Конспект по развитию речи.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Игнатьева Татьяна Сергеевна

Конспект по развитию речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №10 «Колобок»

Конспект непосредственной образовательной деятельности

 в соответствии с ФГОС ДО.

Выполнила:

воспитатель

 Игнатьева Т.С.

2019 г.

Тема: «Как лесные звери готовятся к зиме».

Возрастная группа: подготовительная группа (6-7 лет)

Образовательная область: Речевое развитие

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

Цель: Расширять и обогащать представления детей о зимовье зверей.

Образовательные задачи:

пополнять и закреплять знания детей об условиях жизни и поведении зверей (изменение окраски шерсти, спячка, запасы на зиму);

активизировать словарь за счет слов: дупло, нора, логово, берлога;

 формировать умение излагать свои мысли понятно для окружающих анализировать, обобщать, делать простейшие выводы;

Развивающие задачи:

развивать умение самостоятельно выдвигать гипотезы и предположения, объясняя явления природы;

 развивать глазомер, слаженность обеих рук;

развивать умение равномерно покрывать водой лист бумаги;

  • развивать уверенность в себе, опираясь на собственные знания.

Воспитательные задачи:

  проявлять умение до конца выслушивать собеседника;

  •  воспитывать аккуратность в работе с бумагой и кистью.

Предварительная работа:

1. Чтение художественной литературы: А. Усачев «Жили-были ежики», М. Пришвин «Еж».

2. Загадки о животных.

3. Рассматривание картин из серии «Дикие животные».

4. Беседа «Кто как зимует?»

5. Проведение опытов: «Волшебные превращения воды» или рисуем лимоном.

Материал и оборудование:

 1. кисточки и листы бумаги по количеству детей;

 2. баночки-непроливайки с заранее разведенным слабым йодным раствором;

 3.лимонный сок и ватные палочки для нанесения невидимого контурного силуэта рисунка.

4. видео обращение от имени героя (ежика);

5. презентация «Дикие животные»;

6.«иголки» (короткие зубочистки,окрашенные под окрас иголок ежа) для игры «Собери иголочки».

ХОД НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

I. Создание мотивационного поля (организационный момент).Задача  этапа: 1 - мотивировать детей на включение в речевую деятельность, предполагает возникновение  желания работать («хочу») и уверенности в том, что  всё получится («могу»).2 - введение в игровую ситуацию с использованием  игр и упражнений.

Воспитатель обращает внимание детей на «иголочки», лежащие на полу, и спрашивает: Чтобы это могло быть? Предполагаемые ответы  детей: иголки швейные, иголки хвойного дерева, иголки кактуса, иголки ежика. Как только дети дали правильный ответ- предположение, что возможно эти «иголочки» обронил ежик, воспитатель предлагает поиграть в игру «Собери иголочки». Цель игры: развитие мелкой моторики пальцев рук. Задача игры: захватить  за один раз как можно большее количество «иголочек» (зубочисток) в пальцы. Выигрывает тот, у кого оказалось наибольшее количество «иголочек».

Включается мультимедийный экран  и  детям предлагается просмотреть видеообращение от имени ежика:

Здравствуйте Дети! Сегодня рано - рано утром я был у вас в детском саду, но детей еще  не было, поэтому я оставил вам это видео обращение.  В лесу случилась беда! Мне очень нужна ваша помощь. В лесу прошли дожди, листья с деревьев все облетели, на рябине не осталось ни одной ягоды. Как же теперь зимовать зверям? Что же кушать? Ребята, вы можете мне помочь?   Воспитатель: Как вы думаете, у вас получится помочь нашему гостю? (ответы детей).Вы действительно,  сможете это сделать? (ответы детей).

II. Актуализация   знаний. Воспитатель использует систему вопросов и подводит детей к осмыслению проблемы, темы занятия. Во время беседы используются слайды мультимедийной презентации.

Давайте вспомним, кто из зверей, что запасает на зиму и где зимует. Проводится беседа с детьми на тему: «Кто как в лесу готовится к зиме», о способах зимовки диких зверей, их приспособлении и питании в зимний период, (на основе иллюстративного ряда примеров диких животных: белка, медведь, заяц, еж, лиса). Дети рассказывают про места обитания животных, способы зимовки,  смену окраса, способы заготовки зимних запасов, используя имеющиеся знания.

