Методическая разработка. Пересказа в средней группе К. Ушинского "Четыре желания"
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Лазарева Анастасия Алексеевна
Совершенствовать умение детей  пересказывать и составлять план пересказа.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereskaz.docx25.75 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка. Пересказа в средней группе К. Ушинского

«Четыре желания»

Цель: Совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа.
Задачи:
1. Образовательные: Продолжать учить содержательно, связно и выразительно пересказывать литературный текст. 
2. Развивающие: Совершенствовать умение составлять рассказы по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.
3. Воспитательные: Воспитывать в детях доброту, терпение, нравственные качества

Оборудование: Картины с изображением времен года; иллюстрации к рассказу; графические схемы для пересказа; карточки с восклицательными и вопросительными знаками; поднос с подарками; аудиокассета; фишки; мяч.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Дети стоят на ковре.

Ребята, давайте поприветствуем друг друга.

Порадуемся солнцу и птицам,

А так же порадуемся улыбчивым лицам.

И всем, кто живет на этой планете,

«Доброе утро» скажем мы взрослым и детям.

2. Формирование навыка согласования прилагательных с существительными.

Педагог: Ребята, скажите мне, про что можно сказать «осенний»? (Осенний день, осенний вечер, осенний лес, осенний праздник, осенний лист, осенний дождь, осенний урожай, осенний месяц.)

Педагог: Про что можно сказать «зимняя»(Погода, шуба, шапка, прогулка, одежда, поземка, дорога.)

Педагог: Про что мы скажем «весеннее»(Солнышко, настроение, тепло, пение птиц.)

Педагог: А о чем говорим «летние»(Деньки, босоножки, сандалии, панамы, месяцы, игры.)

2. Подготовка к восприятию текста. Игровое упражнение «Отгадай загадку». Развитие слухового внимания, памяти, логического мышления. Закрепление обобщающего понятия «Времена года».

Педагог по очереди предлагает детям четыре загадки:

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» — спросим.

Нам ответят«Это.» (осень)

Скоро, скоро к вам примчу,

На метелях прилечу

Запляшу и закружу,

Землю снегом наряжу. (зима)

Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит,

В домик свой скворец вернулся,

И в лесу медведь проснулся. (весна)

Песен полон лес и крика,

Брызжет соком земляника,

Дети плещутся в реке,

Пляшут пчелки на цветке. (Лето)

Дети отгадывают загадки (осень, зима, весна, лето) и соответственно отгадкам выставляют на мольберт (наборное полотно)сюжетные картинки.

Педагог: Как можно назвать осень, зиму, весну и лето? (Времена года.)

Работа по мнемотаблице «Времена года». Посмотрите, внимательно и расскажите по схеме.

3. Чтение рассказа.

А )Первая часть. Активизация словаря по теме. Закрепление

навыков подбора синонимов. Работа над интонационной

выразительностью речи.

Педагог: Сейчас мы с вами вспомним рассказ Константина Ушинского «Четыре желания». Слушайте внимательно.

Мы будем составлять мнемодорожку по этому рассказу.

Вывешиваю свою мнемодорожку и начинаю читать.

Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу«Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всегда зима была!»

—Запиши свое желание в мою карманную книжку, — сказал

отец. Митя записал.

Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи.

- О каком времени года говорится в этом отрывке? (О зиме)

Как звали мальчика? (Митя)

Что делал Митя зимой? (Катался на саночках и на коньках)

Каким он прибежал домой? (Веселым и румяным)

Какое желание высказал мальчик отцу? (Он хотел, чтобы всегда была зима.)

—Куда записали его желание? (В записную книжку)

На столе у вас лежат белые полоски. Возьмите одну полоску. Сейчас будем рисовать мнемодорожку.

Дети рисуют. Зима. (какой карандаш возьмём.) Начинаем выполнять работу.

Педагог: А сейчас все встали идём на коврик. Поиграем.

Митя сказал«Уж как весело зимой!» Какой знак стоит в конце этого предложения? (Восклицательный). Мы будем передавать карточку с изображением восклицательного знака по кругу, и каждый придумает свое предложение о зиме. Следите за интонацией.

(Уж как (радостно, славно, увлекательно, прекрасно, отлично, хорошо, здорово) зимой)

После игры дети садятся за столы.

 б) Чтение второй части рассказа. Обогащение лексики антонимами

Педагог: Слушайте продолжение. Вывешиваю свою мнемодорожку.

Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: «Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всегда весна была!

Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.

Педагог:

- О каком времени года говорится?

Кто порхал над зеленым лугом? (Над лугом порхали бабочки.)

Какие были бабочки? (Бабочки были пестрые.)

Что мальчик рвал на лугу? (Мальчик рвал цветы.)

Как мальчик говорил о весне? (Что за прелесть эта весна)

Куда Митя записал свое желание? (Митя записал желание в записную книжку.) А теперь возьмите вторую полоску листа.

Будем продолжать рисовать мнемодорожку ко второй части рассказа. Снова взяли вторую белую полоску.

Педагог: Молодцы, все правильно. Давайте поиграем в игру. Все встали, поиграем в игру с мячом. Игра называется «Скажи наоборот».

А теперь поиграем.

Педагог: Ребята, у меня есть фишки. Будем придумывать слова. Если вы правильно назовете слово, то получите фишку. Потом мы посчитаем, сколько слов вы придумали.

Давайте мы с вами подберем родственные слова к слову рыба.  (Рыбак, рыбачёк, рыболов, рыбка, рыбонька, рыбешка, рыбный, рыбалка, рыбачить.)Садимся, продолжаем.

в)Третья  часть рассказа.  Развитие памяти, внимания, мышления.

Вывешиваю четвёртую полоску.

Наступила осень. В саду собирали плоды — румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу«Осень лучше всех времен года!»

Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

Педагог:

Какое время года наступило? (Осень.)

Что делали люди в саду? (Собирали румяные яблоки и желтые груши.)

Какое было настроение у Мити? (Митя был в восторге)

Что мальчик говорил отцу? (Осень —лучше всех времен года)

Что сделал отец? (Показал сыну записную книжку, где было записано, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.)

Приготовили четвёртую полоску и начинаем рисовать мнемодорожку к четвёртой части рассказа.

Отдохнём на местах.

Пальчиковая гимнастика.

Мой Мизинчик, где ты был? 

С Безымянным щи варил, 

А со Средним кашу ел, 

С Указательным запел.  

А Большой меня встречал 

И конфетой угощал.  

Указательный на правой 

Вел в поход нас всей оравой.  

Средний брат несет рюкзак, 

Безымянный ходит так, 

А Мизинец стал играть

Братьев слушать приглашать.  

Правый же Большой плясал.  

И на танец приглашал.  

Раз-два-три-четыре пять! 

(М. Кальцова)

Пересказ детьми рассказа с опорой на графический план.

Рассказ осуществляется четырьмя детьми по цепочке. Каждый ребенок рассказывает об одном времени года.

8. Итог занятия. Чем занимались на занятии.

Сюрпризный момент

Стук в дверь. Приносят поднос накрытый салфеткой.

Педагог показывает детям поднос и говорит, что в нем лежат подарки, которые «прислали» времена года. Дети должны отгадать, от какого времени года каждый подарок. Вынимая по очереди предметы (яблоко, грушу, елочный шарик, пучок укропа или петрушки и солнечные очки, дети определяют, от какого времени года подарки.