Рекомендации по заучиванию художественных текстов с детьми разного возраста
статья по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Зеленова Галина Викторовна

Рекомендации по заучиванию художественных текстов и проведению таких занятий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация занятий по заучиванию художественных текстов в разных возрастных группах.

В каждой возрастной группе воспитатель заучивает с детьми 1—2 произведения в месяц. Для заучивания наизусть выбираются небольшие тексты:

Детям младшего дошкольного возраста требуется большая наглядность, иногда даже театрализация стихотворения непосредственно перед заучиванием его наизусть. Позднее воспитатель может ограничиться уже только вступительной репликой, но обращение к наглядным пособиям типа муляжей, картинок и т. п., безусловно, остается.

Требования к стихам для малышей таковы:

- простота и четкость ритма;

- краткость самого стишка и отдельных строк;

- простота и ясность знакомых детях образов.

Для заучивания используют коротенькие потешки и стихи (А. Барто «Игрушки», Е. Благина «Огонек», Д. Хармс «Кораблик» и др.) Такие произведения дают возможность частого повторения. Перед детьми этого возраста не стоит задача запомнить стихотворение. Вместе с тем стихи заучиваются в процессе многократного повторения произведения воспитателем (5-6 раз). Стих в 1—2 строфы.

В среднем дошкольном возрасте воспитатель предлагает повторять строчки с ним вместе, а потом просит его одного рассказать все стихотворение, при этом потихоньку подсказывает ему слова, которые тот забыл. Если есть необходимость, с некоторыми младшими дошкольниками воспитатель снова читает вместе: он начинает — ребенок заканчивает строку. После такого упражнения задание для ребенка усложняется: он должен повторять за воспитателем целые строфы (2—4 строки). Заучивание стихов проводится как специальное занятие или как его часть, где ставится задача запомнить произведение. Рекомендуются более сложные произведения (Е. Благина «Мамин день», «Не мешайте мне трудиться», С. Маршак «Мяч» и др.) В этой группе чаще всего используются игровые приемы, наглядный материал. Чем старше дети, тем больше надо опираться на понимание освоение приемов запоминания и выразительного чтения. Надо довести ребенка до понимания смысла.

В старшем дошкольном возрасте воспитатель, повторяя, как обычно, чтение текста 2—3 раза, может предварительно предупредить детей, чтобы они постарались запомнить. Время от времени он обращается то к одному, то к другому ребенку: «Саша, ты стараешься запомнить? Старайся, Сашенька! Сейчас я спрошу тебя». Затем начинаются упражнения в заучивании (как описано выше): чтение вместе с воспитателем «кусков» разной величины. Для лучшего запоминания всего стихотворения старшими дошкольниками воспитатель задает им вопросы по тексту, и дети отвечают цитатами из этого стихотворения. Совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи. Для заучивания рекомендуется более сложные произведения (А.С. Пушкин «Ель растет перед дворцом», И. Суриков «Зима», Е. Благина «Посидим в тишине» и т.д.) Стих в несколько строф (в соответствии с индивидуальными возможностями каждого ребенка).

В подготовительной к школе группе для заучивания дается такой материал как басни И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей», «Лебедь, рак и щука». Занятия усложняются за счет более глубокого анализа. Однако без переусердства над ним, чтобы не потерять художественную красоту. Стих в несколько строф (в соответствии с индивидуальными возможностями каждого ребенка). 

План занятия:

  1. Вступительная реплика (или небольшая беседа) воспитателя. Вначале занятия проводится небольшая беседа, связанная с темой произведения. Нужно настроить детей. Этого можно достичь загадкой, картинкой, игрушкой. Старшим детям можно дать литературный портрет поэта. Заинтересовав детей, воспитать называет жанр и втора произведения.
  2. Чтение воспитателем всего текста. Затем происходит выразительное чтение стихотворения (наизусть) без установки на запоминание. Пауза после зачтения, позволяет детям пережить минуты эмоционального сопереживания. Проводится короткий анализ с последующими вопросами, опирающимися на текст произведения, чтобы дети еще больше прониклись стихом.
  3. Повторение всего текста ребенком с хорошей памятью.
  4. Повторение всего текста ребенком с плохой памятью. Детям с плохой памятью воспитатель помогает: ободряет взглядом, жестом, подсказывает слова, подсказывает (на первых порах просто заставляет имитировать) интонацию.

