Коррекционная работа по развитию речи в процессе занятий по ИЗО
презентация к уроку по развитию речи (подготовительная группа)

Презентация может быть полезна для воспитателей и учителей -логопедов для более эффективной работы по развитию речи детей.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МДОУ «Судский детский сад «Теремок» Коррекционная работа по развитию речи детей в процессе занятий по ИЗО. Подготовили: Воспитатель :Уразова О.В. Учитель-логопед: Демичева Е.С . Декабрь 2019 год.

Слайд 2

Актуальность. Сейчас уже никого не нужно убеждать в том насколько важно развивать речь детей. Речь это то, почему в первую очередь судят о развитии ребенка. Речь неразрывно связана с мышлением. Если дошкольник умеет хорошо говорить, это значит что он: -достаточно свободно для своего возраста ориентируется в пространстве; - умеет думать, способен понятно выражать свои мысли, отстаивать свое мнение; - легко устанавливает контакты с другими детьми .

Слайд 3

У детей с различными нарушениями речи: пальцы рук неловки, малоподвижны, движения их неточные или несогласованные, многие держат ложку в кулаке, не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки.

Слайд 4

ОНР - Дети гораздо позже начинают обращать внимание на окраску предметов и соотносить цвета, - С трудом запоминают их названия, плохо дифференцируют их. -Они обнаруживают тенденцию к замене названий промежуточных цветов спектра основными, причем перенос этот не является стойким.

Слайд 5

Значение изодеятельности В продуктивной деятельности значительно быстрее формируются восприятие и осознание речи, поскольку она приобретает практическую направленность, а проблемные ситуации способствуют речевой активности .

Слайд 6

Рисование по мнению Л.С. Выгодского: «Есть своеобразная графическая речь, графический рассказ о чем либо»

Слайд 7

Изобразительная деятельность имеет большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение благодаря своей наглядности. Ребенок в процессе изодеятельности опирается на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие), что оказывает положительное влияние на развитие речи.

Слайд 8

Цель нашей работы : коррекция речи детей посредством ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ .

Слайд 9

Задачи работы: -формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения на материале изобразительной деятельности; -поощрять попытки высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос; - активизировать творческое воображение, память, логическое мышление, через систему игровых занятий; -развивать навыки речевого общения, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия на материале изобразительной деятельности; -развить восприятия речи детьми, обогащать словарным запасом; -развивать мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию. - воспитывать усидчивость, аккуратность, умение работать в коллективе и индивидуально.

Слайд 10

Занятия по ИЗО проводит воспитатель. Логопед направляет и рекомендует: над чем необходимо поработать для достижения поставленных целей.

Слайд 23

Начало года Конец года

Слайд 24

«Рисунок для ребёнка является не искусством, а речью» Психолог Ольга Новикова Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Слайд 1

 Коррекционная работа по развитию речи детей в процессе Изодеятельности.

Слайд 2

Актуальность Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.  Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. Речь – это инструмент развития высших отделов психики. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе.

Слайд 3

Почему мы выбрали именно эту тему? Дошкольники с разными речевыми нарушениями сталкиваются с различными проблемами в развитии.:

  •  пальцы рук неловки, малоподвижны,
  •  движения их неточные или несогласованные,
  • многие держат ложку в кулаке,
  • не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки.

Слайд 4.

В нашей группе дети имеют диагноз ОНР. И мы сталкиваемся кроме речевых нарушений, с рядом сопутствующих проблем.

- Дети гораздо позже начинают обращать внимание на окраску предметов и соотносить цвета,

- С трудом запоминают их названия, плохо дифференцируют их.

-Они обнаруживают тенденцию к замене названий промежуточных цветов спектра основными, причем перенос этот не является стойким.

Ученые Института физиологии детей и подростков АПН подчеркивают тесную связь речевой и пальцевой моторики. Было установлено, что уровень развития детей находится в прямой зависимости от сформированности тонких движений пальцев рук. Неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние на все сферы личности ребенка: затрудняется развитие его познавательной деятельности, снижается продуктивность запоминания, нарушается логическая и смысловая деятельность. Чем лучше развито мастерство мелких движений детской руки, чем разнообразнее движение рук, тем совершеннее функции нервной системы, мыслительных операций. Следовательно, проблема преодоления недоразвитости ручного праксиса дошкольников с речевыми проблемами, является одной из важнейших задач в плане успешной коррекции звучащей речи.

