Картотека пальчиковых игр
картотека по развитию речи (младшая группа)

Чазова Светлана Игоревна

Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Сегодня все мамы и папы без исключения знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon katoteka_palchikovyh_igr_3-4_let.doc208 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека пальчиковых игр для детей младшего дошкольного возраста

«Дождик»

Капля раз, капля два,             Дети хлопают в ладоши в медленном темпе.

Капли медленно сперва,

Кап, кап, кап, кап,                  Хлопки ускоряются.

Стали капли поспевать,

Капля каплю догонять.

Кап, кап, кап, кап,                  Хлопки в быстром темпе.

Зонтик поскорей раскроем,  Соединяют кончики пальцев обеих рук и  

От дождя себя укроем.          поднимают воображаемый «зонтик» над

                                                 головой.

«В гости к пальчику»

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому           (выставить вверх большой палец)

Указательный и средний,

Безымянный и последний.         (поочерёдно называемые пальцы 

Сам мизинчик-малышок              соединяются с большим)

Постучался о порог.                   (вверх выставить мизинец, пальцы сжаты

                                                      в кулак)

Вместе пальчики — друзья,       (постучать кулачками друг о друга)

Друг без друга им нельзя.        (ритмично сжимать и разжимать кулачок)

«Мишки»

Мишка косолапый              Дети имитируют шаг медведя, руки на поясе.

По лесу идет,

Шишки собирает                Имитируют собирание шишек.

И ... в карман кладет.         Выполняют соответствующие движения.

Вдруг упала шишка            Кулачком дотрагиваются до лба.

Прямо мишке в лоб.

Мишка рассердился           Делают рассерженное выражение лица.

И ногою — топ!                 Топают ногами.

«Этот пальчик в лес пошел»


Этот пальчик — в лес пошёл,           Поочерёдно загибаем пальчики
Этот пальчик — гриб нашёл,
Этот пальчик — занял место,
Этот пальчик — ляжет тесно,
Этот пальчик — много ел,
Оттого и растолстел.

         

«Моя семья»

Перед началом игры пальцы зажаты в кулачки.

Первый палец — папочка.                Поднять большие пальцы

Второй палец — мамочка.              Разогнуть указательные пальцы.

Третий палец — дедушка.              Разогнуть средние пальцы

А четвертый — бабушка.               Разогнуть безымянные пальцы.

А вот этот пальчик — я!                 Выпрямить мизинцы

Это вся наша семья!                      Хлопать в ладошки

«Бабушка очки надела»

Бабушка очки надела     (большим и указательным пальцами изобразить  

                                         очки)
И внучонка разглядела.

«Как у нашего кота»

Как                                        (развести руки) 

у нашего                               (ручки к себе) 

кота                                      (ладошки как ушки над головой)

Шубка очень хороша         (повернуться, похваляясь вправо и влево)

Как                                       (развести руки) 

у котика                               (ладошки как ушки над головой)

 усы                                      (пальчиками провести над верхней губой)

Удивительной                     (покрутить пальчиками спирали) 

красы,                                  (гордо распрямиться)

Глазки смелые,                  (показать пальчиками глазки)

Зубки белые.                     (показать пальчиками улыбку)

«Дружная семья»

Знаю я, что у меня            поднимают руку ладонью к себе

Дома дружная семья:        и в соответствии с текстом в определенной

Это – мама,                         последовательности загибают пальцы: сначала

Это – я,                              безымянный, затем мизинец, указательный палец,

Это – бабушка моя,          средний и большой

Это – папа,

Это – дед.

И у нас разлада нет.

«Две сороконожки»

Две сороконожки бежали по дорожке    (две ладошки рядом шевелят пальцами)

Бежали – бежали,

Друг друга повстречали.                          (две ладошки замерли)

Так друг друга обнимали,

Так друг друга обнимали,                        (пальцы левой и правой рук

Так друг друга обнимали,                         обнимают друг друга)

Что мы еле их разняли.                           (руки в замке рассоединяются)

«Семья пальчиков»

В ходе игры дети держат ладошки перед собой, повернув их внутренними сторонами друг к другу. Затем, в процессе рассказывания стихотворения, они должны соединять соответствующие пальцы.

Пальчик, пальчик, где ты был?                 Сжать пальцы в кулачок, поднимая вверх

                                                                      большие пальцы.

