Путешествие в мир театра
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Энютина Наталья Юрьевна

Цель: активизировать умственные и развивать творческие способности детей посредствам театрализованной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_mir_teatra.docx31.6 КБ

Предварительный просмотр:

                           Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

         «Детский сад № 1 «Звёздочка»

    г. Красный Кут Саратовской области

 Открытое НОД  в

   первой подготовительной к школе   группе «Смешарики»

Тема:  «Путешествие в страну театра»

 Воспитатель: Энютина Н.Ю.

 2019 год

Возрастная группа -подготовительная к школе группа

Тема НОД:  Путешествие в страну театра»

Направление образования и развития (образовательная область) художественно-эстетическое

Цель: активизировать умственные и развивать творческие способности детей посредствам театрализованной деятельности. 

Задачи:  Продолжать развивать устойчивый интерес к театрально-игровой              деятельности;

• Продолжать расширять знания детей об окружающей действительности.

 Углублять представление о театре, реквизитах, декорациях;

• Формировать умение инсценировать сказку  

• Продолжать обогащать и активизировать словарь детей, совершенствовать интонационную выразительность речи. Продолжать учить пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках сказок. Развивать диалогическую и монологическую речь. Совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки без помощи взрослого;

• Активировать словарь: существительные (театр, артист, режиссер, зрители, спектакль, зрительный зал, сцена, эмоции, жест, мимика, декорации, кассир, гример, костюмер);

• Закреплять навыки импровизации диалогов действующих лиц в хорошо знакомых сказках. Поддерживать стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя движение, позу, мимику, жест, речевую интонацию.

• Воспитывать у детей нравственные чувства: доброту, взаимопомощь, чуткость, отзывчивость;

 

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.

Формы реализации детских видов деятельности: решение проблемной ситуации, игры «Пантомима»,инсценировка сказки.

 

Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Оборудование, материалы: ширма для   театра,  кукольный театр, компьютер, проектор, презентация.

Предварительная работа: знакомство с театром; чтение и заучивание чистоговорок; отгадывание загадок про животных (мышь, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь)  беседа об эмоциональных переживаниях людей; чтение русской народной сказки « , ее обсуждение, заучивание ролей, рассматривание иллюстраций русских народных сказок.

Методы и приемы: вопросы, создание интереса, беседа, сюрпризный момент, игровой метод, наглядный метод, использование ИКТ

ХОД НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Воспитатель приветствует детей, предлагает подарить гостям улыбки.

Воспитатель приветствует детей, предлагает подарить гостям улыбки.

Постановка проблемы

Видео-послание от героев  фильма « Буратино»  .

Воспитатель дополняет рассказ детей ,используя презентацию.

- Как вы думаете, почему Буратино грустит?

- Что-то случилось. Наверное ему нужно показывать спектакль, а все артисты разбежались. Вы хотите помочь Буратино?

- Как мы можем помочь ему?

 

- Чтобы стать артистами, надо выполнить задания. Я надеюсь что вы с ними справитесь. Но прежде чем помочь Буратино, я предлагаю сложить в наш сундучок все, что нам помешает (упрямство, лень, невнимательность и т. д.).

- Сундучок закроем на ключик. Я приглашаю вас сесть на стульчики.

Основная часть

- Ребята, а как вы думаете, что артист должен хорошо делать?

- Что это на экране?

 

 

- Что такое эмоции?

- Назовите какие бывают эмоции?

- Наше второе задание.

1. Удивитесь как Незнайка. )

2. Загрустите, как Пьеро.  

3. Улыбнитесь, как Мальвина.  

4. Рассердитесь, как Бармалей. (

 - Ребята, артист не только хорошо знает сказки, но и хорошо умеет говорить.

Кто хочет разговаривать,

тот должен выговаривать

всё правильно и внятно,

чтоб всем было понятно.

Мы будем разговаривать,

и будем выговаривать

так правильно и внятно,

чтоб всем было понятно.

- Наше следующее задание - чистоговорки

Игра «Чистоговорки»

1. Ра-ра-ра - вьюга с самого утра.

2. Ду-ду-ду, ду-ду-ду — дети бегают в саду.

3. Ли-ли-ли суп соленый, не соли!

- Все артисты хорошо умеют показывать жестами и мимикой свою роль.

Я вам предлагаю сыграть в игру «Бабушка-старушка»

Игра «Бабушка-старушка» (физкультминутка)

- Изобрази: как падает снежинка, как ходит тишина, как скачет солнечный зайчик, болит зуб, холодно – мерзнут руки, ноги, все тело.

- Мы справились с этим заданием. Молодцы.

(Звучит сказочная музыка, на экране появляется веселый Буратино.)

- Ребята вы выполнили все задания и можете стать артистами. Поможете сыграть сказку.»Сказка про храброго зайца»

Дети приветствуют героев.

Рассказывают о театре

Дети обещают помочь героям.

- Стать артистами.

Дети «складывают» в коробочку то, что мешает им заниматься, имитируя соответствующее движения.

 

Исполнять свою роль. Знать много и уметь рассказывать.

Это эмоции.

Это выражение чувств на лице

- Радость, грусть, страх, спокойствие, удивление, отвращение, гнев, злость.

Дети показывают жестами, мимикой удивление,грусть,радость,

злость)

Дети проговаривают чистоговорки

Дети поочередно выполняют задания

Дети разыгрывают сказку по ролям

3 часть. Анализ занятия.

- Спасибо нашим артистам, похлопаем.

- Ребята, помогли мы Буратино?

- Вам   понравилось наше путешествие в мир театра?

- Что больше всего понравилось?

 

Дети – зрители, хлопают артистам.

- Да.

