Главные вкладки

    Картотека игр по развитию речи старших дошкольников.
    картотека по развитию речи (подготовительная группа)

    Картотека игр для развития речи дошколников.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл igry_i_uprazhneniya_po_razvitiyu_rechi_dlya_detey.docx43.79 КБ

    Предварительный просмотр:

     

    ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

    СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (6 - 7 ЛЕТ)

    «Что такое звук, слово, предложение?»

    Цель: уточнить представления детей о звуковой и смысловой стороне слова.

    Ход игры. Взрослый спрашивает: «Какие звуки ты знаешь? (Гласные — согласные, твердые — мягкие, звонкие — глухие.) Как называется часть слова? (Слог.) Что обозначает слово... стол? (Предмет мебели.)».

    — Все, что нас окружает, имеет свое название и что-то обозначает. Поэтому мы и говорим: «Что значит (или обозначает) слово?» Слово звучит и называет все предметы вокруг, имена, животных, растения.

    — Что такое имя? Как мы различаем друг друга? По именам. Назови имена своих родителей, родных и близких. У нас в доме есть кошка, собака. Как их зовут? У людей имена, а у животных... (клички).

    У каждой вещи есть свое имя, название. Давай посмотрим вокруг и скажем: что может двигаться? что может звучать? на чем можно сидеть? спать? ездить?

    — Подумай, почему так называют: «пылесос», «скакалка», «самолет», «самокат», «мясорубка»? Из этих слов понятно, для чего они нужны.

    — У каждой буквы тоже есть свое имя. Какие буквы ты знаешь? Чем буква отличается от звука? (Буква пишется и читается, звук произносится.) Из букв мы складываем слоги и слова.

    — Назови, какие имена детей начинаются на гласный звук «а» (Аня, Андрей, Антон, Алеша). А с какого звука начинаются имена Ира, Игорь, Инна? Подбери имена, которые начинаются на твердый согласный (Рома, Наташа, Рая, Стас, Володя), на мягкий согласный (Лиза, Кирилл, Леня, Лена, Митя, Люба).

    — Мы будем играть со словами и узнавать, что они обозначают, как звучат, с какого звука начинаются.

                                              «Найди звук»

    Цель: находить слова с одним и двумя слогами.

    Ход игры. — Найди слова с одним и двумя слогами. Сколько слогов в слове «цыпленок»? (Слово «жук» состоит из одного слога, «шуба», «шапка», «жаба», «забор», «цапля» — из двух, «цыпленок» — из трех.)

    — Какие слова начинаются с одинакового звука? Назови эти звуки.

    (Слова «шапка» и «шуба» начинаются со звука «Ш», слова «жук» и «жаба» — со звука «Ж», слова «забор», «замок» — со звука «З», слова «цыпленок», «цапля» — со звука «Ц».)

    — Назови овощи, фрукты и ягоды со звуками «Р» (морковь, виноград, груша, персик, гранат, смородина), «РЬ» (перец, репа, редька, мандарин, черешня, абрикос), «Л» (баклажан, яблоко, кизил), «ЛЬ» (малина, лимон, апельсин, слива).

    «Картина — корзина»

    Цель: находить слова с тремя слогами, подбирать слова, сходные по звучанию.

    Ход игры. Вместе с ребенком взрослый рассматривает рисунок, на котором изображены: картина, ракета, лягушка.

    — Сколько слогов в словах «картина», «лягушка», «ракета»? (Три.)

    — Подбери слова, сходные по звучанию с этими словами: «картина» (корзина, машина), «лягушка» (подушка, кадушка), «ракета» (конфета, котлета), «вертолет» (самолет), «береза» (мимоза).

    — Что делает лягушка (прыгает, плавает), ракета (летит, мчится), картина (висит)?

    Ребенок произносит все слова и говорит, что у каждого из этих слов по три слога.

                                               «Едем, летим, плывем»

    Цель: учить детей находить заданный звук в начале, середине и конце слова.

    Ход игры. На рисунке шесть картинок, изображающих транспорт: вертолет, самолет, автобус, троллейбус, теплоход, трамвай.

    — Назови все предметы одним словом. (Транспорт.)

    — Скажи, сколько слогов в этих словах? (Во всех словах, кроме слова «трамвай», по три слога.) Какой звук встречается во всех этих словах (в начале, середине, конце слова)? (Звук «Т» встречается в начале слов «троллейбус», «теплоход», «трамвай», в середине слов «вертолет», «автобус», в конце слов «вертолет», «самолет».)

    — Составь предложение с любым словом («Самолет летит быстро»).

    — Скажи, что летает? (Самолет, вертолет.) Что едет? (Автобус, троллейбус, трамвай.) Что плывет? (Теплоход.)