Вводятся слова: дупло, нора, логово, берлога.

Воспитатель: А какому животному трудно зимовать без помощи человека?

Для ответа на  вопрос необходимо отгадать загадку. Отгадаете? (ответы детей).

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Лось)

Воспитатель: Расскажите, как  это большое, сильное животное проводит зиму? (ответы детей).(Лось питается ветками деревьев, кустарников, корой.Спит на снегу или в глубоком снегу, ноги прячет под брюхо, чтобы не замёрзли).

Воспитатель: Чем питается лось?(ответы детей) (Основная пища лося — это молодые побеги дуба, осины, березы, рябины, кустарников).

Воспитатель:  Как человек помогает лосям перезимовать в лесу, особенно когда земля покрывается снегом?  (ответы детей). (Лесники обустраивают кормушки, раскладывают сено, соль, сухие ветки с листьями).

Воспитатель: Ежик, вот ребята тебе помогли и напомнили, что тебе нужно спать в зимнее время, а не гулять, и не искать себе пропитание.

Физкультминутка.   (Дети выполняют движения по тексту).

Только в лес мы зашли

Появились комары.

Руки вверх над головой

Руки вниз, хлопок-другой.

Дальше по лесу шагаем

И медведя мы встречаем.

Руки за голову кладем

И вразвалочку идем.

Вдруг мы видим у куста

Выпал птенчик из гнезда.

Тихо птенчика берем

И назад в гнездо кладем.

Кто-то зайку напугал,

Зайка быстро ускакал.

Скачем быстро мы за ним

И домой скорей спешим.

Прыг-скок, прыг-скок,

Очень радостный денек. (М. Мышковская)

III.Открытие детьми нового знания.Этап предполагает вовлечение детей в процесс самостоятельного поиска и открытия для себя новых знаний.

Ежик продолжает обращение к детям с экрана:  

Дети, когда я шел к вам, на улице был дождь, и везде лужи, их так много и они не высыхают. Вот летом я ходил в гости к зайцу, там после дождя лужи быстро высыхали. Почему я никак не пойму?

Дети выдвигают гипотезы, почему так происходит.

Воспитатель: Ежик, мы тебе сейчас объясним. Ребята, кто сможет рассказать ежику, почему летом лужи высыхают быстро, а зимой нет? (Ответы детей в форме обобщения: летом солнце сильно греет и поэтому  идет быстрое испарение воды из луж; зимой солнце светит, но совсем не греет, поэтому вода испаряется очень медленно).

Воспитатель: Теперь я расскажу вам, как ежи готовятся к зиме.

Поздней осенью обладатели колючей одежды готовятся к зиме. Перво-наперво перестают есть, чтобы очистить кишечник перед долгим прозябанием. Добровольная голодовка, возможно, так «удивляет» бывших обжор, что нарушается координация движений — ежей качает из стороны в сторону. А может, у них кружится голова от воспоминаний о том, как они летом истово запасались жирком, а также аскорбиновой кислотой и витамином Е?  Зимой витамины  нужны отнюдь не меньше жира, помогают ежам при впадении в спячку и при выходе из нее.

Осенью ежи  любят покататься в опавшей листве, чтобы  нанизать ее на иглы.  Они это делают для того, чтобы постель в их норе была мягче и теплее.

Представьте, что зверек с самым коротким именем  благополучно спит. Дыхание ослабло, сердечко бьется еле-еле. Температура тела упала с 34 градусов до двух. Еж стал холоднокровным. Скрючившись, насекомоядный зверь коротает зиму. Таких зим у него может быть  до шести.

Вопрос к детям:  Если еж перезимовал шесть зим, сколько лет по вашему этому ежику? (ответы детей). Иногда молодые ежата — ежата-первогодки часто замерзают.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята,  от чего так происходит? (дети высказывают свои гипотезы и предположения).

Воспитатель: Действительно, оказавшись без родительской помощи, еще не умея, как следует устроиться на зиму, молодые ежата не в силах пережить долгую, холодную зиму.Опытные же, познавшие на своей колючей шкуре, что такое зимняя стужа, успешно переносят зиму и просыпаются с первым повышением температуры воздуха и окончанием ночных заморозков.