С этим братом в лес ходил!                      Соединить указательные пальцы.

С этим братом суп варил!                         Соединить средние пальцы.

С этим братом кашку ел!                          Соединить безымянные пальцы.

С этим братом песню пел!                        Соединить мизинцы.

«Кулачки»

Держать ладошки перед собой. После каждой строчки нужно загибать соответствующий палец.

Этот палец небольшой.

Этот палец неплохой.

Этот палец длинный.

Этот палец сильный.

Этот палец, как толстяк

Ну а вместе все — кулак!

«Дружные пальчики»

Пора пальцам на зарядку.              Ритмично хлопать в ладоши.

Ведь нельзя им уставать!              Поочередно сжимать и разжимать кулаки.

Чтоб в альбоме быстро, ловко     Тереть ладошки друг о друга.

Снова стали рисовать.                  Потрусить руками в воздухе.

 

«Пальчики спят»

Нужно поставить левую ладошку перед собой. Правой рукой следует поочередно браться за пальцы левой руки. Пока дети проговаривают строчку соответствующий палец надо несколько раз сгибать и разгибать. В конце строки пальчик загибают и переходят к следующему. 

Хочет этот пальчик спать.                   Загнуть мизинчик.

И вот этот — прыг в кровать.             Загнуть безымянный.

Этот палец прикорнул.                        Загнуть средний.

Этот сразу же заснул.                          Загнуть указательный.

Пальчик, тише, не зуди!                     Двигать большим пальцем

Братьев ты не разбуди!                      и стишок проговаривать шепотом.

Вот проснулись все, ура!                  Сжимать и разжимать кулачки,

В детский сад спешить пора!        стишок произносить радостно, с восклицанием.

«Считалка»

Руки нужно держать перед собой, пальцы зажаты в кулачки.

1, 2, 3, 4, 5!                               На каждый счет поочередно разгибать пальцы,

                                                         начиная с большого пальца.

Пальцы вышли погулять.          Пошевелить всеми пальчиками одновременно.

Этот пальчик нашел гриб.             Загнуть большой палец.

Этот пальчик кормит рыб.            Загнуть указательный палец.

Тот играл.                                       Загнуть средний палец.

А этот пел.                                       Загнуть безымянный палец

А мизинчик лишь смотрел.            Загнуть мизинец.

«Фруктовые ладошки»

Перед началом игры ладошки сжать в кулачки.

Первый палец — апельсин.                     Поднять большие пальцы и

И у нас он не один.                                   ритмично двигать ими.

Второй палец — слива.

Сочная, красивая.                                    Двигать указательными пальцами.

Третий палец — абрикос.

На высокой ветке рос.                            Двигать средними пальцами.

А четвертый — груша.

Так и просит: «Скушай!»                       Двигать безымянными пальцами.

Пятый палец — ананас.

Угощение для нас.                                  Двигать мизинцами.

«Корзинка овощей»

Ладошки держать перед собой или положить на стол.

У девочки Зины

Овощи в корзине.                         Сложить из ладошек «корзинку».

Тут пузатый кабачок

Завалился на бочок.                     Большие пальцы загнуть внутрь «корзинки».

Перец и морковка

Разместились ловко.              Загнуть внутрь указательные и средние пальцы.

И фасоль, и огурец.                Загнуть безымянные пальцы и мизинцы.

                                               Получаются два кулачка, прижатых друг к другу.

Вот так Зина — молодец!           Поднять большие пальцы вверх.

«Гости»

Расположить ладошки перед собой, повернув их внутренней стороной друг к другу.

К пальчику большому                         Соединить большие пальцы и

В гости все бегут.                               постучать ими друг о друга.

Только вышел с дома,                         Соединить указательные пальцы

Указательный уж тут.                        и постучать ими друг о друга.

Потом средний подоспел.                  Соединить средние пальцы и постучать                      

                                                              ими  друг о друга.

Безымянный прилетел.                Соединить безымянные пальцы и постучать

                                                              ими друг о друга.

И мизинчик — крошка

Постучал в окошко.                   Соединить мизинцы и постучать ими друг о

                                                          друга.

Вот все вместе собрались —

Посиделки начались.                        Сжать ладошки в кулачки и ритмично

                                                            постукивать ими друг о друга.