    — Угадай по первому и последнему звуку, какой вид транспорта я задумала: Т—С (троллейбус), А—С (автобус), С—Т (самолет), В—Т (вертолет), М—О (метро), Т—И (такси).

                                             «Что вы видите вокруг?»

    Цель: уточнить представления детей о названии предметов.

    Ход игры. — Назови предметы, которые ты видишь вокруг. Как мы отличаем один предмет от другого? (За столом сидят, занимаются, едят, на стуле сидят.)

    — Если перед тобой будут стоять две девочки, обе в красных платьях, с белыми бантиками. Как мы их различаем? (По именам.)

    — Что означают слова... «мяч», «кукла», «ручка»?

    — У меня в руке... ручка. Что ею делают? (Пишут.) У двери тоже есть ручка. Почему эти предметы называют одним и тем же словом? (Их держат руками.) Что значит слово «ручка», обозначающая этот предмет? (Ею пишут.) А что обозначает слово «ручка» (показываем на дверную ручку)? («Ею открывают и закрывают дверь».)

    — Можешь ли ты назвать слова, которые ничего не обозначают? Послушай стихотворение Ирины Токмаковой «Плим»:

    Ложка — это ложка. А я придумал слово.

    Ложкой суп едят. Смешное слово — плим.

    Кошка — это кошка. Я повторяю снова —

    У кошки семь котят. Плим, плим, плим.

    Тряпка — это тряпка. Вот прыгает и скачет —

    Тряпкой вытру стол. Плим, плим, плим.

    Шапка — это шапка. И ничего не значит

    Оделся и пошел. Плим, плим, плим.

    — Придумай и ты такие слова, которые ничего не значат (трам-татам, тутуру).

    «Найди точное слово»

    Цель: учить детей точно называть предмет, его качества и действия.

    Ход игры. — Узнай, о каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное — что это?» Предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме.

    — Дополни другими словами то, что я начну: снег белый, холодный... (еще какой?). Сахар сладкий, а лимон... (кислый). Весной погода теплая, а зимой... (холодная).

    — Назови, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие.

    — Вспомни, кто из животных как передвигается. Ворона... (летает), рыба... (плавает), кузнечик... (прыгает), уж... (ползает). Кто из животных как голос подает? Петух... (кукарекает), тигр... (рычит), мышь... (пищит), корова... (мычит).

    — Помоги мне найти слова, противоположные по смыслу, в стихотворении Д.Чиарди «Прощальная игра»:

    Скажу я слово высоко, Скажу тебе я слово трус,

    А ты ответишь... (низко). Ответишь ты... (храбрец).

    Скажу я слово далеко, Теперь начало я скажу —

    А ты ответишь... (близко). Ну, отвечай... (конец).

    «Кто у кого»

    Цель: соотносить название животных и их детенышей, подбирать действия к названию животных.

    Ход игрыРебенок рассматривает рисунки — животные с детенышами: курица и цыпленок клюют зернышки (или пьют воду), кошка и котенок лакают молоко (вариант — играют клубочком), собака и щенок грызут кость (вариант — лают), корова и теленок щиплют траву (вариант — мычат), лошадь и жеребенок жуют сено (вариант — скачут), утка и утенок плавают (крякают).

    — Назови животных и их детенышей.

    — Подбери определения к названиям детенышей животных: скажи, какая курица (кошка, собака, корова, утка, лошадь), какой цыпленок (котенок, щенок, теленок, жеребенок, утенок)?

    «Скажи, какое»

    Цель: называть признаки предмета и действия; обогащать речь прилагательными и глаголами; подбирать слова, близкие по смыслу.

    Ход игры.

    — Когда мы хотим рассказать о предмете, какой он, какие слова называем?

    — Послушай стихотворение М.Щеловановой «Утро»:

    Какое сегодня утро? Сегодня не будет солнца,

    Сегодня плохое утро, сегодня не будет солнца,

    Сегодня скучное утро, сегодня будет хмурый,

    И, кажется, будет дождь. Серый, пасмурный день.

    — Почему же плохое утро? — Почему же не будет солнца?

    Сегодня хорошее утро, наверное, будет солнце,

    Сегодня веселое утро обязательно будет солнце

    И тучи уходят прочь. И прохладная синяя тень.

    — О чем говорится в этом стихотворении? (О солнечном и пасмурном утре.) Как сказано про первый день в стихотворении, какой он? (Хмурый, серый.) Как сказать другими словами про этот день? Подберите слова, близкие по смыслу (дождливый, грустный, скучный, неприветливый). А если утро солнечное, как можно еще сказать, какое оно? Подберите слова, близкие по смыслу (веселое, радостное, голубое,

    безоблачное). Что еще может быть хмурым? (Настроение, погода, небо, человек.) Что может быть солнечным?

