«Пальчиковые игры, как средство активизации речи ребенка первой младшей группы»
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Юлия Анатольевна Леонова

Пальчиковая игра - это средство воспитания, вид творческой деятельности, посредством которого развивается не только речь, но и формируется личность ребенка-дошкольника. Играя пальцами рук, тренируя мелкие движения кисти, способствуем положительной динамике развития речи, так как речевые области в коре больших полушарий головного мозга формируются под влиянием импульсов, которые интенсивно идут из пальцев рук. В дошкольных образовательных учреждениях важно использовать пальчиковую гимнастику в разных режимных моментах, в частности, включать её при проведении оздоровительных гимнастик и при реализации непрерывной образовательной деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Леонова Ю.А., воспитатель

ГБДОУ детский сад №46 Московского района

Санкт-Петербурга

ТЕМА: «Пальчиковые игры, как средство активизации речи ребенка  первой младшей группы»

«Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше говорит ребенок»

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

В.А. Сухомлинский

Малышу необходимо все потрогать, так он научится различать тепло и холод, твердость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. Поэтому пальчиковые игры развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь. 

«Рука – это инструмент всех инструментов»

Аристотель

«Рука – это своего рода внешний мозг»

Кант

 Цель: формировать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр.

Для реализации поставленной цели выделила ряд основных задач:

• Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр детей раннего возраста

• Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.

• Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры;

Консультации «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста», «Пальчиковая гимнастика».

Практикум для родителей по теме: «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».

Книжка - раздвижка «Пальчиковые игры», которые буду обновлять по мере разучивания.

Памятка для родителей «Пальчиковая гимнастика - для развития речи дошкольников».

Работа по развитию движений пальцев  проводится во время утренней гимнастики, физкультминутки, в свободное время утром и после сна.

Картотека пальчиковых игр.

Сентябрь

«Ладушки – ладушки» Цель: формировать у ребёнка положительный эмоциональный настрой на совместную работу, развивать ощущение собственных движений.

Ход игры:

Ладушки – ладушки! (хлопаем в ладоши, сопровождая действия

Пекла бабка оладушки стихотворным текстом).

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Хороши оладушки

У нашей милой бабушки!

«Сорока – сорока»

Цель: Активизировать движения пальцев рук.

Ход игры:

Сорока – сорока (указательным пальцем правой руки выполняются

Кашу варила, движения по ладони левой руки. Действия

Деток кормила ( сопровождаются словами, загибаем пальчики)

Этому дала, Мизинец,

Этому дала, Безымянный,

Этому дала, Средний,

Этому дала, Указательный,

Этому дала. Большой.

«Как у нашего кота…»

Цель: Учить выполнять игровые задания, развивать мелкую моторику рук.

Ход игры: Как у нашего кота (дети выполняют движения, сопровождая их

Шубка очень хороша, стихотворным текстом)

Как у котика усы

Удивительной красы.

Глаза смелые,

Зубки беленькие.

«Этот пальчик – бабушка»

Цель: Активизировать движения пальцев рук.

Ход игры: Этот пальчик – бабушка, (загибаем и разгибаем пальчики попеременно.

Этот пальчик – дедушка, правой и левой руке, сопровождая движения

Этот пальчик – папочка, словами)

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

«Мальчик – пальчик»

Цель:  Активизировать движения пальцев рук.

Ход игры: Дети по очереди поглаживают пальцысперва на одной, а потом на другой руке.

Пальчик – мальчик, где ты был? (Поглаживают большой палец)

Я на речке братьев мыл. Моют ручки,

С этим братцем в лес ходил, Поглаживают указательный палец

С этим братцем щи варил, Средний палец,

С этим братцем кашу ел, Безымянный палец,

С этим братцем песни пел. Мизинец.

Октябрь

«Где же ручки»

Цель: Активизировать движения пальцев рук.

Ход игры:

Где же, где же наши ручки, Прячут руки за спиной

Наши ручки, наши ручки? 2 раза

Вот ручки, наши ручки, Выполняют движения «фонарики»

Пляшут, пляшут наши ручки, Сжимают и разжимают кулачки

Пляшут, пляшут наши ручки. Поплясали стоп!

Где же, где же наши ножки, Приседая, закрывают ножки руками.

Наши ножки, наши ножки? 2 раза

Вот ножки, наши ножки Выставляют ножки на каблучок

Пляшут, пляшут наши ножки!

Пляшут, пляшут наши ножки. Поплясали стоп!

Где же, где же наши детки… Закрывают лицо ладонями

Вот детки, наши детки… Хлопают ладонями по груди

Пляшут, пляшут наши детки… Подпрыгивают на месте.

Поплясали, стоп!

«Водичка, водичка…»

ЦельРазвивать моторику обеих рук.

Ход занятия:  (Движения выполняются в соответствии с текстом).