 Слайд 5.

 Так же значение изобразительной деятельности для всестороннего развития и воспитания дошкольника с общим недоразвитием речи велико и многогранно. Выступая как специфическое образное средство познания действительности, она имеет огромное значение для умственного воспитания ребенка, что в свою очередь, теснейшим образом связано с развитием речи.

Слайд 6

Рисование, по мнению Л.С.Выготского , «есть своеобразная графическая речь, графический рассказ о чём-либо».

 Слайд 7

  На расширение словарного запаса, формирование связной речи влияют: рассматривание иллюстраций, репродукций картин художников; знакомство с формами, цветами, их оттенками, пространственными обозначениями; наблюдения за предметами и явлениями при обследовании предметов. Происходит обогащение словаря дошкольников терминами, которые используются на занятиях по изобразительной деятельности. Затем они входят в активный словарный запас ребёнка. Занятия по изобразительной деятельности способствуют развитию мелкой моторики кисти рук: зрительно-моторной координации, тонких движений руки, регуляция их объёма и чёткости. Занятие по изодеятельности с детьми стимулирует развитие коммуникативной функции речи, активного и пассивного словаря.

 Слайд 8

Цель нашей работы : коррекция речи детей посредством ИЗОдеятельности.

Слайд 9.

Задачи нашей работы вы можете увидеть на слайде.

Слайд 10.

Для успешной работы по преодолению речевых нарушений необходима четкая, слаженная работа логопеда и всех специалистов. Особенно важно тесное сотрудничество с воспитателем. Мы работаем по недельному планированию. Каждую неделю у нас с воспитателями общая тема, которую мы прорабатываем. Логопед дает задания для детей, которые воспитатель выполняет не только на логопедическом часу, но и в свободной деятельности, и, конечно, включает в занятия по ИЗОдеятельности. Я рекомендую, чем нужно заняться с ребенком, а Ольга Владимировна выполняет задания, используя так же изодеятельность.

Передаю слово Ольге Владимировне, чтобы она поподробнее познакомила Вас с тем, как она использует ИЗОдеятельность, в работе по коррекции речи детей.

Рисование- самое первое и доступное средство выражения своих мыслей, переживаний, настроения. Изобразительная деятельность обеспечивает полноценное развитие таких процессов, как восприятие, образные представления, воображение, мышление, внимание, воля, а так же развивает мелкую моторику рук.   Воспитателю необходимо способствовать тому, чтобы дети имели возможность развивать речь во всех видах деятельности, в том числе и в изобразительной, и стимулировать собственную речевую активность детей, организуя в группе речевую среду. Изобразительная деятельность является одним из способов, позволяющих развивать мелкую моторику пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга. Таким образом, во время изобразительной деятельности у воспитателей есть все возможности для развития речи своих воспитанников. В процессе изодеятельности применяются различные методы.

Слайд 11,12

Для формирования навыков произнесения слов различной звуко-слоговой структуры используются чистоговорки до и во время изобразительной деятельности, например -лет, лет, лет-нарисуем(я рисую, мы рисуем, получился) самолет. Ву-ву ву- нарисуем мы сову. Ду-ду-ду, ду-ду-ду, карандашик я найду. Ду-ду-ду, ду-ду-ду, я листочек обведу. Для автоматизации звуков в словах, словосочетаниях, предложениях и связной речи применяю упражнение «Солнышко»: ребенок повторяет заданные слова, словосочетания, предложения и рисует солнышку по одному лучику. Так же для формирования правильного звукопроизношения во время рисования помогают загадки -добавлялки, например: среди всех зверей малышка, эта серенькая…(мышка); хитрый след плести стараясь, по сугробам прыгал…(заяц); мне, дружок мой, покажи, где живут в лесу…(ежи); у медведицы ребенок, неуклюжий…(медвежонок); утащил хрящ в уголок и грызет его…(щенок). 
Слайд № 13,14,15. 
Все мы знаем , что развитие мелкой моторики рук тесно связано с развитием речи детей. Специалистами подмечено: при плохой развитости руки наблюдается задержка речевого развития, что влечет за собой замедление процессов внимания, памяти, восприятия. Поэтому развитием руки занимаюсь систематически, через занятия лепкой, аппликацией, рисованием , раскрашиванием различными материалами, работой ножницами. Так же использую упражнения: дорисовки картинок, выкладывание узоров ниточкой, «лабиринты». 
Слайд № 16,17
На этапе подготовки детей к школе серьезное внимание уделяю развитию мелкой моторики рук для улучшения двигательной координации и овладения навыками письма. Во время занятий и в индивидуальной работе предлагаю детям несколько разных упражнений с игровым содержанием: обведение по точкам, « дорожки», «лабиринты», штриховки, узоры по клеточкам. Наибольшее внимание уделяю выполнению графических диктантов. Материал стараюсь подбирать в соответствии с лексическими темами. Эти упражнения способствуют развитию точности и быстроты движения рук. 
Слайд № 18,19. 

