Главные вкладки

    Развитие связной речи детей при ознакомлении с сезонными явлениями в природе
    методическая разработка по развитию речи

    Природа окружает ребенка с ранних лет. Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К. Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Именно непосредственное наблюдение окружающей природы «...составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, т. е. истина самого слова, и из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических законов». Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи — развитие мышления и речи идет как единый процесс.

    Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности, что проявляется в развитии логичности, самостоятельности мышления. Ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, т. е. учится элементарно объяснять наблюдаемое. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать, описывать.

    Чтобы развитие мышления и речи ребенка при ознакомлении с природой достигло возможно более высокого уровня, необходимо целенаправленное руководство воспитателя этим процессом.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Развитие связной речи детей при ознакомлении с сезонными явлениями в природе

    Природа окружает ребенка с ранних лет. Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К. Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Именно непосредственное наблюдение окружающей природы «...составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, т. е. истина самого слова, и из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических законов». Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи — развитие мышления и речи идет как единый процесс.

    Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности, что проявляется в развитии логичности, самостоятельности мышления. Ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, т. е. учится элементарно объяснять наблюдаемое. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать, описывать.

    Чтобы развитие мышления и речи ребенка при ознакомлении с природой достигло возможно более высокого уровня, необходимо целенаправленное руководство воспитателя этим процессом.

    Воспитатель должен уметь правильно отобрать познавательный материал и продумать методы и приемы, с помощью которых он сможет лучше всего передать его содержание.С наблюдениями, экскурсиями, целевыми прогулками воспитатель связывает другие занятия, углубляющие и систематизирующие знания, требующие применения их в активной умственной деятельности ребенка (беседы, рассказывание, чтение художественной литературы,  дидактические игры).

     Чаще всего работа проводится по ознакомлению детей с природой по сезонам. Это позволяет педагогу знакомить детей с различными явлениями природы в определенной последовательности, соответствующей естественной смене времен года, а также помогает осмыслению детьми самого понятия «время года».За время пребывания в детском саду ребенок должен научиться замечать и выделять характерные особенности сезона, устанавливать простейшие связи и зависимости между предметами и явлениями, приобрести достаточно систематические знания о жизни животных и растений. Это общие задачи, которые конкретизируются в зависимости от возраста детей: постепенно расширяются и усложняются.

    В средней группе дети должны знать, какие явления характерны для каждого времени года, выделять некоторые признаки сезона, например: осенью созревают плоды, улетают птицы, опадают листья. В этом же возрасте малыши уже могут устанавливать простейшие связи, например: между внешним видом овощей и фруктов и степенью их зрелости, между свойствами снега и состоянием погоды, между трудом людей и временем года.Воспитатель подводит ребят к пониманию зависимости жизни животных от сезона, необходимости создания определенных условий для роста растений.

    Дети старшей группы должны знать и самостоятельно выделять несколько характерных признаков сезона, особенности его начала и конца; знать последовательность времен года; устанавливать зависимость между состоянием неживой природы, растительным миром, трудом и бытом людей.

    В подготовительной к школе группе ребята могут уже объяснить некоторые причинные, последовательные и временные связи; сравнивать не только резко отличающиеся, но и сначала похожие «смежные» сезоны, находя отличительные, сходные и общие признаки; давая характеристику сезона, могут выделять признаки неживой природы, растительного и животного мира, труда и быта людей.

    Воспитатель подводит детей к пониманию периодичности времени года — учит их отличать особенности его начала, середины и конца.Воспитатель должен стремиться не только и не столько к тому, чтобы дети имели определенное количество представлений, но чтобы представления эти были достаточно глубокими и полными и чтобы дети умели разумно применять их в различной деятельности. Это достигается такой организацией педагогического процесса, когда занятия, на которых дети, используя свой чувственный опыт, рассказывают, объясняют, отвечают на вопросы, рассуждают, сочетаются с разнообразной практической деятельностью детей в повседневной жизни.

    Сведения, которые нужно дать детям о сезонных явлениях в природе, условна можно распределить по темам: неживая природа, растительный мир, животный мир, труд и быт людей. Ознакомление детей с материалом по этим темам проходит параллельно и взаимосвязано.

