Методическая разработка по развитию речи с использованием ТРИЗ - технологий в подготовительной группе на тему «Гуси-лебеди»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Окланская Ирина Ивановна

Цель: обучение детей творческому рассказыванию с использованием технологии ТРИЗ.

Задачи:

  • Учить узнавать сказочных героев.
  • Формировать умение внимательно слушать вопросы воспитателя, соблюдать очерёдность, отвечая на вопросы, слушать другого ребёнка, не перебивая.
  • Развивать умение детей действовать согласованно.
  • Развивать связную речь, мышление, воображение, фантазию.
  • Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству, сказкам.
  • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 42 Кировского района Санкт-Петербург

Методическая разработка по развитию речи с использованием ТРИЗ - технологий в подготовительной группе на тему «Гуси-лебеди»

Составил:

Воспитатель

Окланская Ирина Ивановна

Санкт-Петербург

2019

Цель: обучение детей творческому рассказыванию с использованием технологии ТРИЗ.

Задачи:

  • Учить узнавать сказочных героев.
  • Формировать умение внимательно слушать вопросы воспитателя, соблюдать очерёдность, отвечая на вопросы, слушать другого ребёнка, не перебивая.
  • Развивать умение детей действовать согласованно.
  • Развивать связную речь, мышление, воображение, фантазию.
  • Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству, сказкам.
  • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование: иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди», модель яблоньки, печки, речки, карточки с изображением предметов, сундучки, модели человечков, кружки трех цветов, игра «Ералаш»

Ход.

Воспитатель: - Ребята, вы любите сказки?

Дети: (Да)

Воспитатель: - А какие знаете сказки?

Дети: (Колобок, Аленький цветочек и т.д.)

Воспитатель: - Какие бывают сказки?

Дети: (Народные, авторские)

Воспитатель: - Ребята, я буду называть характеристики героев, а вы попробуйте назвать наоборот. Например: добрый - злой, веселый - грустный и т. д. (щедрый-жадный, веселый-грустный, ленивый-трудолюбивый, красивый- уродливый, толстый-худой, высокий-низкий, ласковый-грубый, умный-глупый). Молодцы!

Воспитатель: - Ребята, посмотрите на экран. В какую сказку мы сегодня попадем. (Аленушка, Иванушка, яблонька, печка, речка, гуси-лебеди)

Дети: (Гуси-лебеди)

Воспитатель: - Правильно. А по каким картинкам вы узнали, что речь идет об этой сказке?

Дети: (Печка, яблонька, речка, гуси-лебеди, Аленушка, Иванушка)

Приходит в гости Аленушка.

Аленушка: - Здравствуйте, ребята! Я-Аленушка. Беда случилась в моей сказке! Баба-Яга заколдовала и яблоньку, и печку, и речку, чтобы я не смогла спрятаться с братцем от Гусей- лебедей. Чтобы их расколдовать, нужно выполнить задания. Помогите мне! Такие сложные задания дают и речка, и печка, и яблонька! Поможете мне?

Дети: (Да)

Воспитатель: - Но, чтобы попасть в сказку, нам нужно потренироваться.

Музыкальная пауза «Ой, вы Гуси- лебеди»

Гимнастика для глаз.

Мы пришли в чудесный лес.

(Глазами нарисовали круг вправо)

В нём много сказок и чудес.

(Круг влево)

Слева сосны — справа ели,

(Глазами вправо и влево)

Сверху дятел, тук да тук.

(Глаза вверх- вниз)

Ты глаза открой, закрой.

И скорей бегом за мной.

Метод «Мозговой штурм»

Аленушка ведет детей на полянку, где растет яблонька. На яблочках картинки (дерево, дверь, шкафчик,золотой ключик, юбка, шапка, игольница, подушка, котик, рыбка, лейка, роза, ножницы, ваза, кукла)

Задание от яблоньки: «Собрать бусы из яблок, так, чтобы следующая картинка должна чем-то напоминать предыдущую, или связана с ней по смыслу.»

Дети выстраивают цепочку из яблочек, объясняя, чем связаны картинки между собой.Аленушка ведет ребят к печке.

Воспитатель: - К чему мы пришли?

Дети: (К печке)

Задание от Печки: «Придумать необычную кастрюлю». В помощь предлагаются «сундучки»

Четыре сундучка с символами - картинками:

• «ноты»- звук (колокольчик, барабан, комар, ворона и т. д.)

• «цветы»- запах (конфета, роза, мандарин, кофе, мята и т. д.)

• «машинка»- движение (самолет, гепард, машина и т. д.)

• «платье»- материал (деревянная ложка, колесо, серьга и. т. д.)

