Методическая разработка. Пересказа в средней группе К. Ушинского "Четыре желания"
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pereskaz.docx | 25.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка. Пересказа в средней группе К. Ушинского
«Четыре желания»
Цель: Совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа.
Задачи:
1. Образовательные: Продолжать учить содержательно, связно и выразительно пересказывать литературный текст.
2. Развивающие: Совершенствовать умение составлять рассказы по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.
3. Воспитательные: Воспитывать в детях доброту, терпение, нравственные качества
Оборудование: Картины с изображением времен года; иллюстрации к рассказу; графические схемы для пересказа; карточки с восклицательными и вопросительными знаками; поднос с подарками; аудиокассета; фишки; мяч.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Дети стоят на ковре.
Ребята, давайте поприветствуем друг друга.
Порадуемся солнцу и птицам,
А так же порадуемся улыбчивым лицам.
И всем, кто живет на этой планете,
«Доброе утро» скажем мы взрослым и детям.
2. Формирование навыка согласования прилагательных с существительными.
Педагог: Ребята, скажите мне, про что можно сказать «осенний»? (Осенний день, осенний вечер, осенний лес, осенний праздник, осенний лист, осенний дождь, осенний урожай, осенний месяц.)
Педагог: Про что можно сказать «зимняя»? (Погода, шуба, шапка, прогулка, одежда, поземка, дорога.)
Педагог: Про что мы скажем «весеннее»? (Солнышко, настроение, тепло, пение птиц.)
Педагог: А о чем говорим «летние»? (Деньки, босоножки, сандалии, панамы, месяцы, игры.)
2. Подготовка к восприятию текста. Игровое упражнение «Отгадай загадку». Развитие слухового внимания, памяти, логического мышления. Закрепление обобщающего понятия «Времена года».
Педагог по очереди предлагает детям четыре загадки:
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это.» (осень)
Скоро, скоро к вам примчу,
На метелях прилечу
Запляшу и закружу,
Землю снегом наряжу. (зима)
Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
В домик свой скворец вернулся,
И в лесу медведь проснулся. (весна)
Песен полон лес и крика,
Брызжет соком земляника,
Дети плещутся в реке,
Пляшут пчелки на цветке. (Лето)
Дети отгадывают загадки (осень, зима, весна, лето) и соответственно отгадкам выставляют на мольберт (наборное полотно)сюжетные картинки.
Педагог: Как можно назвать осень, зиму, весну и лето? (Времена года.)
Работа по мнемотаблице «Времена года». Посмотрите, внимательно и расскажите по схеме.
3. Чтение рассказа.
А )Первая часть. Активизация словаря по теме. Закрепление
навыков подбора синонимов. Работа над интонационной
выразительностью речи.
Педагог: Сейчас мы с вами вспомним рассказ Константина Ушинского «Четыре желания». Слушайте внимательно.
Мы будем составлять мнемодорожку по этому рассказу.
Вывешиваю свою мнемодорожку и начинаю читать.
Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу: «Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всегда зима была!»
—Запиши свое желание в мою карманную книжку, — сказал
отец. Митя записал.
Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи.
- О каком времени года говорится в этом отрывке? (О зиме)
Как звали мальчика? (Митя)
Что делал Митя зимой? (Катался на саночках и на коньках)
Каким он прибежал домой? (Веселым и румяным)
Какое желание высказал мальчик отцу? (Он хотел, чтобы всегда была зима.)
—Куда записали его желание? (В записную книжку)
На столе у вас лежат белые полоски. Возьмите одну полоску. Сейчас будем рисовать мнемодорожку.
Дети рисуют. Зима. (какой карандаш возьмём.) Начинаем выполнять работу.
Педагог: А сейчас все встали идём на коврик. Поиграем.
Митя сказал: «Уж как весело зимой!» Какой знак стоит в конце этого предложения? (Восклицательный). Мы будем передавать карточку с изображением восклицательного знака по кругу, и каждый придумает свое предложение о зиме. Следите за интонацией.
(Уж как (радостно, славно, увлекательно, прекрасно, отлично, хорошо, здорово) зимой)
После игры дети садятся за столы.
б) Чтение второй части рассказа. Обогащение лексики антонимами
Педагог: Слушайте продолжение. Вывешиваю свою мнемодорожку.
Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: «Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всегда весна была!
Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.
Педагог:
- О каком времени года говорится?
Кто порхал над зеленым лугом? (Над лугом порхали бабочки.)
Какие были бабочки? (Бабочки были пестрые.)
Что мальчик рвал на лугу? (Мальчик рвал цветы.)
Как мальчик говорил о весне? (Что за прелесть эта весна)
Куда Митя записал свое желание? (Митя записал желание в записную книжку.) А теперь возьмите вторую полоску листа.
Будем продолжать рисовать мнемодорожку ко второй части рассказа. Снова взяли вторую белую полоску.
Педагог: Молодцы, все правильно. Давайте поиграем в игру. Все встали, поиграем в игру с мячом. Игра называется «Скажи наоборот».
А теперь поиграем.
Педагог: Ребята, у меня есть фишки. Будем придумывать слова. Если вы правильно назовете слово, то получите фишку. Потом мы посчитаем, сколько слов вы придумали.
Давайте мы с вами подберем родственные слова к слову рыба. (Рыбак, рыбачёк, рыболов, рыбка, рыбонька, рыбешка, рыбный, рыбалка, рыбачить.)Садимся, продолжаем.
в)Третья часть рассказа. Развитие памяти, внимания, мышления.
Вывешиваю четвёртую полоску.
Наступила осень. В саду собирали плоды — румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: «Осень лучше всех времен года!»
Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.
Педагог:
Какое время года наступило? (Осень.)
Что делали люди в саду? (Собирали румяные яблоки и желтые груши.)
Какое было настроение у Мити? (Митя был в восторге)
Что мальчик говорил отцу? (Осень —лучше всех времен года)
Что сделал отец? (Показал сыну записную книжку, где было записано, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.)
Приготовили четвёртую полоску и начинаем рисовать мнемодорожку к четвёртой части рассказа.
Отдохнём на местах.
Пальчиковая гимнастика.
Мой Мизинчик, где ты был?
С Безымянным щи варил,
А со Средним кашу ел,
С Указательным запел.
А Большой меня встречал
И конфетой угощал.
Указательный на правой
Вел в поход нас всей оравой.
Средний брат несет рюкзак,
Безымянный ходит так,
А Мизинец стал играть:
Братьев слушать приглашать.
Правый же Большой плясал.
И на танец приглашал.
Раз-два-три-четыре пять!
(М. Кальцова)
Пересказ детьми рассказа с опорой на графический план.
Рассказ осуществляется четырьмя детьми по цепочке. Каждый ребенок рассказывает об одном времени года.
8. Итог занятия. Чем занимались на занятии.
Сюрпризный момент
Стук в дверь. Приносят поднос накрытый салфеткой.
Педагог показывает детям поднос и говорит, что в нем лежат подарки, которые «прислали» времена года. Дети должны отгадать, от какого времени года каждый подарок. Вынимая по очереди предметы (яблоко, грушу, елочный шарик, пучок укропа или петрушки и солнечные очки, дети определяют, от какого времени года подарки.