    Прежде чем говорить о путях развития связной речи детей на основе ознакомления с природой, следует остановиться на работе воспитателя по обогащению и активизации их словаря.В этой работе воспитатель должен обращать внимание на следующее:

    • отбор необходимого словарного материала;
    • правильность собственной речи;
    • создание речевых ситуаций, побуждающих детей употреблять определенное слово или предложение.

    Готовясь к проведению наблюдения, экскурсии, воспитатель намечает для себя слова, которые будут для детей новыми или выступят в новом значении, а также определяет приемы активизации речи детей. Каждое новое слово четко проговаривается педагогом и затем повторяется детьми, причем воспитатель акцентирует внимание детей на том, что слово это является для них новым. Во время наблюдения, экскурсии воспитатель неоднократно повторяет новое слово и старается так поставить вопросы, чтобы ответы на них детей требовали обязательного употребления данного слова.

    Новые слова, которые дети узнали во время наблюдений, экскурсий, закрепляются в их сознании в процессе беседы, при рассматривании картин и на других занятиях. Воспитатель должен научить детей правильно пользоваться словом в соответствии с ситуацией.

    Для развития связной речи очень важно умение составлять предложения разных типов.Передача знаний о природе требует обязательного использования сложных предложений. Поэтому необходимо научить детей свободно пользоваться ими. Например, ребенок практически усваивает, что при раскрытии причины целесообразно употребить сложноподчиненное предложение с придаточным причины, при описании предмета — простое распространенное. Ориентируясь сначала на образец педагога, затем следуя его указаниям, дети постепенно подходят к самостоятельному построению фразы. В ходе наблюдений воспитатель не только сообщает детям новые сведения, но и показывает, как можно об этом сказать. Чтобы ребенок составил сложноподчиненное предложение, он должен понимать связь, закономерность, которую хочет передать в речи, например: «Когда снег мокрый, из него можно лепить»; «Когда мороз, снег сухой и скрипит»; «Когда наступаешь на снег, обламываются лучики, хвостики снежинок»; «Зимой, если тепло, снег идет хлопьями»; «Когда на улице сильный мороз, снег как колючие иголки»; «Когда наступает осень, листья спадают, это — листопад»; «Когда наступает осень, птицы улетают в теплые края, где тепло». Все эти предложения, составленные или услышанные детьми во время наблюдений, постепенно переходят в их активную самостоятельную речь. Так разнообразные наблюдения за явлениями природы создают возможность для совершенствования детской речи, и чем больше воспитатель использует эту возможность, тем богаче и разнообразнее по форме и содержанию становится речь детей.

    Учитывая особенности возраста, воспитатель так же широко использует дидактические игры, применяет во время занятий игровые приемы и упражнения, предлагает детям несложные умственные задачи.

    Дидактические игры по праву считаются одним из эффективнейших средств обучения. В практике работы детских садов они используются и на занятиях (заполняют занятие целиком или его часть), и в повседневной жизни, причем часто возникают по инициативе детей. Дидактические задачи в играх на материале природы могут быть самые разнообразные: закрепление представлений о предметах и явлениях природы; упражнение детей в анализе, сравнении, обобщении и т. д.

    Примерные планы занятий, частью которых может быть дидактическая игра.

    «Беседа о зиме» (план занятия в средней группе):

    1) рассматривание картины «Зимние развлечения», беседа по вопросам;

    2) дидактическая игра «Найди картинку».

    «Беседа об осени» (план занятия в старшей группе):

    1) беседа по вопросам «Что нам осень подарила в саду, огороде, лесу?»;

    2) дидактическая игра «Магазин «Фрукты, ягоды».

    «Беседа о животных» (план занятия в подготовительной к школе группе):

    1) чтение рассказа Ю. Дмитриева «Хитрецы и невидимки»;

    2) дидактическая игра «Кто летает, прыгает, плавает?».

    «О временах года» (план занятия в подготовительной к школе группе):

    1) дидактическая игра «Когда это бывает?»;

    2) рассказы детей «Мое любимое время года».

    К приемам, открывающим богатые возможности для развития у детей мышления и речи, относятся и речевые логические задачи.

    Речевая логическая задача — это рассказ-загадка, в данном случае о природе, ответ на которую может быть получен, если дети уяснили для себя определенные связи и закономерности природы. Давая детям речевую логическую задачу, воспитатель ставит их в ситуацию, когда они должны использовать разные приемы умственной деятельности (сравнение, рассмотрение явлений с разных сторон, поиск путей решения), это стимулирует развитие самостоятельности мышления, гибкости ума.Речевые логические задачи имеют особое значение для развития речи, в частности монологической речи, тем самым совершенствуется умение рассказывать, четко и образно формулировать свои мысли.