Весной еж, спустивший жирок, похож на тряпку. Тело уплощено, колючая шкура болтается, как на вешалке. И если летом он шарил в поисках съестного в темноте, то весной жует почти круглосуточно. Зимовка ежей – это удивительное свойство природы, о котором вы сегодня узнали.

Игра с мячом на ковре: «Подскажи словечко»

- Осенью еж сытый, а весной…… (голодный)

- У зайца хвост короткий, а уши …….(длинные)

- У белки задние лапы длинные, а передние …….(короткие)

- Ёж маленький, а медведь …….(большой)

- Заяц пушистый, а ёж …….(колючий)

- У белки хвост длинный, а у зайца …….(короткий)

- У лисы шерсть мягкая, а у волка …….(жёсткая)

- Ёж зимой спит в норе, а  медведь …… (в берлоге)

- Заяц летом серый, а зимой …….(белый)

- Еж летом бодрствует, а зимой…….(спит).

Воспитатель: Ежик, теперь ты много знаешь и про зимовку  зверей и  про то, как звери готовятся к зиме, как делают заготовки припасов и меняют свои  шубки.

IV. Самостоятельное применение нового знания на практике. На данном этапе происходит вовлечение детей в процесс самостоятельного применения ранее полученных знаний в ходе опытно-экспериментальной деятельности.

Мы, с ребятами хотим показать тебе еще одно удивительное свойство природы. Мы хотим подарить тебе твои любимые лакомства. Это будет нашим подарком для тебя.

Ребята, давайте начнем превращение. Дети проводят эксперимент с проявлением рисунка, нарисованным лимоном.

Воспитатель предлагает детям при помощи ватной палочки, смоченной в соке лимона, контуром изобразить  любимое лакомство ежей на листе бумаги.  Затем, кисточкой нанести на нее «волшебную» воду, заготовленную заранее.

Воспитатель: Смочите свои кисти, и проведи ими по листу бумаги. Ежик, смотри, что происходит у ребят с их листочками. На листах у детей проявляется изображение, нарисованное ранее лимоном. Происходит химическая реакция при смешении воды с легким йодным раствором, который налит в банки- непроливайки.

Воспитатель: Смотрите ребята, у всех вас проявились любимыелакомства ежей. Ежик, мы правильно угадали все то, что ты любишь?

Ежик: Да, спасибо, вам, ребята! Хорошо у вас в гостях. Пора мне домой в лес возвращаться на зимовку.

Воспитатель: Подожди, Ежик! Ребята, как быть с вашими рисунками? Что нам, с ними делать? (Предположения детей о том, как отправить рисунки ежику).

Воспитатель: Давайте скажем Ежику до свидания! Приходи к нам еще на следующий год, как проснешься.

V. Рефлексия (итог). На этом этапе подводится итог занятия в эмоциональном  и смысловом  аспекте,  определяется результат образовательной деятельности с   детьми.

Ребята, как  думаете, вы помогли сегодня ежику?

Вы справились с этой задачей?

Какое у вас сейчас настроение, после помощи лесному зверю?

Что было для вас самым сложным, когда вы помогали ежику?

Какое новое свойство природы вы сегодня узнали?

С чем вы справились быстрее всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект нод "Развитие речи" "Звуковая культура речи: звук "и"

Конспект нод "Развитие речи" во второй младшей группе "Звуковая культура речи, звук "и"...

Конспект по развитию речи для детей с тяжелыми нарушениями речи по сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди»

Цель:Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи с использованием опорных схем на материале русской народной сказки «Гуси- лебеди».Задачи:1. Содействовать приобщению к истокам русской нар...

Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»

Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.В перв...

Конспект НОД (развитие речи) по развитию речи в старшей группе "Путешествие по сказкам"

Данный конспект поможет уточнить и обогатить знания старших дошкольников о русских народных сказках, поможет в развитие речи посредствам художественной литературы....

Конспект по развитию речи "Развитие всех компонентов устной речи через русские народные сказки"

Отправляемся в удивительный мир русских народных сказок. Вспомним названия русских народных сказок и их  героев. К конспекту идет презентация...

Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам"

Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам".Сценарий квеста для детей 5-6 лет.  p { margin-bottom: 0.25cm; direction: lt...