Коррекционную работу провожу так же через дидактические игры и упражнения по изобразительной деятельности, например игры «Русский сувенир» и «Народные промыслы» знакомят детей с видами художественных промыслов России, а так же развивают внимание, логическое мышление и моторику рук. С помощью упражнения об элементах геометрического орнамента у детей обогащается словарный запас по лексической теме, память, внимание: ребенку предлагается вспомнить и назвать элементы росписи дымковской игрушки. 
Игра «Угадай, что получится?» развивает воображение, фантазию: педагог предлагает кому-то первому из детей начать изображать предмет (линию), но не полностью. Следующий ребёнок говорит, что это, может быть и дорисовывает ещё одну линию. Следующий должен придумать ещё что-нибудь и дорисовать в соответствии со своим замыслом. Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из играющих уже не сможет изменить рисунок по-своему. Выигрывает тот, кто внёс последнее изменение.
Во время вечерней индивидуальной работы с помощью различных нетрадиционных техник закрепляю знания детей, полученные на логопедических занятиях. 
Слайд № 20,21,22. 
В своей коррекционно-развивающей деятельности, я решила применять некоторые элементы нетрадиционных техник рисования для повышения заинтересованности дошкольников на занятиях и, как следствие, повышения эффективности в коррекции речевых нарушений. Занятия с помощью нетрадиционных техник способствуют развитию мелкой моторики, познавательного интереса, обогащению словаря, воображения, зрительно-двигательной координации, тактильной чувствительности, цветового восприятия ребенка . Для этого стараюсь задействовать как можно больше нестандартных  приемов для создания художественных сюжетов.

 Слайд 23

По результатам проведенного мониторинга за прошлый учебный год мы получили вот такие результаты. Вы можете увидеть их на слайде. Если сравнить результаты на начало учебного года и конец года, то результат мы получили   достойный, но продолжаем работать.

Слайд 24.

Считаю, что наше с Еленой Сергеевной тесное взаимодействие, комплексный системный подход в образовательном процессе позволяет добиваться положительных результатов в коррекции речевых нарушений и развития личностных качеств наших будущих первоклассников.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуально-коррекционная работа по развитию речи по результатам диагностики

План индивидуально-коррекционной работы по развитию речи, с детьми набравшие низкие баллы по результатам диагностики усвоения программы воспитательно-образовательного процесса...

Семинар для родителей: « Обучение родителей методам развития мелкой моторики у детей, как компонента коррекционной работы по развитию речи».

В моей публикации вы узнаете немного нового о мелкой моторике, для чего она нужна и какая от неё польза. А ваш ребёнок с  удовольствием будет играть в предложенные инры, и при этом получать больш...

Планирование коррекционной работы по развитию речи детей вне занятий

Понедельный план работы по развитию речи детей вне занятий в старшем дошкольном возрасте...

Методическая разработка по теме: «Использование камешек Марблс в коррекционной работе по развитию речи с детьми с ОВЗ». (из опыта работы)

Методическая разработка по теме: «Использование камешек Марблс в коррекционной работе по развитию речи с детьми с ОВЗ».(из опыта работы)...

Основные направления коррекционной работы по развитию всех психических процессов у детей с нарушенным слухом.

Направления работы при развитии психических процесссов у детей с нарушенным слухом....