РАССКАЗЫВАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ И ДОМА
статья по развитию речи

Рассказ сам по себе является могучим орудием воспитателя. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasskazyvanie.docx15.53 КБ

Предварительный просмотр:

      РАССКАЗЫВАНИЕ
     В ДЕТСКОМ САДУ И ДОМА

 В детских садах до последнего времени рассказывание не входило в
программу занятий с детьми, т.к. ему не придавалось того большого
педагогического значения, какое оно имеет, и носило чисто случай-
ный характер: воспитатель могла рассказывать детям и не рассказы-
вать, по своему желанию, причем выбор материала при рассказыва-
нии не подчинялся никаким заранее составленным планам или зада-
чам.
А между тем здесь именно рассказывание является наиболее ценным
воспитательным и образовательным приемом, так как в этом возрасте
детям совсем еще недоступна книга.
 Рассказывание взрослых заменяется обыкновенно в детском саду
«беседами», но ведь беседа с детьми и рассказ воспитателя – две вещи
совершенно разные и заменить друг друга, конечно, не могут.
  Беседа знакомит воспитателя с уровнем развития ребёнка, выясняет
запас его сведений и большую или меньшую обоснованность и связно-
сть их;  ребёнку беседа помогает уяснить и , так сказать, привести в по-
рядок, в связь, те отрывочные знания, которые накопились за предыду-
щие годы, и получить новые. Рассказывание же дает, прежде всего, эсте-
тическое наслаждение и, как таковое, влияет на весь психический мир
ребёнка, заставляя его «переживать» те или другие чувства и настроения.
   Таким образом, оставляя большое значение за беседами,- необходимо
дать место в детском саду и рассказыванию, как особому воспитательному
воздействию, причем следует внимательно и серьёзно изучить этот новый
прием.
   В семье рассказывание практикуются больше.
   Раньше детям всегда рассказывали – бабушки, матери, няни, так как это
лучший способ отвлечь и развлечь  ребенка.
   Большим искусством считалось умение рассказывать сказки и небылицы,
да так, будто драгоценными камнями сыпать.
    В наше время  самым маленьким обыкновенно показывают картинки и
говорят про них; детям постарше – рассказывают сказки или что-нибудь про
животных и т.п. Никакими серьёзными целями при этом не задаются, и поэ-
тому рассказы ведутся крайне беспорядочно. Незнакомые с детской психо-
логией рассказчицы никогда не знают, да и не думают о том, какое влияние
произведет на душу ребёнка тот или другой рассказ, и часто совершенно спо-
койно загромождают его ум и сердце совсем ненужным, а часто и вредными
впечатлениями.
   А так как рассказывать все-таки нужно уметь и необходимо обладать мате-
риалом для рассказывания, то большинство матерей и воспитателей торопя-
тся перейти к книге; берут детские книжки и читают все, что в них написано.
   Мы все знаем, какой интерес к окружающему проявляет ребёнок. Он ни-
чего не знает и все хочет знать; ничего не понимает – и все хочет понять.
    И вот, наряду с беседами и другими приёмами воспитания, - рассказы
взрослого вводят маленького человечка в этот огромный, полный привлека-
тельности мир, медленно и постепенно знакомят его  со всеми, что есть в нём значительного и привлекательного.
    Действуя на психический мир ребёнка, рассказы взрослых будят мысль и
дают ей посильную работу; развивают внимание и воображение; пробужда-
ют глубокие эмоции и стремления, которые, может быть, не всегда попада-
ют в сознание, но всегда способствуют росту его внутреннего мира, его инди-
видуальной личности.
     Рассказывание оказывает еще одну огромную услугу воспитателю: оно
как ничто другое, сближает его с детьми… Когда рассказчик и дети вместе
переживают какое-нибудь событие, вместе испытывают радость и печаль,
тревогу и успокоение за любимого героя, между ними устанавливается са-
мая интимная душевная связь,- и это дает воспитателю незаменимое сред-
ство влияния на маленькие души.

                                            ЛИТЕРАТУРА:

  1. Разговоры  с детьми: наука до науки. Из книг и рукописей В.Ф.Одоев-
    ского;
  2. Лекции о рассказывании детям М.Х.Свентицкой;
  3. Ключи к детской душе или как рассказывать и сочинять истории и
    сказки. Под ред. А.С.Русакова;
  4. Как воспитать настоящего человека. Сухомлинский В.А.;
  5. Мудрая власть коллектива. Сухомлинский В.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды и приемы рассказывания в детском саду

Развитие связной речи с каждым годом становится все более актуальной темой.Снижение уровня бытовой культуры, широкое распространение бульварной литературы, агрессивно – примитивная речь, звучащая с эк...

Виды и приемы рассказывания в детском саду

Приемы обучения дошкольников рассказыванию многообразны. Методика их использования изменяется на разных этапах обучения и зависит от вида рассказывания, от стоящих задач, от уровня умений детей, от их...

Презентация "Виды и приемы рассказывания в детском саду"

Виды и приемы рассказывания в детском саду...

«Рассказывание в детском саду»

                         Содержание :Рассказ по картине.Структура занятия по рассматриванию картиныСоставление описательного рас...

«Виды и приемы рассказывания в детском саду»

Ученик С. Л. Рубинштейна – Феликс Алексеевич Сохин говорил:«Ребенок учится мыслить, учась говорить,но он также и совершенствует речь, учась мыслить»....

Консультация "Виды и приемы рассказывания в детском саду".

Данная консультация содержит методические рекомендации по составлению рассказов....