    — Есть еще слова, которые называют, что делает человек, что можно делать с тем или иным предметом. Если человек хмурится, как об этом сказать по-другому? (Грустит, печалится, расстроился, обиделся.)

    — А есть такие слова и выражения, которые выражают смысл не совсем точно. Я слышала, как другие дети говорили: «Папа, иди шепотом», «Это я проснул сестричку», «Я ботинки наизнанку надел». Можно ли так сказать? Как надо сказать правильно?

    «Высокий — низкий»

    Цель: учить сопоставлять предметы и находить слова, противоположные по смыслу.

    Ход игрыК этой игре надо подобрать картинки: высокая елка, длинный карандаш, широкая ленточка, глубокая тарелка с супом, веселое лицо девочки (смеется или улыбается), мальчик в перепачканной одежде, а также: маленькая елочка, короткий карандаш, узкая ленточка, грустное лицо девочки, мальчик в чистой одежде, мелкая тарелка (рис. 5).

    — Посмотри на рисунки. Назови слова, противоположные по смыслу. Скажи, чем отличаются похожие лица и предметы.

    Высокая — низкая (елка — елочка), длинный — короткий (карандаш), широкая — узкая (лента), грустное — веселое (лицо девочки), глубокая — мелкая (тарелка), чистый — грязный (мальчик).

    На следующем рисунке: большой дом и маленький домик, река — ручей, клубника — земляника.

    — Назови, что ты видишь на этих рисунках? Составь предложения со словами, противоположными по смыслу. («Я нарисовал большой дом и маленький домик». «Река глубокая, а ручей мелкий». «Ягоды у клубники крупные, а у земляники мелкие».)

    — Послушай отрывок из стихотворения Сильвы Капутикян «Маша обедает»:

    ...Никому отказа нет, подан каждому обед:

    Собачке — в миске, в блюдечке — киске,

    Курочке-несушке — пшена в черепушке,

    А Машеньке — в тарелке, в глубокой, не в мелкой.

    — Что бывает глубоким и мелким? Как ты понимаешь выражение: глубокая река (имеет большую глубину); глубокая тайна (скрытая); глубокое чувство (сильное); мелкая река (имеет небольшую глубину); мелкий дождь (несильный); мелкий песок (некрупный).

                                     «Это правда или нет?»

    Цель: находить неточности в стихотворном тексте.

    Ход игры— Послушай стихотворение Л.Станчева «Это правда или нет?». Надо внимательно слушать, тогда можно заметить, чего на свете не бывает.

    Теплая весна сейчас,

    Виноград созрел у нас.

    Конь рогатый на лугу

    Летом прыгает в снегу.

    Поздней осенью медведь

    Любит в речке посидеть.

    А зимой среди ветвей

    «Га-га-га!» — пел соловей.

    — Быстро дайте мне ответ: это правда или нет?

    — Послушай, как говорили другие дети, подумай, можно ли так сказать, и скажи, как надо сказать правильно:

    «Тетя, посмотри: у лошадки два хвостика — один на голове, другой на спинке»; «Папочка, это лошадке подметки подбивают»; «Папа, тут дрова недавно пилили: вон на снегу пилилки валяются»; «Я немножко открыла глаза и смотрела шепотом»; «Мамочка, я тебя громко-громко люблю».

    — Можешь ли ты придумать небылицы или путаницы, чтобы другие дети или взрослые их распутали.

                                            «Найди другое слово»

    Цель: точно обозначать ситуацию; подбирать синонимы и антонимы.

    Ход игры— Папа решил сделать детям качели, Миша принес ему веревку. «Нет, эта веревка не годится, она оборвется». Миша принес ему другую. «А вот эта ни за что не оборвется». Какую веревку сначала принес Миша? (Тонкую, ветхую.) А затем? (Крепкую, прочную.)

    — Качели папа делал летом. Но вот наступила... зима. Миша рос крепким мальчиком (здоровым, сильным). Вышел он покататься на коньках и почувствовал под ногами крепкий лед. Как сказать по-другому? (Прочный, нехрупкий.) Мороз крепчал (становился сильнее).

    — Как ты понимаешь выражение «крепкий орешек»? (Его трудно разбить, сломать.) Так говорят не только про орехи, но и про людей, которых никакие невзгоды не сломают. О них говорят: «крепкий духом» (значит, сильный, стойкий человек).

    — Объясните, что значат слова: «крепкая ткань» (прочная), «крепкий сон» (глубокий), «крепкий чай» (очень крепкий, не разбавленный кипятком). Какие выражения со словом «крепкий» вам встречались в сказках и в каких? (В сказке «Козлята и волк» коза крепко-накрепко (очень строго) приказывала детям, чтобы они крепко-накрепко (очень крепко) запирали дверь.)

