Главные вкладки

    Конспект открытого занятия по развитию речи для детей средней группы (4-5 лет) « Путешествие в сказку»
    план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

    Крикунова Татьяна Александровна

    Цель: Формировать эмоциональное отношение к сказкам. Развивать внимание,  память, мышление, мимику, умение слушать;

    Задачи:

    1. Учить детей узнавать знакомые русские народные сказки, героев сказок с помощью загадок.
    2. Активизировать в речи детей существительные и прилагательные,  характеризующие героев сказки. Закреплять  использование  детьми  пространственных  предлогов, упражнять в согласовании слов в предложениях.
    3. Развивать монологическую речь, продолжать учить детей отвечать на вопросы полным ответом. Развивать выразительность речи, силу голоса.
    4. Воспитывать  доброту, желание оказывать помощь, умение действовать согласованно, любовь детей к художественной литературе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ДС «ЗОЛУШКА» Г.ВОЛГОДОНСКА

    Конспект открытого занятия по развитию речи

    для детей средней группы (4-5лет)

    « Путешествие в сказку»

    Подготовила и провела

    воспитатель 1 категории:

    Крикунова Т.А.

    Волгодонск

    2019г.

    Цель: Формировать эмоциональное отношение к сказкам. Развивать внимание,  память, мышление, мимику, умение слушать;

    Задачи:

    1. Учить детей узнавать знакомые русские народные сказки, героев сказок с помощью загадок.
    2. Активизировать в речи детей существительные и прилагательные,  характеризующие героев сказки. Закреплять  использование  детьми  пространственных  предлогов, упражнять в согласовании слов в предложениях.
    3. Развивать монологическую речь, продолжать учить детей отвечать на вопросы полным ответом. Развивать выразительность речи, силу голоса.
    4. Воспитывать  доброту, желание оказывать помощь, умение действовать согласованно, любовь детей к художественной литературе.

    Материал и оборудование:  Игрушка мягкая большая лиса, волшебный мешочек, волшебный колокольчик, бумажные бабочки и цветы для дыхательной гимнастики, картинки с изображением: волк, заяц, ёж, лиса, петух, собака, магнитная доска,  карточки  для моделирования, цветные  карандаши.

    Предварительная работа: Чтение русских народных сказок, загадывание загадок о животных; рисование по сказкам; совместная импровизация «Разговор лесных зверей»; показ кукольного театра «Заюшкина избушка»; рассматривание иллюстраций к сказкам; игры - драматизации.

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    Дети с воспитателем заходят в группу, становятся полукругом.

    Воспитатель: Ребята у нас сегодня необычное занятие, посмотрите, к нам в группу пришли гости, они хотят посмотреть, чему вы научились, давайте поздороваемся с ними. (Дети здороваются)

     (Проводится координационно-ритмическая игра для концентрации внимания детей).

    Приветствие:

    Дружно за руки возьмёмся

    И друг другу улыбнёмся

    Мы пожмём друг другу руку

    И тепло пойдёт по кругу.

    Воспитатель: Ребята, вот мы и передали тепло и добро друг другу и нашим гостям. Ребята, а вам нравятся сказки? А вы их любите?

    (Ответы детей)

    Воспитатель: Я тоже люблю сказки не только читать, но и слушать. А хотите сегодня попасть в сказку, а точнее отправиться в сказочное путешествие? Хотите?

     (Ответы детей)

    Воспитатель: А у меня есть волшебный колокольчик, и чтобы нам попасть в сказку, нужно закрыть глаза и сказать волшебные слова:

    «Раз, два, три – в сказку попади!»

    Воспитатель: Открывайте глазки, вот мы и в сказке! Посмотрите, какая красота

    вокруг. Сколько цветов, какой чудесный аромат. Пожалуйста, подойдите, понюхайте, как они вкусно пахнут.

    (Выполняется дыхательная гимнастика: глубокий вдох через нос, выдох через рот  повтор 3 раза)

    Воспитатель: А какие бабочки разноцветные прилетели к нам на поляну, посмотрите и скажите какого они цвета (ответы детей). Давайте подуем на них, как красиво они порхают. (Выполняется дыхательная гимнастика: глубокий вдох через нос, выдох через рот  повтор 3 раза). Ребята, а вам нравится здесь?