«Слон и мышка»

Игру можно выполнять сидя за столом.

Слон большущий, как скала.         Потянуться ручками вверх и растопырить

                                                           в разные стороны пальцы.

Мышка — нет. Она мала.              Опустить руки на стол, сложить пальцы          

                                                       щепоткой.

А была бы со слона.                    Потянуться ручками вверх и растопырить в

                                                       разные стороны пальцы.

Съела кошку бы она.                   Хлопнуть в ладоши.

«Паучки»

Игру лучше выполнять стоя.

Паучок бежал по ветке.               Скрестить руки перед собой, положив кисти

                                     на плечи и «бежать» пальчиками вниз по руке до локтя.

Вместе с ним бежали детки.       Подняться пальчиками вверх по руке до плеч.

С неба дождик вдруг полил.             Встряхивать кистями, имитируя дождь.

И на землю всех их смыл.                Хлопнуть ладошками по коленям.

Стало солнце пригревать.       Показать солнышко, прижав основания

                          ладошек друг к другу и растопырив пальцы в разные стороны.

Вот ползет паук опять.        Скрестить руки перед собой, положив кисти на

                                         плечи и «бежать» пальчиками вниз по руке до локтя.

А за ним полезли детки.             Подняться пальчиками вверх по руке до плеч.

Вместе ползают по ветке.          Пальчики «ползают» по голове

«Компот»

Будем мы варить компот,           Левая рука – «ковшик», правая имитирует

                                                       помешивание.

Фруктов нужно много вот:

Будем яблоки крошить,              Загибают пальчики начиная с большого.

Грушу будем мы рубить,

Отожмём лимонный сок,

Слив положим на песок.

Варим, варим мы компот.            Опять «варят» и «помешивают».

Угостим честной народ.              Развести руки в стороны.

 «Листопад»

Листопад, листопад!           Руки поднять вверх.

Листья по ветру летят:       Покачивая кистями из стороны в сторону,

                                             медленно опускать руки (листья опадают).

С клёна – кленовый,          Пальцы выпрямить и максимально развести в

                                             стороны.

С дуба – дубовый,            Пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу.

С осины – осиновый,       Указательный и большой соединить в виде колечка.

С рябины- рябиновый.     Пальцы выпрямить и слегка развести в стороны.

Полны листьев лес и сад

То-то радость для ребят!

Хлопки в ладоши.

«Домашние птицы»

Большим пальцем поочерёдно касаться остальных, начиная с мизинца.

Есть у курицы цыплёнок,

У гусыни есть гусёнок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утёнок.

У каждой мамы малыши,

Все красивы хороши!                  Показать все пальчики, «играя» ими.

«Колокольчики»

В прятки пальчики играют         Сжимать и разжимать пальцы рук.

И головки убирают,                     Открывать и закрывать глаза.

Словно синие цветки,

Распускают лепестки                 Сводить и разводить пальцы «веером».

Наверху качаются,

Низко наклоняются.                    Качание и наклоны кистей вправо-влево.

Колокольчик голубой

Поклонился, повернулся

   К нам с тобой.                             Круговые движения кистями.

Колокольчики-цветы

Очень вежливы, а ты?              Повороты кистями вправо-влево, ладони  

                                                      сверху опустить на стол.

«Есть у каждого свой дом»

Дети загибают на обеих руках пальцы: по одному пальцу на каждое двустишье.

У лисы в лесу глухом

Есть нора – надёжный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами ёж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, травы

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосёт там лапу.

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло уютно в нём.

Ударяют ладонями и кулачками поочерёдно.

«Транспорт»

Будем пальчики сгибать-

Будем транспорт называть:      Сжимать и разжимать пальчики.

Машина, вертолёт,

Трамвай, автобус, самолёт.     Поочерёдно разжимать пальчики, начиная с

                                                      мизинца.

Пять пальцев мы в кулак зажали,

Пять видов транспорта назвали.      Сжать пальцы в кулачок, начиная с

                                                              большого.

«Мебель»

Мебель я начну считать:

Кресло стол, диван, кровать,       Пальцы обеих рук поочерёдно зажимать в

                                                      кулачки.

Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет.

Много мебели назвал –

Десять пальчиков зажал!           Поднимать зажатые кулачки вверх.