    — Придумайте предложения со словом «крепкий».

    — Я вам буду называть слова, а вы говорите мне слова с противоположным смыслом: длинный, глубокий, мягкий, легкий, тонкий, густой, сильный; говорить, смешить, падать, смеяться, бежать.

    — Придумайте рассказ, чтобы в нем были слова, противоположные по смыслу. Можете брать слова, которые мы только что называли.

                                           «Один — много»

    Цель: упражняться в образовании множественного числа и правильном употреблении слов в родительном падеже; подбирать к словам определения и действия; находить в словах первый звук, определять количество слогов, подбирать слова, сходные по звучанию.

    Ход игры— Это — шар, а это... (шары). Здесь много... (шаров). Какие шары? (Красные, синие, зеленые.) Как одним словом сказать, что все шары разного цвета? (Разноцветные.)

    — Это — мак, а это... (маки). В букете много... (маков). Какие они? (Красные.) Что еще бывает красным? Как ты понимаешь выражение «красная девица»? Где встречается такое выражение? В каких сказках?

    — Отгадай загадку: «Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает». Это... (лук). Какой он? (Желтый, сочный, горький, полезный.) В корзине много чего? (Лука.)

    — Что это? Чего здесь много?

    — А если все предметы исчезнут, как мы скажем, чего не стало? (Игл, пил, мишек, мышек, шишек, ложек, ножек, кошек.)

    Выдели слово.

    Ход игрыВоспитатель произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук з (песня комарика) и звук с (песня водички). Ответы могут быть групповыми и индивидуальными. Для индивидуальных ответов рекомендуется вызывать тех детей, у которых недостаточно сформирован фонематический слух, а также тех, кто неправильно произносит эти звуки.

    «Назови одним словом»

    Цель: находить слова, точно оценивающие ситуацию.

    Ход игры— Решал ученик задачу и никак не мог ее решить. Думал он долго, но все-таки решил ее! Какая ему попалась задача? (Трудная, сложная, тяжелая.) Какое из этих слов наиболее точное? (Трудная.) Про что мы говорим тяжелый, тяжелая, тяжелые? Замените выражения: тяжелый груз (имеющий большой вес), тяжелый сон (неспокойный), тяжелый воздух (неприятный), тяжелая рана (опасная, серьезная), тяжелое чувство (мучительное, горестное), тяжелый на подъем (с трудом решается на что-то), тяжелое наказание (суровое).

    — Как вы понимаете выражения «трудная работа» (она требует большого труда), «трудный день» (нелегкий), «трудный ребенок» (с трудом поддающийся воспитанию). Какие еще выражения с этим словом вы слышали?

    — Послушай стихотворение Е.Серовой «Подскажи словечко». Ты будешь мне подсказывать нужные слова.

    Гладко, плавно лился стих, говорю я брату: «Ох!

    Вдруг споткнулся и притих. С неба сыплется горох!»

    Ждет он и вздыхает: «Вот чудак, — смеется брат, —

    Слова не хватает. Твой горох — ведь это... (град)».

    Чтобы снова в добрый путь от кого, мои друзья,

    Стих потек, как речка, убежать никак нельзя?

    Помоги ему чуть-чуть, неотвязно в ясный день

    Подскажи словечко. Рядом с нами бродит... (тень).

    — Придумай рассказ, чтобы в нем были такие слова: «большой», «огромный», «громадный»; «маленький», «крошечный», «малюсенький»; «бежит», «мчится», «несется»; «идет», «плетется», «тащится».

    Развивая понимание детьми значений многозначных слов разных частей речи («молния», «кран», «лист»; «лить», «плыть»; «полный», «острый», «тяжелый»), мы учим их сочетать слова по смыслу в соответствии с контекстом.

    «Кто у кого»

    Цель: соотносить название животных и их детенышей, подбирать действия к названию животных.

    Ход игрыРебенок рассматривает рисунки — животные с детенышами: курица и цыпленок клюют зернышки (или пьют воду), кошка и котенок лакают молоко (вариант — играют клубочком), собака и щенок грызут кость (вариант — лают), корова и теленок щиплют траву (вариант — мычат), лошадь и жеребенок жуют сено (вариант — скачут), утка и утенок плавают (крякают).

    — Назови животных и их детенышей.

    — Подбери определения к названиям детенышей животных: скажи, какая курица (кошка, собака, корова, утка, лошадь), какой цыпленок (котенок, щенок, теленок, жеребенок, утенок)?

    Угадай, что звучит.

    Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма.

    Ход игры. Воспитатель показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называет их и просит повторить. Когда малыши запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит по столу молоточком; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. “Что звучит?» - спрашивает он детей. Дети отвечают, и воспитатель снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и т.д. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.