Водичка, водичка… (подставить ладони под воображаемую струю воды)

Умой моё личико. Ладонями «умываем» лицо

Чтобы глазки смотрели, Поморгать глазками

Чтобы щечки краснели. Потрите ладонями щеки

И кусался зубок. Пощёлкать зубами

Чтоб смеялся роток Широко улыбнуться

«Сидит белка на тележке»

ЦельРазвивать моторику обеих рук.

Ход игры: Дети левой рукой загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца:

Сидит белка на тележке,

Продаёт она орешкиЗагибает:

Лисичке-сестричке, Большой палец,

Воробью, Указательный палец,

Синичке, Средний палец,

Мишке толстопятому. Безымянный,

Заиньке усатому. Мизинец.

«Капуста»

ЦельРазвивать моторику обеих рук (под музыку)

Ход игры:

Мы капусту рубим, рубим, Движения прямыми ладонями вверх, вниз

Мы капусту солим, солим, Поочерёдное поглаживание подушечек пальцев

Мы капусту трём, трём, Потирать кулачок о кулачок

Мы капусту жмем, жмём. Сжимать и разжимать кулачки.

12 «Пальчики»

Цельразвивать движения кистей и пальцев рукразвивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

Ход игры: Поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке.

Раз – два – три – четыре – пять –

Вышли пальчики гулять.

Раз – два – три – четыре – пять –

В домик спрятались опять.

Декабрь

13 «Здравствуй, солнце золотое!»

Ход игры:

Здравствуй, солнце золотое! Пальцами правой руки по очереди «здороваться»

Здравствуй, небо голубое! С пальцами левой руки, похлопывая по кончикам.

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в одном краю –

Всех я вас приветствую!

И всех братьев растолкал. внутрь

Январь

«Два маленьких кузнечика…»

Цельразвивать движения кистей и пальцев рукразвивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

Ход игры:

Два маленьких кузнечика Указательными и средними пальцами обеих рук

Потопали на речку «шагаем» по столу

Воды они боялись Поглаживаем ладонями поверхность стола.

И в речке не купались.

На скрипочках играли – Поочередно ребром одной ладони растираем

Всех рыбок распугали боковую поверхность указательного пальца другой.

«Тук, ток»

Цельразвивать движения кистей и пальцев рукразвивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

Ход игры: Дети выполняют подражательные движения в соответствии с текстом. Стучать можно по столу или коленочкам.

1. Тук, ток, туки, ток 4. Тук, тук, тук, туки,

Бьёт кулак как молоток. Застучали каблучки

Тук, ток, туки, ток Тук, тук, тук, туки,

Бьёт кулак как молоток. Застучали каблучки.

2. Тук, тук, тук, туки, 5. Тук, тук, тук, туки

Застучали две руки, Две ноги две руки

Тук, тук, тук, туки, Тук, тук, тук, туки

Застучали две руки, Бьют и бьют как молотки.

3. Тук, тук, туки, ток. 6. Тук, тук целый день

Застучал мой каблучок. Мне стучать совсем не лень.

Тук, тук, туки, ток. Тук, тук целый день

Застучал мой каблучок Мне стучать совсем не лень.

Стучать произвольно, как больше всего нравится.

«Маленькая мышка»

Цельразвивать движения кистей и пальцев рукразвивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

Ход игры:

Маленькая мышка бегут пальцами обеих рук по столу или коленям

По городу бежит.

Глядит ко всем в окошки, сложив пальцы рук круглым окошечком, заглядывают в него

И пальчиком грозит: грозят пальчиком

«А кто не лёг в кроватку? Руки прижаты ладонями друг к другу. Лежат на тыльной

стороне одной из рук на столе (коленях)

А кто не хочет спать? Переворачивают руки на другой «Бок»

Такого непослушного щекочут пальчиками то одну, то другую ладошку

Я буду щекотать!»

Февраль

«Рыбки»

Цель: Активизировать движения пальцев рук.

Ход игры: Ладони сомкнуты, чуть округлены.

Пять маленьких рыбок выполняют волнообразные движения в воздухе

Играли в реке,

Лежало большое руки прижаты друг к другу

Бревно на песке, переворачивают их с боку на бок

И рыбка сказала: ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняют ими

«Нырять здесь легко!» «ныряющее» движение.

Вторая сказала: качают сомкнутыми ладонями (отрицательный жест)

«Ведь здесь глубоко.»

А третья сказала: ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук

«Мне хочется спать!» (рыбка спит)

Четвертая стала быстро качают ладонями (дрожь)

Чуть-чуть замерзать.

А пятая крикнула: запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются

«Здесь крокодил!

