Обучение детей рассказу - с помощью мнемотаблицы
консультация по развитию речи (средняя группа)

Цель – развитие наблюдательности у детей, достижение ими уровня речевого развития, необходимого для составления описания текста сказки.Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работа начинается с простейших мнемоквадратов, последовательно переходит к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучению детей рассказу – описанию по сказке «Теремок с использованием приемов  мнемотехники»

         Цель – развитие наблюдательности у детей, достижение ими уровня речевого развития, необходимого для составления описания текста сказки.

Обучающие задачи:

  • формировать представление о значимости правильной связной речи в жизни ребёнка;
  • упражнять детей в умении рассказывать (описывать) содержание сказки с использованием наглядных пособий;
  • закреплять умение описывать сказку связно, в логической последовательности;
  • активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку;
  • называть отличительные признаки животных (медведь, волк, лиса, заяц, мышка, лягушка),  используя мнемотехническую таблицу;

        Наглядный материал: мнемотаблица к сказке «Теремок», сюжетные картинки и символы «Дикие животные», игрушечный «Домик».

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работа начинается с простейших мнемоквадратов, последовательно переходит к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам.

Первоначально игры с мнемопособиями были построены на 2 - 3 фразах. Символы подбирались таким образом, чтобы они были посильны детям для понимания и воспроизведения. Работая с детьми используем цветные мнемопособия, т.к. идёт формирование сенсорных эталонов и в памяти детей остаются отдельные образы: лиса – рыжая, заяц – белый, мышка – серая и т.д. чтобы выработать у детей умения и навыки в описании, вводиться в обучающий процесс мнемоквадраты, с цветными изображениями. Из них и составляем мнемодорожку для разучивания сказки, где на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка.         Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на это схему, ребёнок сможет воспроизвести текстовую информацию.

         Подготовив необходимые материалы, изучив литературу, мы попадаем в интересный мир сказки. Работа заключается не в сухом описании содержания сказки, а в активном, творческом процессе работы над произведением.

        Методы подготовительной работы используются также при обучении детей описанию на занятиях.

        Занятия по описанию начинаются с рассматривания предметов и объектов, т. е. сенсорного обследования, включающего:

  • восприятие предмета в целом домик – «Теремок», объект – «Дикие животные»;
  • вычленение их характерных особенностей;
  • определение их взаимоотношений относительно друг друга (выше, ниже, маленькие и большие);
  • повторное целостное восприятие предмета.

Предполагаемый результат:

1. Обогащение знаний детей о роли связной речи, через раскрытие её в  художественной литературе (в образе героев сказки).

2. Осознание детьми того, что речь является главным звеном в общение между людьми.

Содержание практической деятельности по реализации методики описания, построена на основе соблюдения следующих педагогических условий:

  • планирование работы в соответствии с поставленными целями и задачами.
  • использование возможностей  разных видов деятельности: учебной, игровой.
  • используемые формы работы: занятие, развлечение, дидактическая игра.
  • применение разнообразных жанров художественной литературы: стихи, рассказ, сказка.
  • с целью углубления понимания нравственных категорий на занятиях используются беседы.

Работа по реализации методики состоит из разных  видов  деятельности, позволяющие решать поставленные задачи.

Информационный блок:

 подбор приёма мнемотехники;

проведение предварительного занятия;

знакомство детей с мнемотаблицей;

подбор художественной литературы по теме для детей.

Практический блок:

        – Беседа «Дикие животные»;

        Чтение сказки «Теремок»;

 Дидактические игры: «Кто в домике живёт», «Угадай животное по символу».

 Сюжетноролевая  игра, разыгрывание сценки: «Прогулка по полю, где стоит «Теремок»».

        В основу построения подобранных нами занятий положен принцип развивающего обучения. В структуре занятия мы используем методы прямого обучения (объяснительно–иллюстративный). Большое значение придавали методам эмоциональной отзывчивости, использование игр и речеигровых форм проведения занятий.  

В первую очередь в нашей работе должны быть созданы условия и организована специальная образовательно–развивающая среда. На занятиях мы используем игрушки, сюжетные картинки, книжки, мнемотаблицы.

Начиная свою работу, мы исходим из того, что вначале  необходимо тщательная подготовительная работа для того,  чтобы игра – беседа  увлекала каждого ребенка и заинтересовывала его, чтобы была мотивация  к узнаванию нового материала, необходимого для реализации приёма использования мнемотаблицы.

Для того, чтобы развернулся содержательный, образовательный процесс  по тематике, мы продумываем  содержание  работы, которое помогает создать у детей определенное представление о теме занятия. Каждое занятие начинается с организационного момента. Затем мы используем игры, беседы, главным образом, как игры развивающие и обучающие.

 Не менее важным для детей стал воспитательный аспект  в  игровой деятельности. У детей воспитывали ответственность, старательность в  выполнении заданий, доброжелательное отношение к сверстникам, к их ошибкам.  Игры и вопросы в заданиях  способствуют расширению у них  представлений о роли связной (монологической) речи в их жизни,  закреплению и применению полученных знаний на различных видах занятии. Большинство детей с удовольствием включаются  в игры, в занятия. Играют и обсуждают дружно, стараются помогать друг другу. Все виды игр, развлекающие мероприятия, занятия  с которыми  знакомились  дети, способствовать развитию у них правильного построения смысла текста–описания с использованием мнемотаблицы.

Содержание и ход работы  состоит из образовательных блоков, в которые  входят  разные виды деятельности, позволяющие решать поставленные задачи: информационный, практический. Данные методы с использованием приемов мнемотехники способствуют обогащению знаний детей о роли речи (грамотно – поставленной связной речи) в их  жизни, осознание детьми доброго взаимоотношения между собой, что позволяет в дальнейшем применение полученных  педагогических знаний о приёме мнемотаблиц в учебно–образовательном процессе.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Составление описательных рассказов с помощью мнемотаблиц"

«Использование мнемотаблиц при составлении описательных рассказов в средней группе»: развивать описательную речь у детей среднего дошкольного возраста, обогатить словарный запас детей, привить на...

Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи мнемотаблиц

Мнемотехника- это технология развития памятиМнемотехника- это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.Суть мнемосхем заключается в сл...

Составление описательного рассказа при помощи мнемотаблицы

Составление описательного рассказа по картинам русских художников при помощи мнемотаблиц...

"Животные"составление рассказа с помощью мнемотаблицы

Учить составлять рассказ по лексической теме «Животные» с помощью мнемотехники....

"Лес"составление рассказа с помощью мнемотаблицы

Учить составлять рассказ по теме «Лес» с помощью мнемотехники....

"Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи мнемотаблиц"

Мнемотехника- это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации....