игры с мячом"

Игры, направленные на уточнение, расширение, активизации словаря...

Картотека игр по развитию речи с мячом

1. Игра с перебрасыванием мяча «Мяч бросай и животных называй» В зависимости от темы игры возможны варианты: «Мяч бросай, четко фрукты называй» или «Мяч бросай, тран...

Картотека по развитию речи «Игры с мячом».

В зависимости от темы игры возможны варианты: «Мяч бросай, четко фрукты называй» или «Мяч бросай, транспорт быстро называй»....

Картотека по развитию речи «Игры с мячом»

ОглавлениеИгра «Кто кем был?»        3Игра «Обобщающие понятия»        3Игра с мячом «Живо...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ. ИГРЫ С МЯЧОМ.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"27476313","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

"Дидактические игры по развитию речи, игры с мячом"

Развитие речи детей – одна из основных задач познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста. Она включает в себя не только развитие свободного общения со взрослыми и детьми, но и развити...