НОД «Отгадай, что я сказал».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Алябьева Светлана Викторовна

Учить детей отгадывать загадки, умению  узнавать сказку по характерным признакам сказочных героев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx27.47 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по развитию речи

Педагог: Алябьева Светлана Викторовна, воспитатель первой квалификационной категории    

 Тема: «Отгадай, что я сказал».

     Возраст детей: 5 – 6 лет.

     Форма проведения: Непосредственно образовательная деятельность – путешествие.

     Тип НОД: Закрепление ранее приобретённых знаний.    

     Форма организации обучения: Фронтальная.

     Цель: Учить детей отгадывать загадки, умению  узнавать сказку по характерным признакам сказочных героев.           

     Задачи:     

     Образовательные:

     - формировать у детей выразительную связную речь;

     - учить детей умению обобщать, делать выводы, высказывать свое мнение;

     - обучать детей переносить сюжет сказки в игру.

     Развивающие:

     - развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог;

     - развивать выразительность и темп речи, силу голоса;

     - развивать память, внимание, речь, мышление и наблюдательность.

     Воспитательные:

     - Воспитывать и способствовать развитию устойчивого познавательного интереса и внимание к собственной речи и окружающих людей.

     - Воспитывать эмоциональное восприятие содержания произведений и интерес к сказкам.    

     - Воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом.

     Интеграция образовательных областей:

     «Социально-коммуникативное развитие»,

     «Познавательное развитие»,

     «Речевое развитие»,

     «Художественно-эстетическое развитие»,

     «Физическое развитие».

     Интеграция детских видов деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, продуктивная, коммуникативная, загадывание загадок, музыкальная.

     Предварительная работа: Чтение и рассказывание сказок; поиск и заучивание загадок к сказкам; рассматривание иллюстраций к сказкам; дидактические и подвижные игры; изготовление аппликации «Алые паруса».

     Планируемые результаты:

     - способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения;

     - проявляет инициативу и самостоятельность;

     - активно взаимодействует со сверстниками и взрослым;

     - обладает активным воображением, которое реализуется в разных видах деятельности;

     - достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, построения речевого высказывания;

     - проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам.

     Методы: Словесные, наглядные, игровые.

     Приёмы: Наблюдение, вопросы, рассматривание, рассуждение, показ, беседа, разъяснение, пояснение, театрализация.

     Оборудование:

     технические: проектор, компьютер, интерактивная доска, презентация¸ музыкальные записи: песня «А на море чайки»;

     методические:  картинки Незнайки и Буратино, пазлы для работы в паре; карточки для игры в паре «Соедини героев из одной сказки»; облака в конвертах; раскраски; аппликация из бумаги «Алые паруса».

     организационные: конверт с письмом; маски медведя, зайца, ежа, лисы; бочонок и ложка; игрушка «Петушок», муляжи грибов; корзинка; мешочек; «Азбука», игла; зеркальце; градусник; апельсин; яблоко; мочалка.

Ход НОД:

Этап, его продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Результат

Вводно-организационный,

1 мин

Создание атмосферы психологической безопасности: эмпатическое принятие, эмоциональная поддержка ребенка.

1. Организационный момент.

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим гостям.

К уроку готовы?

Тогда – за работу!

Удачи желаю всем нам.

Приветствие, участие в игре.

Занимают свои места.

Готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания.

Мотивационно-побудительный,

2 мин

Формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах

     2. Создание проблемной ситуации. 

     - Сегодня к нам пришёл ещё гость. Отгадайте кто это?

Он не знает ничего.
Вы все знаете его.
Мне ответьте без утайки,
Как зовут его?

     - Вспомните, из какого произведения Незнайка?

     - Кто автор этой сказки?

     - Незнайка нашёл у себя в почтовом ящике письмо. Он растерялся и не знает, что ответить. Послушайте:

Её загадаешь –

Себя проверяешь,

Её отгадаешь –

Радость получаешь!

      - В народе издавна говорили:

У тех ум в порядке,

Кому легки... Слайд 2.

Незнайка.

«Приключения Незнайки и его друзей».

Николай Николаевич Носов.

Загадка.

загадки.

Внутренняя мотивация на деятельность.

Актуализация имеющихся знаний, представлений.

3 мин

Актуализация имеющихся знаний, представлений.

Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений.

     3. Формулирование темы занятия.

     - Вы, наверное, догадались, что сегодня мы будем говорить о…

     - Тема нашего урока «Отгадай, что я сказал». Слайд 3. 

     - Слово «загадка» происходит от старинного русского слова «гадати», что означает думать, рассуждать.