В каждом Сундучке набор картинок. По одному ребенку вызывается, для составления характеристики кастрюли. Одна картинка- звук, вторая- запах, третья- материал, четвертая- движение.

Воспитатель: - Наша кастрюля двигается, как…, пахнет, как, сделана из… и звучит, как… Что же хорошо в нашей кастрюле?

Воспитатель: - А что же плохого в такой кастрюле?

Воспитатель: - А как же нам ее усовершенствовать? То, что было плохо- стало ХОРОШИМ?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: - Как ты думаешь, Аленушка! Печке понравится такая кастрюля?

Аленушка: - Думаю, что понравится! Спасибо, ребята! Но! У нас еще одно задание осталось. От Речки. Давайте к ней подойдем.

Подходят к стенду с нарисованной речкой. На волнах лежит конверт с заданием.

Задание от речки. «Моделирование маленькими человечками» (Твердые (крепкие)- красные, Жидкие- желтые, Газообразные- голубые)

Аленушка: - Определить из чего состоят предметы и вещества.

Картинки с изображением: зонт с капельками дождя; стол со скатертью и мокрым пятном; ванна с водой; тучи и капельки дождя; чашка с горячим чаем, из которой идет пар; банка с яблочным компотом; кораблик на море; яйцо на тарелке; сосульки на крыше; ложка с капелькой лекарства; тарелка с кашей и т. д.

На столах подносы с кружками желтого, голубого и красного цвета. Дети выкладывают на рисунки кружки- закрывая изображения, в соответствии со свойствами предметов.

Аленушка: - Молодцы, ребята! Выполнили задание Речки.

Голос Иванушки: - Аленушка!

Аленушка: - Ой! Нашелся! (Выходит с братцем к детям) Ребята, спасибо! Встретились мы с Иванушкой, но вот дома нас ждет очень доверчивая собака- сторож, которая всех пускает, всех привечает. Опять могут Гуси-лебеди прилететь, братца унести. Поможете нам придумать нового сторожа для дома?

Игра «Ералаш»- придумать необычное животное из разных частей тела (голова, туловище, ноги)

Воспитатель: - Как зовут нашего животного? Чем питается? Как будет защищать дом Аленушки и Иванушки?

Дети: (ответы детей)

Метод «Противоречий»

Чем хорош наш сторож?

Что плохо в нашем животном?

Воспитатель: - Но вы возьмете такого животного к себе в дом, Аленушка?

Аленушка: - Да.

Аленушка благодарит детей за помощь и прощается со всеми.

Рефлексия.

Воспитатель: Молодцы ребята! Помогли Аленушке найти брата! Скажите, понравилось вам наше путешествие? А в какой сказке мы были? Кому мы помогали? Какие герои сказки нам встретились? Спасибо всем!

Дети: (ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс. Конспект НОД по ФЭМП с использованием ТРИЗ технологии в подготовительной группе по теме «Наш друг - домовенок»

Методика (НОД), которая использована на данном занятии, легко поможет детям усвоить материал, т.к. все задания представлены в виде игровых упражнений. Дети свободно общаются и перемещаются во время де...

Конспект НОД по ФЭМП с использованием ТРИЗ технологии в подготовительной группе по теме «Наш друг - домовенок»

Закрепление математических знаний, умений, навыков, расширение математического кругозора посредством игр....

Конспект занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ- технологий в старшей группе «Спаси заколдованную принцессу»

Цель:  Формировать умение проявлять чудеса находчивости, сообразительности, нестандартного мышления, основанные на Теории Решения Изобретательских Задач....

Конспект по развитию речи с применением ТРИЗ-технологий в подготовительной группе

Аннотация:Данный досуг направлен на развитие творческого мышления и воображения и служит для закрепления приемов работы по системе ТРИЗ ( хорошо-плохо, метод  маленьких человечков, морфологически...

Мастер класс. Конспект НОД по ФЭМП с использованием ТРИЗ технологии в подготовительной группе по теме «Наш друг - домовенок»

Закрепление математических знаний, умений, навыков, расширение математического кругозора посредством игр....

Конспект открытого занятия с использованием ТРИЗ-технологии в подготовительной группе на тему "Домашние животные"

Цель: закрепление знаний детей о домашних животных.Задачи: Упражнять детей отвечать на вопросы полными предложениями,Упражнять в образовании притяжательных прилагательныОбобщить знания детей о пользе,...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с использованием игровых технологий в подготовительной группе на тему «Секреты лягушки»

Конспект занятия для подготовительной группы был проведен в игровой форме. Были  применены наглядные методы ( карточки с изображением животных0, словесные методы ( рассказ воспитателя про земново...