Педагогический совет "Искусство говорить с детьми"
статья по развитию речи

Данная статья представляет собой выступление на педагогическом совете ДОУ учителей-логопедов и посвящена развитию умения воспитателей грамотно и выразительно передавать свои мысли в общении с детьми и родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iskusstvo_govorit_s_detmi.docx34.21 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете «Искусство говорить с детьми»

учителей-логопедов  ДОУ

Ворониной Е.В., Копытовой О.В.

- Какого человека можно назвать культурным?

У которого есть:

  • Высшее образование?;
  • Гардероб по последней моде?;
  • Стремление к духовному обогащению (желание и возможность посещать театры,  музеи и пр.)?.

- Возможно, да.

 Но, без владения культурой чувств и культурой общения, умения грамотно,  четко и выразительно передавать свои мысли, культурным человека  будет назвать сложно.

От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей. Воспитатель должен считать своим профессиональным долгом непрерывное совершенствование собственной речи.

Можно выделить несколько компонентов, характеризующих культуру речи педагога:

  1. Грамотность построения фраз;
  2. Простота и ясность изложения;
  3. Выразительность;
  4. Правильное  использование специальной терминологии.

Высшей степенью культуры речи  считается обладание чувством стиля, где воедино собраны:

  • Художественный
  • Деловой
  • Научный
  • Разговорный

Педагог может  и обязан демонстрировать владение чувством стиля на разных уровнях педагогического общения:

Когда человек общается с близкими, знакомыми людьми в быту, его речь имеет черты разговорного стиля. При общении с воспитанниками, родителями , другими педагогами и администрацией, педагог должен говорить иначе, пользуясь уже речью книжного стиля и его разновидностями – деловой, научный, художественный и специальный педагогический стили.

Что же мы подразумеваем под названием «специальный педагогический стиль»?

 Это богатый литературный язык, не допускающий грубых слов, просторечий, диалектизмов, а так же слов, вышедших из употребления. Отличительной чертой данного стиля является наличие в нем специальной педагогической терминологии.  Без владения специальными терминами и определениями, невозможно в кругу педагогов и родителей продемонстрировать уровень своей квалификации и профессиональной компетенции.

Самые распространённые ошибки в речи воспитателя

  • Частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
    -
    Детки, рисуночки, ботиночки, буковка.

Машенька, вымой ручки. Катенька, убери чашечку со столика. Вовочка, положи книжечку на стульчик и т.п.

  • Засоренность лишними словами :

Ну, вот, значит, так, это, «по-любому» и т.п

  •  Уподобление детской речи из уст педагога ( «сюсюканье»);
  • Грамматические и орфоэпические ошибки в речи :

лОжить – класть, свеклА – свёкла, коЛидор – коридор, коНпот – компот,

Придумай слово – вместо припомни и назови и т.п.

Для успешной работы по формированию правильной, грамотной детской речи, в каждой возрастной группе должны быть создана предметно-развивающая речевая среда.  

Для проведения педагогического совета в нетрадиционной живой  форме  и активизации речевой практики воспитателей, мы использовали коммуникативные  игры, моделирование  и решение педагогических ситуаций.

1 игра « Припомни и назови».

Вспомните и назовите пословицы и поговорки, в которых встречаются слова «Речь» и «Слово».

Например:

  1. Каждому слову свое место.
  2. Острое словечко колет сердечко.
  3. Слово горы ворочает.
  4. Слово – серебро, молчание – золото
  5. Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.
  6. Пустые речи и слушать неча.
  7. Доброе слово и кошке приятно
  8. Вспомнить добрым словом.
  9. Недоброе слово больнее огня жжет.
  10. Не давши слова – крепись, а давши – держись.
  11. Будь своему слову хозяин.
  12. Не бросай слова на ветер.

2 игра «Правильно ли мы говорим?»

От ударения, порой, зависит многое, ударение может изменить смысл слова:

Я травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение –

И превращусь я вмиг в конфету. ( Ирис, ирИс)

Воспитателям предлагаются карточки с напечатанными словами, в которых нужно правильно расставить ударение.

Звоним, баловать, досуг, документ, искра, комбайнер, облегчить, квартал, щавель, красивее, коклюш, петля, столяр, месяцами, алфавит, ворота, во-первых, нет волка, нет гуся, возьму доску, давнишний, завидно, задолго, инструмент, километр, предложить, статуя.

Далее проверяется правильность выполнения задания.

3 игра « Выберите правильное слово».

В речи мы часто путаем похожие слова: подпись – роспись, надеть – одеть, командировочный – командированный. Такие родственные слова, имеющие разные приставки или суффиксы и отличающиеся оттенками в значении, называются паронимами.

Воспитателям предлагаются карточки с заданием правильно прочитать фразу.

- Это ваша (роспись, подпись) на справке?

- Поставьте свою (роспись, подпись) под картиной.

- Археологи обнаружили ( подпись, роспись) на старинной стене.

- Я (надеваю, одеваю ) шапку.

- Я (надела, одела) пальто на Свету.

- Мы (надеваем, одеваем ) детей.

- Художник оставил  на века  ( подпись, роспись ) на стенах этого собора.

- Чья (подпись, роспись) стоит на заявлении?

Проверка задания:

Подпись :
заверить, подтвердить, поставив подпись;
подпись под картиной и пр. ;
собственноручно написанная фамилия.

Роспись:
живопись на стенах, потолках и пр.

Надеть :
что – то (туфли, медали, шапку)

Одеть:
кого- то (ребёнка)

4 игра « С русского на русский»

Воспитателям предлагается потренироваться в понимании и исправлении детских высказываний. Необходимо заменить сленговые, жаргонные слова, на слова, соответствующие литературному русскому языку.

Приведем пример:

Вчера мы с корешами тусили. Клаву от компа заширили. Клевый видосик так и не запилили. Вот это облом!

Перевод: Вчера мы с друзьями встречались. Клавиатуру от компьютера потеряли. Интересный видеофильм так и не загрузили. Вот это досада!

Каждая группа воспитателей дает свой вариант перевода.

5 игра « Если что-то мы не скажем, выразительно покажем».

Хотим напомнить, что общаться можно не только с помощью речи,  но используя только мимику и жесты, без слов.

Воспитателям предлагаются проблемные педагогические ситуации, которые нужно  передать с помощью пантомимы.  Каждой группе раздаются карточки с описанной педагогической ситуацией. На подготовку 3-5 минут.

Речь воспитателя легко воспринимается и понятна детям в том случае, если в ней точно подобраны слова, грамматически верно построена фраза. Чтобы этого добиться, необходимо трудиться над собой.  А именно,  читать специальную педагогическую и художественную литературу, изучать правила речевого этикета и культуру речевого общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как говорить с детьми, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили"

Никогда не начинайте расспрашивать детей, что и как было (кроме одного вопроса, все ли в порядке), они сами рассказывают гораздо больше, если не спрашиваешь. Начать разговор можно с отвлеченной темы....

"Как говорить с детьми, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили"

Дети не всегда хотят рассказывать о том, что в саду было. Расспрашивать не надо, если видите, что ребенок не рассказывает...

Педагогический совет "Искусство говорить с детьми"

Данная статья представляет собой выступление на педагогическом совете учителей-логопедов и посвящена  развитию умения воспитателей грамотно и выразительно передевать свои мысли в общении с детьми...

"Как говорить с детьми, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили"

Дети не всегда хотят рассказывать о том, что в саду было. Расспрашивать не надо, если видите, что ребенок не рассказывает. А если вы начнете рассказывать о том, как у вас день прошел и "втян...