     - Значит, сегодня на уроке мы будем…

     - Нас ждут не совсем обычные загадки. А какие, послушайте …

     В ней всегда конец хороший,
    Добрый молодец пригожий
    Бабка Ёжка у окна...
    Догадайтесь, кто она?

     - Она – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. Что это?

     - Какие мы сегодня будем отгадывать загадки?

загадках.

Не просто отгадывать загадки, а думать, рассуждать.

Сказка.

Сказочные.

Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового.

Расширение имеющихся у детей знаний, представлений.

10 мин

Закрепление, расширение, обобщение, систематизация  знаний и представлений о загадках, сказках.

     4. Работа с загадками.

     - Я предлагаю совершить сказочное путешествие. Как вы считаете, на чём удобнее отправиться в путь?

     - Хорошо. Не зря мы построили корабль под алыми парусами. Слайд 4.

Вновь под шорох страниц

В сказку, друзья, стремимся,

На волшебный корабль

Поудобней садимся.

Звучит песня «А на море чайки».

     - Мы сами сделали этот корабль, наверное, поэтому он и волшебный. Вперёд к сказочным островам!

     - Мы приплыли к острову Угадайка.

     1). Остров Угадайка. Загадывание загадок детьми «Угадай героя сказки».

     - Ребята, а вы сможете загадать загадку своим друзьям? Угадайте героев сказки.

     Их приглашают с другом Геной
     На день рожденья непременно.
     И любит каждую букашку
     Забавный добрый… 

Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.

     На сметане мешён,
    На окошке стужён,
    Круглый бок, румяный бок
    Покатился ...

Живёт в лесной избушке,
Ей скоро триста лет.
И можно к той старушке
Попасться на обед.

     На кочке болотной

     Невестушка ждет,

     Когда же за нею

     Царевич придёт.

Богат, но не весело

Царь тот живёт.

Бессмертным зовётся,

Но всё же умрёт.

     Она красива и мила,

     Имя её от слова «зола».

У кого ты не спроси –

Всем известно на Руси:

То он царь, то из крестьян,

То дурак, а звать - ...

     Я – царевна молодая,

     Красотой, умом блистаю,

     Но с одним лишь я изъяном:

     Я – царевна …

Он хозяина любил, 

Верно он ему служил. 

Сапоги носил и злого

Людоеда победил.

     - Внимание, впереди остров Исправляйка.

2). Остров Исправляйка. Игра «Назови правильно сказку».

     - В гости к Незнайке пришёл кто...? Угадайте.

Старый Карло у камина

Из полена сделал сына.

Длинный, острый нос как шило

У мальчишки …

     - Буратино перепутал все названия сказок. Помогите, ребята разобраться.

     - Буратино уверен, что Мальвина читала ему сказку «Утки-лебеди».

     - Он уверен, что есть такая сказка – «Даша и медведь».

     - Он ел очень вкусную кашу из молотка.

     - Самая любимая его игрушка – стойкий железный солдатик.

3). Остров Сочиняйка. Игра «Доскажи словечко».

- Продолжите…

Жили-были семь ребят –

Белых маленьких ...

Мама их любила,

Молочком ...  

Тут зубами щёлк да щёлк,

Появился серый ...  

Шкуру белую надел,

Нежным голосом ...  

Как коза запел тот зверь:

- Отоприте, детки, ...  

Ваша матушка…

Молочка вам ...  

Мы ответим без подсказки,

Кто сумел спасти ребят?

Это знаем мы из сказки:

     - Коза и семеро козлят… Скажите одним словом, все вместе – они это...?

Если дети не ответят, показать ребус «Семья».

     - В семье дети должны слушаться старших.

На корабле.

Дети поют песню.

Чебурашка. Слайд 5.

Емеля. Слайд 6.

Колобок. Слайд 7.

Баба Яга. Слайд 8.

Царевна-лягушка. Слайд 9.

Кощей Бессмертный. Слайд 10.

Золушка. Слайд 11.

Иван. Слайд 12.

Несмеяна. Слайд 13.

Кот в сапогах. Слайд 14.     

Буратино.

Дети правильно отгадывают названия сказок. «Гуси-лебеди»

«Маша и медведь»

«Каша из топора»

«Стойкий оловянный солдатик»

Дети договаривают стихи в рифму.

козлят.

поила.

волк.

запел.

дверь.

пришла,

принесла.

«Волк и семеро козлят». Слайд 15.

Семья.

Осознанные, усвоенные понятия, сформированные представления, закономерности, умения, навыки и т.д. Овладение способами познавательной деятельности. Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту. Любознательность и активность.

Динамическая пауза.

1мин

Смена видов деятельности, предупреждение утомляемости.

- Море нас укачало. Необходимо выйти на сушу и пополнить запасы пресной воды на острове Отдыхайка.