    Решению речевых логических задач может быть посвящено специальное занятие или же они могут являться частью беседы, рассказывания по картине. Наметив дидактические цели, воспитатель составляет речевые логические задачи, учитывая при этом опыт детей. Содержание и дидактическая цель логической задачи намечаются в соответствии с содержанием систематически проводимых с детьми занятий, наблюдений, экскурсий, прогулок, имеющих целью подвести детей к осознанию процессов развития в природе, пониманию сезонных изменений в ней, труда в природе. Решение одних речевых логических задач опирается на знания, полученные непосредственным путем, поэтому они не сложны для детей. Однако без задач этого типа нельзя приступить к более сложным, которые требуют сравнения, сопоставления разных фактов, наблюдаемых в течение длительного времени, раскрытия взаимосвязи и взаимозависимости явлений, установления их причины. Наиболее трудны речевые логические задачи, требующие выделения характерных особенностей разных периодов одного сезона.

    Усложнение содержания задачи и задания, предлагаемого ребенку, естественно, требует от ребенка и более сложного в языковом отношении ответа: от односложных ответов (отгадка, определение) дети должны переходить к подробным, развернутым (описание, рассказ) с применением всех частей речи и различных видов простых и сложных предложений.

    Речевые логические задачи воспитатель может использовать для поддержания постоянного интереса у детей к природе, для развития у них умения наблюдать, замечать происшедшие изменения.

    Литература

    Н. Ф. Виноградова, "Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой", М., 1978.

    Примеры речевых логических задач

    Что бабушка рассказала Саше?

    На Новый год маленький Саша поехал с мамой к бабушке в деревню. Он никогда не был в деревне зимой и поэтому не узнал деревни, где отдыхал летом. Не было травы и цветов, деревья стояли голые. Все было покрыто снегом. Удивился Саша, побежал скорее в лес, где он собирал ягоды и грибы и слушал, как поют птицы. Но в лесу было тихо, не слышно было птиц, ие видно зверей.

    Тогда побежал Саша на речку, чтобы посмотреть, как резвятся рыбки, как прыгают лягушки и купаются утята. Но он не нашел речки, потому что кругом была только белая поляна да снег.

    Очень удивился Саша, стал спрашивать бабушку: «Куда делись цветы, трава, ягоды? Почему не поют птицы? Почему не видно зверей? Куда спряталась речка? Где все рыбы и лягушки?»

    Бабушка посадила внука иа колени и стала рассказывать Саше о зиме.

    Что же она ему рассказала?

    Кто обедал в птичьей столовой?

    Положил я в птичью кормушку ветку сушеной рябины. Прилетели маленькие серенькие птички (мы много видим их зимой в городе), хлеб склевали, а рябину не трогают.

    Смотрю, сели на кормушку другие птички. Грудка у них красная, хвост, концы крыльев и голова темно-синие, на крыльях по белой полоске. Ягод на ветке не осталось.

    Что это были за птицы?

    В понедельник к нам в столовую прилетели маленькие серенькие птички, которые любят хлебные крошки.

    Во вторник к нашей кормушке прилетели птички с желтенькими грудками. Они очень любят лакомиться салом.

    В среду и четверг прилетали небольшие пушистые птички с красными грудками и белой полоской на темно-синих крыльях. Они, нахохлившись, сидели и клевали ягодки рябины.

    А в пятницу в птичьей столовой обедали большие птицы. Они бывают серые, белые, бело-черные, с пушистыми хохолками на голове.

    Как называются птицы, которые обедают в птичьей столовой?

    Где снежинки? (по рассказу Н. Калининой)

    Леночке понравились снежинки. Она принесла их в детский сад: смотрите, какие красивые!

    А на рукавицах блестят капельки воды.

    Где же снежинки?

    Зимние братья

    Расскажу вам о зимних братьях. Их трое. Они очень похожи и все же не одинаковые.