- ответы детей

Театральное искусство возникло давным-давно, в стране – Древняя Греция. Жители этой страны – древние греки, строили театры под открытым небом. В театре была сцена, где актеры разыгрывали спектакли и пьесы, и высокие зрительные места.

Покровительствовали театру две музы: веселая и жизнерадостная Талия и грустная, печальная Мельпомена. Талия помогала актерам разыгрывать веселые, смешные пьесы – комедии, а Мельпомена – грустные и печальные – трагедии.

Женщинам участвовать в спектаклях и пьесах не разрешалось. Все женские роли разыгрывали актеры мужчины, переодетые в женские платья.

Когда актеры исполняли грустную пьесу – трагедию, они одевали на лицо грустные, хмурые маски. Если на сцене разыгрывалась веселая пьеса – комедия, актеры одевали веселые, улыбающиеся маски.

Со временем театры изменились и на улицах многих городов появились балаганы.

Балаганы – это веселое, смешное театральное представление, которое разыгрывали актеры на ярмарках и народных гуляниях. В этих представлениях участвовали бродячие актеры, жонглеры, акробаты, веселые театральные куклы – Петрушки.

Выступали актеры прямо на улице, и каждый прохожий мог подойти и посмотреть представление.

           Дорогие ребята, знаете ли вы, что такое театр?

        Кто такие авторы и режиссёры, какие представления в театре бывают, какие там декорации, какое освещение, превращения? Слушайте, а сейчас я объясню вам  все по порядку (фотография Большого театра). Стоит это красивейшее здание уже много-много лет, нарядный со множеством чудесных окошек и дверей. А когда войдешь - увидишь окошечко с надписью "КАССА". Здесь покупают билеты у кассира на предстоящее представление. ("Покупаем" билеты и входим в холл театра). А теперь, ребята, у театрального служащего мы  купим программку. Программка - это такой листок, на котором напечатано все,  что  вам интересно узнать о представлении до его начала: как называется пьеса, кто её автор, какие актеры играют и краткое содержание спектакля. Пока вы еще малы, то с вами в театр пойдут родители, они то и прочтут всё, что написано в программке.

(дети "покупают" билеты, берут программки, проходят в зал, садятся на стульчики, воспитатель показывает изображения театра, зрительного зала, сцены, оркестровой ямы, балконов, затем включается монитор компьютера и на интерактивной доске дети видят слайды с изображением внутреннего убранства театра)

Самое главное место в зрительном зале - это сцена, где происходит само действие пьесы, а напротив сцены - зрительный зал с креслами. Те кресла, которые поближе к сцене называются партером, а те которые подальше - амфитеатром. А по бокам ложи с красивыми названиями: бенуар, бельэтаж, балконы. В каждой ложе, в отгороженном местечке, стоит обычно 4 или 6 кресел. И если вы сидите далеко от сцены, то вам понадобиться бинокль, чтобы лучше рассмотреть лица актеров или декорации, или что-то другое, что вас заинтересовало.

А сейчас обратите внимание на сцену. Видите свет, идущий по краю сцены во всю длину, это освещение называется рампой. Сама сцена закрыта занавесом. И как только зазвучит музыка из оркестровой  ямы, поднимется занавес и начнется спектакль.

А кто же выдумал театр?

Театр существовал еще у древних греков. В постановках они рассказывали о своих героях, о богах, которым верили беззаветно, которым поклонялись и у которых просили защиты и благославения на успех. Раньше не было театров и актеры играли на улице. Почти все население города присутствовали на спектакле. А чтобы публике хорошо было видно и слышно на лица одевали маски, а в рот маски вставляли рупор, называющийся персоной.

От греческого театра мы позаимствовали многие названия для наших театров, начиная с самого слова "театр", которое по гречески произносится "театрон" и означает "зрелище". В театре очень много интересного. Давайте заглянем за кулисы. Это пространство зрители не видят. У всех актеров и работников театра есть  свой вход с другой стороны и ведет он через коридор с гримёрными комнатами прямо на сцену. Там же находится и кабинет самого главного человека в театре - режиссёра. Он читает пьесу, написанную писателем для театра, обсуждает её с актерами, распределяет роли, назначает репетиции - идет подготовка к показу спектакля зрителям. пока актеры репетируют пьесу, в соседних помещениях кипит другая работа: художники - декораторы рисуют декорации к спектаклю, костюмеры шьют костюмы для актеров.

        И вот настанет день, когда спектакль будет объявлен, к этому времени будут написаны и расклеены афиши по городу о начале спектакля. А первый день спектакля называется премьерой! По-французски это значит "первый".

 

        И еще в театре есть гримёры - они гримируют актеров, создают нужный образ для спектакля. Смотрите! Столик, на нём зеркало, краски, пудра, парики. Здесь актёр превращается в героя сказки

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в мир театра

интегрированное занятие по развитию речи и театральной деятельностиу детей средней группы детского сада...

Путешествие в оперный театр

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида второй категории №20 «Чебурашка»....

Конспект занятия по кружковой работе для детей старшей группы "Путешествие на остров "Театр"

Конспект занятия по кружковой работедля детей старшей группыТема: « Путешествие на остров «Театр»...

"Путешествие в мир театра"

Сценарий «Путешествие в мир театра».Цель: ознакомление детей старшего дошкольного возраста с театром.Задачи: - познакомить детей с театральными профессиями и различными видами театров...

Методические рекомендации для совместной театрализованной деятельности: Путешествие за кулисы театра.

Методические рекомендации для совместной театрализованной деятельности....

Конспект мероприятия ко дню театра «Путешествие в мир театра» в младшей группе

В младшей группе №1 27 апреля отметили день театра. Цель: Развить творческие способности дошкольников, их речевую и сценическую культуру, наблюдательность, воображение, эмоциональную о...