    Чудесный мешочек.

    Наглядный материал: мешочек, мелкие игрушки, изображающие детенышей животных: утенок, гусенок, цыпленок, тигренок, поросенок, слоненок, лягушонок, котенок и пр.

    Ход игры. Все перечисленные выше игрушки сложены в мешочек. Воспитатель, держа мешочек, подходит к детям и, говоря, что в мешочке лежит много интересных игрушек, предлагает вынуть оттуда одну, показать ее всем и громко назвать. Педагог добивается, чтобы дети правильно и внятно называли игрушку. Если кто-либо затрудняется ответить, воспитатель подсказывает ему.

    Магазин.

    Наглядный материал: игрушки, в названиях которых есть звуки м - мь, п - пь, б- бь(матрешки, машина, мишка, поезд, пушка, Петрушка, барабан, балалайка, Буратино, собака, белка, кукла и пр.)

    Ход игры. Педагог расставляет на столе игрушки и предлагает детям поиграть. “Я буду продавцом”, - говорит он и переспрашивает: «Кем я буду?” Дети отвечают. “А вы будете покупателями. Кем вы будете?» - «Покупателями”,-отвечают дети. “ Что делает продавец?» - «Продает”.-“Что делает покупатель?» - «Покупает”. Воспитатель показывает игрушки, которые он собирается продавать. Дети называют их. Затем педагог приглашает к столу одного ребенка и спрашивает, какую игрушку он хотел бы купить. Ребенок называет, например, мишку. Воспитатель соглашается продать, но предлагает попросить вежливо, при этом слово пожалуйста выделяет голосом. Воспитатель дает игрушку и одновременно может спросить ребенка, для чего ему нужна эта игрушка. Ребенок отвечает и садится на место. В магазин приглашается следующий. И так до тех пор, пока все предметы не будут распроданы.

    Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно произносили звуки м - мь, п - пь, б- бь в словах, отчетливо выговаривали слова с этими звуками.

    Можно ездить или нет.

    Наглядный материал: коробка и картинки с изображением средств передвижения, а также других предметов имеющих в названии звук с (сь): санки, самолет, велосипед, самокат, троллейбус, автобус, стул, стол, сапог и др.

    Ход игры. Дети по очереди вынимают из коробки картинки; каждый показывает свою группе, называет изображенный на ней предмет и говорит, можно ездить или нет. Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно произносили звуки с (сь) в словах, отчетливо выговаривали слова с этим звуком.

                                                    На прогулку в лес.

    Наглядный материал: игрушки (собака, слон, лиса, заяц, коза, гусь, цыпленок, курица, корзина, блюдце, стакан, автобус и др., в названиях которых имеются звуки с (сь), з (зь), ц.

    Ход игры. Воспитатель выставляет игрушки на столе и просит детей назвать их. Затем он предлагает детям отправиться на прогулку в лес и взять с собой игрушечных животных. Малыши выбирают нужные игрушки, называют их, сажают в машину и отвозят в определенное заранее место. Педагог следит, чтобы дети верно отбирали предметы, внятно и громко называли их, правильно произносили при этом звуки с (сь), з (зь), ц.

    Скажи, как я.

    Цель: учить детей говорить громко, тихо, шепотом, а также развивать слуховое восприятие (различать степень громкости произнесенных слов).

    Ход игры. Педагог предлагает детям внимательно слушать, как он произносит слова, и произносить (повторять) их так же. Воспитатель следит за тем, чтобы дети произносили слова отчетливо, с соответствующей степенью громкости.

    Для данного упражнения рекомендуется подбирать слова, в произношении которых дети испытывают затруднения.

    Возьми игрушку.

    Наглядный материал: игрушки или предметы, названия которых состоят из трех-четырех слогов (крокодил, Буратино, Чебурашка, Дюймовочка и пр.).

    Ход игрыДети сидят полукругом перед столом, на котором разложены игрушки. Воспитатель шепотом называет один из предметов, лежащих на столе, рядом сидящему ребенку, то так же, шепотом, должен назвать его соседу. Слово передается по цепочке. Ребенок, который услышал слово последним, встает, подходит к столу, отыскивает данный предмет и громко называет его. Педагог следит, чтобы все дети, произнося слова шепотом, выговаривали их достаточно отчетливо.

    Подбери похожие слова.

    Ход игрыПедагог произносит слова, близкие по звучанию: кошка- ложка, ушки- пушки. Затем он произносит слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию. Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно подбирали слова, произносили их внятно, чисто, громко.

    Угадай, где кружки, а где кружки.

    Наглядный материал: две кружки и два кружка.