Плывите скорей, быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями

Чтобы не проглотил!» (уплывают)

«Паучок»

Цельразвивать движения кистей и пальцев рукразвивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

Ход игры: Руки скрещены. Пальцы каждой руки «Бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг полил, кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее

движение (дождик)

Паучков на землю смыл. Хлопок ладонями по столу/коленям

Солнце стало пригревать, ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы

растопырены, качают руками (солнце светит)

Паучок ползёт опять, действия аналогичны первоначальным

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять по ветке. «Паучки» ползают по голове

«Червячки»

Цельразвивать движения кистей и пальцев рукразвивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

Ход игры: Ладони лежат на коленях или столе.

Раз, два, три, четыре, пять. Пальцы; сгибаясь, подтягивают к себе ладонь (движение

Червячки пошли гулять. ползущей гусеницы)

Раз, два, три, четыре, пять, идут по столу указательным и средним пальцами

Червячки пошли гулять. (остальные пальцы поджаты к ладони)

Вдруг ворона подбегает складывают пальцы щепоткой качают ими вверх вниз

Головой она кивает,

Каркает«Вот и обед!» раскрывают ладонь, отводя большой палец вниз, а

остальные вверх

Глядь – а червячков уж нет! Сжимают кулачки, прижимают их к груди.

«Шалун»

Цельразвивать движения кистей и пальцев рукразвивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

Ход игры: На первые две строчки чертить пальцем круги по ладошке. На следующие четыре строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов. Со словами седьмой строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать.

Наша Маша варила кашу.

Кашу сварила, малышей кормила:

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала.

Он много шалил.

Свою тарелку разбил.

«Мизинчик»

Цельразвивать движения кистей и пальцев рукразвивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

Ход игры: Кисть руки сжать в кулачок. Поочерёдно разгибать пальцы, начиная с мизинца. С последней фразой большим пальцем и мизинцем касаться друг друга.

Маленький Мизинчик

Плачет, плачет, плачет.

Безымянный не поймет:

Что всё это значит?

Средний пальчик очень важный,

Не желает слушать.

Указательный спросил:

- Может, хочешь кушать?

А большой бежит за рисом,

Тащит рису ложку,

Говорит: - Не надо плакать,

На, поешь немножко!

«Лягушка – попрыгушка»

Цельразвивать движения кистей и пальцев рукразвивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

Ход игры:

Лягушка – попрыгушка, смыкаем пальцы обеих рук и изображаем лягушачьи

Глазки на макушке, рты (большой палец выполняет функцию нижней

А все её слова – челюсти, которые то раскрываются, то закрываются.

Только «Ква!» да «Ква!».

А щёки раздувает

И рот свой разевает,

Чтоб комары и мушки одной рукой продолжаем изображать рот лягушки,

Летели в рот лягушке. а пальцами другой поочерёдно «попадаем» в этот «рот»

Март

«На лесной лужайке»

Цельразвивать движения кистей и пальцев рукразвивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

Ход игры:

На лесной лужайке Раскрываем ладони, поднимаем руки и машем

Разыгрались зайки: расслабленными кистями

Лапками хлопали, Хлопаем в ладоши, притопываем ногами

Ножками топали,

ушками махали, Прикладываем раскрытые ладони к ушам сгибаем и

разгибаем сомкнутые пальцы обеих рук

Выше всех скакали, Поочерёдно поднимаем высоко над столом и опускаем то

одну, то другую руку

Глазками глядели, Машем руками

Песенку пропели:

«Ля-ля-ля! Ля-ля-ля!

Ля-ля-ляйки!»

Ах, какие весёлые зайки!

«В домике живёт волчок»

.Цель: Активизировать движения пальцев рук

Ход игры:

В домике живёт волчок, Из обеих кистей рук делаем «подзорную трубу» или

Он глядит на вас в глазок, «бинокль» и приставляем к глазам

Может дверку приоткрыть Из одной ладони делаем «волчью пасть», а пальцы

И за пальчик укусить. другой руки подносим к «пасти» и захватываем их ею,

выполняя поглаживающие движения подушечками.

Если больно, то немножко Легкими движениями растираем ладони одна о другую

Разотри свои ладошки!

«Избушка на лужочке»

Цель: Активизировать движения пальцев рук.

Ход игры:

Избушка на лужочке, Делаем «домик» из обеих рук, соединяя их подушечками

пальцев и основаниями ладоней.

Двери на замочке. Соединяем пальцы в замок

Ключик быстро подберём Выполняем вращение большими пальцами обеих рук

И избушку отопрём. (один вокруг другого, не размыкая замка.

Отряхнём ладошки, Размыкаем пальцы, расслабляем ладони и лёгкими

Отдохнём немножко. движениями встряхиваем их

«Встали пальчики»

Цель: Активизировать движения пальцев рук.

Ход игры: Поочерёдно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных – «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжимать, широко расставив пальцы в стороны.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг в кровать.