Перед воспитателем стоят две задачи при заучивании стихов:

- добиваться хорошего запоминания стихов, то есть развивать способность к длительному удерживанию стихотворения в памяти;

- учить детей читать стихи выразительно.

Не рекомендуется заучивать стихи хором

Искажается и пропадает смысл стихотворения. Появляются дефекты речи, закрепляется неправильное произношение. Пассивные дети при хоровом чтении остаются пассивными. Оно так же мешает выразительности, приводит к монотонности, ненужной тягучести, искажению окончаний слов, вызывает у детей быстрое утомление от шума.

Произведение разучивается сразу целиком.

это необходимо для целостного понимания его смысла, структуры образов, гармонии созвучий. А также для правильной тренировки памяти. Дробление стихотворения на строчки для заучивания на разных занятиях обессмысливает произведение, мешает его восприятию, а, следовательно, и запоминанию.

Не следует требовать полного запоминания стихотворения на одном занятии.

Для запоминания текста, по данным психологов, ребенку нужно 8—10 раз повторить его, но не на одном занятии; раза 2—3— припомнить. При заучивании большого по объему произведения допускается припоминание его по частям.

Заучивание с учетом индивидуальных особенностей детей.

Обращается внимание на их склонности, вкусы, отсутствие у остальных детей интереса к поэзии. Молчаливым детям предлагаются ритмичные стихи, потешки, песенки. Застенчивым – приятно услышать свое имя в потешке, поставить себя на место действующего лица.

Необходимо создавать атмосферу «поэзии» в детском саду.

Когда поэтическое слово звучит и на прогулке, и на природе, и в группе. Важно заучивать стихи систематически, а не от случая к случаю, от праздника к празднику.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нетрадиционный подход к заучиванию стихотворных текстов с детьми дошкольного возраста»

Данная разработка раскрывает один из аспектов развития дошкольников – развитие долговременной памяти, который является одним из важнейших критериев при оценке интеллектуальной готовности ребенка...

рекомендации для родителей по работе с детьми разных возрастов по аппликации во время самоизоляции

Сегодня мы все попали в тяжёлую для нас ситуацию. Мы находимся в самоизоляции. И воспитатели, и педагоги, и родители вынуждены находить новые способы общения и взаимодействия, чтобы не допустить пропу...

Методика заучивания стихотворений детьми разного возраста

Заучивание стихотворений - одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей....

«Нетрадиционный подход к заучиванию стихотворных текстов с детьми старшего дошкольного возраста»

laquo;Нетрадиционный подход к заучиванию стихотворных текстов с детьми старшего дошкольного возраста»...

Рекомендации для педагогов «ФОРМИРОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ДЕТЬМИ РАЗНОГО ВОЗРАСТА»

 Взаимоотношения с другими людьми, в т.ч. со сверстниками в группе детского сада, — важная составляющая жизни и деятельности каждого ребенка.   От того, какими будут э...

Семинар "Инновационные формы и методы работы по художественной деятельности с детьми дошкольного возраста как средство развития творческих способностей в разных видах продуктивной деятельности".

Нетрадиционные способы художественно-эстетической деятельности -это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать , экспериментировать и выражать свои мысли в продуктах деятельности....

Семинар "Инновационные формы и методы работы по художественной деятельности с детьми дошкольного возраста как средство развития творческих способностей в разных видах продуктивной деятельности".

Нетрадиционные способы художественно-эстетической деятельности -это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать , экспериментировать и выражать свои мысли в продуктах деятельности....