    (Ответы детей)

    Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, что это такое?

    Дети: Мешочек.

    Воспитатель: Да не простой мешочек, а волшебный. И в нём кажется что-то спрятано. Хотите угадать, что в нём? (ответы детей)

    Воспитатель: Только угадывать мы с вами будем не при помощи глаз, а при помощи рук. Сейчас, я каждому из вас дам пощупать мешочек, а вы мне скажете, что, по вашему мнению, в нём спрятано. Договорились?

    Дети: (Щупают, высказывают свои предположения).

    Воспитатель: Интересные предположения, а мы сейчас проверим, кто из вас был прав. (Щупает, достаёт из мешочка лису) Кто это ребята?

    Дети: Это Лиса.

    Воспитатель: Она прибежала к нам из сказки. Давайте с ней поздороваемся. (Дети здороваются с Лисой)

    Воспитатель: Ребята, а как в сказках называют Лису?

    (Лисичка-сестричка, Лиса-краса, Плутовка, Хитрюга, Лисичка Патрикеевна, Лиса Алиса, Кумушка и т.д.)

    Воспитатель: А как вы догадались, что к вам пришла именно лиса, а не волк или другое животное. Давайте присядем на стулья и попробуем описать нашу гостью:

    • Какая у лисы мордочка?  (хитрая, острая, ушки треугольные…)
    • Какая у лисы шубка? ( мягкая, рыжая, гладкая …)
    • Какой у лисы хвост? (пушистый, длинный, с белым кончиком…)
    • А вы знаете, зачем лисе такой длинный хвост? (…чтобы заметать следы, чтобы не нашёл волк, охотник…)
    • Скажите, ребята, по характеру в сказках лиса какая? (Хитрая)

    Покажите мне хитрую лису (гримаса «Хитрая лиса»).

    Воспитатель: Лисичка хитрит и говорит, что не слышит вас. Давайте , мы будем говорить чётко и громко:

    СА-СА-СА с нами рыжая лиса,

    СУ-СУ-СУ живёт лиса в лесу,

    СЫ-СЫ-СЫ хвост пушистый у лисы,

    СЕ-СЕ-СЕ знаем сказки о лисе.

    Воспитатель:  Расскажите мне, пожалуйста, в каких сказках мы встречаемся с  лисой?

    (Ответы детей)

    • Лисичка-сестричка и Серый волк
    • Лиса и Журавль
    • Снегурушка и Лиса
    • Колобок
    • Теремок
    • Лисичка со скалочкой
    • Рукавичка
    • Жихарка  и т.д.

    Воспитатель: Молодцы ребята, но наша Лисичка прибежала из другой сказки, где обидела зайчика и выгнала его из дома. Вам знакома  эта сказка, назовите её?

    Дети: Это сказка «Заюшкина избушка».

    Воспитатель: Совершенно верно. А Лисичка к нам пришла не с пустыми лапками, она принесла нам загадки и просит их отгадать. Но отгадку просит назвать не обычно, а ласково. Ну что, поможем нашей Лисичке?

    (Ответы детей)

    Воспитатель: Я думаю, вместе мы справимся. (Загадывает загадки, картинки с отгадкой ставит на мольберт/ магнитную доску)

    • Золотое горлышко утром будит солнышко (Петух – Петушок- Петенька)
    • Летом по лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает (Медведь - Мишка-Мишутка)
    • Серый недотрога живёт в глуши лесной, иголок очень много, а нитки не одной (Ёж – Ёжик – Ёжичек)
    • На цепи сидит, дом сторожит (Собака – Собачка)
    • Зимой беленький, летом серенький

    Ни кого не обижает, всех сам боится (Заяц – Заинька – Зайчишка)

    • Рыжая плутовка хитрая, да ловкая

    В сарай попала, всех кур пересчитала (Лиса – Лисичка – Лисонька)

    Воспитатель: Молодцы ребята! Лисичка так рада за вас, что вы справились с этим заданием. Покажите, как радуется Лисичка.