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики – «Ура!»

В детский сад идти пора!

«Пальчики здороваются»

Цельразвивать движения кистей и пальцев рукразвивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

Ход игры: Кончиком большого пальца правой руки поочерёдно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.

Я здороваюсь везде –

Дома и на улице.

Даже «здравствуй!» говорю

Я соседней курице.

Одновременно кончиками больших пальцев правой и левой рук поочерёдно касаться кончиков указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев.

Повстречал ежонка ёж:

«Здравствуй, братец! Как живешь?»

«Кольцо»

Цель: Активизировать движения пальцев рук.

Ход игры: Большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные развести в стороны.

Выйду на крылечко,

Вынесу колечко.

Я его вместо игрушки

Подарить хочу Валюшке.

Апрель

«Вымыли мы ручки»

Цельразвивать движения кистей и пальцев рукразвивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

Ход игры:

Вымыли мы ручки, Имитируем мытьё рук, наклоняемся и растираем

Вымыли мы ножки, руками щиколотки

Поиграли в ладушки, Хлопаем в ладоши

Ладушки – ладошки!

Во дворе цыплятам Пальцами, собранными в щепоть, как будто крошим

Накрошили крошек, хлеб

Поиграли снова Хлопаем в ладоши

В ладушки – ладошки!

Гладили котёнка Ладонью одной руки поглаживаем тыльную сторону

Чистыми ладошками, другой, затем меняем руки и повторяем действие

С ними поиграли Хлопаем в ладоши

В ладушки – ладошки!

Улеглись ладошки Кладём кисти рук на стол ладонями вниз

Прямо на дорожку…

Как они устали – Ладонью одной руки поглаживаем тыльную сторону

Ладушки – ладошки! другой, затем меняем руки и повторяем действие

«Пчёлки»

Цель: Активизировать движения пальцев рук.

Ход игры: одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (Ёлка). На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей)«Улей» прижат к ёлке.

Домик маленький на ёлке, Дети заглядывают в «улей»

Дом для пчёл, а где же пчёлки?

Надо в дом постучать, Сжимают кулачки, стучат ими друг о друга

Раз, два, три, четыре, пять.

Я стучу, стучу по ёлке, Стучат кулаками друг о друга, чередуя руки

Где же, где же эти пчёлки?

Стали вдруг вылетатьРазводят руками, растопыривают пальцы и шевелят

Раз, два, три, четыре, пять. ими (пчёлки летают)

«Крылья нашей мельницы»

Цель: Активизировать движения пальцев рук.

Ход игры:

Крылья нашей мельницы Прижимаем друг к другу ладони и выполняем

У ветерка как пленницы – растирающие вращательные движения. Пальцы

Как ветер переменится при этом не соприкасаются

Так повернётся мельница.

«Пляшут в кухне на стене»

Цель: Активизировать движения пальцев рук.

Ход игры:

Пляшут в кухне на стене Подушечками пальцев обеих рук «бегаем» по столу или

Солнечные зайчики. стене

А у Маши расшалились Пальцами одной руки «бегаем» по ладони другой

Маленькие пальчики.

Быстро бегают они Пальцами одной руки поглаживаем ладонь другой

По Машиной ладошке.

Успокойтесь, шалуны,

Отдохнём немножко!

Повторяем все действия для второй руки.

Методическая литература:

«Ребенок от рождения до года» под. ред. С. Н. Теплюк;

- Н. А. Ильина «Играем в памперсах» (с рождения);

- А. С. Галанов «Развивающие игры для малышей» (с рождения);

- Н. С. Жукова «Учимся говорить правильно» (от 1г.);

- Е. А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»

(1-3 г.) .изд. «Мозайка – синтез».

- Черенкова Е. Ф. «Развивающие игры с пальчиками»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пальчиковые игры, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

работа по теме "Пальчиковые игры, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"...

Консультация для родителей на тему "Пальчиковые игры - одно средств развития речи детей младшего дошкольного возраста"

Данная консультация содержит информацию о роли пальчиковых игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста...

Тема по самообразованию: «Пальчиковые игры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

АктуальностьИзвестный педагог – новатор В.А. Сухомлинский сказал, что «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Малышу необходимо все потрогать, так он научится различать тепло...

План по самообразованию «Пальчиковые игры, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский.На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интел...

Пальчиковые игры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста (методические рекомендации)

Развитие малыша начинается еще с пеленок, и этот период имеет особую важность в становлении личности. В раннем возрасте ребенок впитывает любую информацию, как губка и его мозг очень активен. Но нагру...

Пальчиковые игры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Пальчиковые игры очень увлекательны и способствуют взаимопониманию между детьми и взрослыми. Забавные персонажи пальчиковых игр просты и понятны малышам. Дети с большим воодушевлением копируют все дви...