Игры и упражнения с использованием массажного шарика и кольца Су-джок
картотека по развитию речи (младшая группа)

Сметанина Альбина Леонидовна

Известный педагог В. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках пальцев». Поэтому очень важно развивать мелкую моторику, которая активизирует соседние зоны мозга, отвечающие за речь, а формирование речи способствует развитию мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sudzhok.docx20.43 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения с использованием массажного шарика и кольца Су-джок

Подготовила воспитатель мл. группы: Сметанина А.Л.

      Важнейшим условием всестороннего развития ребенка является хорошо развитая речь. Чем богаче и правильнее речь у ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее его отношения со сверстниками и взрослыми.  В последние годы наблюдается тенденция увеличения числа детей, имеющих  нарушения речевого развития,  общей и мелкой моторики.

 Известный педагог В. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках пальцев». Поэтому очень важно развивать мелкую моторику, которая активизирует соседние зоны мозга, отвечающие за речь, а формирование речи способствует развитию мышления.

         «Рука является вышедшим наружу головным мозгом», писал немецкий философ И. Кант. На кистях рук имеются точки, которые связаны с зонами коры головного мозга. Для активного стимулирования речевых зон  используют Су-Джок терапию.

Метод Су-Джок терапии – ультрасовременное направление акупунтуры. В переводе с корейского «Су» – кисть, «Джок» – стопа. Создатель метода Су-Джок - южно-корейский профессор Пак Чжэ Ву. В основе его метода лежит система соответствия, или подобия, кистей и стоп всему организму в целом. На кистях и стопах в строгом порядке располагаются биологически активные точки, соответствующие всем органам и участкам тела. Соответственно, воздействуя на эти точки, можно влиять на определенный орган человека,  регулировать функционирование внутренних органов.  Поэтому, определив нужные точки, можно развивать речевую сферу ребенка.

          Наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием в коррекционных целях используется Су-Джок терапия. Упражнения с использованием Су-Джок обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а так же способствуют общему укреплению организма. Кроме того, они помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее, создают благоприятный психофизиологический комфорт детям во время занятия.

Приемами Су-Джок терапии являются:

  • массаж кистей специальными шариками и эластичными кольцами,
  • массаж стоп.

Вся работа по данному методу проводится с помощью Су-Джок стимуляторов-массажеров, один из которых представляет собой шарик – две соединенные полусферы, внутри которого, как в коробочке, находятся два специальных кольца, сделанных из металлической проволоки так, что можно их легко растягивать, свободно проходить ими по пальцу вниз и вверх, создавая приятное покалывание. Формы работы с Су-Джок самые разнообразные. Прежде всего, это различные пальчиковые упражнения как шариком Су-Джок, так и с эластичным кольцом. Движения могут быть различными - круговые движения шарика между ладонями, перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони, вращение шарика кончиками пальцев, сжимание шарика между ладонями, сжимание и передача из руки в руку, подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями. Каждое упражнение сопровождается небольшим стишком, потешкой. С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи. Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Эти участки соответствуют головному мозгу. На них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека.

Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, массажным коврикам, коврикам с пуговицами, упражнениями с резиновыми массажными мячиками.

         Таким образом, Су-Джок терапия – это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шариками.

Игры и упражнения с использованием массажного шарика и кольца Су-джок:

Развитие фонематического слуха

Игра «Я на шарик погляжу, все про звуки вам расскажу»

Шарик подбирается в соответствии с характеристикой звука:

Красный – для гласных;

Синий с колечком – для звонких твердых согласных;

Синий без колечка – для глухих твердых согласных;

Зеленый с колечком – для звонких мягких согласных;

Зеленый без колечка – для глухих мягких согласных согласный.

Совершенствование лексико-грамматических категорий

Упражнение «Один-много»

Воспитатель катит су-джок шарик по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.

Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов: на столе коробка, по инструкции воспитателя ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик - в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки. Затем наоборот, ребенок должен описать действия взрослого.