    Дети: (Показывают гримасу «Радостная Лисичка»).

    Воспитатель: Какая милая Лисичка у вас получилась. Ребята, посмотрите на эти картинки и скажите мне, пожалуйста, все ли эти животные герои сказки «Заюшкина  избушка», или может быть кто-то лишний?

    Дети: Нет, не все. Здесь лишний - Ёж.

    Воспитатель: а в какой сказке мы можем встретить  Ёжа?

    Дети: Палочка-Выручалочка и т.д.

    Воспитатель: Совершенно верно. Молодцы ребята, какие вы у меня внимательные не дали Рыжей Плутовке вас запутать.  А Лисичка видит, что вы устали и приглашает вас немного поиграть. Становитесь в круг.

    (Выполняется физ.минутка с перевоплощением «Зарядка для зверят», движения выполняются согласно тексту)

    Эй, ребята,  что вы спите?

    Нам животных покажите

    У Лисички острый нос

    У неё пушистый хвост

    Шуба рыжая Лисы

    Не сказанной красоты

    Лиса по лесу похаживает

    Шубку рыжую поглаживает

    Зайка по лесу скакал

    Зайка корм себе искал

    Вдруг, у Зайца на макушке

    Поднялись как стрелки ушки

    Зайчик прыгнул, обернулся

    И под деревом согнулся

    Вылез Мишка из берлоги

    Разминает Мишка ноги

    На носочках он пошёл

    И на пяточках потом

    Воспитатель: Вот мы с вами и отдохнули, а Лисичка вас приглашает за столы.

    (на столе карточки с пронумерованными кругами для моделирования, карандаши 5 цветов) 

    Воспитатель: А прежде чем приступить к следующему заданию, мы приготовим к работе наши руки, разомнём наши пальчики.

    Бежала лесочком

    Лиса с кузовочком.

    А что в кузовочке?

    Лесные грибочки.

    Грибочки – груздочки,

    Для сына, для дочки

    Воспитатель: Молодцы, ребята! А у нашей Лисички приключилась беда. Пока она к нам в гости спешила, она совсем позабыла сказку, из которой пришла.  Ребята, а как вы думаете, мы сможем помочь Лисичке вспомнить её сказку?

    Дети: Да, мы поможем Лисичке!

    Воспитатель: Лисичка принесла нам вот такие карточки (показывает), они у каждого из вас на столе. На карточке изображено 5 кругов, пронумерованных от 1 до 5, на столе у вас цветные карандаши. Сейчас мы попробуем вспомнить сказку и изобразить героев сказки на этих карточках графически, с помощью цветных карандашей определённого цвета. Попробуем? С чего обычно начинаются сказки?

    Дети:  Жили – были.

     Воспитатель: А как начнется наша сказка?

    Дети: Жили-были Лиса и Заяц.

    Воспитатель: А чем внешне отличаются Лиса от Заяц?

    Дети: Остренькая мордочка, ушки треугольные.

    Воспитатель: Всё верно,  на круге под номером 1 покажем, что это Лиса, рисуем треугольные ушки и острую мордочку. А какого цвета карандаш нам нужно использовать и почему.

    Дети: Используем оранжевый карандаш, потому, что Лиса рыжая.

     Воспитатель: А чем внешне отличается Заяц?

    Дети: У Зайца длинные уши овальной формы.

    Воспитатель: Всё верно,  на круге под номером 2 покажем, что это Заяц, рисуем длинные овальные ушки. Для этого возьмём карандаш голубого цвета. Воспитатель: Вот пришла Лиса к Зайцу, попросилась пожить, да его же и выгнала. Идет Зайчик плачет … Что же было дальше?

    Дети: Навстречу ему Собака.

    Воспитатель: А какая особенность есть у Собаки, отличающая её от других героев сказки?

    Дети: У Собаки хвостик как колечко.

    Воспитатель: Всё верно,  на круге под номером 3 покажем, что это Собака, добавляем хвостик колечком. Карандаш, какого цвета нам подойдёт.