    Второй, средний, зимний брат начинает новый год. По его команда лютует стужа, трещат морозы, скрипит под ногами снег. Он разрисовывает окна разными узорами. Торопятся прохожие, боятся его проказ — он может обморозить щеки, нос, уши. Когда приходит второй брат, стоит ясная погода, на небе ни облачка, а в морозном воздухе сверкают колючие иголки сухих снежинок. Третий, младший, зимний брат любит метели, бураны, сильные ветры. Крепкие морозы бывают только ночью, а днем начинает пригревать солнце. На солнечной стороне снег подтаивает, покрывается блестящей корочкой. Третий брат тоже любит снег, но его снег не такой, как у второго брата: мелькает, кружится пушистый снежок, будто летят одуванчики.

    Угадайте, что это за зимние братья? Как их зовут? Расскажите о первом, самом старшем брате.

    Волшебные льдинки

    Мой знакомый лесник рассказал мне про волшебные льдинки-сосульки.

    Было раннее утро. Солнце только поднималось. Вышел лесник иа крыльцо и увидел, что с крыши свисают сосульки, большие-большие, прозрачные, как стекло, льдинки.

    До обеда был лесник по своим делам в лесу. Солнышко в это время высоко поднялось, ярко светит. Вернулся лесник, сел на крыльцо, на солнышке греется.

    Вдруг ему за воротник... кап-кап, поднял он голову — нет сосулек. Только капельки воды с крыш капают. Удивился он, куда это сосульки делись. Подумал, покачал головой, да так и не придумал.

    Расскажите, что это за капельки. Откуда они появились? Куда сосульки делись? Увидит ли он снова сосульки вечером?

    Когда это бывает?

    Еще на полях лежит снег. Еще упрямится зима, посылая наземля снег, ветер, холод. Но уже длиннее становится день, звенят светлые капели, бегут ручейки. От солнечного тепла снег почернел, осел, начал таять. На крышах плачут сосульки, но почки еще не набухли. Когда это бывает?

    Что здесь случилось?

    Недалеко от реки жил в лесу заяц. Ночью он бегал по лесу, обгладывал кору деревьев, а днем спал под своим любимым пеньком на опушке леса. Проснулся однажды заяц и видит, что кругом вода и лапы его мокрые. Забрался он на пенек, под которым спал, а вода все прибывает. Уже половина пенька в воде стоит. Побежал заяц искать сухого места, а когда оглянулся, увидел, что пенек совсем скрылся под водой.

    — Откуда взялось столько воды?— подумал заяц, но так и не догадался.

    Расскажите, ребята, что здесь случилось.

    Первые цветы

    На лесных полянках зацветают первые весенние цветы. Они такие нежные, на длинных тонких ножках — голубые шапочки пробиваются из-под снега. Знаете ли вы, как они называются?

    Почему деревья белые?

    Пришла я к знакомому садовнику в гости. Вышли мы с ним в сад посидеть на скамеечке. А вокруг нас деревья белые-белые. Весна на дворе, солнце пригревает, а деревья будто снегом покрыты — белые стоят.

    Кто догадается, в какой сад мы попали? Почему деревья белые?

    Что случилось на прогулке?

    «В понедельник мы поедем в лес»,— сказала Елена Ивановна детям. Они очень обрадовались и с нетерпением ждали поездки. Погода в понедельник была чудесная: ярко светило солнце, было тепло. Стояло начало лета. Деревья в лесу уже покрылись небольшими ярко-зелеными листочками.

    Вдруг дети заметили на невысокой елочке гнездо. Можно было хорошо рассмотреть, что делается в птичьем домике. Там сидела небольшая птичка, серенькая, с тонким клювиком и рыжей шапочкой. «Эта птичка называется славка»,— сказала Елена Ивановна. Увидев близко подошедших детей, птичка забеспокоилась, закричала, но не улетела.

    Что такое? Почему птичка не улетела? Почему забеспокоилась, когда дети близко подошли к гнезду?

    Удивительные капельки

    На даче дети встали рано и сразу побежали на участок, где росли красивые цветы и трава. На каждом листике и цветке они увидели крупные прозрачные, как бусинки, капельки воды. Они блестели, переливались на солнце.

    - Что это такое?- удивились ребята и побежали спрашивать у Елены Ивановны.

    А вы знаете, что это такое? Как называются эти капельки воды? В какое время дня бывают они? Останутся ли они на траве и цветах целый день?

    Летом

    Погода стоит теплая, но большой жары нет. В садах цветут сирень, акация, в лесу зацвела рябина. В воздухе вьется тополиный пух.

