Картотека дидактических игр по формированию грамматического строя речи детей дошкольного возраста
картотека по развитию речи

Несмотря на преимущества дидактических игр в развитии речи детей, они не в должной мере применяются в педагогическом процессе дошкольных учреждений. Во многом это связано с небогатым арсеналом у воспитателей игр и упражнений для развития речи детей, в связи с чем, и была создана данная методическая разработка.  

 

Представленные в методической разработке игры и упражнения направлены на решение следующих задач:

- пополнение и активизация словаря дошкольников;

- формирование грамматического строя речи;

       - развитие связной речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_gram._stroya.docx31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр

 по формированию грамматического строя речи

 детей  дошкольного возраста

Несмотря на преимущества дидактических игр в развитии речи детей, они не в должной мере применяются в педагогическом процессе дошкольных учреждений. Во многом это связано с небогатым арсеналом у воспитателей игр и упражнений для развития речи детей, в связи с чем, и была создана данная методическая разработка.  

 

Представленные в методической разработке игры и упражнения направлены на решение следующих задач:

- пополнение и активизация словаря дошкольников;

- формирование грамматического строя речи;

       - развитие связной речи.

Игра «СКАЖИ ОДНИМ СЛОВОМ»

Цель: упражнять в образовании сложных прилагательных.

Материал: мяч.

У сороки белые бока, поэтому ее называют … (белобокая).

У синицы желтая грудь,  поэтому ее называют … (желтогрудая).

У снегиря красная грудь, поэтому его называют … (…).

У дятла красная голова, поэтому его называют … (…).

У вороны черные крылья, поэтому ее называют … (…).

У дятла острый клюв, поэтому его называют … (…).

Игра «КАКОЕ ЭТО БЛЮДО?ПОСУДА?»

Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.

Какой суп из … (фасоли, гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей)?

Какая каша из … (пшена, геркулеса, манки … )?

Какое варенье из … (яблок, сливы, абрикоса, малины … )?

Какой сок из … (моркови, груши, апельсина … )?

Какая посуда бывает … (стеклянная, металлическая, керамическая, фарфоровая, глиняная, пластмассовая)? Привести примеры. Почему она так называется? (Стеклянная – сделана из стекла.)

Игра: "Собираем урожай"

Цель: расширение  глагольного  словаря:   усвоение  формы   глаголов  единственного числа настоящего, прошедшего и будущего времени, закрепление знания об овощах и фруктах. 

Ход:

На панно выставляем картинки овощей и фруктов. Дети выбирают игрушку (зайчик, белочка, медвежонок, кукла).

Педагог предлагает угостить своего друга, четко отвечая на вопрос, озвучивая и имитируя свои действия.

Например:

  • Что ты делаешь? (я угощаю морковкой для зайчика).
  • Что ты делал вчера? (я угощал морковкой  зайчика).

- Что ты будешь делать завтра? (я буду угощать морковкой зайчика).

В конце игры дети получают фишки.

Игра "Все умеем мы считать"

Цель: упражнять детей в формирование        грамматической        категории        множественного      

 числа существительных.

Ход:

Дети стоят по кругу и хором проговаривают слова:

"Раз, два, три, четыре, пять.

Все умеем мы считать.

Принесли из магазина мы огромную корзину.

В ней много разных овощей, посчитать их   ты сумей".

В центре круга с корзиной, заполненной муляжами овощей и фруктов, стоит ведущий. По окончанию чтения стихотворения ведущий дает одному из детей любой овощ или фрукт (огурец). Ребенок передает овощ стоящему рядом со словами: "Один огурец" Второй ребенок передает стоящему рядом со словами: " Два огурца" (счет ведется до десяти).

Игра «РАССКАЖИ КАКОЙ (КАКАЯ, КАКИЕ)»

Цель: упражнять детей в согласовании  прилагательных с существительными.

 Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), ребёнок отвечает.

Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя…

Сапоги (какие?) – коричневые, удобные, теплые…

Шарф (какой?) – пушистый, вязанный…

Перчатки (какие?) – кожаные, белые...

Шляпа (какая?) – черная, большая…

Туфли (какие?) – осенние, красивые…

Платье (какое?) - новое, нарядное, зеленое…

Рубашка (какая?) - белая, праздничная….