    Дети:  Карандаш чёрного цвета.

    Воспитатель: Помогла Собака выгнать Лису?

    Дети: Нет, Собака испугалась и убежала.

     Воспитатель: Продолжите сказку…(индивидуально)

    Дети: Пошёл Зайчик дальше, навстречу ему Медведь.

    Воспитатель: Ребята, как же нам изобразить Медведя? В чём его отличительная особенность от остальных животных?

    Дети: У Медведя круглые ушки.

    Воспитатель: Всё верно,  на круге под номером 4 рисуем круглые ушки. Используем карандаш коричневого цвета, почему?

    Дети: Потому, что у Медведя коричневая  шуба.

    Воспитатель: Помог Медведь Зайцу?

    Дети: Нет, Медведь тоже испугался Лисы и убежал.

    Воспитатель: Продолжите сказку…(индивидуально)

    Дети: Пошёл Зайчик дальше, навстречу ему Петушок.

    Воспитатель: Хорошо, а как нам изобразить Петушка?

    Дети: У Петушка есть гребешок и клюв.

    Воспитатель: Совершенно верно,  на круге под номером 5 мы добавляем Петушку гребешок и клюв. Карандаш, какого цвета мы возьмём?

    Дети: Карандаш красного цвета, у Петушка красный гребешок.

    Воспитатель: Чем заканчивается сказка?

    Дети: Петушок выгнал Лису, стали они с Зайчиком жить поживать, да добра наживать.

    Воспитатель: Молодцы, ребята! Уберите карандаши и выйдите из-за столов.

    ( Дети выходят из-за столов, становятся в круг)

    Воспитатель: Ребята, Лисичка благодарит вас за то, что вы напомнили сюжет сказки, ей очень понравилось, как вы её рассказали. А вам нравится сказка «Заюшкина избушка»?  А чему она учит?

    Дети: Нельзя обижать маленьких и слабых, надо всем помогать и защищать.

    Воспитатель: Лисичка что-то совсем загрустила, наверно поняла, что поступила плохо. А давайте мы ей подарим нашу «Пирамиду Дружбы» может она наконец-то помирится с Зайчиком и даже подружится с ним.

    (Все становятся в круг. Из кулачков,  с поднятым вверх пальцем,  образуем пирамиду)

    Все, все, все, все

    Вместе мы всегда, везде

    Наш девиз: «Дружить, прощать,

     никого не обижать.

    Воспитатель: Ребята, посмотрите, по-моему Лисичка стала веселее. А  это значит, что наше путешествие заканчивается. Лисичке пора возвращаться в сказку, а нам в группу.  За вашу помощь она приготовила нам подарок книгу со сказками, чтобы вы знали, что сказка приносит только добро. Мы  прощаемся с Лисичкой, но всегда будем рады видеть её у нас в гостях. А чтобы нам вернутся в группу, нам нужно вспомнить чистоговорку:

    Коси коса, пока роса

    Роса долой, и мы домой.

    Воспитатель: Открывайте глазки, вот мы и в детском саду. Ребята, а вам понравилось путешествовать? А что понравилось больше всего? Что вам показалось трудным, а с чем вы справились с лёгкостью.

    (Ответы детей)

    Воспитатель: Спасибо всем за внимание, а детям за старание.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему «Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики».

    Образовательная область: речевое развитиеТема: Чтение русской народной сказки «У страха глаза вели».Программное содержание:- напомнить детям известные им русские народные сказки;- познакомить детей с ...

    Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы на тему: "Космическое путешествие"

    МБДОУ «Большеелховский детский сад №1 комбинированного вида» Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы на тему : «Космическое путешествие» Подготовила и провела: воспитатель Курманбае...

    Конспект открытого занятия по развитию речи у детей средней группы по сказке В.Сутеева "Под грибом"

    Игра – драматизация в средней группе по сказке В. Сутеева «Под грибом»....

    Конспект открытого занятия по развитию речи для детей средней группы (4-5лет) « Путешествие в сказку»

    Формировать эмоциональное отношение к сказкам. Развивать внимание,  память, мышление, мимику, умение слушать...