    Нарядны луга, лесные поляны. Все наряднее, крупнее, разноцветнее и душистее букеты лесных цветов: здесь и колокольчики, и ромашки, и васильки. В лесу цветет земляника, но ягод еще нет. Из птичьих гнезд вылетают птенцы — учатся летать.

    Когда это бывает? В каком месяце лета?

    Кто где зимует? (составлено Е. И. Золотовой)

    Собрались насекомые на лесной полянке и стали рассказывать друг другу, кто как зиму проводит. Бабочка-крапивница сказала: «Я буду зимовать под крышей старого сарая, там есть теплая и уютная щель»; «А я, — сказал муравей,—... »; «А мы...» — зажужжали пчелы, жуки; «А я, — зашуршала гусеница,— ...»

    Что сказали насекомые? Где они будут зимовать?

    Примерные планы занятий с использованием речевых логических задач


    Беседа об осени (средняя группа):
    1) беседа по вопросам;
    2) речевая логическая задача «Разноцветные кораблики»;
    3) раскрашивание осенних листьев (красками или карандашами).

    Беседа на тему «Как звери готовятся к зиме» (старшая группа):
    1) речевая логическая задача «Что сказал ежик?»;
    2) рассказ воспитателя о том, как готовятся к зиме лесные жители;
    3) чтение отрывков из книги Ю. Дмитриева «Хитрецы и невидимки».

    Беседа об осени (подготовительная к школе группа):
    1) беседа по вопросам;
    2) речевая логическая задача «Книжка про осень»;
    3) дидактическая игра «Когда это бывает?».

    Беседа о зиме (средняя группа):
    1) речевая логическая задача «Пришла зима»;
    2) чтение стихотворения о зиме.

    Рассказы детей на тему, предложенную воспитателем (старшая группа):
    1) речевая логическая задача «Что бабушка рассказала Саше?»;
    2) рассказ-образец воспитателя;
    3) рассказы детей.

    Беседа о весне (подготовительная к школе группа):
    1) рассказы детей о том, что они видели на реке;
    2) речевая логическая задача «Что здесь случилось?»;
    3) чтение стихотворения Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

    Беседа о весне (подготовительная к школе группа):
    4) рассматривание картины А. Саврасова «Грачи прилетели»;
    2) речевая логическая задача «Ласточка»;
    3) дидактическая игра «Зимующие и перелетные птицы».

    Беседа о жизни птиц летом (старшая группа):
    1) речевые логические задачи «Ласточка» и «Что случилось на прогулке?»;
    2) рассказы детей по картинкам («Опиши птицу»).

    Беседа о зиме (подготовительная к школе группа):
    1) рассматривание зимнего пейзажа;
    2) речевая логическая задача «Белые страницы»;
    3) составление описательного рассказа «Зимний лес». 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выпускная квалификационная работа Формирование экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с сезонными явлениями в природе

    В развитии человечества в настоящее время обозначились новые тенденции: создание общего глобального информационного пространства, усиленный интерес к прогнозированию общего будущего для жителей Земли,...

    Конспект НОД по развитию связной речи детей через ознакомление с художественной литературой «Рассказывание сказки «Репка» во второй младшей группе

    Цель:1. Учить пересказывать русскую народную сказку «Репка» с помощью условных заместителей персонажей; совершенствовать умение ориентироваться на магнитной доске.2. Развиватьдвигательное моделировани...

    Консультация для педагогов «Развитие связной речи детей при ознакомлении с сезонными явлениями в природе»

    В консультации рассказывается о роли воспитателя в развитии связной речи детей при ознакомлении с сезонными явлениями в природе. О правильном выборе воспитателем познавательных материалов, методов и п...

    Круглый стол с педагогами ДОУ на тему: «Развитие связной речи детей при ознакомлении с сезонными явлениями в природе»

    Природа окружает ребенка с ранних лет. Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К. Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для...

    Развитие связной речи детей при ознакомлении с сезонными явлениями в природе

    Природа окружает ребенка с ранних лет. Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К. Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для...

    Развитие связной речи детей через ознакомление с художественной литературой детских писателей.

    К сожалению, вечно занятые родители частенько пускают процесс развития речи детей на самотёк. Ребёнок проводит мало времени в обществе взрослых (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими и...