 Развитие памяти и внимания

Упражнение «Слушай и запоминай, повторяй и выполняй»

Дети выполняют инструкцию воспитателя: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину; далее ребенок закрывает глаза, воспитатель одевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.

Слоговой анализ слова

Упражнение « Раздели слова на слоги»

Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.

Автоматизация звуков

Ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука, например, Ш:

На правой руке:

Этот малыш – Илюша, (на большой палец)

Этот малыш – Ванюша, (указательный палец)

Этот малыш – Алеша, (средний палец)

Этот малыш – Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (Мизинец)

На левой руке:

Эта малышка – Танюша, (на большой палец)

Эта малышка – Ксюша, (указательный)

Эта малышка – Маша, (средний)

Эта малышка – Даша, (безымянный),

А меньшую зовут Наташа. (Мизинец).

Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж.

Ходит ежик без дорожек,

Не бежит ни от кого.

С головы до ножек

Весь в иголках ежик.

Как же взять его?

Массаж Су – Джок шарами

(дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)


Этот шарик непростой, (любуемся шариком на левой ладошке)
Он колючий, вот какой.  (накрываем правой ладонью)
Будем с шариком играть (катаем шарик горизонтально)
И ладошки согревать.
Раз катаем, два катаем (катаем шарик вертикально)
Сильней на шарик нажимаем.
Как колобок мы покатаем, (катаем шарик в центре ладошки)
Сильней на шарик нажимаем.(Выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке)
В руку правую возьмём, 
В кулачок его сожмём.(Выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке)
В руку левую возьмём,
В кулачок его сожмём.(Выполняем движения в соответствии с текстом)
Мы положим шар на стол
И посмотрим на ладошки,
И похлопаем немножко,
Потрясём свои ладошки. 

«Шарик» 

Крутить правой рукой правую половинку шарика, левой рукой левую половинку шарика.

Шарик я открыть хочу. 
Правой я рукой кручу. 
Шарик я открыть хочу. 
Левой я рукой кручу.

Массаж пальцев эластичным кольцом.

(Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики)

«Дорожка»

Кольцо на пальчик надеваю. 
И по пальчику качу. 
Здоровья пальчику желаю,
Ловким быть его учу.

Пальчиковая гимнастика в стихах с применением Су – Джок шарика  - уникальное средство для развития речи ребенка.

Пальчиковая игра «Ежик»

Ежик колет нам ладошки,

Поиграем с ним немножко.

Ежик нам ладошки колет -

Ручки к школе нам готовит.

Берем 2 массажных  шарика и проводим ими по ладоням ребенка (его руки лежат на коленях ладонями вверх), делая по одному движению на каждый ударный слог:

Гладь мои ладошки, еж!

Ты колючий, ну и что ж!

Потом ребенок гладит шарики ладошками со словами:

Я хочу тебя погладить.

Я хочу с тобой поладить.

Пальчиковая гимнастика «Мяч»

Дети повторяют слова и выполняют действия в соответствии с текстом.

Я мячом круги катаю,

Взад – вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

Пальчиковая гимнастика «Мебель»

Мебель я начну считать:

Кресло, стол, диван, кровать,

Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет!(Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки)

Вот сколько мебели назвал.(Дети катают Су-Джок между ладонями).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игровых упражнений с использованием массажных шариков Су - Джок для дошкольников

В картотеке предложены игры с массажными шариками Су-Джок в стихотворной форме....

Картотека занятий и игр с использованием массажного шарика и кольца Су-Джок

Картотека занятий и игр с использованием современной образовательной технологии Су-Джок....

Игры с массажным шариком и кольцом Су-Джок

 Игры   с   массажным   шариком и кольцом  Су-Джок...

Игры и упражнения с использованием массажного шарика и кольца Су-Джок

Игры и упражнения с использованием массажного шарика и кольца Су-Джок...

«Игры с использованием массажного шарика и кольца Су-Джок»

Важнейшим условием всестороннего развития ребенка является хорошо развитая речь. Чем богаче и правильнее речь у ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире возможности в познании окр...