    Ход игрыПедагог показывает детям кружки и кружки, называет их и просит повторить. Когда они усвоят эти слова, воспитатель держит кружки над кружками и спрашивает, что находится сверху, а что снизу. Дети отвечают. Потом педагог меняет местами предметы и снова спрашивает, где находятся кружки, а где кружки. Дети дают полный ответ.

    Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно указывали, где какой предмет находится, и четко выговаривали слова.

    Найди и назови нужное слово.

    Ход игрыВоспитатель предлагает выделять и называть только те слова, в которых есть заданные звуки. Звук "C"

    Папа купил Лене санки.

    По дороге движется автобус.

    Весной оживает природа.

    Домик над рекою, Светлой полосою

    В окнах огонек, На воду он лег.

                                                           

                                                               Звук "З"

    На двери висит замок.

    На небе появились грозовые тучи.

    Почему собака лает

    На того, кого не знает?

    Потому она и лает –

    Познакомиться желает.

                                                       Кто лучше слушает?

    Ход игрыВариант 1.

    Воспитатель вызывает к себе двух детей. Ставит их спиной к друг другу, боком ко всей группе, и дает задание: “ Я буду называть слова, а Саша будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова со звуком ш. Какой звук? А Лариса будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова, в которых есть звук "ж". Еще раз предлагается детям повторить, кто и когда должен поднимать руку. Дети подсчитывают количество правильных ответов, отмечают ответы неверные. Педагог с небольшим интервалом называет слова (всего 15 слов: 5 – со звуком "ш", 5 – со звуком "ж", 5 – где нет этих звуков). Прелагается примерно такой набор слов: шапка, дом, жук, лиса, ежик, кошка, тарелка, вешалка, лыжи, карандаш, бочка, ножницы, замок, лужа, крыша.

    Все следят за тем, правильно ли ребята выполняют задание, исправляют ошибки, указав на заданный звук в слове или на отсутствие его. В конце дети называют ребенка, который был наиболее внимательным, верно выделил все слова и ни разу не ошибся.

    Вариант 2.

    Воспитатель вызывает двух детей: один из них должен поднимать руку на слова со звуком "ш", другой – со звуком "ж". Предлагает остальным детям называть слова, в которых встречаются эти звуки. В конце игры дети называют победителя.

    Вариант 3. Педагог предлагает двум детям подбирать слова: одному со звуком "ш", другому – со звуком "ж". Выигрывает тот, кто больше назовет слов, не допустив ни одной ошибки в произношении.

    То же можно проделывать и с другими парами звуков.

    Слова могут звучать громко и тихо.

    Цель – развивать голосовой аппарат и речевой слух: учить детей различать на слух громкость и скорость произнесения слов и фраз, поупражняться в произнесении слов и фраз с различной громкостью и скоростью.

    Ход игрыДети заучивают чистоговорку (с учетом отрабатываемого звука). Например, при дифференциации звуков "л" – "ль" можно использовать такую фразу:

    В уголок Аленка села,

    У Аленки много дела.

    Воспитатель предлагает произнести чистоговорку сначала шепотом, затем тихим голосом, а потом громче обычного.

    В качестве упражнений для развития голосового аппарата при произнесении фраз с различной громкостью, кроме чистоговорок, можно использовать отрывки из стихотворений, потешки, считалки, скороговорки.

    Аналогично проводится игра “Слова могут звучать быстро и медленно”.

    Какой звук есть во всех словах?

    Цель: развивать фонематическое восприятие, элементы звукового анализа: определять в словах наличие данного звука, выделять в словах первый и последний звук.

    Ход игрыВоспитатель произносит три-четыре слова, к каждому из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах. Дети называют звук "ш". Затем предлагает определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах: жук, жаба, лыжи – "ж"; чайник, ключ, очки – "ч"; щетка, ящик, щавель – "щ"; коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось – "сь"; коза, замок, зуб – "з"; зима, зеркало, вазелин – "зь"; цветок, яйцо, курица – "ц"; лодка, стул, лампа – "л"; липа, лес, соль – "ль"; рыба, ковер, крыло – "р"; рис, крепость, букварь – "рь".

    Педагог следит, чтобы дети четко произносили звуки, правильно называли твердые и мягкие согласные.

                                          Назови первый звук в слове.

    Ход игрыВоспитатель показывает игрушку, например, Буратино и предлагает определить, с какого звука начинается его имя. После ответов педагог дает задание детям определить, с какого звука начинаются имена их соседей, название тех или иных животных, предметов. Обращает внимание на то, что звуки надо произносить четко (нельзя произносить слоги "зе" в слове Зоя, "вэ" – в слове Вадик).

    Назови последний звук в слове.