Шуба (какая?) - меховая, теплая…

Игра «НАЗОВИ ЛАСКОВО»

Цель: упражнять детей в образование слов при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов.

Оборудование: мяч

Ход игры: воспитатель произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.

Шуба теплая - шубка тепленькая

Лиса хитрая - лисичка хитренькая

Заяц белый - зайчик беленький

Сапоги чистые - сапожки чистенькие

Ветка короткая - веточка коротенькая

Шишка длинная - шишечка длинненькая

Ворона черная - вороненок черненький

Снег белый - снежок беленький.

Игра «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

Цель: закрепление употребления в речи существительных в родительном падеже множественного числа.

Ход игры: детям читают вслух знакомые стихотворные строчки, не договаривая последнего слова. (Это слово стоит в родительном падеже множественного числа). Дети добавляют недостающее слово и получают за каждый правильный ответ фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек.

 ***                                                            

Даю вам честное слово:    

Вчера в половине шестого.  

Я видел двух свинок.    

Без шляп и … (ботинок)          

***                                      

Он сказал: «Ты  злодей,

Пожираешь людей,

Так, за это мой меч –

Твою голову с … (плеч)

  ***                                                              

Постой, не тебе ли        

На прошлой неделе.                                  

Я выслал две пары

Отличных … (калош)

***

 Муравей, муравей

Не жалеет … (лаптей)

  ***                                                                

Робин Бобин Барабек.  

Скушал сорок … (человек)  

  ***                  

Где убийца, где злодей?

Не боюсь его … (когтей)

Игра «ПОСЧИТАЙ»

Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.

Ход игры: воспитатель называет один предмет, дети отвечают, как будет звучать 1-2-5 предметов.

Один мяч, два мяча, пять мячей.

Одна кукла, две куклы, пять кукол.

Одно облако, два облака, пять облаков.

Игра «КТО ГДЕ ЖИВЁТ?»

Цель: упражнять в употреблении предложного падежа существительного.

Лиса живёт в норе.

 Медведь зимует в… .

Волк живёт в … .

Белка живёт в … .

Ёжик живёт в … .

Игра «ОБРАЗУЙ СЛОВА»

Цель: расширять и активизировать словарный запас. Упражнять в образовании действительных причастий настоящего времени.

Материал: предметные картинки перелетных птиц, мяч.

Поет  -  поющая

Щебечет - щебечущая

Улетает - улетающая

Кормит  -   кормящая

Плывет -  плывущая

Кричит -  кричащая

Голодает - голодающая

Игра «УЗНАЙ ПО ОПИСАНИЮ»

Цель: закреплять умение составлять описательные загадки о ягодах, фруктах и т.д.

Ход игры: воспитатель просит детей самостоятельно составить описательную загадку о ягодах или фруктах.

Например: «Овальный, твердый, желтый, кислый, кладут в чай» (Лимон).

Игра «ГДЕ НАЧАЛО РАССКАЗА?»

Цель: упражнять детей в передаче правильной временной и логической последовательности рассказа с помощью серийных картинок.

 Ход игры: ребенку предлагается составить рассказ опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.

Игра «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Цель: формировать у детей умение подбирать родственные слова, образованные от слова гриб, в соответствии со смыслом стихотворения.

Материал: текст стихотворения.

Как-то раннею порой вдруг полился дождь…грибной.

И из дома в тот же миг в лес отправился … грибник.

Чтобы принести улов, взял корзину для… грибов.

Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал… грибную.

Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.

И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.

Как ему не веселиться, если здесь в земле… грибница!

Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы,

Собирать в свою корзину все съедобные…грибы.

А когда собрал их много, то отправился домой,

И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп… грибной.

Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,

А тому, кто долго ищет, попадётся и… грибище!

Игра «РАЗДЕЛИ НА ГРУППЫ»

Цель: закреплять умение пользоваться притяжательными местоимениями и разделять слова по родовым признакам.

Материал: карточки с картинками грибов; две корзинки.

Ход игры: воспитатель предлагает детям из банка предметных картинок выбрать грибы, про каждый из которых можно сказать «он мой» и положить в одну корзинку. В другую – положить картинки с грибами, про каждый из которых можно сказать «она моя».