5. Остров Отдыхайка. Физкультминутка «Мы устали». Слайд 16.

Мы по сказке погуляли.                  

И, конечно же, устали.                      

Мы немного отдохнём,

Дальше в сказку мы пойдём.          

Высоко поднимем руки.                

Будем жить всегда без скуки.          

Повернёмся вправо, влево.              

Вновь работать будем смело.          

Участвуют в игре, выполняют физические упражнения.

шаги на месте

присели

шаги на месте

поднимают руки вверх

трясут руками

повороты туловища вправо - влево

сели, положили руки

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. Получение нового игрового опыта

Практическая работа.

10 мин

Овладение способами действия, применение знаний, навыков и умений

    4). Остров Собирайка. Работа в парах «Отгадай загадку по иллюстрации».

     - А вы знаете ребята, что загадки можно загадывать не только словами. А как ещё?

     - Следующий остров на пути – это Собирайка.

     - Ребята, вам нужно сложить пазл. По иллюстрации отгадать героев и сказать из какой они сказки.

Баба Яга. «Гуси-лебеди».

Русалочка. «Русалочка».

Снегурочка. «Снегурочка».

Мышка. «Репка».

Ласточка. «Дюймовочка».

Старуха у разбитого корыта. «Сказка о рыбаке и рыбке».

Кай и Герда. «Снежная королева».

Жар-птица. «Иван-царевич и серый волк».

Балерина. «Стойкий оловянный солдатик».

     - Пристать к острову Вынимайка нас вынуждает шторм.

      5). Остров Вынимайка. Игра «Волшебный мешочек».

     - В волшебном мешочке находятся предметы из разных сказок. Мы будем вынимать вещи из мешочка, и помогать Незнайке с Буратино отгадывать, какому сказочному персонажу принадлежит данный предмет.
Апельсин

Зеркальце

Азбука

Яблоко

Мочалка

Градусник

Игла

6). Остров Понимайка. Игра «Составь предложение».

     - На острове Понимайка живут зверята из сказок. Незнайка с Буратино никак не поймут, что они делают. Поможем?

     - Отгадайте ребусы.

     1. Ёж. Слайд 17.

     2. Медведь. Слайд 18.

     3. Лиса. Слайд 19.

     4. Заяц. Слайд 20.

     - Жители острова Соединяйка просят помочь им выпутаться из трудной ситуации. Они потерялись.

     7). Остров Соединяйка. Игра «Герои сказки». Работа в паре.

     - Соедините героев из одной сказки.

Старик и старуха «Сказка о золотой рыбке»

Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

Мальвина и Буратино

Кот Матроскин и Шарик

Муха-Цокотуха и Комарик

Волк и коза

Малыш и Карлсон Проверка.

8). Остров Напевайка.

     - Отгадайте, кто напевает эти мелодии. Вы можете им подпевать. Слайд 21.

Звучит: Песня Вини Пуха

               Песня трёх поросят

              Песня царевны Забавы

              Песня Чебурашки

              Песня Маши «Варенье»

Дети складывают пазлы.

Картинками, предметами, движениями, знаками.

Дети вынимают из мешочка предмет и говорят, какому сказочному персонажу он принадлежит. 

Дети показывают движения зверей, но сначала отгадывают ребусы о зверятах.

Ёжик собирает в корзинку грибы.

Мишка ест мёд.

Лиса несёт петушка.

Зайчик сидит под кустом.

Дети работают по карточкам в паре.

Дети отгадывают героев сказок.

Дети поют песню.

Овладение определенным объемом практических навыков и умений при обучении продуктивным видам деятельности. Овладение умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Овладение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.

Рефлексия.

3 мин

Подведение  итогов НОД, обобщение полученного ребенком опыта. Формирование элементарных навыков самооценки.

     6. Рефлексия.

     - Сегодня мы много путешествовали по морю сказок. Но пора возвращаться к родному берегу.

Постарались вы ребята,

Верю, сказка очень рада.

В класс пора нам собираться

И с загадками  прощаться.

     - Вам интересно было на уроке?

     - Что особенно понравилось?

     - Если вы были недовольны и расстроены, покажите тёмную тучку. Если вы скучали на уроке, покажите голубое облако, а если вы довольны своей работой, покажите белое облачко.

     - Незнайка и Буратино благодарны вам за то, что вы помогли им отгадать загадки. Поэтому они дарят вам раскраски. На них надо по точкам нарисовать картинку и определить, из какой сказки эта иллюстрация.

     - Теперь мы можем сказать: «Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!». Молодцы все мы! Спасибо.

Ответы детей.

Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. Сформированность элементарных навыков самооценки.