    Наглядный материал: картинки (автобус, гусь, птенец, плащ, дом, ключ, стол, дверь, самовар, кровать, бегемот и др.)

    Воспитатель показывает картинку, просит назвать, что на ней изображено, а потом сказать, какой в слове последний звук. При этом обращается внимание на четкое произношение изолированных звуков, дифференцирование твердых и мягких согласных (в слове дверь последний звук "рь", а не "р"). Когда все картинки будут рассмотрены, педагог предлагает отложить в одну сторону картинки, на которых названия предметов заканчиваются на твердый согласный, в другую – на мягкий. Детям, которые не четко произносят звуки, предлагается отчетливо произнести согласные звуки в конце слова.

    Подумай, не торопись.

    Ход игрыВоспитатель предлагает детям несколько заданий на сообразительность и одновременно проверяет, как они научились слышать и выделять определенные звуки в словах:

    Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.

    Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач…)

    Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний – "ш". (Карандаш, камыш…)

    Какое получится слово, если к "но" - прибавить один звук? (Нож, нос…)

    Составь такое предложение, в котором все слова начинались бы со звука "м". (Мама моет Машу мочалкой.)

    Найди в комнате предметы, в названии которых второй звук "у". (Бумага, дудочка, Буратино…)

    "Что бы это значило?"

    Цель: совершенствование и развитие фантазии, логического мышления и навыков устной речи.

    Игра показывает, насколько в устной речи важны эмоциональная окраска и интонации, с помощью которых можно ее выразить. Надо объяснить малышу, что зачастую смысл фразы можно понять только по тону и настроению говорящего.

    Суть упражнения заключается в том, чтобы ребенок объяснил, что может значить то или иное выражение. Для этого подходят разнообразные фразеологизмы, а также пословицы и поговорки, так как они содержат в себе, помимо основной идеи, яркую эмоциональную окраску (грусть, осуждение, поощрение, злость и т. д.). Следует попробовать вместе с ребенком понять, что могут значить такие выражения, как "повесить нос", "проще пареной репы", "бить баклуши" и пр.

    Интервью

    Цель: обучить ребенка давать четкие развернутые ответы и строить правильные диалоги, научить малыша формулировать вопросы, выражая в них главную мысль.

    Ход игры Взрослый должен быть известным человеком (врачом, писателем, музыкантом, актером), а ребенок - журналистом, который берет у него интервью. Перед началом игры следует вместе с малышом подготовить список вопросов. У ребенка следует спросить, что интересует именно его?

    Во время упражнения развивается память, появляются социальные навыки, совершенствуется словарный запас и умение вести диалог. Ребенок должен научиться: задавать вопросы так, чтобы тот, у кого он берет интервью, давал ему развернутый полный ответ. Также можно поменяться с ребенком ролями и взять интервью у него.

                                       "Большой - маленький"

    Цельувеличение словарного запаса ребенка, знакомство с синонимами (прилагательными, глаroлами, наречиями, причастиями, союзами и т. д.).

    Для занятия необходима книжка с картинками. В продажё имеются специальные книги с текстами и заданиями, которые помогают ребенку лучше разобраться в новых определениях слов.

    В процессе игры следует рассматривать картинки и задавать ребенку вопросы.

    От звукового оформления высказывания зависят его эмоциональность и выразительность, поэтому важно научить детей умению отчетливо произносить простые фразы, используя интонацию целого предложения, вопроса или ответа.

    Например, детям читается русская народная песенка «Курочка-рябушечка». Взрослый сначала читает ребенку всю песенку, а затем начинается диалог. Можно сделать ребенку шапочку курочки и предложить ему отвечать на вопросы:

    — Курочка-рябушечка, куда идешь?

    — На речку.

    — Курочка-рябушечка, зачем идешь?

    — За водой.

    — Курочка-рябушечка, зачем тебе вода?

    — Цыплят поить. Они пить хотят.

    На всю улицу пищат — пи-пи-пи!

    Детям предлагаются также чистоговорки, фразы из стихотворений, они произносят их с разной силой голоса (тихо — громко — шепотом) или в разном темпе (быстро — медленно). Параллельно можно менять интонации (спросить, ответить, передать радость, грусть, удивление).

                                Развитие мелкой моторики

    Выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворений.

    Ход игры.

    С веток ягоды снимаю и в лукошко собираю.

    Ягод - полное лукошко. Я попробую немножко.

    Я поем еще чуть-чуть легче будет к дому путь.

    Я поем еще малинки. Сколько ягодок в горзинке?

    Раз, два, три, четыре, пять...Снова буду собирать.

    Палец толстый и большой в сад за сливами пошел.

    Указательный с порога указал ему дорогу.

    Средний пальчик - самый меткий: он сбивает сливы с ветки.