               

Игра «ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ?»

Цель: формировать у детей умение образовывать притяжательные прилагательные.

Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопрос (чей? чья? чьё?), ребёнок отвечает.

Шарф (чей?) — мамин, 
Шляпка (чья?) — бабушкина, 
Поднос (чей?)  - дедушкин,

Книга (чья?) – бабушкина,
Тапочек (чей?) – дедушкин.

Игра «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

Цель: закрепление употребления в речи существительных в родительном падеже множественного числа.

Ход игры: детям читают вслух знакомые стихотворные строчки, не договаривая последнего слова. (Это слово стоит в родительном падеже множественного числа). Дети добавляют недостающее слово и получают за каждый правильный ответ фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек.

 ***                                                             ***

Даю вам честное слово:                       Он сказал: «Ты злодей,

Вчера в половине шестого.                  Пожираешь людей,

Я видел двух свинок.                            Так, за это мой меч –

Без шляп и … (ботинок)                       Твою голову с … (плеч)

  ***                                                               ***

Постой, не тебе ли                                    Муравей, муравей

На прошлой неделе.                                  Не жалеет … (лаптей)

Я выслал две пары

Отличных … (калош)

  ***                                                                  ***

Робин Бобин Барабек.                              Где убийца, где злодей?

Скушал сорок … (человек)                      Не боюсь его … (когтей)

Игра «КОГО Я ВИЖУ, ЧТО Я ВИЖУ»

Цель: различение в речи форм винительного падежа одушевленных и неодушевленных существительных, развитие кратковременной слуховой памяти.

 Ход игры: в эту игру лучше играть на прогулке, чтобы перед глазами было больше объектов для наблюдения. Играть может несколько человек. Перед началом игры договариваются, что будут называть предметы, находящиеся вокруг. Первый играющий произносит: «Я вижу… воробья» и бросает мяч любому игроку. Тот должен продолжить: «Я вижу воробья, голубя» - и бросает мяч следующему.

 Если кто-то не может продолжить перечисление объектов, которых можно наблюдать в данной ситуации, он выходит из игры. Начинается следующий тур, составляется новое предложение, и так далее.

Игра «ПРЯТКИ»

Цель: упражнять детей  в использовании в речи предлогов с пространственным значением (в, на, около, перед, под).

Ход игры: в гостях у детей Мишка и Мышка. Зверята стали играть в прятки. Мишка водит, а мышка прячется. Дети закрывают глаза. Мышонок спрятался. Дети открывают глаза. Мишка ищет: «Где же мышонок? Он, наверняка, под машинкой. Нет. Где же он, ребята? (В кабине) И т.д.

Игра «ОБЪЯСНИТЕ, ПОЧЕМУ…»

Цель: упражнять детей в построении  предложения с причинно-следственной связью, развивать логическое мышление.

Ход игры: воспитатель объясняет, что детям нужно будет закончить предложения, которые начнет говорить ведущий, используя слово «потому что». Можно подобрать несколько вариантов к одному началу предложения, главное, чтобы они все правильно отражали причину события, изложенного в первой части. За каждое правильно выполненное продолжение игроки получают фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше фишек.

 Незаконченные предложения для игры:

Таня моет руки, потому что (должны быть чистыми)

Петя чистит зубы(нужно ухаживать за ними)

Вова заболел…   (простыл)                       Мама взяла зонт… (идёт дождь)

Дети легли спать… (поздно)                     Очень хочется пить… (жарко)

Лед на реке растаял… (тепло)                   Деревья сильно закачались… (дует ветер)

Стало очень холодно… (пошёл снег)

Игра «ВЫ ХОТИТЕ? - МЫ ХОТИМ»

ЦЕЛЬ: Упражнять в образовании форм глагола «хотеть» (хочу-хочет, хотим-хотят).

Организация.  Воспитатель обращается к детям:

- Мы умеем делать много разных дел: умеем бегать, прыгать, петь, танцевать, играть. Я хочу поиграть в игру. А вы хотите? (Ответы).