«Пальчики»

Большой палец встал один,                 Пальчики сжать в кулачок, а

Указательный - за ним                     затем поочередно их разгибать, начиная  

                                                            с большого.,                                     

Средний будит безымянный,                              

Тот поднял мизинчик малый.

Встали братцы все – «Ура!»,             Широко расставить пальцы

На работу им пора.

«Рыбки»

Рыбки весело плескались                  Ладошки как бы ударяют по воде.

В чистой светленькой реке                        

То сожмутся, разожмутся,                 Пальчики сжимаются в кулачок,

                                                             разжимаются.

То закружатся в воде.                     Винтообразные движения кистью.

«На полянке у реки»

На полянке у реки петушки гуляли,        Дети выполняют шаги с высоко      

                                           поднятыми коленями и плавными взмахами рук-крыльев.

На полянке петушки зернышки клевали.    Приседают на корточки,  

                                               указательными пальчиками ритмично касаются пола.

Цып-цып-цып-цып-цып,

Зернышки клевали.

И водицей ключевой                 Наклоняются вперед с отведенными назад руками,

                                                     затем выпрямляются.

Горло полоскали.                       Подбородок поднимают вверх.

Нагулялись петушки,                Обхватывают щеки руками, качают головой.

Крылышки устали, ах-ах,         Опускают расслабленные руки, Ох-ох, слегка

                                                     покачивают ими.

Крылышки устали.

Ночь настала, спать пора,         Приседают на корточки.

Баю-баю-баю.

Спать ложатся петушки,          Ладошки под щечку.

Глазки закрывают.                    Закрывают глазки.

«Зайка по лесу скакал»

Зайка по лесу скакал,            Дети прыгают на месте, руками имитируют лапки

                                                зайчика

Зайка корм себе искал.

Вдруг у зайки на макушке   Ладони-«ушки» приставляют к голове.

Поднялись, как стрелки, ушки.

Шорох тихий раздается,        Прислушиваются, поворачивая голову влево и вправо,

                                прикладывая поочередно ладони то к одному уху, то к другому.

Кто-то по лесу крадется.

Заяц путает следы,                  Выполняют прыжки с движением вперед.

Убегает от беды.

Прыгнул вбок и обернулся,    Прыжок в сторону, оборачиваются назад,

                                                  приседают и сгруппировываются.

И под кустиком свернулся,

Словно беленький клубок,

Чтоб никто найти не смог.

«Волк»

Серый волк — зубами щелк,         Дети изображают грозное выражение лица,

                                                          оскал зубов.

По лесу рыщет, добычу ищет.     Двигаются крадущимся шагом, руками

                                                       имитируют лапы.

«Мишки»

Мишка косолапый                     Дети имитируют шаг медведя, руки на поясе.

По лесу идет,

Шишки собирает                      Имитируют собирание шишек.

И ... в карман кладет.               Выполняют соответствующие движения.

Вдруг упала шишка                 Кулачком дотрагиваются до лба.

Прямо мишке в лоб.

Мишка рассердился                 Делают рассерженное выражение лица.

И ногою — топ!                      Топают ногами.

«Котята»

Гуляют котятки, мягкие лапки,                    Дети ходят мягким шагом,

руками имитируют лапки.

Тихонько ступают, мышек не пугают.

Котятки погуляли, немножко устали,         Останавливаются, ложатся на пол,

                                                                         расслабляются.

Спать легли котятки, спрятали царапки,

«Мышки»

Маленькие мышки                              Дети встают в круг.

Собрались возле норки.

Маленькие мышки                             Выполняют соответствующие движения.

Доели сыра корку.

Стали мышки бегать,              Двигаются мелкими и мягкими шагами, руки

                                                  согнуты в локтях, пальцы собраны в горстку.

Резвиться, играть,

Маленькими лапками

Тихо шуршать.

Пи-пи-пи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Пальчиковая гимнастика. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.

Значение пальчиковых игр для развития речи детей....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для младшего дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Рекомендации родителям к использованию пальчиковых игр для детей 4-5 лет. Картотека пальчиковых игр.

Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников:  формирует тонкие движения пальцев, или мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;развивает ...

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Картотека пальчиковых игр. Пальчиковые игры на тему: "Деревья."

Данный материал будет полезен логопедам при проведении занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме : "Лес.Деревья."...