Как учить стихи
консультация по развитию речи

Кувалина Елена Михайловна

Организация и проведение работы по заучиванию стихотворений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsu_dlya_vospit_kak_uchit_stihi.doc975.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Как учить стихи

Списки произведений, рекомендованных Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования  «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, обеспечивают подбор произведений для заучивания их с детьми. Кроме того, воспитатель может сам подбирать стихи из вновь вышедших, учитывая интересы детей. В среднем дети заучивают в течение месяца 1—2 стихотворения (на занятиях). Некоторые произведения (потешки, считалки, песенки) запоминаются детьми непроизвольно, в процессе игр, прогулок.

Процесс заучивания стихотворений сложен и для ребенка, и для воспитателя. Ребенку приходится несколько раз обращаться к одному и тому же тексту, многие слова в тексте непонятны современным детям. А воспитатель должен учитывать индивидуальные и типологические свойства памяти конкретного ребенка, должен знать, кто из детей запоминает быстро, кто медленно, кто прочно, кто непрочно, кому помогает проговаривание текста вслух, кому зрительная основа, кому нужно «проговорить» стихотворение руками и т. д. Педагог сам должен уметь выразительно читать стихотворение.

 При заучивании стихотворений с детьми ставится сразу несколько задач:

- вызвать у ребенка интерес к стихотворению и желание выучить его;

- помочь понять текст произведения, а также разъяснить непонятные слова;

- мотивировать ребенка на запоминание;

-  научить выразительно читать стихотворение;

- воспитывать любовь к поэтическому слову.

Исходя из поставленных задач, выбираются приемы и методы для лучшего усвоения и заучивания детьми стихотворных текстов.

 Три метода по заучиванию стихотворений с детьми старшего дошкольного возраста.

Так как в  дошкольном возрасте главным видом памяти является образная память, эффективен визуальный метод заучивания стихотворений. Не надо путать визуальный метод с показом  иллюстраций к произведению - это не одно и то же. Иллюстрации важны для детей, они помогают понять смысл произведения, вызвать эмоциональный настрой. А визуальный метод, это когда одновременно с чтением стихотворения  появляется картинный план. Итак, после того как вы (воспитатель) прочитаете стихотворение выразительно, рассмотрите иллюстрации (если они есть), проведете небольшую разъяснительную беседу о самом стихотворении,  вы даете ребенку установку на запоминание. «Сейчас мы будем учить это стихотворение наизусть. Ты будешь запоминать, а я – тебе помогать». Стихотворение читается второй раз построчно и на глазах ребенка вы рисуете на бумаге то, о чем говорится в стихотворении, рисунок – строчка.

Приложение 1. «Картинный план» стихотворения «Ромашки» Е.Серовой.    

Картинки можно отделять  вертикальной чертой или рисовать одна под другой. Этот метод подходит тем,  у кого ведущей является зрительная память. Изобразительные способности педагога не имеют значения, достаточно схематично изобразить содержание. По этому «картинному плану» ребенок несколько раз воспроизводит стихотворение. Потом читает стихотворение без него. Использовать готовые картинки практически невозможно, так как очень  трудно подобрать их так, чтобы они построчно отражали содержание. Можно использовать заготовки-трафареты.

Приложение 2. «Картинный план» стихотворения «Зебры» С.Маршака.

Второй метод - слуховой.  Это самый распространенный метод. Его используют и родители дома, и педагоги в детских образовательных учреждениях. Вы предупреждаете ребенка, что сейчас вместе будете учить стихотворение. Предложите ему «включить» в головке магнитофон или другое записывающее устройство. Воспитатель читает стихотворение соблюдая интонацию, выразительность. Потом вы повторяете этот отрывок вместе с ребенком. Затем ребенок читает стихотворение один, а за ним снова вы. Если в визуальном методе идет опора на строчку, то в слуховом методе – опора на сочетание двух или четырех строк, объединенных рифмой. Фактически идет слухоречевая опора на рифму. Слуховой метод подходит для детей с одноименным ведущим типом памяти. Если стихотворение короткое, то заучивается целиком, если длинное, то заучивается каждый куплет, а потом читается все стихотворение целиком.

Третий метод, который применялся относительно редко, двигательный. После предварительной работы (выразительное чтение стихотворения воспитателем, краткая беседа по тексту произведения, установка на запоминание) ребенку предлагается взять большую толстую цветную нитку и «смотать из стихотворения клубочек». Вы вместе, ритмично, «наматываете» строчку за строчкой на «катушку» в нашей голове. Намотали? А теперь рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем. Затем ребенок прячет руки вместе с клубочком за спину и «наматывает» клубок в воображении. Этот метод подходит детям, которым нужно не только увидеть картинку, но и потрогать. Движение является опорой для запоминания. Вариант этого метода – нанизывание колечек пирамидки, а девочкам нравится нанизывать бусы.

Психологи отмечают, что для заучивания стихотворения требуется 8—10 повторений, но желательно делать это не на одном и том же занятии, а на нескольких. Чтобы поддержать интерес детей к заучиваемому тексту и, следовательно, улучшить результаты запоминания, но не перегрузить ребенка надо менять и форму повторения (читать с разной интонацией, «дарить» кому-то).

Чтобы художественное произведение сохранилось в памяти ребенка надолго, и он мог легко его воспроизвести, ему предлагалось самому проиллюстрировать заучиваемое произведение.  

Приложение 3. Иллюстрация к стихотворению «Семья» М.Шварца

В любой деятельности нужна мотивация. Небольшие четверостишия могут стать волшебным заклинанием или паролем для входа в замок. Новая считалка привлечет к игре других ребят. Можно поиграть в концерт, или послушать радиопередачу, или посмотреть телешоу, где ребенок выступит в роли главного артиста.

Приложение 1. «Картинный план» стихотворения «Ромашки» Е.Серовой.    

Приложение 2. «Картинный план» стихотворения «Зебры» С.Маршака, где используется трафарет лошадки.

Полосатые лошадки,               (1)
Африканские лошадки,           (2)
Хорошо играть вам в прятки   (3)
На лугу среди травы!               (4)

Разлинованы лошадки,            (5)
Словно школьные тетрадки,   (6)
Разрисованы лошадки              (7)
От копыт до головы.                (8)

Приложение 3. Иллюстрация к стихотворению «Семья» М.Шварца

Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
– Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?

Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!

– А если есть собака?
Выходит восемь «Я»?
– Нет, если есть собака,
Выходит Во! – семья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учим стихи по мнемотаблицам "Колючие стихи "

Презентация содержит текстовый материал для заучивания с помощью мнемотаблиц...

Учимся учить стихи……

Консультация для родителей...

Мнемотаблицы стихов. Учим стихи легко и быстро

Разучиваем стихи с помощью мнемотаблиц...

Учимся учить стихи……

Не все родители знают, что учить стихи полезно как для развития речи, так и для развития памяти. В то время как ребёнок учит стихи, он расширяет свои знания об окружающем мире. Многие родители помнят ...

Консультация "Учимся учить стихи"

Консультация "Учимся учить стихи"...

Как учить стихи с ребенком, если сам ребенок эти стихи учить отказывается.

Приятно, когда ребенок с удовольствием сначала учит и потом декламирует стихи перед любой аудиторией. Но что делать, когда надо выучить стихотворение обязательно (задали в садике, в музыкальной школе ...