- Как правильно сказать? (Мы хотим). Подумайте, что каждый из вас хочет сделать – погулять, похлопать в ладоши, попрыгать или ещё чего-нибудь. Вы можете спросить своих товарищей, хотят ли они это же сделать или хочу ли это сделать я. Если спросите и ответите правильно, можете исполнить своё желание.

-Я хочу похлопать в ладоши, а ты, Оля, хочешь?

- Хочу.

- Похлопай. Кто тоже хочет похлопать? Как много детей хотят того же. Скажите о своём желании все вместе: «Мы хотим похлопать». Похлопайте. А что хочешь сделать ты, Вова? Кто ещё хочет? Пожалуйста, скажите о своём желании вместе: «Мы хотим…». Повернитесь друг к другу и подумайте, как нужно сказать. Пожалуйста, Тамара и Серёжа нам что-то хотят сказать вместе. (Мы хотим покататься на велосипеде).

- Молодцы. Ещё кто уже подготовил свой совместный ответ, что они хотят сделать?

И так далее.

Игра «ДОБАВЬ СЛОВО»

ЦЕЛЬ: упражнять детей в  составление распространенных предложений.

 Ход игры: 

Детям предлагается изменить предложение , распространив его (добавив подходящие слово). Задается вопрос детям, а что изменилось с добавлением слова

Например, «Мама шьёт платье».

Как ты думаешь, что можно сказать о платье, какое оно? (шёлковое, летнее, легкое, оранжевое).  

 Мама шьёт шёлковое платье.

Мама шьёт летнее платье.

Мама шьёт лёгкое платье.

Мама шьёт оранжевое платье.

 Речевой материал для игры:

Девочка кормит собаку.

Пилот управляет самолётом.

Мальчик пьёт сок.

Игра «СЛОВА – РОДСТВЕННИКИ»

Цель: упражнять в подборе однокоренных слов.

Медведь – медведица, медвежонок, медвежий,  медведушка …

Волк - волчица, волчонок, волчище, волчий, волчишко…

Лиса –лис, лисичка, лисёнок, лисонька, лисица….

Игра «КТО ГДЕ ЖИВЁТ»?

Цель: упражнять в употреблении предложного падежа существительного.

Лиса живёт в норе.

Медведь зимует в… .

Волк живёт в … .

Белка живёт в … .

Ёжик живёт в … .

Игра «УЛЕТЕЛИ  ПИЦЫ»

Цель: упражнять в словоизменении: употребление родительного падежа имен существительных в единственном и множественном числе.

Нет (кого?) – нет лебедя, утки …  .

Нет (кого?) – нет лебедей, уток …  .

Игра «ИЗМЕНИ СЛОВО»

Цель: упражнять в употреблении в речи существительных в  родительном, дательном, творительном и предложном падежах.

Изменить слово «окно» в контексте предложения.

В доме большое … . В доме нет … . Я подошел к … . Я мечтаю о большом … . У меня растут цветы под … . Думаю об ……. .

Игра «КЕМ ТЫ БУДЕШЬ?»

Цель: закрепить употребление глаголов в будущем времени (буду летать, лечить, водить ...).

Ход игры: в начале занятия воспитатель читает отрывок из произведения В.Маяковского «Кем быть». После этого предлагает детям помечтать, кем они хотят быть, кем работать.

Ответы детей:

- Я буду летчиком.  Я буду летать на самолетах.

- Я буду врачом.  Я буду лечить детей.

- Я буду учить детей, учительницей работать.

Воспитатель следит за правильным построением предложений.

Игра «СОСТАВЬ ФРАЗУ»

Цель: закрепить умение образовывать предложения из слов.

Ход игры: предложить детям придумать предложения, используя следующие слова:

забавный щенок                         полная корзина

спелая ягода                               веселая песня

колючий куст                             лесное озеро


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Картотека игр по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста...

КАРТОТЕКА ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Грамматический строй речи – это система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования и синтаксиса. Ребенок, у которого развит грамматический строй речи легко общается...

КАРТОТЕКА ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Грамматический строй речи – это система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования и синтаксиса. Ребенок, у которого развит грамматический строй речи легко общается...

КАРТОТЕКА ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

КАРТОТЕКА ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Картотека игр для формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.

Картотека игр для формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраса. Игры составлены по лексическим темам....