    Безымянный поедает, а мизинчик-господинчик

    В землю косточки сажает.

    Поочередно загибать пальчики сначала правой, а затем левой руки.

    Мы делили апельсин, много нас, а он один.

    Эта долька - для ежат, эта долька - для ужат,

    Эта долька - для утят, эта долька - для котят,

    Эта долька - для бобра, а для волка - кожура.

    Он сердит на нас - беда. Разбегайтесь кто куда!

                                             «Придумай рассказ»

    Цель: учить детей понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют свое значение, и переносить их в связное высказывание.

    Ход игры. — Закончи фразу:

    1. Подушка мягкая, а скамейка... (жесткая).

    Пластилин мягкий, а камень... (твердый).

    2. Ручей мелкий, а речка... (глубокая).

    Ягоды смородины мелкие, а клубники... (крупные).

    3. Кашу варят густую, а суп... (жидкий).

    Лес густой, а иногда... (редкий).

    4. После дождя земля сырая, а в солнечную погоду... (сухая).

    Покупаем картофель сырой, а едим... (вареный).

    5. Купили свежий хлеб, а на другой день он стал... (черствый).

    Летом мы ели свежие огурцы, а зимой... (соленые).

    Сейчас воротничок свежий, а завтра он будет... (грязный).

    — Объясни, как ты понимаешь эти выражения: дождь озорничал; лес дремлет; дом растет; ручьи бегут; песня льется.

    — Как сказать по-другому: злая зима (очень холодная); колючий ветер (резкий); легкий ветерок (прохладный); золотые руки (все умеют делать красиво); золотые волосы (красивые, блестящие)?

    — Где ты встречал выражение «злая зима»? (В сказках.) К кому относится слово «злая»? (Злая мачеха, злая ведьма, злая Баба Яга.)

    — Придумай складное окончание к фразам: «Медвежонок, где гулял? (Мед на дереве искал.) Медвежата, где вы были? (По малину в лес ходили, на полянке мы бродили.) Медвежонок мед искал (и братишку потерял)». — Придумай рассказ про двух медвежат, а я запишу его, потом почитаем папе (бабушке, сестре).

    «Скажи точнее»

    Цель: развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах.

    Ход игры. — Послушай, что я расскажу. Там, где я буду останавливаться, ты будешь мне помогать: подбирать слова и составлять предложения.

    Жили-были три брата: ветер, ветерок и ветрище. Ветер говорит: «Я самый главный!» Какой может быть ветер? (Сильный, резкий, порывистый, холодный...) Ветрище не согласился с братом: «Нет, это я самый главный, меня и зовут ветрище!» Какой ветрище? (Могучий, злой, суровый, ледяной.) Ветерочек слушал их и думал: «А какой же я?» (Легкий, нежный, приятный, ласковый...) Долго спорили братья, но так ничего и не выяснили. Решили они силой помериться. Подул ветер. Что произошло? (Деревья закачались, травка пригнулась к земле.) Что делал ветер? (Дул, мчался, гудел, ворчал.) Подул ветер-ветрище. Что он делал? (Сильно дул, выл, завывал, стремительно несся.) Что после этого случилось? (Ветки у деревьев сломались, трава полегла, тучи набежали, птицы и звери спрятались.) И вот подул ветерок. Что он делал (дул ласково и нежно, шелестел листвой, озорничал, раскачивал веточки). Что произошло в природе? (Листочки зашелестели, птички запели, стало прохладно и приятно.)

    — Придумай сказку о ветре, ветерочке или ветрище. Можно обо всех сразу. Кем они могут быть в сказке? (Братьями, соперниками, друзьями, товарищами.) Что могут они делать? (Дружить, мериться силой, спорить, разговаривать.)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Картотека дидактических игр по развитию речи старших дошкольников

    Этапы проведения дидактических игр для речевого развития детей в старшей группе....

    Картотека дидактических игр по развитию речи старших дошкольников

    В картотеке представлены дидактические игры и упражнения по развитию речи дошкольников, направленые на формирование речевого развития и предназначеные для закрепления навыков практического словоо...

    Картотека дидактических игр по развитию речи старших дошкольников.

    Картотека дидактических игр по развитию речи старших дошкольников...

    КАРТОТЕКА «Дидактических игр для развития речи старших дошкольников»

    Дидактические игры для развития связной речи старших дошкольников.         Большое влияние на развитие речи дошкольников оказывают дидактические игры. Дидактическая игра содер...

    Картотека игр по развитию речи старших дошкольников

    Картотека игр по развитию речи старших дошкольников...

    Картотека игр по развитию речи старших дошкольников.

    Картотека игр по развитию речи старших дошкольников....

    Картотека игр по развитию речи старших дошкольников

    ИГРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ...